Национальный состав российской империи. Народы Российской империи во второй половине XIX в

Российская империя была многонациональным государством. В конце 1850-х гг. оживилось на­ционально-освободительное движение в Польше. Приступая к подготовке и проведению либераль­ных реформ, Александр II не мог игнорировать необходимость решения национальных проблем. В Польше был смягчен полицейский режим. Учрежденный в 1861 г. государственный совет для Царства Польского состоял из поляков. Наместником в Польше стал великий князь Константин Николаевич - сторонник либеральных преобразований. Однако большинство поляков стремились освободиться от русской зависимости и создать в прежних границах независимое польское госу­дарство. Сотрудничать с российским правительством они отказывались. Основные политические силы были разделены современниками на два типа - «красных» и «белых».

«Белые» выражали интересы польской аристократии (помещики, крупная буржуазия), рас­считывали добиться восстановления автономии Королевства Польского на основе конституции 1815 г.

«Красные» опирались на революционно настроенную городскую молодежь (часть буржуазии и шляхетских кругов). Они стремились к восстановлению независимости Польши путем восста­ния. «Красные» связывали эту задачу с борьбой за интересы крестьянства. В отличие от «белых», которые были против постановки крестьянского вопроса, «красные» предлагали отменить барщи­ну и оброк и наделить крестьян землей без выкупа.

В начале 1860-х гг. «красные» создали повстанческую организацию, руководство которой бы­ло доверено Ярославу Домбровскому. Члены организации смогли установить контакты с русским революционным движением, намереваясь вместе и одновременно с обществом «Земля и воля» поднять восстание.

Поводом к восстанию в Польше стало проведение в ее городах рекрутского набора. Постав­ленный во главе польской администрации маркиз А. Велепольский, известный либерал, решил таким образом призвать на военную службу заподозренных в революционной деятельности моло­дых людей.

В ответ на это в январе 1863 г. Центральный национальный комитет «красных» объявил себя временным правительством и издал закон, провозглашавший крестьян собственниками земельных наделов. Государство брало на себя обязательство выплатить помещикам стоимость утраченных земель. Одновременно было организовано нападение на несколько русских гарнизонов. Вскоре вос­ставшие опубликовали Манифест, провозглашавший независимость Польши, а также политичес­кое и национальное равноправие. Через несколько недель к восстанию примкнули также «белые». Весной-осенью 1863 г. шла борьба за руководство восстанием. «Белые» медлили с проведением в жизнь аграрных декретов, не пошли на организацию народного ополчения. К руководству вновь пришли «красные». Между тем повстанческие отряды терпели военное поражение. К маю 1864 г. восстание было подавлено. Большую роль в поражении восстания сыграли действия правительства Александра II, которое узаконило реформы, разработанные повстанцами. Крестьяне становились собственниками наделов, находившихся прежде в их пользовании. Часть безземельных крестьян получала небольшие наделы за выкуп. После подавления восстания правительство повело наступ­ление на остатки автономии Польши. На ее территорию было распространено общероссийское управление. На административные, педагогические, церковные должности назначались русские кадры. Польских дворян лишили права избирать предводителей дворянства - их теперь назна­чали в Петербурге. Название царство Польское было заменено другим - Привислинский край.



Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Алек­сандра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г. был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последую­щих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием. В учебных заведени­ях вводилось обучение на финском языке.

В 1860-1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые ба­тальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора.

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные нацио­нальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс.

Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признава­ло их языка и культуры.

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации - грома­ды - были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на укра­инском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Алек­сандра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел запретил печатать учебно-популярную литературу, ставить спектакли и проводить концерты на украинском языке.

В 1850-1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке.

Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции - «Го­мон». Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переве­дены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

Более гибкую национальную политику правительство Александра II было вынуждено про­водить в Поволжье. Политика насильственной христианизации народов Поволжья не принесла ожидаемых результатов. Часть новокрещеных возвратилась к традиционным религиозным веро­ваниям.

В 1860-1870-х гг. XIX в. у народов Поволжья формировалась национальная интеллигенция. Большой вклад в развитие культуры татарского народа внес педагог и писатель Каюм Насыри. Им были составлены научная грамматика татарского языка, учебники по математике, геогра­фии, истории, открыта в Казани первая русско-татарская школа. Каюм Насыри заложил основу современного татарского литературного языка.

Просветитель И. Я. Яковлев стал создателем современной чувашской письменности и литера­туры, основал Симбирскую чувашскую учительскую школу.

Русская культура оказала влияние на формирование национальных культур. В частности, в это дело внесло свой вклад возникшее при Казанском университете русское физико-матема­тическое общество. Сам университет, в котором преподавали такие известные русские ученые, как А. М. Бутлеров, В. М. Бехтерев и др., и среди выпускников которого значатся писатели Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, И. И. Лажечников, также оказал благотворное влияние на разви­тие татарской культуры.

В то же время правительство Александра II окончательно уничтожило административно-поли­тическую самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжье.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг. было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как след­ствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представите­лей творческой интеллигенции. Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейс­кое представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государст­венные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности. Для еврейских детей вводи­лись ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности. Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Более гибкой стала политика царизма на Кавказе. Здесь оказывалась поддержка высшему и среднему духовенству. Из выборных представителей горских народов состоял особый суд, кото­рый был введен для решения дел «в духе народных воззрений».

Военный министр Д. А. Милютин настаивал на том, чтобы не затрагивать религию и обычаи горцев, их образ жизни, стараться согласовывать политику России с интересами самих горцев. В свете этих представлений была решена судьба лидера горцев Северного Кавказа, а теперь плен­ника, Шамиля. Его доставили в Петербург с большими почестями, ему и его семье было назначено денежное содержание за счет казны. Шамиль со своими родными был поселен в Калуге. Подобное отношение правительства к Шамилю должно было укрепить доверие горских народов к царю и снять их враждебность.

Сочетая в своей национальной политике жесткое давление и либеральные методы, царизм до­бивался сохранения единства многонационального Российского государства.

Эта задача оставалась одной из главных и во внутренней политике Александра III. Ближай­ший советник императора, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, отводя право­славию решающую роль в деле укрепления самодержавия, стремился распространить его среди нерусских народов империи.

К тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию, применялись строгие меры. Буддисты - калмыки и буряты - подвергались преследованиям. Им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения.

Была также определена национальная политика царизма в Прибалтике, Финляндии и Польше.

Со второй половины 1880-х гг. было введено обязательное преподавание учебных дисциплин в государственных и частных учебных заведениях на русском языке. Во всех учреждениях Прибал­тики делопроизводство было переведено на русский язык. Даже городу Дерпту в начале 1890-х гг. было возвращено старое русское название.

Аналогичная политика проводилась в Польше. Там для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям. Из государственной школы исчезли польский и литовский языки.

В Финляндии на русский язык была переведена переписка высших чиновников. По указу Александра III все местные финские законопроекты должны были передаваться на рассмотрение соответствующим министерствам в Петербурге.

Если национальная политика Александра III была ужесточена в Прибалтике, Польше и Фин­ляндии (где проводилась русификация), а также ущемляла права евреев, то в отношении народов Средней Азии продолжал проводиться довольно гибкий курс.

К верованиям и традициям мусульманских народов правительство и местная русская админис­трация относились терпимо. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправ­ления. Российские власти смогли расположить к себе как богатую верхушку, так и трудящееся население Средней Азии. Представителей знати, сотрудничавших с местной российской админис­трацией, поощряли денежным вознаграждением. Для трудящихся, готовых к сотрудничеству, снижались налоги, женщинам и детям оказывалась медицинская помощь.

В 1886 г. мусульмане были уравнены в правах с русским населением.

Одновременно происходили изменения в настроениях мусульманских народов. С одной сто­роны, приходило осознание своей языковой и религиозной обособленности; с другой стороны, рос интерес к русской культуре и языку, чему в немалой степени способствовали увеличение и укрепление торгово-промышленных связей и несение воинской повинности. В ряде мусульман­ских школ преподавались родной и русский языки, география, история, естественные науки и др. Часть мусульман неразрывно связывали с Россией свое развитие и национальное возрождение.

Вашему вниманию предлагается отрывок из статьи Я.Е.Водарского и В.М.Кабузана "Территория и население России в XV-XVIII вв.", посвящённый этническому и конфессиональному составу населения Российской империи в 18 веке. Статья опубликована в сборнике Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории .

--
В XVIII веке этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым). Однако и в неизменных рубежах 1720-х годов численность и главное - удельный вес проживающих там народов не остались неизменными. Внутренние миграции, приток переселенцев из-за рубежа и за рубеж, различные показатели естественного прироста и, наконец, ассимиляционные процессы способствовали этому. Изменения в конфессиональном составе обуславливались не только присоединением к России новых земель, но и массовой христианизацией народов Поволжья и Приуралья в 40-50-е и Сибири в 80-90-е годы XVIII в.

Таблица № 1 наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе основных народов империи в XVIII веке.

Таблица № 1.
Численность и этнический состав населения Российской империи по данным I (1719 г.) и V (1795 г.) ревизий

Основным этносом страны были русские. Их удельный вес с 1719 по 1795 год понизился с 70,7 до 48,9%, а в границах 1720-х годов - с 70,7 до 68,5%. Это явление было вызвано, в основном, пониженным уровнем естественного прироста в центральных великороссийских регионах. В XVIII веке роль русских в деле заселения окраин была исключительно высока. Доля русских в населении страны несколько понижается и в основных регионах их коренного обитания (в Центрально-Промышленном - с 97,7 до 96,2%, в Северном - с 92,0 до 91,3%, в Центрально-Земледельческом - с 90,6% до 87,4%, в Северном Приуралье - с 90,8% до 84,0%) Это были либо регионы, куда интенсивно мигрировали другие народы (украинцы - в Черноземный центр, народы Поволжья - в Северное Приуралье), либо территории значительного выселения русских (Северное Приуралье). В окраинной Новороссии доля русских понизилась с 90,6% до 19,1%, так как она быстро заселялась украинцами с 1730-х годов.
Зато во многих других окраинных регионах картина оказалась иной. В Нижнем Поволжье удельный вес русских повысился с 12,6 до 70,7%, и оно превращается в русскую этническую территорию. И это - несмотря на приток сюда немецких колонистов в 60-е годы. Сходная ситуация отмечалась и на соседнем Северном Кавказе (без его горной части), где доля русских увеличилась с 3,4 до 53,1%. В Южном Приуралье русских было в 1719 году всего 15,2% (и здесь абсолютно доминировали башкиры). А в 1795 году их оказалось 40,8%, хотя в заселении региона активное участие приняли татары, мордва и чуваши соседнего Среднего Поволжья. На Левобережной Украине доля русских повысилась с 2,3 до 5,2%, хотя значительного переселения сюда русских из центральных губерний не отмечалось. Среди русских преобладали коренные жители Слободской Украины (проживавшие здесь еще до прибытия сюда украинцев), а также старообрядцы, заселившие север Черниговщины. В Сибири удельный вес русских повысился с 66,9 до 69,3% преимущественно за счет миграционного движения (притока не только вольных мигрантов, но и ссыльных). В остальных регионах (Прибалтика, Правобережная Украина, Литва) русских было немного. Иными словами, в XVIII веке, благодаря миграции, в границах империи значительно расширилась русская этническая территория. Удельный вес украинцев в России с 1719 по 1795 год вырос с 12,9 до 19,8%, а в границах 1719 года - до 16,1%. Это было обусловлено, в первую очередь, включением в состав империи Правобережной Украины (региона, где доля украинцев приближалась к 90%), а также высоким естественным приростом в Новороссии и Слободской Украине. Украинцы быстро заселили новые земли в границах империи. В начале века они компактно проживали лишь на Левобережной Украине (95,9%), в Земледельческом Центре (8,5%), Новороссии (9,4%). Украинцы заселяют Новороссию, их доля здесь повышается до 52,2%. Они приступают к освоению Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, составив тут в 1795 году соответственно 18,3 и 7,2%; но они не стали здесь преобладающим этническим компонентом. А в целом в XVIII веке украинская этническая территория в России значительно расширяется за счет Новороссии и отдельных районов Северного Кавказа и Земледельческого Центра.
Особое место занимали белорусы. В 1719 году в тогдашних границах России они достигали 2,4% жителей империи, а в 1795 году на той же территории - 2,3%. Они размещались в Смоленской губернии (61,5%), на Левобережной Украине (1,9%) и в Нечерноземном Центре (1,2%). Основные же территории, заселенные белорусами, вошли в состав империи в 1772-1795 годы по трем разделам Речи Посполитой. В конце столетия белорусские земли объединяются в тогдашних границах России, и их доля в населении империи повышается до 8,3%, а в Белорусско-Литовском регионе достигает 62,4%.

Немцы в начале XVIII века в заметном количестве проживали только в Прибалтике (6,1% ее населения), составляя в стране лишь 0,2% общего числа всех жителей. Однако с 1760-х годов немецкие переселенцы появляется во многих регионах страны. В 60-е года они поселяются в Нижнем Поволжье и к 1795 году достигают уже 3,8% всех его жителей. Начинается заселение немцами Новороссии (в 1795 году 0,3% ее населения). Во всей империи их удельный вес в 1795 году повысился до 0,6%, а в рубежах 1720-х годов - до 0,3%.
В 1719 году в империи практически не было поляков, в 1795 году составивших уже 6,2% ее населения. Их доля достигала на Правобережной Украине 7,8%, в Белоруссии и Литве - 5,4%.
Татары размещались во многих регионах России. Их удельный вес в XVIII столетии фактически не изменился (1,9% населения), а в рубежах начала века даже повысился с 1,9 до 2,1%. Это было обусловлено более высоким уровнем естественного прироста, а также ассимиляцией ими некоторого числа других народов региона. В начале XVIII в татары размещались в основном в Среднем Поволжье (13,4%), Южном Приуралье (13,3%) и Сибири (5,8%), Благодаря миграциям, к концу столетия возрастает их доля в Нижнем Поволжье (в 1795 году - 4,4%), Южном Приуралье (14,4%), Северном Приуралье (2%) и Северном Кавказе (21,2%). В Среднем Поволжье, откуда много татар мигрировало в соседние регионы, их удельный вес понижается с 13,4 до 12,3%. В Новороссии в 1795 году татары составляли 10,3% всех жителей. Они размещались в Таврической губернии.

Удельный вес чувашей в стране с I по V ревизию снизился с 1,4 до 0,9%, а в рубежах начала XVIII века - с 1,4 до 1,2%. В 1720-х годах они проживали только в Среднем Поволжье (13,8%) и в очень небольшом числе - в Южном Приуралье (0,03%). В основном они размещались на территории будущих Казанской (23,3%) и Симбирской (12,9%) губерний. Отсюда они интенсивно переселяются в Южное Приуралье и к концу века достигают 5,2% населения этого региона. В Среднем же Поволжье с 1719 по 1795 год их удельный вес снизился с 13,8 до 12,7%. Это было вызвано не только миграцией отсюда больших групп чувашей, но и их ассимиляцией татарами в основном в 40-50-е годы. Тогда ряд чувашей, не пожелавших принять православие, перешли в магометанство и слились с татарами.
Мордва в начале XVIII века проживала в трех регионах: Среднем Поволжье (4,9% всего населения), Промышленном Центре (0,4%) и Земледельческом Центре (0,3%). В целом в империи удельный вес мордвы достигал 0,7% всего населения. К 1795 году доля мордвы в стране повысилась до 0,8%, а в границах 20-х годов - до 1,2%. Их процент увеличивается во всех регионах: Центрально-Промышленном - с 0,4 до 0,7%, Центрально-Земледельческом - с 0,3 до 0,5%, а в Среднем Поволжье - с 4,9 до 7,3%.
В целом, в XVIII столетии существенно изменяются и численность, и доля, и ареалы расселения народов России, Главными факторами, оказавшими решающее влияние на ход этого процесса, были различный уровень естественного прироста и далеко не одинаковое участие в миграционном движении. Именно в XVIII веке сильно расширяются русская, украинская и татарская этнические территории. К сожалению, значительная часть сформировавшейся в этом столетии русской этнической территории позже, в ходе распада СССР, оказалась вне границ России (в Новороссии, Южной Сибири и т. д.).

В конфессиональном составе населения Российской империи и России в ее нынешних рубежах и XVIII веке произошли не менее значительные изменения (см. таблицу № 2). 

Таблица 2. Конфессиональный состав населения в границах Российской империи и современной России в XVIII веке по результатам ревизского и церковного учёта

В границах всей империи с I по V ревизию, в основном благодаря присоединению новых территорий, понижается удельный вес православных (с 84,5 до 72,0% всех жителей) и магометан (с 6,5 до 5,0%). Очень сильно, но уже в связи с массовым крещением, падает доля язычников (с 4,9 до 0,8%). И одновременно с этим повышается процент протестантов (с 4,1 до 5,5%) и появляются представители новых конфессий: иудаисты (в 1795 году - 2,3%), римско- католики (10,6%), армяно-григориане (0,1%) и униаты (3,7%). Россия превращается в страну с пестрым, много конфессиональным составом. Однако православные остаются абсолютно преобладающими в империи, даже на рубеже XIX века они достигали 72% (30,9 млн. чел.) всех жителей страны. В начале XVIII века православными были русские, украинцы и большая часть белорусов, а также ряд старо-крещеных этносов северных регионов (карелы, коми, ижора и т.д.). В рубежах империи проживало около 80% всех православных мира.

К концу XVIII века в православие пришли многие народы Поволжья и Приуралья (мордва, марийцы, чуваши, удмурты). Благодаря миграциям в стране появляется значительная протестантская - в основном немецкая община.
В неизменных рубежах начала XVIII века в России растет удельный вес православных (с 85,4% в 1719 году до 89,6% в 1795-м), почти не изменяется доля протестантов (1719 г. - 1,2%, 1795 г. - 1,1%) и магометан (1719 г. - 7,6%, 1795 г. - 7,8%) и резко снижается у язычников (1719 г. - 5,8%, 1795 г. - 1,5%).
Дело в том, что в 1740-1760-е годы в России успешно осуществляется крещение языческого населения Поволжья и Приуралья (мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов). Этот процесс мало затронул магометан - татар, и совсем не коснулся башкир. Массовое крещение начало производиться после того, как в 1738 году казанским епископом был назначен отличавшийся необычайной ревностью к вере Лука Конашевич. Он создает в 1740 году при Свияжском Богородицком монастыре «Контору новокрещенных дел», которая и приступает к обращению в православие местного населения. Если в 20-е годы в четырех губерниях, где осуществлялось крещение, было обращено в православие 3,2% всех иноверцев (13,5 тыс.), то в 1745 году - 16,4% (79,1 тыс. душ мужского пола) и в 1762 году - 44, 8% (246,0 тыс. душ мужского пола). Процесс этот затронул, в первую очередь, Казанскую губернию (I ревизия - 4,7%, III - 67,2%). В Нижегородской, Воронежской и особенно Оренбургской губерниях число крещенных было относительно невелико. Именно поэтому абсолютное число язычников в России составило в 1719 году 794 тыс. чел., обоего пола, а в 1762-м - только 369 тыс. чел.

В Сибири к массовому крещению приступили лишь в 1780-е годы. Здесь в 90-е годы в Тобольской губернии православные составляли 49%, магометане - 31%, а язычники - 20% всего населения. А в Иркутской губернии было крещено к этому времени лишь 18,9% (около 40 тыс.) всех «инородцев». Якуты, часть бурятов и других народов Сибири были крещены уже в начале XIX в.

Таким образом, в XVIII веке в России значительно расширяется территория абсолютного преобладания православного населения. По своим масштабам христианизацию народов Поволжья можно сравнить только с возвращением в православие униатов Украины и Белоруссии в 1839 году и в Царстве Польском - в 1875 году.

На территории Российской империи проживало более сотни различных этносов. По мере расширения государства самые малочисленные из них были поглощены более крупными народами - русскими, татарами, адыгами, латышами.

Бухарцев правильнее будет именовать этносоциальной группой, которая мигрируя из Средней Азии, расселялась преимущественно на территории Западной Сибири. Этническая составляющая бухарцев сложная: в ней обнаружены таджикские, уйгурские, узбекские, в меньшей степени казахские, каракалпакские и киргизские национальные черты. Бухарцы говорили на двух языках - персидском и чагатайском. Главная специализация этой группы - купечество, хотя встречались миссионеры, ремесленники и земледельцы.

Количество бухарцев в Сибири стало резко увеличиваться после упрощения условий принятия российского подданства. Так если в 1686 - 1687 годах в Тюменском уезде было 29 бухарских дворов, то в 1701 году их число достигло 49. Бухарцы нередко селились вместе с сибирскими татарами, постепенно с ними ассимилируясь. Возможно, это объяснялось тем, что, даже проживая на одной территории с татарами, бухарцы обладали меньшими правами.

Этнографы считают, что одному из традиционных видов ремесла - кожевенному делу сибирских татар обучили именно бухарцы. Благодаря бухарцам за Уралом появились первые учебные заведения, первая национальная библиотека, первая каменная мечеть.

Несмотря на то, что вплоть до начала XX века в Тарском уезде Тобольской губернии существовала Бухарская волость, этот этнос фактически исчез еще до распада Российской империи. Последний раз слово бухарец в национальном смысле встречается в переписи народов СССР за 1926 год. После этого бухарцами называли исключительно жителей узбекской Бухары.

Кревинги

Сегодня кревинги («Krewinni» - «русаки») с одной стороны обрусевшее, с другой ассимилированное латышами финно-угорское племя, населявшее с середины ХV до конца ХIХ века Бауский уезд Курляндской губернии в окрестностях деревни Мемельгоф. Предание сообщает, что праотцы кревингов изначально заселяли остров Эзель (сегодня самый крупный остров Моонзундского архипелага), но были выкуплены владельцем Мемельгофа и переселены в собственные земли на место погибших от чумы крестьян.

Однако историки больше доверяют версии, согласно которой в середине XV столетия немецкие рыцари по приказу ландмейстера Тевтонского ордена в Ливонии Генриха Винке во время одного из своих набегов захватили группу финно-угорского народа води и отправили под Бауск (территория нынешней Латвии). Впоследствии их потомки образовали новый этнос - кревинги. Рыцари использовали кревингов как рабочую силу для строительства укреплений защищавших Ливонию от армии Великого княжества Литовского, в частности, ими был возведен Бауский замок, сохранившийся до наших дней.

В 1846 году российский лингвист Андрей Шёгрен обнаружил недалеко от столицы Курляндии Митавы около десятка кревингов, которые еще сохранили смутные знания о своих предках и языке - так называемом кревингском диалекте, в настоящее время вымершем. К началу XX века кревинги фактически слились с латышами, отличаясь от них только традиционным костюмом.

Саянские самодийцы

Если одна часть самодийских народов, например, ненцы, нганасаны, селькупы, все еще проживает на территории Сибири - в Ненецком автономном округе, Тюменской области, на Таймыре и в Красноярском крае, то другая уже канула в Лету. Речь идет о саянских самодийцах, когда-то населявших горную тайгу Саян (в пределах южной части современного Красноярского края) и говоривших, согласно лингвистуЕвгению Хелимскому, на двух не связанных друг с другом диалектах.

Первым саянских самодийцев обнаружил шведский офицер и географ Филипп Иоганн фон Страленберг, о чем сообщил в 1730 году в своей книге «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии»; позднее этот народ изучали немецкий естествоиспытатель Пётр Паллас и российский историк Герхард Миллер. К началу XX века практические все саянские самодийцы были ассимилированы хакасами, отчасти - тувинцами, западными бурятами и русскими.

Тептяри

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто такие тептяри. Одни называют их беглыми татарами, которые не захотели подчиниться Ивану Грозному после взятия Казани, другие считают их представителями разных национальностей - татар, чувашей, башкир, марийцев, русских, превратившихся в отдельное сословие.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в XIX столетии писал, что «тептяри - это народность, живущая среди башкир в количестве 117 тысяч душ, которая образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами».

В 1790 году тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, из которого сформировали тептярские полки. Позднее они были переведены в подчинение Оренбургского военного губернатора. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк участвовал в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова. После установления власти большевиков тептяри потеряли свое право на национальное самоопределение.

Тубинцы

В российской историографии племя тубинцев, входившее в состав адыгских народностей, известно с XVIII века. Царский генерал Иван Бларамберг в своем «Историческом, топографическом, статистическом, этнографическом и военном описании Кавказа» сообщал: «Тубинцы являются одним из обособленных обществ абедзехского племени и говорят на том же диалекте черкесского языка. Они дерзки и занимают наиболее высокогорные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша, вплоть до снеговых вершин, южные склоны снеговых гор». К концу Кавказских войн тубинцы были ассимилированы другими горскими народами.

Туралинцы

По мнению многих исследователей Сибири, в частности Герхарда Миллера, туралинцами назывались сибирские татары, оседло проживавшие на территориях между реками Иртыш и Тобол. Это была особая народность тюрко-татарского племени, по обычаям схожая с казанскими татарами, имеющая некоторую примесь монголоидных черт.

Впервые с туралинцами встретился Ермак, разрушивший их поселения Епанчин и Чинги-Туру и подчинивший это племя русской короне. Туралинцы занимались преимущественно земледелием, скотоводством и рыболовством, в незначительной степени охотой и торговлей. К началу XVIII века подавляющее большинство туралинцев приняли православие и вскоре обрусели.

§ 33-34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно росла. Если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением рождаемости, так и с увеличением территории Российской империи.

Расширение границ России шло за счет земель, населенных украинцами, белорусами, литовцами, поляками, финнами, евреями и другими народами. В 1795 г. доля русских в общей массе жителей страны составляла 49 %, украинцев – около 20, белорусов – 8, поляков – 6, финнов – 2, литовцев – 1,9, татар – 1,9, латышей – 1,7, евреев – 1,4, эстонцев – 1,1 %. Молдаване, ненцы, удмурты, карелы, коми, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши и многие другие народности составляли 1 % населения Российской империи.

Многие народности были освобождены от тяжкого бремени рекрутской повинности. Они не знали и крепостного права, которое стало уделом только русских, украинцев, белорусов и народов Прибалтики.

В Россию переселилось немало колонистов: немцев, молдаван, греков, армян, сербов, болгар. Продолжался процесс заселения и освоения новых земель на окраинах страны, в котором активно участвовали русские, украинцы, татары, мордва, чуваши, марийцы.

Особое положение занимали евреи, которые проживали на территории, вошедшей в состав страны после разделов Речи Посполитой, а также в Новороссии, на Левобережной Украине и частично в Прибалтике. Законы, принятые в 1790-х гг., определяли границу территорий, на которых им разрешалось постоянно проживать, – черту оседлости. Введение черты оседлости ущемляло права еврейского народа.

Русские. В XVIII в. их численность выросла с 11 до 20 млн человек, но удельный вес в составе населения страны сократился. Русские в основном жили в центральных и северо-западных районах страны. Здесь их доля в общей численности населения превышала 90 %. В 1780-х гг. русские переселенцы появились на Северном Кавказе, росло их число и в Сибири. Русские перебирались в Новороссию и на земли Войска Донского, в Екатеринославскую и Таврическую губернии.

Быт основной массы сельского населения изменился незначительно: тот же каждодневный труд на земле, где взрослые и дети работали значительную часть года, те же подати и повинности в пользу казны и помещика. Наряду с этим развитие рыночных отношений вело к расслоению крестьян на богатых и бедных. Зажиточное крестьянство стремилось подражать горожанам в планировке домов, пище и одежде.

Крестьянский быт, в свою очередь, влиял на жизнь горожан. Сельская местность начиналась сразу за городской чертой. Развитие отходничества, учеба, рекрутчина, посещение церквей и монастырей (богомолье), совместное участие горожан и крестьян в многочисленных войнах – эти и другие формы общения способствовали взаимному обогащению крестьянской и городской культуры.

В XVIII в. большинство горожан жили в деревянных домах. Каменные жилые постройки были не редкостью только в Петербурге и Москве. Внутренние помещения дома украшали деревянной резьбой, зеркалами и занавесками, дорогой мебелью и посудой. Вокруг дома сажали садовые деревья. Обычно дома горожан были одноэтажными или двухэтажными. В Москве и Петербурге появлялись трех– и четырехэтажные дома, построенные в западноевропейском стиле. В темное время суток окна закрывались ставнями.

Неизвестная в русском костюме. Художник И. Аргунов

Крестьянский обед. Художник М. Шибанов

Городские жители пользовались в быту предметами европейского образца. В домах знати вилки, ножи и ложки были серебряными (отсюда выражение – «столовое серебро»), тарелки и чашки – из фарфора, рюмки, стаканы и графины – из хрусталя. Основная масса горожан имела простую утварь. В крестьянской семье обычно ели из общей посуды. Однако и бедные, и богатые бережно обращались с предметами домашнего обихода.

Игра в пристенок. Художник Е. Корнеев

С петровских времен изменилась одежда горожан. Служащие обязаны были появляться в общественных местах в иноземном или, как его называли, «немецком» платье и парике, с введением гражданской формы – в мундире. Военные носили форму ярких, нарядных цветов, с высокими головными уборами и украшениями.

Украинцы. В середине XVIII в. Левобережная Украина с Киевом и Запорожьем входила в состав Российской империи, Правобережная Украина (от среднего течения Днепра до Карпат) находилась под властью Речи Посполитой. Низовья Днепра до Сиваша и Перекопа принадлежали Османской империи и ее вассалу Крымскому ханству, Закарпатье входило в состав Венгрии. Левобережная Украина была земледельческим районом. Огромные земельные владения имели украинское шляхетство, казацкая старшина и высшее духовенство. Они вели с российским правительством активную борьбу за сохранение автономии («прав и вольностей малороссийского народа»).

Андреевская церковь в Киеве Архитектор Б. Растрелли

В 1764 г. было упразднено гетманство и ликвидирована украинская автономия. С присоединением к России азовско-черноморских степей бывшие запорожцы составили так называемое черноморское казачество. После переселения на Таманский полуостров из них сформировали кубанское казачье войско.

В 1782 г. в соответствии с губернской реформой были основаны Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. В следующем году население обязали платить подушную подать, был запрещен и переход крестьян от одного помещика к другому. На Левобережную Украину распространялись положения Жалованных грамот дворянству и городам. Не избежала Украина и секуляризации церковных земель.

После присоединения к России Причерноморья в результате русско-турецких войн плодородные земли этого края монархи дарили дворянству. Так, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский получил в собственность более 50 тыс. десятин земли, немногим меньше – Г. А. Потемкин и другие екатерининские вельможи.

Объединение украинских земель в составе Российского государства имело большое значение для братских народов – украинцев и русских, способствовало взаимному обогащению культур.

В развитии просвещения и науки на Украине большую роль играла Киево-Могилянская академия. Российскому обществу были известны работы философа и писателя Г. Сковороды и исторические сочинения Г. А. Полетики. В 1789 г. в Харькове был основан первый на Украине театр. Украинские корни имели талантливые композиторы А. Л. Ведель, Д. С. Бортнянский, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко, скульпторы М. И. Козловский и И. П. Мартос. Украинцы интенсивно заселяли причерноморские степи и Крым, участвовали в хозяйственном освоении этого богатейшего края, а также переселялись на земли Войска Донского и Северного Кавказа, в Воронежскую и Курскую губернии.

Белорусы. В середине XVIII в. Белоруссия находилась в составе Речи Посполитой. Большинство крестьянских хозяйств отрабатывали барщину, незначительная часть государственных крестьян платила денежный оброк. Крепостнические порядки усугублялись тяжким национальным и религиозным гнетом: польские помещики насильственно насаждали католичество, стремились ополячить белорусов, лишить их собственной культуры. Белорусская шляхта и богатые горожане получали образование в католических школах, а также в Виленской академии.

Во второй половине XVIII в. Белоруссия вошла в состав Российской империи.

Белорусы

Ее население составляло более 3 млн человек. Российское правительство освободило население Белоруссии от уплаты государственных налогов, но практиковало раздачу государственных земель и населявших их крестьян российскому дворянству.

Около 90 % белорусов проживали в Минской и Могилевской губерниях, несколько меньше – в Витебской и Гродненской, в Виленской губернии основное население составляли литовцы.

Вхождение Белоруссии в состав России способствовало вовлечению экономики края в товарное производство и общероссийский рынок, росту крупных мануфактур, применению на них вольнонаемного труда. Активно развивалось дорожное строительство, прокладывались каналы.

Воссоединение белорусов и русских в едином государстве отвечало интересам двух братских народов, родственных по происхождению, языку, культуре и историческому прошлому.

Народы Прибалтики. После присоединения к России Прибалтика стала морскими воротами страны, а порты Таллин, Пярну, Нарва, Рига заняли важное место во внешней торговле. Российское правительство подтвердило прежние привилегии прибалтийских и немецких помещиков. Они составили местную администрацию. Официальным языком в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях являлся немецкий.

Эстонские и латышские дворяне увеличивали барщину, что вызвало народные волнения и заставило правительство пойти на уступки. Д. И. Фонвизин, путешествовавший по Прибалтике, писал: «Мужики против господ, а господа против них так остервенели, что ищут погибели друг друга».

Панорама Риги. Гравюра XVIII в.

Больше всего латышей (до 80 % населения) проживало в Курляндии; в Лифляндии их было немного, здесь значительную часть населения составляли немцы. Эстонцы жили почти во всех уездах Эстляндии, а в Лифляндии составляли почти половину населения края. Литовское население преобладало в Виленской губернии, небольшая его часть обосновалась в Гродненской губернии и Лифляндии.

Народы Поволжья и Приуралья. Во второй половине XVIII в. на территории Среднего Поволжья увеличивалась доля русского населения. Некоторые нерусские народности перебрались в Заволжье и Приуралье, потому что помещики захватывали земли и заселяли их крепостными крестьянами из центральных районов России. Основную массу крепостных в Поволжье составляли русские. Правительство переселяло государственных крестьян, в число которых входила большая часть нерусского населения Поволжья (мордва, марийцы, чуваши, татары), на новые земли в Башкирию.

Основным занятием населения Поволжья оставалось земледелие. Только татары, наряду с земледелием, занимались разведением скота для выделки кож и получения шерсти с целью их продажи. Марийцы, мордва и чуваши развивали огородничество и продавали выращенные овощи в городах. По мере сокращения лесов и расширения пашни охота уже не являлась одним из основных занятий населения этого края.

Несмотря на то что значительная часть удмуртов, марийцев, чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали верить своим языческим богам и приносили им жертвы. В основной массе татары оставались мусульманами. Татарский язык изучался в Казанской гимназии по букварю и грамматике И. Хальфина.

Азбука и грамматика татарского языка И. Хальфина

Большинство татар проживали в Казанской губернии. Их поселения были в Симбирской и Пензенской губерниях, а также в Нижнем Поволжье. После завоевания Россией Крыма крымские татары перебрались в Турцию, и лишь часть их осталась на прежних местах.

Во второй половине XVIII в. территория Башкирии входила в состав Оренбургской губернии. Башкиры имели льготы: не платили подушную подать и были освобождены от рекрутской повинности. Они не знали крепостного права. Население Башкирии было многонациональным – здесь проживало 70 тыс. башкир, более 100 тыс. татар, чувашей, марийцев и удмуртов, а также более 130 тыс. русских. Башкиры вели кочевой или полукочевой образ жизни. Земля находилась в собственности общины. Однако башкирская знать пользовалась правом распределения кочевий.

В Нижнем Поволжье обитали калмыки, переселившиеся в прикаспийские степи в первой половине XVII в. из Центральной Азии. Они исповедовали ламаизм. Власть принадлежала родовой знати и духовенству, им рядовые общинники платили натуральный или денежный оброк. При Екатерине II земли в калмыцкой степи активно раздавались дворянам. В 1770-е гг. значительная часть калмыков ушла в Джунгарию (Северо-Западный Китай).

Народы Сибири. В конце XVIII в. в Сибири было две губернии – Тобольская и Иркутская, они делились на области, а области – на уезды. Народы Сибири подчинялись местной администрации на основе «Положения об управлении инородцами». Как правило, местные князья приносили присягу (шерть) о подданстве и давали обязательство своевременно платить ясак. Они сохраняли самостоятельность в управлении своими территориями.

Сибирь была одной из самых многонациональных территорий Российского государства. Ненцы (самоеды), ханты (остяки), манси (вогулы), сибирские татары, нганасаны, хакасы, эвенки (тунгусы), эвены, якуты, юкагиры, чукчи, камчадалы (ительмены), айны (курилы) – далеко не полный перечень народов, населявших Россию от Уральских гор до Камчатки и Курил.

В XVIII в. шло дальнейшее имущественное расслоение у оленеводческих народов. Ханты, манси и селькупы принимали христианство, но крещение часто носило формальный характер. По свидетельству современников, новокрещенные «потаенно делают идолослужение и шаманства».

Широко расселялись по территории Сибири северные тунгусы. К России мирно присоединили земли чукчей и эскимосов.

Якуты осваивали новые места обитания на северо-западе и северо-востоке Сибири. Усиление имущественного расслоения привело к появлению знати (тойонов), рядовых якутов – свободных общинников и зависимых работников (захребетников). Администрация Сибири возложила на тойонов обязанности по сбору ясака. Кроме того, тойоны выдавали так называемые билеты, без которых ни один якут не имел права покинуть свое поселение.

Процесс имущественного расслоения наблюдался и среди бурятов. В 1781 г. состоялся съезд бурятской знати, утвердивший «Степное уложение». Господствующей религией восточных бурят стал ламаизм. В Забайкалье появились ламаистские монастыри (дацаны).

В конце XVIII в. появились русские поселения на Аляске.

В Сибири земля принадлежала государству. Крестьяне делились на государственных, приписных и монастырских. Последние после секуляризации церковных земель образовали категорию экономических крестьян.

В ходе Северной войны в Сибири развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность. Значительную часть сибирского серебра и золота давал Змеиногорский рудник. Крупными центрами местной промышленности стали заводы Алтая и Нерчинский рудник в Забайкалье. Население Сибири успешно торговало с Китаем.

Вид города Тобольска

Рост русского населения в крае шел не только за счет крестьянских переселенцев. Сибирь была местом ссылки донских и запорожских казаков, раскольников, помещичьих крестьян и дворовых людей, совершивших «предерзостные поступки» в отношении господ.

Казахстан. В XVIII в. казахские племена в зависимости от мест кочевий делились на три жуза: Старший, Средний и Младший. Различные ханства, расположенные на территории жузов, вели между собой ожесточенную борьбу за власть. В 1730 – 1740-е гг. большая часть казахов Младшего и Среднего жузов приняли российское подданство.

Главным занятием казахов было кочевое скотоводство. Казахская знать – ханы, султаны, баи – собирали с подданных натуральные повинности и налоги. Скотоводы отдавали своим хозяевам двадцатую часть скота, земледельцы – десятую часть урожая. Патриархальные отношения в крае соседствовали с остатками родового строя.

Народы Северного Кавказа. Многочисленные адыгейские племена занимали территорию за Кубанью, от реки Лабы до берега Черного моря и горную часть Западного Кавказа. Князья нередко были выходцами из семей, связанных родственными узами с крымским ханским домом.

В Кабарде дворяне сами выбирали себе владельца, и влияние местных князей было непрочным. Существовали народные собрания, в которых участвовали народные старшины, крестьяне-общинники, княжеские слуги. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие. Российское правительство поддерживало князей, закрепляя за ними землю.

В Дагестане насчитывалось около пятнадцати княжеских владений. Крупным было Аварское ханство с 30 тыс. дворов. На высокогорные районы Дагестана ханская власть не распространялась. Здесь царили свои законы.

После Кючук-Кайнарджийского мира (1774) на Северном Кавказе в короткие сроки были сооружены крепости. Для охраны Военно-Грузинской дороги строился Владикавказ.

Колонисты поселенцы из других стран.

Черта оседлости – граница территории, на которой разрешалось постоянное жительство евреям.

Ламаизм форма буддизма, распространенная на территории России в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Вопросы

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 33 – 34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно увеличивалась: если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Территория Российской империи С 1462 по 1533 г. территория Московского государства выросла более чем в шесть раз (от 430 тыс. кв. км до 2800 тыс.).В 1552 г. Иван IV захватил Казань и таким образом устранил главный барьер на пути русской экспансии в восточном направлении. До конца XVI в.

Из книги Правда о «золотом веке» Екатерины автора Буровский Андрей Михайлович

ЛЮДИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Пётр I взошел на престол страны, где жило примерно 11 миллионов человек. «Примерно» - потому что точно никто не считал, не было переписей.Когда Екатерина II вступала на престол, население империи составляло примерно 20 миллионов челове К концу ее

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Персидское государство и народы империи В списке Геродота говорится о 70 народах и племенах, входивших в состав Персидской державы, тогда как в Бехистунской надписи приводятся названия лишь 23 стран. Что можно сказать об отношении персов к побежденным народам? Об этом

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Полная история рыцарских орденов автора Монусова Екатерина

«Губерния Российской империи» Любителям послушать новости или сегодняшние хроники происшествий наверняка хорошо знакомо название «Институт Склифосовского». Москвичи, попавшие в серьезные передряги, частенько оказываются в его больничных палатах. А многие ли знают,

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Погромы в Российской империи Среди определенных кругов существует устойчивое мнение, что правительство Российской империи делало все, чтобы не только спровоцировать еврейские погромы, но и поощрить их участников. Вот только факты говорят об обратном процессе.

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

В войнах Российской империи Войны рассматриваемого периода характерны значительным увеличением масштабов военных действий сначала массовых, а затем и многомиллионных армий. Для России и ее вооруженных сил - это были Нарва и Полтава, победы П. А. Румянцева, А. В. Суворова

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР (с илл.) автора

Казни в Российской империи В России смертная казнь как мера наказания упоминается в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI век). В летописях сохранились упоминания о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. В 1069 г. Изяслав казнил 70 человек

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР автора Игнатов Владимир Дмитриевич

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Печати Российской империи Государственные печати. Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Под властью Российской империи К середине XIX столетия девять украинских губерний входили в состав Малороссийского, Киевского, Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторств России. За столетие их население выросло втрое - с 7,7 до 23,4 миллиона человек, в том числе и за

Из книги Российская империя в сравнительной перспективе автора История Коллектив авторов --

4 Судебные тяжбы: русское крестьянство и другие народы империи Поскольку законодательство империи инкорпорировало разнообразные судебные инстанции и местные обычаи, закон привлекал подданных к участию в определении составов преступления и разрешению гражданских

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Бароны Российской империи Трое сыновей Григория Дмитриевича – Александр Григорьевич, Николай Григорьевич и Сергей Григорьевич 6 марта 1722 года были возведены Петром Великим в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги

Из книги За кулисами истории автора Сокольский Юрий Миронович

Золото Российской империи Золотой запас России многие годы хранился в столице, в сейфах Министерства финансов. После того как в 1917 г. немцы овладели Ригой и создалась угроза их наступления непосредственно на Петроград, Временное правительство перебазировало золотой

18:52 03.07.2013

Доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Леонидович Чернов уверен, что желание русских обратиться к своим корням позитивно, но этот процесс надо направить в нужное русло, в противном случае усиление этнической самоидентификации русских сможет препятствовать образованию гражданской нации в России.

Когда появился русский вопрос?

В русской исторической науке проблема русского этноса появилась в ХХ веке. В XIX веке русские ученые занимались другой проблематикой: на повестке дня стоял вопрос завершения формирования исторической науки. Именно этой теме были посвящены основные труды специалистов того времени. Проблемы русского этноса, его какой-то отдельной исторической судьбы не существовало и не могло существовать.

Как решать русский вопрос?

Не должно быть табуирования - все проблемы необходимо поднимать, обсуждать, нравится нам это или нет. Имеют ли они националистический или какой-то другой оттенок или нет, не важно. В обществе должен быть установлен открытый разговор, мы должны быть в состоянии обсуждать любые проблемы, даже самые острые.

Как решался национальный вопрос в Российской империи?

В Российской империи не было такого понятия, как «национальность». Если мы вспомним крупную русскую бюрократию XIX века, то увидим, что она многонациональна: среди ее представителей мы найдем и молдаван, и армян, и грузин, и евреев, и представителей других народов. Если мы обратимся к переписям населения, послужным спискам российских бюрократов того времени, мы увидим превалирование фактора не национальности, а вероисповедания.

Российская империя никогда не была единой - она не была сплочена правовым, экономическим, транспортным или культурным пространством. Она была социально-политическим организмом чисто формально, всегда представляя собой совокупность плохо связанных между собой регионов, и в каждом из этих регионов, естественно, проходили свои этнические процессы.

Сейчас мы наблюдаем очень интересный процесс, когда в разных губерниях и внутри одной и той же империи пытаются восстановить свои традиции, например одежду. С одной стороны, это стремление к национальной самоидентификации позитивно, с другой стороны, оно разъединяет нас, поэтому, на мой взгляд, к этим процессам необходимо добавить модернизацию: в регионах страны надо вводить те новации, которые будут нас объединять.

О концепции единого учебника по истории

Безусловно, историю русского этноса невозможно оторвать от истории русского государства. Русское государство в любой своей ипостаси, возьмем ли мы Киевскую Русь или Российскую империю, создавалось восточнославянским этносом, особенно русскими, поэтому разорвать историю русского государства и историю русского этноса совершенно невозможно. Но вместе с тем выделять и противопоставлять русский этнос, особенно начиная с XVIII-XIX веков, когда русские начинают активно завоевывать прочие территории и расширять империю, невозможно.

Империя расширяется естественно, потому что это была единственная возможность народа и государства выжить экономически. Причины - великорусская империя производила слишком маленький совокупный прибавочный продукт, который с трудом мог обеспечить элементарное физическое выживание, не говоря о каком-либо развитии.

Поэтому, когда идет расширение русского государства, неизбежно идет включение в его состав новых народов, которые, конечно, исповедуют самые разные культурные коды, и противопоставлять эти этносы в рамках единого учебника по истории нельзя, ибо Россия - это проект единства, вот на чем надо заострить внимание.

Однако мне кажется, что создать такой учебник не представляется возможным: невозможно создать единую концепцию, потому что научное сообщество всегда имеет разные концепции, разные точки зрения на одни и те же процессы. Например, мы никогда не решим норманнскую теорию - что мы напишем в едином учебнике по этому поводу? Мы никогда не решим проблему отмены крепостного права: надо было его отменять или не надо? Вовремя мы отменили его или это была грубейшая ошибка тогдашнего руководства страны, в основе которого лежит гибель империи? Как мы будем одинаково отвечать на эти вопросы? Никогда не будет единой концепции, в противном случае мы уничтожим исторические школы, ныне существующие, - школу Соловьева, школу Ключевского и так далее.

Необходимо понимать, что в многообразии и существует развитие истории, движение исторического процесса. Если же мы создадим единую концепцию, то мы вернемся к ситуации конца 1930 годов...

Почему Россия расширяла свои границы?

Российское государство было основано на так называемой Суздальской земле. Русский этнос, который создал это государство, находился в сложных природно-климатических условиях. Он мог производить крайне маленький совокупно-прибавочный продукт. Развитие могло осуществляться через общины, крепостное право, монархию и расширение территории - это четыре компенсационных механизма, которые обеспечивали превращение России в великую империю.

Поэтому чисто экономические интересы лежат в основе расширения Российской империи, и, с моей точки зрения, не было никакого цивилизационного проекта, о котором часто говорят в разных общественных кругах.

Как осуществлялось вхождение в состав России других народов?

Я не помню, за исключением одного-двух чрезвычайно редких случаев, добровольного вхождения в состав Российской империи тех народов, которые оказались в границах нашего государства. Исключение - Восточная Грузия, которая приняла русское подданство, лишь находясь под угрозой попасть под влияние Ирана.

Все остальные территория Россия насильно присоединяла. Ну, может быть, казахские жузы при Анне Иоанновне (середина XVIII столетия) вошли в состав России относительно мирно... Что касается Северного Кавказа, сегодня местные старейшины подписывают соглашение о добровольном вхождении в состав Российской империи, а завтра они подписывают документ о турецком или иранском подданстве.

Практически все присоединения осуществлялись в условиях сплошных войн, которые вела Россия, - это войны Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого, Елизаветы Петровны, Александра I и Николая I.