Из опыта работы по обогащению словарного запаса учащихся. Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе Источники обогащения словарного запаса младших школьников

Муниципальное образовательное учреждение

Романовская средняя общеобразовательная школа

Педагогический проект

на тему:

«Обогащение словарного запаса

учащихся в начальной школе»

МОУ Романовская средняя

общеобразовательная школа

Краткая аннотация проекта

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребёнка писать словарные слова без ошибок? Поэтому

необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе не вызывает сомнений. А усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений. В своей работе я подробно остановилась на каждом из шести видов упражнений в работе над словами с непроверяемыми гласными. Они помогают активизировать деятельность детей, повышают интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывают внимание к слову, обогащают словарный запас. Вся система работы над словарными словами делится на четыре этапа. Каждый из этапов я подробно рассматриваю в своей работе и привожу различные виды заданий. Остановилась также на работе с «Маленькими словариками», которые ученики ведут с первого класса, т. к. систематическое использование «Словариков» на уроках повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, формирует понятие о слове, как функциональной системе. Таким образом благодаря систематической словарной работе у школьников повышается мотивация к изучаемому предмету, снижается уровень тревожности при устных ответах на уроках русского языка . Следовательно, словарная работа должна быть продуманной и системной.


I. Введение

II. Цели и задачи словарной работы в начальной школе

III. Виды упражнений, формирующие навыки самостоятельной работы учащихся

IV. Основные этапы в работе со словарными словами

а) Первичное восприятие нового слова

б) Слуховой образ слова

в) Правописание слова

г) Зрительный образ слова

V. Использование «Маленьких словариков» для повышения грамотности учащихся.

VI. Заключение

VII. Литература

VIII. Приложения

В последнее время обучение русскому языку в школе существенно изменилось. Ведущее место в работе над языком прочно заняла проблема развитие речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. Обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа.

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребёнка писать словарные слова без ошибок?

Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и литературного чтения мы часто встречаемся с ответами, бедные в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом.

Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому, что их нет в активном словарном запасе учащихся. Необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе не вызывает сомнений.

Наиболее остро проблема лексической организации словарной работы встаёт в младших классах.

Актуальность проблемы определила цель – создать систему словарной работы в начальной школе.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :

Определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;

Показать методику организации комплексной работы над словарными словами;

Раскрыть основные приёмы формирования орфографического навыка у школьников в процессе работы над «трудными словами»;

Показать пути совершенствования речевого потенциала учащихся через обогащение их лексическими средствами.

Была выдвинута гипотеза: эффективность словарной работы на уроках русского языка зависит от следующих условий:

Осуществления комплексной работы над словом;

Проведение систематического лексического анализа языковой единицы;

Формирования орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа;

Использование лексико-орфографических упражнений на каждом уроке русского языка;

Проведения работы над орфографической грамотностью в контексте обогащения словаря младших школьников.

Объектом изучения стал учебный процесс в начальной школе.

В качестве предмета выступила организация словарной работы младших школьников.

Практическая значимость и новизна заключается в том, что система словарной работы в начальной школе (Приложение 1) представляет собой эффективную методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся.


Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Я стараюсь найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Можно проклассифицировать виды упражнений в работе над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, составляющим систему языка.

1) Фонетические упражнения .

Дети учатся легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умеют производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Это способствует формированию фонема тического слуха.

Например:

Игра «Прочитай слово»

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили. □□герь, □□рёза, □□бята

Игра «Собери словарное слово из слогов»

КА, ЗА, МО, ПУС, РОЗ, ТА, ТРАК, БЕ, ТОР, РЁ.

Прочитай транскрипцию и запиши словарные слова.

[С А Б А К А]

[М’ И Д В’ Э Т’]

Игра «Ступеньки»

Запишите слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

2) Орфографические упражнения.

Такие упражнения развивают орфографическую зоркость учащихся. Дети подчёркивают «опасное место» в слове.

Например:

Взяли р_бята

Л_паты и санки.

Шубы надели и шапки ушанки (А. Барто)

Вот и стал я столяром,

Зар_ботал т_пором.

Я по этой части

Знаменитый мастер! (С. Маршак)

«Завтр_ , - думал я вч_ра, -

Сяду завтр_кать с утра.»

Завтр_к тут, а где же завтр_ ?

Я с_годня сел за завтр_к. (В. Берестов)

3) Словообразовательные упражнения.

Большой интерес у детей вызывает работы над составом слова. При повторении морфемного состава слова совершенствуются умения распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять словарные слова в письменной речи.

Например:

Составьте слова по схемам, какие словарные слова зашифрованы?

берёз ^□ дерев^□ город^□

Игра «Собери слово»

Узнайте слово, которое задумано.

Задуманное слово, однокоренное со словом «красивый». Приставка, как в слове «пошёл». Суффикс, как в слове «берёзка». Окончание, как в слове «печка».

Ответ: покраска

Игра «Найди лишнее слово»

Игра помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки.

Осина, осинка, подосиновик, осинник, осине, осиновый

Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

Рисунок (рисовать, нарисованный, рисуночек).

Мороз (морозный, морозит, морозно, заморозки)

Адрес (адресный, адресок, адресовать)

4) Морфологические упражнения.

Такие упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

Например:

Выпишите из словаря пять существительных и пять прилагательных.

Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?)…………., о корове (какой?)…………….,

газеты (какой?)…………., ракетой (какой?)………..

Составьте предложения с данными словосочетаниями, определите склонение существительных.

Интересный случай.

Аккуратный ученик.

Берёзовая аллея.

Русский язык.

«Замени одним словом». Измените это слово по падежам.

Кто живёт в лесу?

В чем хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растёт на огороде?

5) Синтаксические упражнения.

Упражнение ставит перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений.

Например:

Выпишите из данных предложений словосочетания со словарными словами.

Определите главное слово, поставьте вопрос к зависимому.

В поле стояла кудрявая берёзка.

Рано утром звонко запел соседских петух.

Мой папа дал объявление в газету.

Пунктограмма.

Восстанови предложение по рисункам

https://pandia.ru/text/79/152/images/image002_93.jpg" width="95" height="119 src=">

|_________________ __________ ____________ ____________________.

|___________ __________ _________ _________ ____________

|____ _______________ ________________ ____________ ______________

|____________ ___________________ ________________ _________________

Антонимы" href="/text/category/antonimi/" rel="bookmark">антонимами , составляют с ними словосочетания и предложения.

Например:

Дополните предложение подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный …

Квартира была закрыта на…

Билет в театр… десять рублей

Телефон… на тумбочке

Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря.

Сапоги, ботинки – это обувь, а …, … - это одежда.

Заяц, …, …, … - это звери, а …, …, … - это птицы.

Платье, …, …, … - это ….

К данным словам подберите антонимы, придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

Весело, девочка, хороший.

К данным словам подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

Багаж, вместе, дорога, машина.

Разнообразие упражнений при работе с трудными словами помогает активизировать деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. (Приложение)

Всю работу я рассматриваю, как единство двух видов направлений:

словарно-лексическое и словарно-орфографическое. Эти аспекты стали этапами работы над словом. Выстраивая этапы работы над словом, учитывая особенности класса, была разработана единая система, в основу которой заложен алгоритм работы со словарным словом. Эту работу начинаю с первого класса, постепенно усложняя этапы в соответствии с учебной программой . Эта система представляет собой четыре этапа. Рассмотрю каждый этап подробнее.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ.

I этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова:

а) Чтение загадок, сказок, весёлых стихов; (Приложение 2)

б) Определение предмета, о котором идет речь;

в) Рассматривание предметной картинки;

г) Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место.

III этап. Запись слова с «окошком», постановка орфографической задачи.

После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово, показывая «опасное» место пропуском буквы.

IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:

1) Постановка цели. Предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2) Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

3) Сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках.

4) Подбор однокоренных слов.

5) Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания. (Приложение)

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях мы использовали такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Ассоциативная связь может быть по цвету, месторасположению, количеству, форме, действию, материалу, звучанию, вкусу, назначению, массе и т. д.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

Записать словарное слово и поставить ударение.

1) Выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

2) Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму.

3) Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив слова.

4) Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок) и (или) пересечение слов через сомнительную орфограмму.

Объект словарной работы - слово - является сложной и многогранной единицей языка. Для эффективного усвоения трудных слов, необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание). Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход.

Для этого с первого класса ученики ведут «Маленькие словарики». В процессе работы со «Словариками» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенком значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словариков» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о слове как функционирующей системе. (Приложение)

Таким образом, благодаря систематической словарной работе у школьников повышается мотивация к изучаемому предмету, снижается уровень тревожности при устных ответах на уроках русского языка. Дети отмечают хорошее настроение, как до урока, так после него.

Эффективность работы со словарным словом подтверждается результатами словарных диктантов. Количество ошибок сокращается в несколько раз, о чём свидетельствуют следующие показатели:

1) Русский язык возглавил тройку любимых предметов, набрав 54%.

2) Речевой потенциал возрос на 51%.

3) Усложнилась фразовая организация высказываний, увеличилась длина предложений (6-8 слов).

4) Повысился показатель орфографической грамотности: 2 класс – 71%,

Заключение.

Словарная работа должна строго продуманной и системной. Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим. Основным прием словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, должно быть использование этимологии. Знакомство со словом, как лексической единицей, с элементами лексической системы должно начинаться в первом классе и происходить в процессе различных наблюдений над языком. Лексико-орфографические упражнения должны иметь место на каждом уроке русского языка, чётко вплетаясь в канву урока и участвуя в решении его задач. Наряду с толкованием затруднительных для понимания слов и обработкой правописания учитель должен также проводить работу по включению подобных слов в активный словарь школьников, приучая детей к осмысленному употреблению названых слов в речи.

Литература

Волина язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996. Купров работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3. Львов синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003. Потецкая словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. - М., 2003. Шанский фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.

Приложение

Э Т А П Ы

НАПРАВЛЕНИЯ

https://pandia.ru/text/79/152/images/image015_28.gif" width="69" height="50">

Лексическая работа

Лексико-орфографические упражнения

Толкование; - диктанты;

Этимология; - работа над словом;

Синонимия; - работа над словосочетанием, предложением;

Антонимия; - создание текстов

Фразеология

183" valign="top" style="width:137.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1.0pt; padding:0cm 1.4pt 0cm 1.4pt">

Лексика.

Небольшого пугливого

зверька семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.

Трусливый.

Робкий, несмелый,

боязливый, пугливый.

Это слова разные по звучанию, но близкие по значению.

Храбрый, смелый, отважный, мужественный.

Это слова противоположные по значению.

К именам прилагательным.

Мужской род.

Медведь.

Одушевленное имя

сущ., м. р., 2 скл., с безударной гласной Е в

первом слоге.

В слове «медведь»

6 звуков, 7 букв.

Запись в тетрадях:

МЕДВЕДЬ-МЕД, ВЕ-

ДАЮЩИЙ= «знающий,

где есть мед».

Работа у доски (комментированное письмо).

Из _._ на _._ = ~ ~ - .

Медведица бурая,

медведица большая.

С именем сущ.

Согласование.

Во втором. Это передается с помощью прил.

Именно они делают

нашу речь живописной.

Без них речь бедна и

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников. Ключевой образовательной компетентностью младших школьников с ОВЗ является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

На уроках в классе, во внеурочной деятельности, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся с ОВЗ начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь обучающихся с ОВЗ часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Торощина Светлана Анатольевна, учитель

Кировское областное государственное

Общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

г. Советска»

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников. Ключевой образовательной компетентностью младших школьников с ОВЗ является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

На уроках в классе, во внеурочной деятельности, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся с ОВЗ начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь обучающихся с ОВЗ часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений . Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Новизна моего опыта заключается в изменении организации учебного процесса за счёт привлечения дополнительного материала, чёткого отбора языковых средств и использования активных приёмов отечественных методик, основанных на деятельностном подходе в рамках компетентностной технологии. Деятельностный режим организации учебной работы ориентирует учащихся на творческие работы.

В основе обогащения словарного запаса лежит традиционная система работы со словарём, но в её содержание и организацию мною внесены определённые коррективы. Они призваны форсировать развитие естественной детской познавательной потребности.

Как на уроках чтения, так и на уроках русского языка обязательным компонентом является словарная работа.

Общие требования к проведению словарной работы:

  1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как и в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Как показали исследования В.А. Сумароковой, для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа – 2-3, для учащихся старших классов – 3-5 .
  2. Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.

Я предлагаю такие темы: «Квартира», «Одежда», «Магазин» и т.д. (Приложение 1) . Затем составляем рассказы уже по изученным словам. Здесь возможны варианты: дети сами составляют рассказы, либо учитель читает рассказ, а дети должны выписать те слова которые учили.

  1. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно записывается и прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух, так мы реализуем одновременно звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей визуалов (то есть, тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух). Далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей; затем слово ещё раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке русского языка или в некоторых случаях на уроках развития устной речи.

В работе с новым словом я использую такие приёмы как: написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, а слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

Образное представление словарного слова: картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта.

Конечно не всегда и не все слова можно нарисовать, в таком случае я использую аудиальную «подсказочку», т.е. связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звуковое звучание со словарным. Например, Кост я в кост юме. Бе лая бе рёза и т.д.

Если слово русское по происхождению, то возможно обратиться к его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. Например: платье, платок. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом? Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЬ, что означает «кусок материи» .

  1. Объяснение значения слова – это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

В своей работе использую следующие приёмы объяснения слов:

  • показ предмета или действия (мышка живёт в норке), показ изображения предмета (булавка);
  • полное логическое определение (работа с толковым словарём);
  • рассказ о предмете или явлении (гроза);
  • пояснение нового слова с помощью примеров, сравнение (сильная воля и упрямство);
  • подбор синонимов;
  • введение непонятного слова в понятную фразу (барьер – лошадь перепрыгнула через барьер);
  • обращение к составу слова;
  • подведение частного под общее (слон - травоядное животное);
  • расчленение общего на частные (городской транспорт – автобус, такси...);
  • использование мимики;
  • раскрытие понятия в ходе экскурсии (кучевые облака).

Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий:

  • составить предложение со словами (трава, дрова, птичка…);
  • образовать другие части речи от слов (почтенный, диво…);
  • подобрать однокоренные слова (стряслась, понеслась, …);
  • заменить данные слова близкими по смыслу;
  • заменить данные слова противоположными по смыслу.
  1. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задаётся учителем и разбирается на уроке с учётом того, что дети узнали на экскурсии, из передач по телевидению, на других уроках. Любые приёмы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
  2. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатываясь правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мёртвым грузом или же быстро забывается.

Таким образом, работа по обогащению словарного запаса младших школьников с ОВЗ имеет серьёзное значение для развития психики, успешного включения в сферу общения с окружающими, формирования речевой компетентности.

Список литературы

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе [Текст]/ А. К. Аксенова - Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]/ Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  3. Ильина, С. Ю. Методическое руководство к учебнику «Книга для чтения» для 2 класса специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида [Текст]/ С. Ю Ильина – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 2 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы [Текст]/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,

2013. – 200 с.

5. Соболева, А.Е., Кондратьева, Н.Н. Русский язык с улыбкой [Текст]/ А.Е. Соболева, Н.Н. Кондратьева. – М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007 – 64с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Улица:

улица, аллея, фонтан, здание, завод, фабрика, аптека, библиотека, метро, памятник, канава, песок, овраг.

Квартира:

Квартира, адрес, лестница, коридор, комната, кровать, диван, кресло, табурет, мебель, предмет, порядок, шифоньер, стеллаж, картина, портрет, коллекция.

Одежда:

одежда, пальто, варежки, свитер, карман, ботинки, сапоги, валенки, платок, комбинезон, костюм.

Магазин :

магазин, витрина, касса, чемодан; рисунок, фломастер, карандаш, альбом, пенал.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Министерство образования республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

"Юлъяльская начальная школа"

Обогащение словарного запаса младших школьников

учителя начальных классов

Севодняевой Эльвиры Николаевны

с. Юлъялы

Одобрено методическим объединением

учителей начальных классов

Дата ______________________

Председатель _____________ (___________________)

расшифровка подписи

Директор школы __________(____________________)

расшифровка подписи

План:

Введение.

1. Обогащение словарного запаса учащихся.

2. Организация процесса обогащения словарного запаса учащихся.

1) Принципы методики обогащения словарного запаса учащихся.

2) Приемы семантизации слов.

3) Словарно-семантические упражнения.

3. Место словарно-семантической работы на уроках русского языка.

4. Организация работы по обогащению словаря учащихся.

1) Работа со словарями.

2) Изучение синонимов.

3) Изучение антонимов.

4) Работа над фразеологизмами.

5) Работа с пословицами и поговорками.

6) Выполнение различных видов творческих работ.

Заключение.

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами. (А. Шибаев.)

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. (К. Паустовский.)

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся. Слово в программе начальных классов рассматривается в лексическом и грамматическом плане.

На протяжении всех четырёх лет обучения должно придаваться большое значение словарной работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики, состава слова и правописания. Теоретических сведений по лексике учащимся начальных классов не сообщается. На материале уроков чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают предметы, явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется их словарный запас. Во втором классе детям дается представление о составе слова. В третьем классе изучается состав слова полностью и осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, со значениями наиболее распространенных суффиксов и приставок. На основе изучения состава слова усваивается правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных корня. В третьем классе дети овладевают способами проверки: изменением формы слова, подбором однокоренных слов. От класса к классу усложняется и языковой материал – даются слова с более сложной морфологической структурой, относящиеся к разным частям речи.

В ходе изучения состава слова и частей речи проводятся упражнения лексического характера по усвоению разнообразных значений слов, относящихся к разным частям речи, и правильному, точному, уместному их употреблению в предложениях, словосочетаниях; а также словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. При отборе слов следует учитывать следующие критерии:

1) практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности учащихся в процессе овладения литературным курсом;

2) частотность употребления слова, т. е. регулярное использование его в речевой практике школьников в связи с изучением программного материала;

3) семантическая доступность слова - критерий, требующий учитывать способность осмыслить сущность явления, которое обозначается словом;

4) качественная полноценность слова со стороны семантической, эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и орфографической.

Поклассные алфавитные словники помогут организовать и орфоэпическую работу со словом. В них содержатся сведения о правильном произношении и ударении слов, включается информация об образовании некоторых грамматических форм, вызывающих затруднения, у учащихся.

Словарная система языка отличается от других систем (фонетической и грамматической), во-первых, неисчислимостью своих единиц, во-вторых, постоянной их изменчивостью в связи с семантической, словообразовательной и стилистической подвижностью лексики.

Словарный фонд языка огромен, но он практически не употребляется говорящими во всем его объеме. Говорящие используют лишь часть словарного состава языка в зависимости от степени образованности и степени овладения культурой. В обиходной речи говорящие обычно используют около 3 000 слов.

Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение всей жизни человека. Тем более эта задача недостижима в школе. Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса у ученика, тем речь его богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов, над которыми целесообразно работать на уроках русского языка. Реализация этой идеи наталкивается на ряд трудностей: не изучен в достаточной мере словарный запас учащихся, с которым они приходят в школу; имеет место значительный разброс в объеме словарного запаса учащихся одного возраста; в речи учащихся встречаются диалектные и просторечные слова.

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся в основном определялось: лексикой упражнений учебников, текстами изложений, темами сочинений. По отношению к ним разрабатывались методы работы над семантикой слов и их употреблением в речи. Эта работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, но его совершенствование в данном случае происходит нецеленаправленно и полностью зависит от субъективности в отборе текстов авторами учебников и сборников изложений.

Методисты русского языка осознавали указанный недостаток и искали пути его преодоления. Учитывая необходимость в отборе слов для словарной работы, одни ученые за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов называем грамматико-орфографическим направлением в словарной работе, а второй – семантическим.

Большое внимание грамматико-орфографической работе уделялось в 50-е годы, когда перед школой прежде всего ставилась задача повышения орфографической грамотности. Составлялись списки слов, распределенных по грамматическим и орфографическим темам. Эти слова рекомендовалось использовать при подготовке к сочинениям. В силу односторонней грамматико-орфографической направленности в подборе слов лексическая подготовка к сочинениям оказывалась неадекватной ни теме, ни жанру, ни стилю связного высказывания.

Семантическое направление отражает тематический подход к отбору слов. Это направление усиливало свое влияние в годы, когда ставилась задача формирования не только правописных, но и речевых навыков. В советской методике у истоков этого направления были М. А. Рыбникова, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, П. М. Петрова, М.П.Каноныкин. Слова, отбираемые по смысловым темам и лексико-семантическим группам, предназначались для лексической подготовки к сочинениям и решали эту задачу лучше, так как были лишены грамматико-орфографической односторонности, свойственной первому направлению.

Открытие системного характера лексики обосновывает перспективность семантического направления в отборе слов для обогащения словарного запаса учащихся. Еще в XIX веке лингвисты Н. В. Крушевский и М. М. Покровский обратили внимание на ассоциативно-семантические связи слов. Дальнейшие исследования системного характера лексики привели к открытию семантических связей слов - семантических полей слов. Анализ лексики по семантическим полям выявил смысловые группы слов в кругу разных частей речи и лексико-семантические группы слов в кругу одной и той же части речи.

Дальнейшие исследования системного характера лексики привели к созданию теории лексической парадигмы, по которой то или иное слово группирует вокруг себя смысловые (тематические) слова, родственные слова, слова, находящиеся в лексико-семантических связях, - синонимы и антонимы. Из этих частей лексической парадигмы для обогащения словарного запаса учащихся наибольшее значение имеют смысловые (тематические), лексико - семантические группы слов и слова-синонимы, поэтому отбор слов должен вестись по этим трем группам.

Курсовая работа: Способы и пути обогащения словарного запаса младшего школьника

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Психологические и индивидуальные особенности младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. Разработка проблемы обогащения словарного запаса в начальных классах

2.1 Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении русскому языку тех, для кого он является родным. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями.

Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретической основой данной проблемы является предусмотренные школьными программами раздел «Лексика».

Данный раздел предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в их усвоении. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста больше развито наглядно - образное мышление.

Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде.

Методической проблемой преподавания русского языка именно в начальной школе занимались такие ученые как Федоренко Л. П ., Баранов М. Т., Канакина В.П., Львов М. Р., Ефросинина Л.А., Иванов С.В.

Проблемами развития речи школьников, родным языком который является русский, в течение многих десятилетий занимались многие ученые. В связи с этим особо следует отметить заслуги Л. А. Гдалевича, Н. И. Жинкина, О. И. Зимней, Т. А. Ладыженской, Л. Н. Федоренко, Т. К. Донской, И. Б. Игнатовой, Т. В. Самосенковой, А. Д. Дейкиной и др. В разное время ими создавались целые направления и научные школы в области формирования и развития речевых навыков устной и письменной речи у школьников. Но все они склоняются к тому, что развитие речи должно носить систематический и многоплановый характер.

Целью нашей работы является изучение способов и путей обогащения индивидуального словаря младшего школьника. Отсюда вытекают основные задачи:

Выявление содержания понятия «словарный запас» и его связи с уроком русского языка в начальной школе;

Рассмотрение психологических и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста;

Определение основных методов и приемов, направленных на обогащение словарного запаса учащихся;

Проведение обучающего эксперимента с целью выяснить, как детьми усваиваются разные типы слов.

Объектом является усвоение младшими школьниками лексики на уроках русского языка.

Предмет исследования - содержание, методические средства, формы организации учебного процесса, система упражнений особенности и этапы работы над лексическим значением слов на уроках русского языка в младших классах.

Решение поставленных задач осуществлялось применением следующих основных методов исследования:

Психолого - педагогического (анализ письменных работ и устной речи младших школьников, наблюдение за их учебной деятельностью);

Лингвистического (работа с толковыми, орфографическими, словообразовательными словарями, синонимов, антонимов и др.);

Экспериментального (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Работа имеет следующую структуру: введение, в котором обоснованы актуальность, цель, задачи работы, а также объект и предмет исследования; 2 главы – теоретическая и практическая; заключение, в котором делаются обобщающие выводы по всей работе; список использованной литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников

1.1 Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса

В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.

Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития лексического запаса детей.

Игры:

1 . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

Задания. Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

· Заменить словосочетания одним словом:

o - промежуток времени в 60 минут,

o - военнослужащий, стоящий на посту,

o - ребенок, любящий сладкое,

o - очень смешной фильм.

· Распредели слова на две группы.

o Найди родственные слова. Выдели корень.

· Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

· Составь рассказ по опорным словам:

o зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это «знание» - пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить.

Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов.

Игры-задания со словами для младших школьников:

· любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «зебра». Слова к нему - зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.

· Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» и последний звук (стол)».

· Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).

· Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет - цвет, норка - корка, песок - лесок.

· Ребусы - очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово.

Анаграммы - это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова - это результат перестановки в другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров: колба-бокал - блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз - блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар - блок из трех пятибуквенных анаграмм.

Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования. Приведем еще примеры игр со словами:

«Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например «остановка». За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово.

«Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.

«Угадай фразу». Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.

При работе по запоминанию новых слов следует учитывать ряд условий:

· установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

· заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

· яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

· образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Для запоминания слов используются различные мнемонические приемы: стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Облегчают запоминание небольшие произведения детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь», рассказ – быль Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». В работе над словарными словами часто используются стихи, например:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя»–

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву И.

1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.

3. Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот.

4. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно - гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.

5. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

6. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…

7. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы. Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. Морковь, … , … - это овощи.

В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока и др.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Первый день

1. Самостоятельное чтение слов учащимися.

2. Прочтение слов учителем «орфографически».

3. Повторение детьми 2-3 раза.

5. Проверка слов.

Второй день

1. Карточка на мгновение показывается классу.

2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

3. Дети три раза произносят «орфографически».

4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5. Проверка слов.

Третий день

1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».

Четвертый день

1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.

3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

1. Диктант.

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.

Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

2.2 Усвоение детьми различных групп слов

В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными понятиями. А ведь это очень важно, так такие слова наиболее трудно усваиваются детьми. Это нам помог выяснить обучающий эксперимент.

Для начала мы определили для себя проблему: исследовать особенности усвоения детьми различных групп слов с конкретным и отвлеченно-абстрактным значением. Для этого на уроках русского языка в 1, 2 и 3 классах начальной школы мы проводили работу над словами: запомнить слово и его значение, выделить данное слово из текста, составить словосочетание с данным словом, распределить заученные слова по различным признакам. Затем, для изучения результатом эксперимента, проводился словарный диктант с различными заданиями для учащихся разных классов. По результатам исследования удалось установить, что слова, соотносимые с конкретными предметами и людьми, окружающими ребенка (парта, тетрадь, скамейка, двор, трактор, машина и т.д.) усваиваются детьми без особого труда, правда такие же слова с конкретным значением, но труднопроизносимые усваиваются сложнее. Слова же с отвлеченным и абстрактным значением усваиваются очень тяжело. Такие слова как дружба, доброта, вежливость запоминаются детьми легче, потому что почти ежедневно звучат в их речи и соотнесены с культивируемыми в них самих морально-этическими качествами, т.е. дети знают, что они должны быть дружными, добрыми, вежливыми, им напоминают об этом каждый день. Но такие слова как, например, трудность, сказочность, везение усваиваются детьми далеко не сразу и очень быстро забываются.

Следовательно, в ходе эксперимента мы выявили необходимость исследования значений абстрактных слов как компонента возрастного языкового сознания важно и в плане выявления процессов становления как речи, так и мышления. На формирование значений абстрактной лексики оказывают влияние различные, часто противоречивые тенденции в общественной жизни современной России; неверно или недостаточно правильно понятые младшими школьниками факты, книги, кинокартины; самостоятельный анализ поведения взрослых; те изменения, которые происходят с самими испытуемыми. Значения многих из исследуемых слов сформировались в сознании детей под влиянием речевой практики.

Отвлеченная лексика недостаточно привлекается учителями начальных классов в качестве изучаемого материала, усваивается школьниками

стихийно, эмпирически, без специального руководства со стороны педагога, она фактически перестала использоваться в средствах массовой информации, практически не используется в семье, в результате чего у младшего школьника формируется не только искаженная языковая картина, но и ложно ориентированная картина мира в целом. Младший школьный возраст особенно сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений между людьми, моделей этих отношений, усвоения норм поведения. Усвоение слов нравственных отношений будет влиять и на воспитание правильных норм поведения. Применительно к начальной школе работа подобного рода не проводилась, хотя, на наш взгляд, необходимо (и возможно) знакомить детей с данной лексикой в доступном возрасту объеме. Выделение этой лексики в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение, которое позволит в рамках лексически ограниченной группы слов познакомить учащихся с языковыми средствами, существенно обогатит речь школьников.

Кроме того, эксперимент показал и другие интересные результаты.

Например, для первоклассников оказалось наиболее трудно выделить отдельные предложения из текста и записать прослушанный текст по памяти. Это говорит о недостаточном развитии памяти детей.

Учащиеся 2 класса, выполняя задание на распределение в два столбика названий животных и растений, в большинстве своем правильно выполнили задание. Затруднения вызвали слова «ива» и «зубр», многие ученики просто не знали, что это такое. Также им было предложено задание из набора слов составить предложения. Из данных слов правильно записали все 4 предложения меньше половины учеников. Трудность вызвали наборы слов:

Девочка, альбом, рисунок;

Ребенок, чашка, молоко.

Следовательно, наименьшую трудность для второклассников вызвало упражнение классификационного характера. Наиболее трудным оказалось задание по составлению предложений из набора слов.

Для учащихся 3 класса трудным оказалось задание по записи к каждому слову общего слова-понятия. Правильно выполнили задание только 10 % учащихся. Наибольшее затруднение вызвали слова «стол» и «карандаш». В следующем задании нужно было из слов каждой строчки выбрать два слова, близких по смыслу (синонимы). Правильно выполнили задание больше половины учащихся. Подбор слова, противоположного по смыслу, также вызвал затруднение у многих учащихся. Правильно выполнили задание четверть учащихся. Из данных слов составили все 3 предложения больше половины учащихся. Типичные ошибки: нарушение последовательности слов в предложении.

На основании этих наблюдений можно сделать некоторые выводы.

Школа управляет процессом развития речи младших школьников. Однако у школьников возникают трудности при овладении речью на всех уровнях.

Развитие словаря учащихся происходит вместе с обогащением и уточнением представлений о предметах и явлениях. Уже с 1 класса учащиеся выполняют логические упражнения по группировке и классификации предметов по их существенным признакам. Упражнения классификационного характера вызывают трудность в том случае, если ребенок не понимает значение слова.

Школьники в основном понимают различие между синонимами, могут подобрать антонимы. Усваивают они и сочетаемость слов с другими словами. При выполнении практических упражнений затруднения возникают, если теоретические сведения сообщались давно или учащиеся не понимают оттенков значений слов.

Учащиеся, как правило, верно определяют границы предложений. Работа над предложением, как и словарная, составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно. Такая работа начинается уже в период обучения грамоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. И это очень печально, потому что учащиеся таким образом обедняют свою речь, а вместе с тем и свой язык и свою общую культура. Школьные уроки русского языка призваны пробудить интерес, тягу к постоянному получению знаний.

На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой. А это в свою очередь ведет к ухудшению запоминания новых слов, к обеднению словарного запаса детей и с эти учитель должен бороться всеми способами.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.

Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом». (Шанский)

Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.

Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Активизация словаря младших школьников //Начальная школа. - 2003. -№4.

2. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. М., 1985.

3. Борисенко И. В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения./Начальная школа.- № 11/12 – 1987.

4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992 г.

5. Выготский Л. С. Основы педологии. Л., 1975.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М.: Русский язык, 1980

7. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. М, 1984

8. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. /Начальное образование.- Спецвыпуск -2005.

9. Канакина В.П. Особенности лексики младших школьников./Начальная школа.- № 6 - 1997.

10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001.

11. Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и грамматическая проблема межпредметного характера //Сов. педагогика. - 1978. - №9.

12. Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения // Рус. яз. в школе. - 1987. - № 5.

13. Львов М. Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся/ В кн: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах// под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. – М., 1977.

14. Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.

15. Львов М.Р., Горецкий В.П., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в младших классах: Уч. пос. для студентов высших пед. учебных заведений и колледжей. М.: Академия, 2000.

16. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987.

17. Матвеева А.П. О преемственности в изучении лексики // Рус. яз. в школе.- 1978. -№ 5.

18. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. - М., 1991.

19. Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия 2000 г.

20. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа- 2002. - № 6.

21. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М., 2000.

22. Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990.

23. Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1992.

24. Речь и культура общения // Начальная школа. – 1990. - №8.

25. Работа над лексическим значением слова в начальных классах // Вуз школе. - Борисоглебск: БГПИ, 2003.

26. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945 г.

27. Федоренко Л. П . Принципы обучения русскому языку. М., 1973.

28. Хрестоматия по методике русского языка: Рус. яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В. Текучев. - М.: Просвещение. 1982 г

Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. / Авт. сост. М.Р. Львов. - М., 1996 г.

Методы и приемы обогащения словаря младших школьников.

(из опыта работы)

Шовкань Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
Аккольской средней школы №2
Акмолинской области

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова»; подчеркивал его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.

Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным М. Р. Львова до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематически, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»,- писал известный ученый методист А.В. Текучев.

Этапы словарной работы можно представить так:

    семантизация слова

    актуализация слова

    использование слова в речи.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова»; правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования. М.Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ перестановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.

Объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика своим; то есть вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая работа над словами, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мной как образец работы по обогащению речи младших школьников. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему; доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т. д. А ведь работа с данной лексикой необходима практически на любом уроке грамматики и правописания, и учебник открывает для этого большие возможности.

С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.

    Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями) Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

    Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами. В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой лексикой: во первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.

Приведу примеру некоторых заданий.

    В каждой строке найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный;

равнодушие, равнодушный, безразличный

Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.

    Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.

В толковом словаре найди значения этих слов и запомни.

    За что можно уважать человека?

    Каждый ли человек достоин уважения?

    Определи, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

    Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный.

    Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.

Добрый человек – злой; честный поступок…/гуманное отношение - …; тактичный ученик; свирепый взгляд - … Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.

Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?

Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.

    Словарный диктант.

Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова – какими не должны быть люди.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими. С любым словом составь предложение.

    Сравни значения слова верный в предложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный, преданный, точный, правильный.

    С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий.

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.

    Напиши слова с противоположным значением и объясни их.

Жестокий - ….;

Ласковый - …;

Равнодушный - ….;

Внимательный - …;

Вежливый - ….;

Послушайте рассказ.

Милосердие.

Что не увидишь в школьных коридорах?

Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут еще две девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: "Косой чучмек! Чурка! Косой!»

Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от беды?

Это значит, что вы способны проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.

Запиши в словарик.

Милосердный - проявляющий милосердие, готовность помочь, простить кому-нибудь из сострадания; человеколюбие.

    Выпиши слова, которые характеризуют человеческие отношения. Как ты понимаешь их значение?

Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего – от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного.

Игра «Кто больше напишет слов?»

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл.

Например: Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный (в значении не подведет), испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

Игра «Наоборотки»

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот и победитель.

Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь».

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.

    С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять - примирять)

    С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а - нежным и добрым. (Полоскать – поласкать)

    С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел)

Игра «Магнит»

На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей - небо с черными тучами, та же поляна, но идет дождь.

Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.

Добрый – злой,

Деликатный – грубый

Дружба – вражда

Жестокий – добрый, гуманный

Отзывчивый – равнодушный

Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.