Аналитический отчёт фипи: «…Наибольшее число ошибок сделано в предложениях, в состав которых входит слово однако, где однако употребляется в роли союза (=но). Сочинение по тексту

  • 1) 1, 2, 3, 4, 6

  • 2) 3, 4, 5, 6

  • 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6

  • 4) 1, 2, 5, 6

    • В течение веков астрологию (1) например (2) усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и (3) потому (4) к ней приобщалось немало ученых.

    • 1) 1, 2, 3

    • 2) 2, 3

    • 3) 2, 3, 4

    • 4) 1, 2



      Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав (3) якобы (4) В. Бехтерева и К. Циолковского. Например (5) известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей.

    • 1) 1, 2, 5

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 3, 4, 5



      Ведь (1) чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому (2) в конечном счете (3) нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. Всё это из области вечного, к которому (4) конечно (5) нельзя относиться без волнения.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 4, 5

    • 4) 4, 5


    • Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 3, 4, 5, 6


    • Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целеустремленной и (3) к тому же (4) холодной, заносчивой и аристократически наивной. Например (5) она считала деньги тяжким бременем.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 2, 5

    • 4) 1,2,3,5


    • «Покой нам только снится...» - через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 1, 4, 5

    • 3) 1, 2, 3

    • 4) 2, 3, 4, 5


    • Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.

    • 1) 1, 2, 3, 5

    • 2) 1, 2, 4, 5

    • 3) 1, 3, 4

    • 4) 2, 5


    • Управлять своей речью, властвовать над нею - значит (1) не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом (2) все-таки (3) пожалеешь. Слова (4) ведь (5) не забываются. Конечно (6) лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвётся опрометчивое слово.

    • 1) 1, 2, 3, 6

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 2, 3

    • 4) 6


    • Не раз в дождливые осенние вечера мне (1) бывало (2) тоскливо. Но (3) бывало (4) бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

    • 1) 1, 2

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 3


    • В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3) конечно (4) святое, тайное и берет много сил. Но что придумать иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, очищение, а дневник помогает ему в этом.

    • 1) 1, 2, 3,4, 5

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1,3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 5


    • Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и (1) к тому же (2) наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение (3) кажется(4) странным. Почему (5) в самом деле (6) садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись?

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 5, 6

    • 4) 1, 2, 5, 6


    • Ленинград (1) как говорили (2) славился своими букинистами. Перед войной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была (3) буквально (4) сплошными книжными магазинами. Здесь (5) уверяют (6) можно было найти все: старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники.

    • 1) 1, 2, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6


    • От блокады книга (1) несомненно (2) сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею (3) наконец (4) топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 2, 4


    • Вандалу (1) бесспорно (2) свойственна ненависть (3) буквально (4)ко всему прекрасному. Но (5) очевидно (6) от ненависти ко всему прекрасному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4


    • Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться - он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.

    • 1) 1, 2, 4,5

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 3



      Для меня (1) вообще (2) чрезвычайно загадочен этот слой, который называется новые русские. Чем они берут и почему оболтус, казавшийся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех областях, неожиданно (3) вдруг (4) воспарил и смотрит на всех сверху вниз? Эти люди (5) с одной стороны (6) вызывают у меня какую-то такую улыбку, а (7) с другой стороны (8) они мне абсолютно противопоказаны и страшны.

    В нашем мире много такого, что объяснить с точки зрения науки не представляется возможным. И чем сильнее запрет на наблюдение за паранормальными явлениями, тем больший интерес они вызывают. А когда всё-таки удаётся приблизиться к разгадке того, что казалось невозможным и непознанным, самым важным является не нарушить морально-этические законы. О проблеме их соблюдения и говорится в тексте А. Сухотина. Автор заявляет: «Честный исследователь, просто порядочный , сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных».

    Я полностью согласна с мнением публициста. Ни в коем случае нельзя спекулировать морально-этическими нормами в погоне за дешёвой популярностью, так как ни к чему хорошему это не приведёт. И подтверждений этому в нашей литературе найдётся немало.

    М.А. в повести «Роковые яйца» как раз описывает последствия неосторожного вмешательства в законы природы. «Бумага из Кремля» позволила руководителю совхоза «Красный луч» А. Рокку «для поднятия куроводства в стране» экспроприировать у профессора Персикова изобретённый им «луч жизни» в виде трёх камер для увеличения клетки. Но вместо кур Подмосковье наводнили гигантские питоны и крокодилы, случайно выведенные Рокком вместо кур. Желая не потерять лицо руководителя показательного совхоза, Александр Семёнович нарушил всякие законы морали, за что и был жестоко наказан. Впрочем, как и эксцентричный профессор Персиков. Спасение же пришло от самой природы - в августе вдруг ударил мороз в 18 градусов, и рептилии вымерли. Так М.А. Булгаков ещё раз говорит о том, что мудра и всё в ней устроено правильно, даже если мы не всё можем описать с точки зрения науки.

    Конечно, если говорить о нарушении морально-этических норм учёными, то нельзя не вспомнить роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля». В погоне за собственной славой Керн, воспользовавшись припадком астмы у Доуэля, лишил голову тела, а потом, пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества, принудил Доуэля к сотрудничеству. Используя чужие знания, Керн пришивает голову певички Брике к телу Анжелики Гай. Однако этот эксперимент заканчивается неудачей, а разоблачённый Керн кончает жизнь самоубийством. Положительные герои этого романа - врач Мари Лоран и профессор Доуэль - это те честные исследователи, о которых А. Сухотин как раз и говорил, что они имеют качества, «которые предохраняют от соблазна дешёвой славы».

    Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить только одно: чем бы ни занимался, он должен быть нравственно устойчивым и не гнаться за дешёвой славой, искажая научные факты. Увы, эта слава беспочвенна и мимолётна, потому что её легко развенчать с помощью истинных научных познаний.

    Текст А. Сухотина:

    (1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

    (4)Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку.

    (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

    (7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи странных явлений, далеко не ясных науке, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать» физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов. (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии...

    (15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернётся язык назвать их лжеучёными?

    (22)Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный: человек,
    сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных. (25)У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избыткомтакие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

    (По А. Сухотину)

    Текст№25

    Задание№1. Прочитайте текст А.Сухотина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

    Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

    Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое - истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

    Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Всё загадочное надо изучать. Однако при одном условии: ...Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

    Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

    (А. Сухотин)

    1.Какова тема текста?

    2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

    3.Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

    · нравственная;

    · экологическая;

    · социальная;

    · психологическая;

    · философская;

    · социально-психологическая;

    · социально-философская;

    · социально значимая;

    · социально-нравственная…

    Задание№2. Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

    Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

    В тексте А.Сухотинаподнимается проблема непростых взаимоотношений истинной науки с так называемыми оккультными науками, чье содержание является «доступным пониманию только избранных».

    Проблема«непростой, подчас трагической связи» науки и псевдонаучных знаний, теорий» является важной. Многим из нас, молодых людей, предстоит вскоре сделать выбор: по какому пути пойти в своем профессиональном развитии - обоснованному наукой, выверенному, или поддаться искушению вступить на путь тернистый, неясный, возможно ложный…

    А.Сухотин обращает внимание читателя на то, что в свое время среди лженаук были астрология и парапсихология, а теперь они доказали свою состоятельность. Кроме того, автор текста просит читателя не спешить выносить приговор, «наглухо перекрывать доступ в науку» новым, только вступившим на путь своего формирования научным мыслям. Он призывает быть «осторожными» тех ревнителей истины, кто пытается учинить специальный «досмотр» неокрепшим наукам.

    О драматических последствиях слепого следования ошибочным теориям идет речь в произведениях многих русских писателей, критиков, журналистов. Так, трагически в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» обрывается жизнь Евгения Базарова, который оказался в тисках собственной теории «вульгарного материализма». Его нигилистические убеждения, основанные на отрицании всего нематериального (любви к ближним, уважения к старшим, поклонения природе…) завели героя в тупик, сделали Евгения Базарова несчастным.

    Примечательно, что весь ход развития истории науки является доказательством сложных отношений различных теорий и псевдотеорий – споров, столкновений, открытого неприятия их теоретических положений. Многие из открытий в астрономии, сделанных Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем, в 13-15 веках не были приняты их современниками. Некоторые из этих первооткрывателей поплатились своей жизнью за идеи, которые, по словам их оппонентов, были ересью, «бесовыми словесами».

    Итак, прочитав текст А.Сухотина, я пришла к выводу, что определить, «где ложь, а где истина» в науке, очень важно, хотя и очень трудно. Но это необходимо делать, чтобы давать возможность ей развиваться, а первооткрывателям идти вперед. Главное – не поддаться на этом пути лженаучным теориям, которые могут привести исследователя, ученого, мыслителя к горьким разочарованиям.

    2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ** )

    3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста А.Сухотина?

    4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста А.Сухотиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП*** )

    5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (А.Сухотина), рассуждающего о взаимоотношениях науки и псевдонаучных теорий? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА ****);

    6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста А.Сухотина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ *****);

    7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2 ).

    Вариант 4

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    А1. Какое из слов дано в правильном произношении?

    1) снег [с"н"эх] 3) крем [крэм]

    2) Бог [бох] 4) пюре [п"ур"э]

    А2. Укажите пример без нарушения норм лексической сочетаемости.

    1) Это беспрецедентная вещь.

    2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.

    3) Текст написан очень понятливым языком.

    4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.

    A3. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.

    1) Обращение к правительствам мира подписали более семиста известных учёных.

    3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.

    4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.

    А4. Укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок.

    1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления.

    2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.

    3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, не­жели чем автомобилями, выпущенными в 20-х - 30-х годах прошлого века.

    4) У более половины горожан есть дачные участки.

    А5. Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для

    пропущенной части фразы: В шахматах, как и в жизни,.........,лишь осознав свои ошибки и недостатки.

    1) успех может быть достигнут,...

    2) можно достичь успеха,...

    3) успех достигается,...

    4) достижение успеха возможно,...

    Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

    A. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось рань­ше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.

    Б. А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.

    B. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка.

    Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человече­ское общество, которое бы пользовалось письмом, не обла­дая речью.

    А6. Какой вопрос можно поставить в начале текста?

    1) Сколько лет назад появилась письменность?

    2) Как возник язык?

    3) Какая форма речи возникла раньше: устная или пись­менная?

    4) Благодаря чему было изобретено письмо?

    А7. После какого предложения должна следовать данная ниже фраза?

    Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существо­вании или отсутствии звучащей речи в дописьменный период пред­ставить вообще не в состоянии.

    1) между А и Б 3) между В и Г

    2) между Б и В 4) после Г

    А8. Укажите правильное утверждение о предложении В.

    1) состоит из 3-х частей; нераспространённых нет

    2) состоит из 2-х частей; обе распространённые

    3) состоит из 3-х частей; одна из них - нераспространённое предложение

    4) состоит из 4 -х частей; две из них - нераспространённые

    А9. Какая характеристика соответствует предложению Г?

    1 ) сложноподчинённое

    2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью

    3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

    4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

    А10. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?

    1) в именительном

    2) в родительном

    3) в дательном

    4) в винительном

    All . Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях В и Г.

    1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели,

    2) определённый слой населения, отличающийся от других сло­ев условиями жизни, образованием и т. п.; класс, сословие

    3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях

    4) государство, страна

    А12. На месте каких цифр пишется НН?

    В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

    2) 2,3,4 4) 1,3,4

    А13. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

    1) пор..сль, компань..н, г..рячий

    2) р..стение, кр..пива, прик..саться

    3) прот..реть, нат. .рать, к..снуться

    4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть

    А14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

    1) пр..ветствие, пр..образовать

    2) пр..двещать, пр..украсить

    3) без..нициативный, контр..гра

    4) транс..ранский, сверх..нициативный

    А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?

    1) дыш..щий, (они) выскоч..т

    2) плач..щий, (они) изуч..т

    3) служ..щий, (они) скач..т

    4) реж..щий, (они) выдерж..т

    А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

    1) помощ.., помощ..ник, ветош..

    2) спряч..тесь, добит..ся, создаст..ся

    3) восем..десят, мен..шинство, настеж..

    4) в..ющийся, разоб..ётся, из..ян

    А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых пишется НЕ?

    Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.

    1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1 ,5 4) 4

    А18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?

    1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходи­мости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.

    2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблём, вздымав­шим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от вре­мени смолой борта.

    3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утончённость чувств толпы.

    4) (С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху напол­ненный водой.

    А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить соб­ственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.

    1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

    2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

    3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

    4) Занятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второ­степенный член.

    А20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.

    2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубле­ние в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело ры­бы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.

    3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.

    4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.

    А21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть за­пятые ?

    В тот день белая луна стояча в небе, с утра (I) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, ка­жется (3) наступила зима.

    А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

    1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

    2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

    3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

    4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесе­нью и почерневшей от времени смолой борта.

    А23. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препи­нания не расставлены.)

    1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто на­зываемое Голландией.

    2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

    3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая на­дёжная в мире.

    4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

    А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

    2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

    3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками кам­ней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли .

    4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

    А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

    Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.

    1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4 4) 1,2,3,5

    А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным обо­ротом?

    1) Люди, которые жили 20 назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

    2) Было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

    3) Грядущая третья технологическая революция, которая изме­нит саму природу труда, будет основываться на силе умст­венной активности человека.

    4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются изза испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

    А27. Прочитайте текст.

    Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказы­вало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие свои­ми методами, методологическими и мировоззренческими установка-

    ми и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным явля­ется такое воздействие в нашу Эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знаний уже немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) В наше время воздействие естествознания на все науки яв­ляется особенно мощным.

    2) Естествознание играет всё большую роль в развитии всех на­ук, включая гуманитарные, и фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях требует ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

    3) Естествознание является основой всякого знания. Оно игра­ет главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов в областях знаний немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием есте­ствознания.

    4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.

    Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

    (1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом чело­веке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (ано­мальные атмосферные явления) и прочие события.

    (4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увле­чениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специ­ального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

    (7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3аирет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, пло­дит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результа­тов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических эле­ментов». (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изуче­ние поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опро­метчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение ал­химией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолков­ского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

    (22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притя­заний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий поря­дочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У нею недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

    (А. Сухотин)

    А28. Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора ?

    1) ...не придавать этому изучению серьезного значения.

    2) ...придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

    3) ...отказаться от выводов, сделанных классической наукой.

    4) ...обязательно внедрить открытие в жизнь.

    А29. Определите стиль и тип речи.

    1) художественный стиль; описание

    2) научный стиль; описание

    3) публицистический стиль; рассуждение

    4) разговорный стиль; рассуждение

    АЗО. Какое слово или словосочетание объясняется через контекст ?

    1) оккультная паука

    2) хиромантия

    4) телепатическая связь

    При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запитыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

    Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

    81. Из предложений 17-19 выпишите существительное, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

    82. Из предложений 2-3 выпишите все одушевленные существи­тельные.

    83. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.

    Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

    84. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

    85. В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.

    86. Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

    87. Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помо­щью местоименного наречия? Напишите номер этого предло­жения.

    88. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

    (предложения 18, 19, 20, 21 и др.),_(например, в предложениях 8, 9,

    12, 17), используются разговорные грамматические средства (_в предложениях 8, 9, 10, 11) и книжные синтаксические конструкции (_в предложениях 3, 8, 9, 11).

    Одно из средств, подчёркивающих ироническое отношение автора как к псевдоучёным, гак и к слишком недоверчивым специа­листам, -_(в предложениях 4, 5, 7).»

    Список терминов:

    1) малоизвестные термины

    3) слова с уменьшительными суффиксами

    4) фразеологизмы

    5) частицы

    6) метафора

    7) экспрессивный лексический повтор

    8) сравнительные обороты

    9) ряды однородных членов

    10) нарушение логической однородности

    Дли ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочине­ние.

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Объём сочинения - не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Ответы:

    соотечественников

    (в)человеке избранных

    3,4,7,8,9

    (не)ясных науке


    Придадим теме несколько иной поворот. Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Она допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия (с ними еще встретимся), позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления), НЛО и прочие события (кои еще ждут своего разговора).

    Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие имеют более осторожные мнения: не следует заведомо, не учинив специального досмотра, объявлять одно ложью, а другое - истиной. Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

    Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Наука нередко начинается даже и не с нуля, а, так сказать, с отрицательных значений. В свое время Н. Бор заметил: "Очень часто говорят о мистике в современной физике. В действительности речь идет по большей части о еще неясно сформулированных понятиях". Мы пытаемся именно на основе новых результатов "контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов".

    Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домысел. Очевидно, такие явления надобно исследовать. Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих "космических тарелок", кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. А. Миг-дал высказывается решительно за изучение, например, телепатии, член-корреспондент В. Троицкий призывает заняться фиксированными аномальными событиями в атмосфере, о странных явлениях ведут разговор научные и особенно научно-популярные журналы, средства широкой информации.

    Словом, лед раскололся. Но сколько убойных снарядов пущено по интересующимся феноменом "Д" (Джуны Давиташвили ). Наиболее важные блюстители чистоты науки, вроде медицинского академика Н. Блохина, обвиняют экстрасенсов в знахарстве, а самые бдительные - даже "в пособничестве американскому империализму" (профессор И. Акулиничев ). Но вот академик Ю. Гуляев в серии выверенных опытов доказывает, что приборы регистрируют повышение температуры тела в области бесконтактного массажа, проводимого Джуной, на целых три градуса. При этом сильнее нагреваются как раз пункты, соответствующие больным участкам. И достигается это не внушением Джуны, а благодаря излучению ее рук.

    Так рассыпается предвзятость. Чего стоят после этого высокоученые неистовства запретителей? Правы те, кто советует руководствоваться в оценке аномальных процессов правилом "презумпции естественности" (своего рода аналог практикуемой в судопроизводстве "презумпции невиновности"). Это принципиальная допустимость того, что наблюдаемое явление имеет естественную природу, а вовсе не плод галлюцинации, иллюзий, самообмана. С другой стороны, разумно и такое правило: не науке доказывать ложность спорной идеи, но автору идеи - ее истинность.

    Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Все загадочное надо изучать. Однако при одном условии: следует придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

    Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых (мы еще назовем их). Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания.

    На рубеже двух последних столетий вспыхнуло внимание к парапсихологии, сохранившееся до сего дня. Ей отдали время такие умы, как французский психиатр П. Жаннэ, английские физики В. Крукс и В. Баррей , лауреат Нобелевской премии физиолог Ш. Рише (в последние годы - президент Парижской академии наук). Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал "Ребус", в котором находили приют телепаты и спириты.

    Так, большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется речь назвать их лжеучеными? Ибо никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний.

    Возникает вопрос: почему Т. Лысенко , не отмеченный пристрастием к оккультным темам, считается лжеученым, а некоторые ученые, причастные к оккультизму, вокруг которого всегда водят хороводы темные личности, оставлены вне подозрений? Именно так. И демаркация проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы. И это существенно меняет подходы.

    Или такая ситуация. Астрологи прошлого много заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществлении которой и сосредоточивались их усилия. Однако у себя в XIV-XVI веках, даже в XVII столетии, они, как правило, не унижались до обмана, искажения фактов и т. п. действий, сопровождающих лженауку. Более того, ими получено немало ценных сведений. Но со временем астрология во многом растеряла лучшие позиции, превратившись в лжеучение, ставшее тормозом развития знаний. И в наши дни занятия астрологией часто сопровождаются мошенничеством.

    Как-то Московский планетарий посетил астролог одного из небольших государств. Осмотрел, послушал лекцию и в книге отзывов дал высокую оценку работе сотрудников в борьбе... с суевериями. Это немало удивило служащих. Преодолев стеснение, они сказали про это астрологу. Однако, вовсе не смутившись, гость пояснил. Конечно, сам он ни во что подобное не верит" и свою "науку" не принимает всерьез. Но эти занятия создают ему престиж в государстве. Иначе сказать, мы встретились здесь с настоящей лженаукой, и такое не редкость в наши просвещенные дни.

    Притязания на славу и популярность, а более всего увлеченность наживой - вот мотивы, склоняющие большинство современных астрологов, а также магов, чародеев и т. п. к околонаучной активности. Внешне все, как в приличном доме: общества, съезды, интервью. Худо ли, хорошо ли, но используются даже современные научно-технические новшества, издаются журналы, монографии.

    Надо признать, что в наш широконаучный век волна обращений к магии не слабеет. Оккультные деятели находят пути к больным, одиноким, нуждающимся в опоре, обретаемой хотя бы ценой иллюзорных надежд. К магам обращаются различного рода дельцы, финансовые короли. Не чуждаются гаданий политические деятели.

    Увы, в огромной армии чародеев лишь немногие сохраняют честь и достоинство порядочного человека, не прибегающего к сознательному обману. В значительной же массе работают люди, разменявшие совесть на купюру или престиж.

    Примечательно следующее. Чудодеи кое в чем потеснили профессионалов фокуса. И размежевание между ними по тому же нравственному критерию. Профессионал не скрывает намерений. Предъявляя фокус как своего рода "честный обман", он не выдает иллюзию за полновесную монету, а только скрывает формулу обмана. Характерный эпизод. На конгрессе магов и волшебников в 1986 году в Италии факир Кумар, демонстрируя свое умение, был на целых 17 часов полностью зарыт в землю. После того, как его откопали, он заявил! "Истина - это истина, и реальность - это реальность. Волшебство - это не истина, это трюк".

    Совсем иное понимание профессиональной чести у ловцов оккультных сил, когда трюк выдается за правду.

    Как видим, обращение к паранаучным эффектам имеет для ученого и оккультного деятеля расходящиеся цели. Поэтому научный исследователь имеет право обращаться к паранаучной теме, для него не должно быть запретных зон. Проблема в другом: продиктовано ли такое обращение интересом к явлению или оно имеет иной подтекст: некритическое внимание к фактам, попустительство сомнительной деятельности, вообще отход от моральных норм.

    Итак, границу между наукой и лженаукой прочерчивает не внутренняя науке гносеологическая (теоретико-познавательная) линия, а нравственно-этическая. Верно, нравственный показатель воспринимается здесь чужим, пришедшим со стороны. Однако, останавливаясь в решении дилеммы на позиции "рационально - иррационально" и еще сильнее "истина - ложь", мы ходим " по кругу, разомкнуть который и помогает этот моральный критерий.

    Конечно, еще лучше было бы искать решение на полях практического оправдания. Но оно свои достоинства развертывает обычно лишь во времени, а нам надо определиться и отсечь лженауку здесь, сейчас. Словом, как ни поворачивай, однозначных ответов не отыскивается.

    Применяя этические оценки, надо помнить, что это лишь первые шаги в отборе исследовательских результатов. Затем вступают в силу уже собственно научные показатели с точки зрения истинности или ложности и еще более строго - с позиций новизны. Ведь может быть так, что знание добыто честным путем, но оно не в ладах с истиной, либо, если и в ладах, ничего нового не несет. Роль "этического сторожа" та, что сначала необходимо избавить науку от сознательных искажений и уже потом подвергнуть результаты исследований анализу с точки зрения собственно познавательных характеристик (научно, истинно), до которых в самом начале движения бывает порой трудно подняться.

    Ясно, что нравственные постулаты далеко не всегда в силах оградить науку от лженауки. Но они по крайней мере предостерегают от одного. В науку нельзя идти с нечестными помыслами. Соприкасаясь с таинственным, непонятным, ученый способен сделать неверный шаг, извлечь ошибочные заключения, которые, возможно, покажутся ему безупречными. Мы доверяем науке, ученым. Поэтому они не имеют права ни вступать на дорогу обмана, ни позволить увлечь себя по этой шаткой дороге, неизбежно ведущей в топи лженауки. И единственная гарантия от этих недугов - честный, непредвзятый исследовательский труд.