Рабочая тетрадь "Контрольные работы по общей биологии. А6

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№53 п. Ильиногорска Володарского района Нижегородской области

Выявить уровень усвоения учебного материала по теме «Клетка».

Проверка понятийного аппарата по теме «Клетка» (10 баллов). Работа с рисунками. Объясните, что изображено на рисунках (5 баллов). Тестовое задание. Выберите правильный вариант ответа Задание на соответствии «органоид-характеристика». Анализ утверждений. Критерии оценок. Самооценка и оценка учителя знаний обучающихся. Рефлексия.

Цитология – это наука, изучающая……… Макроэлементы- …………………………… Микроэлемены -…………………………… Ультромикроэлементы…………………… Денатурация -……………………………….. Ренатурация………………………………….. Ферменты - ………………………………....... Буферность-………………………………….. Кариотип -………………………………………. Хроматин -………………………………………..

1. 3. 2. 4. Подпишите, что изображено под цифрами на рисунках 2, 3.

1.Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки А – обладает избирательной проницаемостью Б – более прочная В – полностью проницаема для различных веществ Г – состоит из клетчатки 2. Цитоплазма не выполняет функцию А – перемещения веществ Б – взаимодействия всех органоидов В – питания Г – защитную 3. Функция лизосом А – окисление белков, жиров, углеводов Б – синтез АТФ В – синтез белков, жиров, углеводов Г - фотосинтез 4. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в А – лизосомах Б – хлоропластах В – вакуолях Г – ядре 5. Синтез белков в клетке осуществляют А – лизосомы Б – хлоропласты В – митохондрии Г - рибосомы 6. «Сборка» рибосом происходит в А – эндоплазматической сети Б - комплексе Гольджи В – цитоплазме Г – ядрышках 7. Митохондрии выполняют функцию А – синтеза органических веществ Б – накопления питательных веществ В – окисления органических веществ Г – фотосинтеза 8. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в А – митохондриях Б – лейкопластах В – эндоплазматической сети Г – комплексе Гольджи 9. Крахмал накапливается в А – хлоропластах Б – ядре В – лейкопластах Г – хромопластах 10. В образовании веретена деления участвует А – цитоплазма Б – клеточный центр В – эндоплазматическая сеть Г - вакуоль

1. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети синтезируются молекулы А – АТФ Б – белков В – липидов Г – углеводов 2. Прокариоты – организмы, не имеющие А – оформленного ядра Б – клеточной оболочки В – жгутиков Г - пластид 3. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют А – пластиды Б – рибосомы В – хромосомы Г – митохондрии 4. Клетка - генетическая единица организма, так как А – все организмы состоят из клеток Б – в клетке протекают реакции обмена веществ В – клетка растет Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки 5. Транспортную функцию выполняет А – комплекс Гольджи Б – эндоплазматическая сеть В – ядро Г – мембрана 6. Белки, жиры и углеводы накапливаются в А – ядре Б – лизосомах В – комплексе Гольджи Г – митохондриях 7. Синтез АТФ происходит в А – вакуолях Б – лизосомах В – хлоропластах Г – митохондриях 8. Фотосинтез происходит в А – хлоропластах Б – лейкопластах В – вакуолях Г – цитоплазме 9. Синтез жиров и углеводов происходит в А – эндоплазматической сети Б – комплексе Гольджи В – лизосомах Г – вакуолях 1 0. На поверхности гладкой эндоплазматической сети синтезируются молекулы А – минеральных солей Б – нуклеотидов В – углеводов, липидов Г – белков

Органоиды Характеристики 1. Плазматическая мем­брана 2. Ядро 3. Митохондрии 4. Пластиды 5. Рибосомы 6. ЭПС 7. Клеточный центр 8. Комплекс Гольджи 9. Лизосомы 10. Жгутики и реснички А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке Б) Синтез белка В) Фотосинтез Г) Движение органоидов по клетке Д) Хранение наследственной ин­формации Е) Немембранные Ж) Синтез жиров и углеводов 3) Содержит ДНК И) Одномембранные К) Обеспечение клетки энергией Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение М) Движение клетки Н) Двухмембранные О) Связь клетки с внешней средой П) Управление делением ядра Р) Есть только у растений С) Есть только у животных Распределите характеристики соответственно органоидам. I вариант (26 баллов)

Распределите характеристики соответственно органоидам. II вариант (26 баллов) Органоиды Характеристики 1. Плазматическая мембрана 2. Ядро 3. Митохондрии 4. Пластиды 5. Рибосомы 6. ЭПС 7. Клеточный центр 8. Комплекс Гольджи 9. Лизосомы 10. Жгутики и реснички А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке Б) Синтез белка В) Фотосинтез Г) Движение органоидов по клетке Д) Хранение наследственной ин­формации Е) Немембранные Ж) Синтез жиров и углеводов 3) Содержит ДНК И) Одномембранные К) Обеспечение клетки энергией Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение М) Движение клетки Н) Двухмембранные О) Связь клетки с внешней средой П) Управление делением ядра Р) Есть только у растений С) Есть только у животных

I вариант. Плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрия, комплекс Гольджи, лизосома. II вариант. Оболочка, гиалоплазма, органоиды, цитоплазма, включения.

I вариант. 1. Рибосома состоит из двух субъединиц. 2. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов - фотосинтез. 3. Бактерии и грибы относятся к прокариотам. 4. Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца. 5. Органоиды - это непостоянные образования клетки. 6. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы. 7. У прокариотов нет оформленного ядра. 8. Жгутики и реснички различаются по длине. II вариант. 1. Клетки животных не имеют клеточной стенки. 2. Растения, животные и грибы относятся к эукариотам. 3. Органоиды - это постоянные образования. 4. Пиноцитоз - это вид фагоцитоза. 5. Рибосомы клетки крупнее рибосом митохондрии. 6. Молекула ДНК эукариотов имеет форму кольца. 7. Пластиды различаются по функциям. 8. Митохондрии, в отличие от пластид, способны самостоятельно делиться, независимо отделения клетки.

57 б.- 46 б. – отлично 45 б.-29 б. – хорошо 28 б.-17 б. –удовлетворительно 16 б. и менее - неудовлетворительно

ФИО ученика___________________________ Класс_________________Вариант_________ Тема «Клетка» Проверка понятийного аппарата по теме «Клетка» Работа с рисунками (5 баллов) Тестовое задание Задание на соответствии Анализ утверждений Самооценка Оценка учителя Итоговая оценка

Удовлетворены ли вы своим уровнем подготовки по теме? Над какими вопросами вам еще необходимо работать?

Жизнедеятельность любого организма должна происходить в строгом соответствии с окружающими его условиями. Для этого необходимо воспринимать, усваивать, правильно обрабатывать и реагировать на сигналы из внешней среды. При этом весь организм должен работать как единое целое, органы которого функционируют упорядоченно и согласованно.

За упорядоченность и согласованность функций отвечает в организме нейрогуморальная система. Она оказывает влияние на системы и органы отдельно, осуществляя контроль над всеми процессами жизнедеятельности в организме. Таким образом сохраняется целостность организма.

Нейрогуморальная регуляция является той формой контроля, при которой переносимые лимфой и кровью вещества и нервные импульсы являются звеньями единого процесса.

Нейрогуморальная регуляция является неотъемлемой частью процесса поддержания внутреннего постоянства организма и уравновешивания его с внешней средой. Ей также принадлежит важная роль в процессах самостоятельного уравновешивания физиологических функций (автоматического поддержания строго постоянного уровня процессов и констант в организме). Нейрогуморальная регуляция соединяет в себе гуморальные и нервные механизмы, являя, таким образом, собой более совершенную форму уравновешивания, чем каждый из них отдельно. Гуморальное звено способствует длительным регулирующим влияниям. Посредством нервного звена производится обеспечение быстрого взаимодействия между различными участками.

Нейрогуморальная организма производится двумя способами. К первому способу относят непосредственное действие гормонов или продуктов обмена в тканях на ЦНС. При этом происходит изменение возбудимости нервных клеток. Например, углекислота в крови действует на клетки а раздражение клеток пищевой системы осуществляется химическим Нейрогуморальная регуляция осуществляется также путем воздействия различных, разносимых по организму при помощи крови, веществ на специальные рецепторы внутренних органов. Они начинают реагировать на изменение в химическом составе и осмотическом давлении жидкостей. Так, например, совместно с клетками дыхательной системы на изменение в содержании углекислоты в крови реагируют хеморецепторы сосудистых стенок.

В нейрогуморальной регуляции принимает участие большое количество специфических и неспецифических продуктов обмена (метаболиты). К ним относят гастроинтестинальные и тканевые гормоны, гистамин, гипоталамические нейрогормоны, широкого спектра олигопептиды, простагландины. Посредством кровотока происходит их распространение по организму. Однако специфические реакции они вызывают только в «результирующих органах» при вступлении в связь с их рецепторами.

Состояние нервных и гуморальных систем в организме определяется по уровню биологически активных продуктов в выделениях и жидких средах. При этом широко применяется иммуноцитохимия, гистохимия, ультраструктурный анализ. Постоянное изменение количественных и качественных соотношений биологически активных продуктов отражает и определяет реактивность, и тонус как центральных, так и периферических отделов в нервной системе, а также определяет жизнедеятельность всего организма в целом. Динамика процессов регуляции зависит, главным образом, от внешних раздражителей и от потребностей организма.

Каждая клетка одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержит ядро.

Форма и размеры ядра зависят от формы и размера клеток. В большинстве клеток имеется одно ядро, и такие клетки называют одноядерными. Существуют также клетки с двумя, тремя, с несколькими десятками и даже сотнями ядер. Это - многоядерные клетки. Встречаются они, например, у простейших, а также в печени, костном мозге, в мышцах и соединительной ткани позвоночных животных.

Жизнь клетки включает два периода: деление, в результате которого образуются две дочерние клетки; период между двумя делениями, который носит название интерфазы.

Строение и функции ядра в разные периоды жизни клетки различны. В ядре неделящейся клетки различают: ядерную оболочку, ядерный сок, ядрышко, хромосомы.

Рисунок 48. Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

Ядерная оболочка отделяет ядро от цитоплазмы и состоит из двух мембран - наружной и внутренней, а между ними находится узкое пространство, заполненное полужидким веществом - рисунко 48 и 55. Наружная и внутренняя мембраны ядерной оболочки имеют такое же строение, как плазматическая мембрана. В ядерной оболочке находится множество мельчайших пор, через которые из ядра в цитоплазму и обратно поступают белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты, вода и разнообразные ионы, т. е. осуществляется непрерывный обмен веществ между ядром и цитоплазмой.


Рисунок 50. Схема строения животной клетки по данным электронного микроскопа


Рисунок 55. Электронно-микроскопическая фотография ядра и участка эндоплазматической сети, расположенной в цитоплазме

Ядерный сок - полужидкое вещество, которое находится под ядерной оболочкой и представляет внутреннюю среду ядра - рисунки 50 и 55. В ядерном соке находятся ядрышки и хромосомы.

В него поступают разнообразные вещества из цитоплазмы и концентрируются все вещества, выходящие из ядра в цитоплазму.

Ядрышко - плотное округлое тельце, размеры которого могут изменяться в широких пределах, от 1 до 10 мкм и больше. Количество ядрышек также меняется в разные периоды жизнедеятельности клетки и организма - от 1 до 10 и более.

В состав ядрышка входят РНК и белок. Ядрышки связаны с хромосомами, они образуются на определенных участках хромосом и в них синтезируется РНК, которая входит в состав рибосом. Поэтому в ядрышке происходит формирование больших и малых частиц рибосом. Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются хромосомы (греч. «хрома» - краска, «сома» - тело) - важнейшая составная часть ядра.

В неделящихся ядрах хромосомы имеют форму тончайших нитей, и потому их нельзя увидеть в световой микроскоп. Эти тончайшие нити, каждая из которых представляет одну молекулу ДНК в соединении с белком, могут иметь длину свыше 1 см. Нитевидные хромосомы неделящихся ядер располагаются в ядерном соке, переплетаются между собой, и различить каждую хромосому в отдельности трудно (рисунок 50, 51, 55). Однако такие сильно вытянутые в длину нитевидные хромосомы, а также участки их хорошо видны с помощью электронного микроскопа.


Рисунок 51. Схема строения растительной клетки по данным электронного микроскопа

Важнейший процесс, совершающийся только в период интерфазы - это синтез ДНК, в результате которого каждая хромосома удваивается. Отметим, что в основе синтеза лежит уникальная способность молекулы ДНК к удвоению. Синтез ДНК протекает в середине интерфазы, и продолжительность его различна у разных видов животных и растений. Например, в клетках млекопитающих этот процесс продолжается 6 - 10 часов и за это время каждая молекула ДНК строит подобную себе вторую молекулу. Следовательно, если до начала синтеза в состав одной хромосомы входила одна молекула ДНК, то после завершения синтеза в состав каждой хромосомы входят две совершенно одинаковые молекулы ДНК.

В течение всего периода интерфазы хромосомы активно осуществляют контроль над всеми процессами жизнедеятельности клетки. Именно в интерфазе в ядре непрерывно происходит синтез РНК, в цитоплазме идет синтез белков, углеводов и жиров, клетки растут. Все это означает, что в период интерфазы клетка активно функционирует, в ней осуществляются все процессы жизнедеятельности, включая питание, дыхание, синтез АТФ, выделение во внешнюю среду разнообразных продуктов обмена веществ.

Во время интерфазы происходит также увеличение числа митохондрий, хлоропластов, элементов аппарата Гольджи, удваивается число центриолей клеточного центра, т. е. клетка готовится к делению. Продолжительность интерфазы различна у разных клеток.

Есть и такие клетки в составе многоклеточного организма, которые не делятся, и интерфаза у них продолжается в течение многих лет. К их числу относятся нервные клетки, утратившие способность к делению и существующие в течение всей жизни организма.

Ген - участок молекулы ДНК, определяющий наследование того или иного признака. Это участок хромосомы.

Хромосомы - носители наследственной информации. Они содержат ДНК в комплексе с основным белком, РНК, кислые белки, липиды, минеральные вещества и фермент ДНК - полимераза, необходимый для репликации.

Функция хромосом - контроль над всеми процессами жизнедеятельности клетки.

Число, форма и размеры хромосом - главный признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера хромосом - причина мутации.

Ген - матрица для синтеза и-РНК, а и-РНК матрица для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК, синтеза и-РНК, белка - основа передачи наследственной информации от гена к признаку, которая определятся молекулами белка. Многообразие белков, их специфичность, многофункциональность - основа формирования различных признаков у организма, реализации заложенных в генах наследственной информации.

Наследственная информация передается путем репликации молекулы ДНК.

Лекция добавлена 28.12.2012 в 00:54:19

Хромосомы - это цитологические палочковидные структуры, представляющие собой конденсированный хроматин и появляющиеся в клетке во время митоза или мейоза. Хромосомы и хроматин - различные формы пространственной организации дезоксирибонуклеопротеидного комплекса, соответствующие разным фазам жизненного цикла клетки. Химический состав хромосом такой же, как и хроматина:

  • ДНК (30–45%),
  • гистоновые белки (30–50%),
  • негистоновые белки (4–33%).
  • нуклеомерный,
  • хромомерный,
  • хромонемный,
  • хромосомный.

Хромосомы: 1 - метацентрическая; 2 - субметацентрическая; 3, 4 - акроцентрические. Строение хромосомы: 5 - центромера; 6 - вторичная перетяжка; 7 - спутник; 8 - хроматиды; 9 - теломеры.

Метафазная хромосома (хромосомы изучаются в метафазу митоза) состоит из двух хроматид (8). Любая хромосома имеет первичную перетяжку (центромеру) (5), которая делит хромосому на плечи. Некоторые хромосомы имеют вторичную перетяжку (6) и спутник (7). Спутник - участок короткого плеча, отделяемый вторичной перетяжкой. Хромосомы, имеющие спутник, называются спутничными (3). Концы хромосом называются теломерами (9).

В зависимости от положения центромеры выделяют:

  • метацентрические (равноплечие)
  • субметацентрические (умеренно неравноплечие) ,

Аутосомы распределены по группам и пронумерованы:

Половые хромосомы не относятся ни к одной из групп и не имеют номера. Половые хромосомы женщины - ХХ, мужчины - ХУ. Х-хромосома - средняя субметацентрическая, У-хромосома - мелкая акроцентрическая.

Функции хромосом:

  • хранение наследственной информации,
  • передача генетического материала от материнской клетки к дочерним.

Социальные кнопки для Joomla

12Следующая ⇒

Лекция №3

Тема: Организация потока генетической информации

План лекции

1. Структура и функции клеточного ядра.

2. Хромосомы: структура и классификация.

3. Клеточный и митотический циклы.

4. Митоз, мейоз: цитологическая и цитогенетическая характеристика, значение.

Структура и функции клеточного ядра

Основная генетическая информация заключена в ядре клеток.

Клеточное ядро (лат. – nucleus ; греч. – karyon ) было описано в 1831г. Робертом Броуном. Форма ядра зависит от формы и функций клетки. Размеры ядер изменяются в зависимости от метаболической активности клеток.

Оболочка интерфазного ядра (кариолемма ) состоит из наружной и внутренней элементарных мембран. Между ними находится перинуклеарное пространство . В мембранах имеются отверстия – поры. Между краями ядерной поры располагаются белковые молекулы, которые образуют поровые комплексы. Отверстие пор закрыто тонкой пленкой. При активных процессах обмена веществ в клетке большинство пор открыто. Через них идет поток веществ – из цитоплазмы в ядро и обратно. Количество пор у одного ядра

Рис. Схема строения клеточного ядра

1 и 2 – наружная и внутренняя мембраны ядерной оболочки, 3

– ядерная пора, 4 – ядрышко, 5 – хроматин, 6 – ядерный сок

достигает 3-4 тысяч. Наружная ядерная мембрана соединяется с каналами эндоплазматической сети. На ней обычно располагаются рибосомы . Белки внутренней поверхности ядерной оболочки формируют ядерную пластинку . Она поддерживает постоянной форму ядра, к ней прикрепляются хромосомы.

Ядерный сок – кариолимфа , коллоидный раствор в состоянии геля, который содержит белки, липиды, углеводы, РНК, нуклеотиды, ферменты. Ядрышко – непостоянный компонент ядра. Оно исчезает в начале клеточного деления и восстанавливается в конце его. Химический состав ядрышек: белок (~90%), РНК (~6%), липиды, ферменты. Ядрышки образуются в области вторичных перетяжек спутничных хромосом. Функция ядрышек: сборка субъединиц рибосом.

Хроматин ядра – это интерфазные хромосомы. Они содержат ДНК, белки-гистоны и РНК в соотношении 1:1,3:0,2. ДНК в соединении с белком образует дезоксирибонуклеопротеин (ДНП). При митотическом делении ядра ДНП спирализуется и образует хромосомы.

Функции клеточного ядра:

1) хранит наследственную информацию клетки;

2) участвует в делении (размножении) клетки;

3) регулирует процессы обмена веществ в клетке.

Хромосомы: структура и классификация

Хромосомы (греч. – chromo – цвет, soma – тело) – это спирализованный хроматин. Их длина 0,2 – 5,0 мкм, диаметр 0,2 – 2 мкм.

Рис. Типы хромосом

Метафазная хромосома состоит из двух хроматид , которые соединяются центромерой (первичной перетяжкой ). Она делит хромосому на два плеча .

Рабочая тетрадь "Контрольные работы по общей биологии.

Отдельные хромосомы имеют вторичные перетяжки . Участок, который они отделяют, называется спутником , а такие хромосомы – спутничными. Концевые участки хромосом называются теломеры . В каждую хроматиду входит одна непрерывная молекула ДНК в соединении с белками-гистонами. Интенсивно окрашивающиеся участки хромосом – это участки сильной спирализации (гетерохроматин ). Более светлые участки – участки слабой спирализации (эухроматин ).

Типы хромосом выделяют по расположению центромеры (рис.).

1. Метацентрические хромосомы – центромера расположена посередине, и плечи имеют одинаковую длину. Участок плеча около центромеры называется проксимальным, противоположный – дистальным.

2. Субметацентрические хромосомы – центромера смещена от центра и плечи имеют разную длину.

3. Акроцентрические хромосомы – центромера сильно смещена от центра и одно плечо очень короткое, второе плечо очень длинное.

В клетках слюнных желез насекомых (мух дрозофил) встречаются гигантские, политенные хромосомы (многонитчатые хромосомы).

Для хромосом всех организмов существует 4 правила:

1. Правило постоянства числа хромосом . В норме организмы определенных видов имеют постоянное, характерное для вида число хромосом. Например: у человека 46, у собаки 78, у мухи дрозофилы 8.

2. Парность хромосом . В диплоидном наборе в норме каждая хромосома имеет парную хромосому – одинаковую по форме и по величине.

3. Индивидуальность хромосом . Хромосомы разных пар отличаются по форме, строению и величине.

4. Непрерывность хромосом . При удвоении генетического материала хромосома образуется от хромосомы.

Набор хромосом соматической клетки, характерный для организма данного вида, называется кариотипом .

Классификацию хромосом проводят по разным признакам.

1. Хромосомы, одинаковые в клетках мужского и женского организмов,называются аутосомами . У человека в кариотипе 22 пары аутосом. Хромосомы, различные в клетках мужского и женского организмов, называются гетерохромосомами, или половыми хромосомами . У мужчины это Х и Y хромосомы, у женщины – Х и Х.

2. Расположение хромосом по убывающей величине называется идиограммой . Это систематизированный кариотип. Хромосомы располагаются парами (гомологичные хромосомы). Первая пара – самые большие, 22-я пара – маленькие и 23-я пара – половые хромосомы.

3. В 1960г. была предложена Денверская классификация хромосом. Она строится на основании их формы, размеров, положения центромеры, наличия вторичных перетяжек и спутников. Важным показателем в этой классификации является центромерный индекс (ЦИ). Это отношение длины короткого плеча хромосомы ко всей ее длине, выраженное в процентах. Все хромосомы разделены на 7 групп. Группы обозначаются латинскими буквами от А до G.

Группа А включает 1 – 3 пары хромосом. Это большие метацентрические и субметацентрические хромосомы. Их ЦИ 38-49%.

Группа В . 4-я и 5-я пары – большие метацентрические хромосомы. ЦИ 24-30%.

Группа С . Пары хромосом 6 – 12: средней величины, субметацентрические. ЦИ 27-35%. В эту группу входит и Х-хромосома.

Группа D . 13 – 15-я пары хромосом. Хромосомы акроцентрические. ЦИ около 15%.

Группа Е . Пары хромосом 16 – 18. Сравнительно короткие, метацентрические или субметацентрические. ЦИ 26-40%.

Группа F . 19 – 20-я пары. Короткие, субметацентрические хромосомы. ЦИ 36-46%.

Группа G . 21-22-я пары. Маленькие, акроцентрические хромосомы. ЦИ 13-33%. К этой группе относится и Y-хромосома.

4. Парижская классификация хромосом человека создана в 1971 году. С помощью этой классификации можно определять локализацию генов в определенной паре хромосом. Используя специальные методы окраски, в каждой хромосоме выявляют характерный порядок чередования темных и светлых полос (сегментов). Сегменты обозначают по названию методов, которые их выявляют: Q – сегменты – после окрашивания акрихин-ипритом; G – сегменты – окрашивание красителем Гимза; R – сегменты – окрашивание после тепловой денатурации и другие. Короткое плечо хромосомы обозначают буквой p, длинное – буквой q. Каждое плечо хромосомы делят на районы и обозначают цифрами от центромеры к теломеру. Полосы внутри районов нумеруют по порядку от центромеры. Например, расположение гена эстеразы D – 13p14 – четвертая полоса первого района короткого плеча 13-й хромосомы.

Функция хромосом: хранение, воспроизведение и передача генетической информации при размножении клеток и организмов.

12Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Тест по теме “Строение клетки” 10 класс

На главную > История > Тест по теме “Строение клетки” 10 класс

1.Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки

А – обладает избирательной проницаемостью Б – более прочная

В – полностью проницаема для различных веществ Г – состоит из клетчатки

2. Цитоплазма не выполняет функцию

А – перемещения веществ Б – взаимодействия всех органоидов

В – питания Г – защитную

3. Функция лизосом

А – окисление белков, жиров, углеводов Б – синтез АТФ

В – синтез белков, жиров, углеводов Г — фотосинтез

4. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в

А – лизосомах Б – хлоропластах В – вакуолях Г – ядре

5. Синтез белков в клетке осуществляют

А – лизосомы Б – хлоропласты В – митохондрии Г — рибосомы

6. «Сборка» рибосом происходит в

А – эндоплазматической сети Б — комплексе Гольджи

В – цитоплазме Г – ядрышках

7. Митохондрии выполняют функцию

А – синтеза органических веществ Б – накопления питательных веществ

В – окисления органических веществ Г – фотосинтеза

8. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в

А – митохондриях Б – лейкопластах

В – эндоплазматической сети Г – комплексе Гольджи

9. Крахмал накапливается в

А – хлоропластах Б – ядре В – лейкопластах Г – хромопластах

10. В образовании веретена деления участвует

А – цитоплазма Б – клеточный центр

В – эндоплазматическая сеть Г — вакуоль

11. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети синтезируются молекулы

А – АТФ Б – белков В – липидов Г – углеводов

12. Прокариоты – организмы, не имеющие

А – оформленного ядра Б – клеточной оболочки

В – жгутиков Г — пластид

13. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют

А – пластиды Б – рибосомы В – хромосомы Г – митохондрии

14. Клетка — генетическая единица организма, так как

А – все организмы состоят из клеток

Б – в клетке протекают реакции обмена веществ

В – клетка растет

Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки

15. Транспортную функцию выполняет

А – комплекс Гольджи Б – эндоплазматическая сеть

В – ядро Г – мембрана

16. Белки, жиры и углеводы накапливаются в

А – ядре Б – лизосомах В – комплексе Гольджи Г – митохондриях

17. Синтез АТФ происходит в

А – вакуолях Б – лизосомах В – хлоропластах Г – митохондриях

18. Фотосинтез происходит в

А – хлоропластах Б – лейкопластах В – вакуолях Г – цитоплазме

19. Синтез жиров и углеводов происходит в

А – эндоплазматической сети Б – комплексе Гольджи

В – лизосомах Г – вакуолях

Выберите правильный вариант ответа

На поверхности гладкой эндоплазматической сети синтезируются молекулы

А – минеральных солей Б – нуклеотидов

В – углеводов, липидов Г – белков

Вы прочитали ответ на вопрос Тест по теме “Строение клетки” 10 класс и если понрвился материал то запиши в закладки — » Тест по теме “Строение клетки” 10 класс ? .

  • Каким должен быть рацион беременной женщины?
  • Что такое локальные сети?
  • Сегодня почти у каждого дома есть персональный компьютер и возможно многие работают в домашних локальных компьютерных сетях. Так что же такое локальная сеть? Локальная сеть — это совокупность компьютеров и других сетевых устройств: сетевых принтеров, факсов, МФУ, и всевозможному коммутационному оборудованию: модемы, хабы, коммутаторы, маршрутизаторы, которые физически связаны проводными и беспроводными каналами связи. Локальные сети могут организовываться даже в домашних условиях. Особенно легко это сделать при помощи беспроводных каналов связи.

  • В чем принцип раздельного питания?
  • Основа метода раздельного питания — в составлении рациона, учитывающего совместимость отдельных продуктов для пищеварения. В неограниченных количествах возможно потребление свежих овощей и фруктов и ограничение потребления консервантов всех видов, а также сахара, конфет, освежительных напитков и тому подобного. Рекомендуется щадящий способ кулинарной обработки, чтобы максимально сохранить важные для здоровья и жизни компоненты. Поддержание таких условий позволяет уменьшать траты энергии на пищеварение, держать кислотно-щелочное равновесие и создает оптимальные условия к оптимальному функционированию

  • Что такое DC++?
  • Что такое WiMAX?
  • Сегодня технология беспроводной связи тесно вошли в нашу жизнь. Если еще несколько лет назад слово WI-FI было экзотикой, то сейчас почти в каждом доме есть одна, а то и несколько WI-FI, которые предоставляют доступ к локальным сетям и сети интернет. Однако технологии не стоят на месте и сейчас все популярнее становятся беспроводная технология предоставления доступа WiMAX. Что же такое WiMAX? Сегодня многие компании делают ставку на использовании технологии WiMAX.

Хромосома — постоянный компонент ядра, отличающийся особой структурой, индивидуальностью, функцией и способностью к самовоспроизведению, что обеспечивает их преемственность, а тем самым и передачу наследственной информации от одного поколения растительных и животных организмов к другому.

Размеры хромосом у разных организмов варьируют в широких пределах. Длина хромосом может колебаться от 0,2 до 50 мкм. Число хромосом у различных объектов также значительно колеблется, но характерно для каждого вида животных или растений. Совокупность числа, величины и морфологии хромосом называется кариотипом данного вида.

Хромосомы животных и растений представляют собой палочковидные структуры разной длины с довольно постоянной толщиной, у большей части хромосом удается легко найти зону первичной перетяжки, которая делит хромосому на два плеча. В области первичной перетяжки находится центромера , где расположен кинетохор . Некоторые хромосомы имеют вторичную перетяжку .

В конце интерфазы каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид. Каждая из них, в свою очередь, состоит из двух половинок – полухроматид или хромонем. Хромонемы содержат уплотненные участки – хромомеры, которые в световом микроскопе имеют вид темноокрашенных гранул. Их число, положение и величина в обеих хроматидах одинаковы и для каждой хромосомы относиельно постоянны. Расстояния между хромомерами называются межхромомерными участками.

Когда говорят о морфологии хромосом, то принимают во внимание следующие признаки: длину плеч, положение центромеры, наличие вторичной перетяжки или спутника. Спутники разных хромосом отличаются по форме, величине и длине нити, соединятющей их с основным телом.

Спутник – это хромосомный сегмент, чаще всего гетерохроматический, расположенный дистально от вторичной перетяжки. По классическим определениям спутник – сферическое тельце с диаметром, равным диаметру хромосомы или меньше его, которое связано с хромосомой тонкой нитью. Выделяют следующие 5 типов спутников:

1. микроспутники – сфероидальной формы, маленькие спутники с диаметром вдвое или еще меньше диаметра хромосомы;

2. макроспутники – довольно крупные формы спутников с диаметром, превышающим половину диаметра хромосомы;

3. линейные С. — спутники, имеющие форму длинного хромосомного сегмента.

Учебная презентация

Вторичная перетяжка значительно удалена от терминального конца;

4. терминальные С. – спутники, локализованные на конце хромосомы;

5. интеркалярные С. – спутники, локализованные между двумя вторичными перетяжками.

Вторичная перетяжка, соединяющая спутник с телом хромосомы, способна к участию в процессе формирования и сборки ядрышек. Такая вторичная перетяжка поэтому называется еще ядрышковым организатором.

Спутник вместе с вторичной перетяжкой составляют спутничный район. Вторичные перетяжки могут быть у одних хромосом на длинном плече, у других — на коротком. Концевые участки хромосомы называют теломерами. Особенность их состоит в том, что они не способны к соединению с другими участками хромосом.

Нормальная длина каждой хромосомы и суммарная длина всех хромосом кариотипа постоянна. Морфология хромосомы определяется в первую очередь положением центромеры. В соответствии с местом расположения центромеры выделяют основные формы хромосом: метацентрические, субметацентрические, акроцентрические и изохромосомы.

Метацентрические хромосомы отличаются тем что плечи у них одинаковой или почти одинаковой длины. Субметацентрические хромосомы имеют плечи разной длины. У акроцентрических хромосом центромера расположена к близко к одной из теломер.

Изохромосомы – моноцентрические хромосомы с двумя генетически идентичными плечами, появляющиеся как результат неправильного деления центромеры после разрыва и воссоединения сестринских хроматид в области центромеры. Изохромосома имеет одинаковые плечи в результате деления центромеры по горизонтали. Дицентрические и ацентрические изохромосомы образуются после разрыва сестринских хроматид вне центромерной области и воссоединения их в центрические и ацентрический фрагменты.

Хроматин — основной компонент клеточного ядра. В среднем в хроматине 40% приходится на ДНК и около 60% на белки. В структурном отношении хроматин представляет собой нитчатые комплексные молекулы дезоксирибонуклеопротеида, которые состоят из ДНК, ассоциированной с гистонами и иногда еще с негистоновыми белками. Способность к дифференциальному окрашиванию легла в основу выявления двух фракций хроматина – гетеро – и эухроматина. Хейтц, открывший это явление, нашел, что определенные участки хромосом остаются в конденсированном состоянии в течении всего клеточного цикла и назвал их гетерохроматин, а участки, деконденсирующиеся в конце митоза и слабо окрашенные – эухроматином. Гетерохроматиновые участки функционально менее активны, чем эухроматиновые, в которых и локализована большая часть известных генов. Однако, гетерохроматин имеет определенное генетическое влияние; к примеру, определяющие пол хромосомы не могут рассматриваться как генетически неактивные, хотя они часто полностью состоят из гетерохрома тина. Кроме того, установлено, что стабильность генетического выражения эухроматина обуславливается близостью к гетерохроматину.

12345678910Следующая ⇒

Функции хромосом

Хромосомы - структуры клетки, хранящие и передающие наследственную информацию. Хромосома состоит из ДНК и белка. Комплекс белков, связанных с ДНК, образует хроматин. Белки играют важную роль в упаковке молекул ДНК в ядре.

Основу хромосомы составляет одна непрерывная двухцепочечная молекула ДНК; длина ДНК одной хромосомы может достигать нескольких сантиметров. Понятно, что молекула такой длины не может располагаться в клетке в вытянутом виде, а подвергается укладке, приобретая определенную трехмерную структуру, или конформацию. Можно выделить следующие уровни пространственной укладки ДНК и ДНП:

1) нуклеосомный (накручивание ДНК на белковые глобулы),
2) нуклеомерный,
3) хромомерный,
4) хромонемный,
5) хромосомный.

В процессе преобразования хроматина в хромосомы ДНП образует не только спирали и суперспирали, но еще петли и суперпетли. Поэтому процесс формирования хромосом, который происходит в профазу митоза или профазу 1 мейоза, лучше называть не спирализацией, а конденсацией хромосом.

Метафазная хромосома (хромосомы изучаются в метафазу митоза) состоит из двух хроматид. Любая хромосома имеет первичную перетяжку (центромеру), которая делит хромосому на плечи. Некоторые хромосомы имеют вторичную перетяжку и спутник. Спутник - участок короткого плеча, отделяемый вторичной перетяжкой. Хромосомы, имеющие спутник, называются спутничными. Концы хромосом называются теломерами. В зависимости от положения центромеры выделяют:

а) метацентрические (равноплечие),
б) субметацентрические (умеренно неравноплечие),
в) акроцентрические (резко неравноплечие) хромосомы.

Молекула ДНК. Фото: Christian Guthier

Соматические клетки содержат диплоидный (двойной - 2n) набор хромосом, половые клетки - гаплоидный (одинарный - n). Диплоидный набор аскариды равен 2, дрозофилы - 8, шимпанзе - 48, речного рака - 196. Хромосомы диплоидного набора разбиваются на пары; хромосомы одной пары имеют одинаковое строение, размеры, набор генов и называются гомологичными.

Кариотип - совокупность сведений о числе, размерах и строении метафазных хромосом. Идиограмма - графическое изображение кариотипа. У представителей разных видов кариотипы разные, одного вида - одинаковые. Аутосомы - хромосомы, одинаковые для мужского и женского кариотипов. Половые хромосомы - хромосомы, по которым мужской кариотип отличается от женского.

Хромосомный набор человека (2n = 46, n = 23) содержит 22 пары аутосом и 1 пару половых хромосом.
Половые хромосомы не относятся ни к одной из групп и не имеют номера. Половые хромосомы женщины - ХХ, мужчины - ХУ.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ.

Х-хромосома - средняя субметацентрическая, У-хромосома - мелкая акроцентрическая.

В области вторичных перетяжек хромосом групп D и G находятся копии генов, несущих информацию о строении рРНК, поэтому хромосомы групп D и G называются ядрышкообразующими.

Функции хромосом

Функция хромосом заключается:

— В хранении наследственной информации. Хромосомы являются носителями генетической информации.

— В передаче наследственной информации. Наследственная информация передается путем репликации молекулы ДНК.

— В реализации наследственной информации. Благодаря воспроизводству того или иного типа и-РНК и соответственно того или иного типа белка осуществляется контроль над всеми процессами жизнедеятельности клетки и всего организма.

Рабочая тетрадь «Контрольные работы по общей биологии»

СОДЕРЖАНИЕ

Темы контроля и оценки результатов обучения

Количество часов

Контрольные работы

1.Клетка, её строение и состав.

2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

3.Решение задач на законы Менделя.

4.История развития жизни на Земле.

5. Основы экологии.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Клетка, её строение и состав».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Проверка знаний по основным компонентам и органойдам клетки, строению и значению в жизни клетки неорганических и органических веществ; умений выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке.

Вариант№1

1.Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки:
А – обладает избирательной проницаемостью Б – более прочная
В – полностью проницаема для различных веществ Г – состоит из клетчатки
2. Цитоплазма не выполняет функцию:
А – перемещения веществ Б – взаимодействия всех органоидов
В – питания Г – защитную
3. Функция лизосом:
А – окисление белков, жиров, углеводов Б – синтез АТФ
В – синтез белков, жиров, углеводов Г - фотосинтез
4. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в:
А – лизосомах Б – хлоропластах

В – вакуолях Г – ядре
5. Синтез белков в клетке осуществляют:
А – лизосомы Б – хлоропласты

В – митохондрии Г - рибосомы
6. «Сборка» рибосом происходит в:
А – эндоплазматической сети Б - комплексе Гольджи
В – цитоплазме Г – ядрышках
7. Митохондрии выполняют функцию:
А – синтеза органических веществ Б – накопления питательных веществ
В – окисления органических веществ Г – фотосинтеза
8. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в:
А – митохондриях Б – лейкопластах
В – эндоплазматической сети Г – комплексе Гольджи
9. Крахмал накапливается в:
А – хлоропластах Б – ядре

В – лейкопластах Г – хромопластах
10. В образовании веретена деления участвует:
А – цитоплазма Б – клеточный центр
В – эндоплазматическая сеть Г – вакуоль

Вариант№2

1. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети синтезируются молекулы:
А – АТФ Б – белков

В – липидов Г – углеводов
2. Прокариоты – организмы, не имеющие:
А – оформленного ядра Б – клеточной оболочки
В – жгутиков Г - пластид
3. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют:
А – пластиды Б – рибосомы

В – хромосомы Г – митохондрии
4. Клетка - генетическая единица организма, так как:
А – все организмы состоят из клеток
Б – в клетке протекают реакции обмена веществ
В – клетка растет
Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки
5. Транспортную функцию выполняет:
А – комплекс Гольджи Б – эндоплазматическая сеть
В – ядро Г – мембрана
6. Белки, жиры и углеводы накапливаются в:
А – ядре Б – лизосомах

В – комплексе Гольджи Г – митохондриях
7. Синтез АТФ происходит в:
А – вакуолях Б – лизосомах

В – хлоропластах Г – митохондриях
8. Фотосинтез происходит в:
А – хлоропластах Б – лейкопластах

В – вакуолях Г – цитоплазме
9. Синтез жиров и углеводов происходит в:
А – эндоплазматической сети Б – комплексе Гольджи
В – лизосомах Г – вакуолях
10. На поверхности гладкой эндоплазматической сети синтезируются молекулы:
А – минеральных солей Б – нуклеотидов
В – углеводов, липидов Г – белков

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: систематизировать и обобщить знания о бесполом и половом размножении, процессе оплодотворения, закономерностях зародышевого и послезародышевого развития организмов; умений определять формы размножения организмов, анализируя конкретные примеры из мира растений и животных.

ВАРИАНТ №1

1. Увеличение числа организмов – это: а) расселение б) размножение

в) оплодотворение г) питание

2. Мужская половая клетка называется: а) яйцеклетка б) зигота

в) сперматозоид г) зародыш

3. Размножение частями или клетками тела называется: а) бесполым

б) половым в) семенным

4. При половом размножении участвуют родители в количестве: а) 1 б)2 в) 3

5. Цветок фиалку размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

6. Огурцы размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

7. Лук размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

8. Плод- это хранилище ……, их может быть 1 или ……….

9. Растения …… передвигаться, поэтому семена и плоды расселяются при помощи……., …….,…….

Задание 3. Ответь на вопрос:

10. Каково значение размножения?

ВАРИАНТ №2

Задание 1. Выбери верный ответ:

1. Слияние половых клеток – это а) оплодотворение б) размножение

в) расселение г) дыхание

2. Женская половая клетка называется: а) яйцеклетка б) зигота

в) сперматозоид г) зародыш

3. Размножение при помощи половых клеток называется: а) бесполым б)половым в) вегетативным

4. При бесполом размножении участвуют родители в количестве: а) 1б)2 в) 3

5. Картофель размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

6. Чеснок размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

7. Помидоры размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

Задание 2. Вставь пропущенные слова по смыслу:

8. Семя растения порыто….., внутри находится ……

9. Если у семян одуванчика есть …….., крылатки у ……… – значит, они расселяется при помощи ……

Задание 3. Ответь на вопрос:

10. Каково значение бесполого размножения?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Решение задач на законы Менделя».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: научиться составлять простейшие схемы скрещивания на основе предложенных данных, используя законы Менделя.

Вариант №1

Задача 1. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение.

Р : аа х Аа
гаметы: (а ) (А ) (а )
F 1 : Аа ,аа,
где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Задача 2.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. Р : АА х аа ; F 1 : Aa .
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Вариант №2

Задача 1. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1: 2: 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Решение.

Р : A + A х A + A
пестрые пестрые
гаметы: (А + ) (А ) (А + ) (А )
F 1 : 1А + А + :2 А + A : 1AA
черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.

Задача 2. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Решение.

Р : Aa х aa
гаметы: (А ) (а ) (а )
F 1 : 1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки – Аа , то есть она нечистопородна.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

Тема : «История развития жизни на Земле».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: обобщить знания учащихся об условиях возникновения жизни на Земле, об основных ароморфозах у организмов в разных эрах; умений обосновывать значение ароморфозов для эволюции.

    Утверждает, что жизнь на Земле занесена из космоса:

А) теория абиогенеза Б) теория биогенеза

В) теория панспермии Г) теория креационизма

    Стегоцефал - представитель древних:

А) земноводных Б) рептилий

В) рыб Г) птиц

    Пышные леса, образованные гигантскими папоротниками, хвощами, плаунами характеризуют:

А) юрский период Б) каменноугольный период

В) триасовский период Г) силурийский период

    Динозавры – это:

А) древние земноводные Б) древние пресмыкающиеся

В) древние млекопитающие

    Доказал невозможность самозарождения микроорганизмов в колбе с питательным бульоном:

А) Л. Пастер Б) Ф.Реди

В) В. Гельмонт Г) Спалланцани

    Гипотезу зарождения жизни на Земле в ходе химической эволюции, первым опубликовал в 1924 году:

А) А.Опарин Б) Д. Холдейн

В) С. Миллер Г) Л. Пастер

    Первые одноклеточные организмы появившиеся на Земле были:

А) автотрофы Б) гетеротрофы

    Люди современного типа появились в:

А) меловой период Б) каменноугольный период

В) девонский Г) четвертичный

    Птицы произошли от:

А) млекопитающих Б) рептилий

В) амфибий Г) рыб

    Первые живые организмы на Земле появились в:

А) протерозойской эре Б) палеозойской эре

В) архейской эре Г) мезозойской эре

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5

Тема : «Основы экологии».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: систематизировать и обобщить знания об основах экологии; развитие мыслительных способностей учащихся, формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы.

Итоговый тест

к теме « Основы экологии».

    Термин «экология» впервые ввел ученый:
    а) Элтон
    б) Вернадский
    в) Геккель

    Экологические факторы – это…:
    а) факторы, связанные с влиянием организмов друг на друга
    б) любые свойства или компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организмы
    в) факторы, связанные с влиянием окружающей среды на человека

    Абиотические факторы – это…:
    а) экологические факторы среды, относящиеся к неживой природе
    б) экологические факторы среды, показывающие способы воздействия человека на живые организмы
    в) экологические факторы среды, связанные с влиянием организмов друг на друга

    Биоценоз – это…:
    а) население вида на определенной территории
    б) биологический ритм жизни
    в) весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов

    Редуценты – это…:
    а) организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных
    б) зеленые растения, создающие из биогенных элементов органическое вещество
    в) потребители органического вещества, перерабатывающие его в новые формы

    К космическим ресурсам относятся:
    а) солнечная радиация, энергия приливов и отливов
    б) энергия солнца, энергия ветра
    в) энергия звезд и энергия планет

    Как давно возникла биосфера?
    а) 7 млрд. лет назад
    б) 3,5 – 4,5 млрд. лет назад
    в) 25 млн. лет назад

    Укажите синоним биосферы -
    а) эдасфера
    б) жилая зона
    в) экосфера

    В составе биосферы преобладают:
    а) азот и кислород
    б) водород и углерод

    К мировым экологическим проблемам относятся:
    а) озоновые дыры
    б) парниковый эффект
    в) высокая смертность

    Какая из перечисленных экосистем наиболее крупная:
    а) ландшафт
    б) лес
    в) биосфера

    Какое вещество определяет плодородие почвы:
    а) земля
    б) гумус
    в) глина

    Где наиболее велико экологическое разнообразие:
    а) в липняке
    б) в тропическом лесу
    в) в бору

    Какой вид деятельности является главным в использовании лесов:
    а) заготовка грибов и ягод
    б) заготовка лекарственных растений
    в) заготовка древесины

    Чему способствует уменьшение озонового слоя:
    а) росту уровня заболеваемости раком кожи у людей
    б) возникновению парникового эффекта
    в) повышает иммунитет у людей

    Какой из перечисленных газов является основным загрязнителем воздуха:
    а) бор
    б) оксид серы
    в) диоксид углерода

    Каким полезным для человека свойством обладают фитонциды, выделяемые растениями:
    а) увлажняют атмосферу
    б) улучшают газообмен
    в) убивают микроорганизмы

    Процесс развития городов с увеличением их доли в биосфере:
    а) агломерация
    б) урбанизация
    в) мелиорация

    Что имеет наибольший период разложения (более 1000 лет) в природной среде:
    а) консервная банка
    б) стекло
    в) полиэтиленовый пакет

    С чем связанно загрязнение почвы тяжелыми металлами:
    а) с использованием навоза как удобрения
    б) с автомашинами, использующими этилированный бензин
    в) с внесением фосфорных удобрений

    Чему в большей степени соответствуют кислотные дожди:
    а) сухому вину
    в) серной кислоте
    г) яблочному уксусу

    По какой причине опадающие листья с деревьев в городе лучше не сжигать:
    а) они имеют неприятный запах
    б) содержат неприятные вещества
    в) создают при этом густой дым

    К наиболее острым проблемам города Перми с экологической точки зрения относятся проблемы связанные с:
    а) атмосферным загрязнением
    б) перенаселением

  1. Какой способ используется в очистных сооружениях с физической очисткой:
    а) отстаивание
    б) осаждение
    в) электролиз

    Какие из станций, вырабатывающих энергию менее опасны:
    а) ГЭС
    б) АЭС
    в) ТЭС

    На сколько лет хватит запасов угля:
    а) 40-50
    б) 250
    в) они не ограничены

    К особо охраняемым территориям относятся:
    а) заказники
    б) пастбища
    в) городские скверы

    В ведении субъекта РФ могут находиться следующие особо охраняемы территории:
    а) природные парки
    б) заповедники
    в) национальные парки

    В ведении органов местного самоуправления могут находиться следующие особо охраняемые территории:
    а) заповедники
    б) национальные парки
    в) лечебно-оздоровительные местности

    Территории, каких особо охраняемых объектов полностью изымаются из хозяйственного использования:
    а) заповедники
    б) заказники
    в) национальные парки

    Плотность популяции прежде всего зависит от:
    а) дефицитного ресурса
    б) климата
    в) ландшафта

    Как называется любая совокупность взаимодействующих организмов и условий среды:
    а) ареал
    б) ландшафт
    в) экосистема

    Что составляет основную часть используемых человеком водных ресурсов:
    а) речной сток
    б) воды морей и озер
    в) ледниковые воды

    Какой из предлагаемых объектов природной среды может быть отнесен к природным ресурсам:

а) лекарственные препараты

б) лекарственные растения

в) конфеты

35. Для растений ресурсами являются:

б) минеральные соли

в) солнечная энергия

г) органические вещества

д) углекислый газ.

36. Назовите источники шума в городе:

а) транспорт

б) промышленные предприятия

в) строительные площадки

г) бытовые приборы

37. Экология - наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду

б) влияние загрязнений на здоровье человека

в) влияние деятельности человека на окружающую среду

г) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой обитания

38. Для животных ресурсами являются:

б) органические вещества

в) солнечная энергия

г) углекислый газ

д) кислород

39. Озоновый слой нашей планеты расположен в оболочке, называемой:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) ионосфера

40. Кислотные осадки содержат следующие кислоты:

а) серную

б) азотную

в) фосфорную

г) соляную

41. Накопление в атмосфере углекислого газа может вызвать:

а) климатические сдвиги

б) образование ископаемых остатков

в) появление озоновых дыр

42. Какова причина возникновения «озоновых дыр»?

а) увеличение выбросов углекислого газа

б) увеличение выбросов фреонов

в) увеличение выбросов пыли в атмосферу

43. К озоноразрушающим веществам относятся:

а) углекислый газ

б) фреоны

44. Наиболее типичным для нашей местности является природное сообщество:

а) широколиственного леса

в) смешанного леса

45. Соли ртути попадают в организм человека:

а) с растительной пищей

б) с рыбными продуктами

в) через воздух

г) с консервированными продуктами

Критерии оценки:

5 баллов – от 1 - 5 ошибок - 90%

4 балла – от 6 - 9 ошибок - 80%

3 балла – от 10-18 ошибок - 60%

2 балла – более 18 ошибок - менее 60%