Глагол как часть речи его категориальное значение. Глагол категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки глагола как части речи

ЛЕКЦИЯ 1

Глагол

2. Начальная форма глагола; вопрос к начальной форме.

3. Форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая).

4. Основы глагола (основа инфинитива и основа настоящего времени).

5. Класс глагола; показатели класса глагола.

6. Тип спряжения глагола; показатель спряжения.

7. Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола; способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

9. Возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфикс–ся); функция и значение постфикса – ся.

10.Залог глагола; показатель залога; значение залога.

11. Наклонение глагола; показатель наклонения; значение наклонения.

12.Время глагола; показатель времени; значение времени.

13.Лицо глагола; показатель лица; значение лица.

14.Число глагола; показатель числа; значение числа.

15.Род глагола; показатель рода; значение рода.

16.Парадигма спряжения глагола.

17. Способы образования глаголов.

Глагол противопоставляется имени, как противопоставляются друг другу основные элементы мысли – субъект и предикат. Но исторически глагол связан тесно с именем, поскольку он возник первично из наименований действий. Древнее имя, обозначавшее действие, (путем преобразования первичных личных местоимений в личные окончания) приобрело специфические морфологические признаки и преобразовалось в глагол.

Связь глаголов с другими частями речи проявляется в одинаковых синтаксических функциях: в возможности выступать и подлежащим, и дополнением, и обстоятельством, и даже определением.

Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико- грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.



Слова, объединяемые в этой части речи, обладают обобщенным значением процесса и могут обозначать действие, движение, перемещение в пространстве, состояние (лежать, спать ), проявление признака (почернеть ), изменение признака (белеть, бледнеть ) и т.п.

Мы обычно представляем себе, что как только речь зайдет о действии, оно непременно должно быть выражено глаголом. Но это отнюдь не так. Отвлеченное действие может быть выражено существительным (выход, помощь, передача, рассказывание ). Но отношение действия к деятелю действительно может быть выражено только глаголом: радио играет, гости поют.

В лингвистической литературе существует много определений глагола. Их можно даже подразделить на типы: чисто семантические (например: глагол - есть разряд слов, выражающих действие или состояние, –А.Х. Востоков) ; определения, совмещающие в себе указание на значение глагола и на его грамматические категории (такие определения характерны для грамматик – АГ-70); формально-грамматические определения (слова спрягаемые называются глаголами – С.И.Абакумов).

Попробуем дать определение глагола как части речи, которое учитывало бы общее категориальное значение, грамматические особенности и синтаксические функции этой части речи.



Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико-грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.

Глагол – часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода (Русская грамматика –80, с.582).

Остается добавить к этому определению, что глагол как часть речи в предложении выполняет преимущественно функцию сказуемого.

Категориальное значение

Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных - значение предметности, у имен прилагательных - значение признака, свойства, качества, у глаголов - значение процесса, действия, состояния и т. д.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "категориальное значение" в других словарях:

    категориальное значение имени прилагательного - Значение признаковости. Например: вечерний звон – прилагательное вечерний обозначает непроцессуальный признак предмета – это его категориальное значение; конкретное значение прилагательного – это признак предмета по отношению ко времени …

    категориальное значение глагола - Значение процесса (процессуальность), свойственное глаголу независимо от его лексического значения: действия (бежать, пилить), состояния (любить, спать), отношения (включать, обладать) представлены в глаголах как процесс, протекающий во времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категориальное значение существительного - Значение предметности, которое модифицируется по разному: 1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора; 2) наименования растений: роза, ива, тополь; 3) названия веществ: масло, кислород; 4) географические названия … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категориальное значение наречия - Признаковость признака: тихо веет. В отдельных случаях наречие обозначает признак предмета: плов по узбекски … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Категориальное восприятие - (греч. kategorikos – утверждающий) особенность или, точнее, стадия формирования наглядных образов, на которой конкретные наглядные образы отождествляются с определённым классом объектов, имеющим определённое значение. Например, тенденция слышать… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа имени существительного - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение имени существительного; 3) начальная форма имени существительного; вопрос к начальной форме имени существительного; вопрос к словоформе в тексте; 4) собственное/нарицательное имя… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категория числа существительных - Одна из основных категорий имени существительного, формирующая у него категориальное значение предметности. Категория числа служит для выражения количественной характеристики предметов объективной действительности. Она противопоставляет… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа категории состояния - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи, категориальное значение; вопрос к словоформе в тексте; 3) начальная форма слова категории состояния (форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени); 4) разряд по значению слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа местоимения - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение местоимения; 3) начальная форма местоимения; вопрос к начальной форме местоимения; вопрос к словоформе в тексте; 4) разряд местоимения по соотношению с другими частями речи… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Категориальное значение глагола. Системный и функциональный аспекты , Н. Н. Болдырев. В настоящей монографии исследуется проблема формирования категориального значения глагола на понятийном, системно-языковом и речевом уровнях. Рассматриваются общие вопросы лингвистической…

До сих пор мы говорили лишь о непосредственной функции слова в обозначении того или иного предмета, действия или качества, иначе говоря, о «денотативном» и «коннотативном» значениях слова. Однако сказанное не исчерпывает ту роль, которую играет слово в отражении действительности и в переработке информации.

Наиболее существенную роль играет вторая важнейшая функция слова, которую Л. С. Выготский назвал собственно значением и которую мы можем обозначить термином «категориальное» или «понятийное» значение.

Под значением слова, которое выходит за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только возбуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, вникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщить их признаки. Слово не только замещает вещь, но и анализирует вещь, вводит эту вещь в систему сложных связей и отношений. Отвлекающую или абстрагирующую, обобщающую и анализирующую функцию слова мы и называем категориальным значением. Разберемся в этой особенности слова подробнее.

Мы уже говорили, что каждое слово не только обозначает предмет, но выделяет его существенный признак. Это очень легко видеть, анализируя корень слова. Например, слово «стол» имеет корень-стл-, этот корень связан со словами «стлать», «постилать», «настил». Говоря слово «стол», человек выделяет его качество: это что-то, что имеет признак настила, на котором можно писать, обедать или работать, но обозначаемый этим словом предмет всегда должен обладать соответствующий признаком. Слово «часы» не просто обозначает определенный предмет, который, например, лежит перед нами; это слово указывает на то, что этот предмет имеет функцию измерения времени («часа»), и если он не имеет отношения к измерению времени, значит, это не часы. Слово «сутки» имеет корень «соткать» («стыкать», переносное - стык дня и ночи). Слово «корова» является родственным с латинским словом cornu = рог и, по сути говоря, раньше означало,«рогатый», тем, самым оно выделяет признак, характерный для коровы.



Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших сложных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит; «телефон» обозначает предмет, который на расстоянии (теле-) передает звук; «телевизор» обозначает предмет, который дает возможность на расстоянии видеть, и т. д. В таких новых словах особенно наглядно выступает эта анализирующая функция. Значит, каждое слово не только обозначает предмет, но производит и гораздо более глубокую работу. Оно выделяет признак, существенный для этого предмета, анализирует данный предмет. В старых словах или словах, заимствованных из других языков, мы иногда не ощущаем этого, в новых словах мы видим это более отчетливо. Эта функция выделения признака или абстракции признака является важнейшей функции слова. Однако и это положение еще не является достаточным.

Каждое слово не только обозначает вещь, не только выделяет ее признаки. Оно обобщает вещи, относит их к определенной категории, иначе говоря, несет сложную интеллектуальную функцию обобщения. Слово «часы» обозначает любые часы (башенные, настольные, ручные, карманные, золотые или серебряные, квадратные или круглые). Слово «стол» обозначает любой стол (письменный, обеденный, карточный, квадратный или круглый, на трех или на. четырех ножках, раздвижной или простой). Значит, слово не только выделяет признак, но и обобщает вещи, относит их к определенной категории, и эта обобщающая функция слова является одной из важнейших. Обобщая предметы, слово является орудием абстракции, а обобщение есть важнейшая операция сознания. Именно поэтому, называя тот или другой предмет словом, мы тем самым относим этот предмет к определенной категории. Это и означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления; оно является и клеточкой мышления, потому что важнейшими функциями мышления являются именно абстракция и обобщение. Следует, однако, отметить и другую сторону интересующей нас проблемы.

Слово является не только орудием мышления, но и средством общения. Всякое общение - иначе говоря, передача информации- необходимо требует, чтобы слово не только указывало на определенный предмет, но и обобщало сведения об этом предмете. Если бы человек, говоря «часы», имел в виду, например, лишь одни определенные часы, а воспринимающий это слово, не имеющий соответствующего опыта, не понимал бы обобщенного смысла этого слова, он никогда бы не смог передать собеседнику свою мысль. Однако слова «часы» и «стол» имеют обобщенное значение, и это является условием понимания, условием того, что человек, называя предмет, может передать свою мысль другому человеку. Даже если этот другой человек представляет названную вещь иначе (например, говорящий имеет в виду карманные часы, а воспринимающий - настольные или башенные часы), все равно предмет, отнесенный к определенной категории, позволяет говорящему передать определенную обобщенную информацию. Значит абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения.

Существует, однако, еще более глубокая и важная функция значения слова. В развитом языке, который является системой кодов, слово не только выделяет признак и не только обобщает вещь, относя ее к определенной категории, она производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории общества.

Покажем это только на одном примере. Слово «чернильница» прежде всего обозначает определенный предмет, относит слушающего к одному конкретному предмету, например к чернильнице, стоящей на столе. Но это слово выделяет в этом предмете существенные признаки, обобщает предметы, т. е. обозначает любую чернильницу, из чего бы она ни была сделана и какую бы форму она ни имела. Однако это еще не все. Разберем, что именно человек передает, когда говорит слово «чернильница».

Слово «чернильница» имеет корень, а этот корень чернвыделяет определенный признак, он указывает, что этот предмет связан с какой-то краской, следовательно, этот признак вводит предмет в определенную категорию предметов, которые имеют дело с цветом (черный, красный, зеленый и т. д.). Значит, эта чернильница есть какой-то предмет, который имеет отношение к краске, к цвету.

Но слово «чернильница» рядом с корнем чернимеет и суффикс -ил-, который вводит этот предмет в другую категорию. Он обозначает некоторую орудийность (чернила, белила, шило, мотовило), т. е. предмет, который служит орудием для чего-то. Тем самым суффикс –мл вводит слово в еще одну категорию, уже не имеющую отношения к цвету, а имеющую отношение к орудийности, и это наслаивает на слово «чернильница» еще один признак, указывая, что названный предмет, имеющий отношение к краскам, имеет и «орудийное» значение.

Однако слово «чернильница» имеет и второй суффикс -ниц-, который вводит этот предмет еще в одну категорию, т. е. он относит этот предмет к категории вместилищ (чернильница, сахарница, пепельница, перечница). Таким образом, когда человек говорит «чернильница», он не только указывает на определенный предмет, он анализирует те системы связей, категорий, в которые этот предмет входит. Тем самым через слово передается весь опыт поколений, который был накоплен в отношении чернильницы: становится ясным, что это - вещь, имеющая отношение к краскам, орудийности и вместилищу. Таким образом, называя предмет, человек анализирует его, причем делает это не на основании конкретного собственного опыта, а передает опыт, накопленный в общественной истории в отношении его функций, и передает, таким образом, систему общественно упрочившихся знаний о функциях этого предмета.

Следовательно, слово не только обозначает предмет, но и выполняет сложнейшую функцию анализа предмета, передает опыт, который сформировался в процессе исторического развития поколений.

Наконец, у приведенного слова остается еще один компонент, который до сих пор не был подвергнут анализу. Во многих развитых языках (таких, как русский, немецкий, тюркский) слово имеет еще одну часть - флексию, которая может меняться при употреблении слова чернильница, чернильнице, чернильниц, чернильницей, чернильниц), тем самым изменяя отношение, которое данный предмет имеет к окружающей ситуации (СНОСКА: В других языках (например, в английском или французском), которые не располагают флексиями, их роль берут на себя вспомогательные слова (предлоги, союзы). Присоединяя к слову флексии, мы ничего не меняем в самом значении слова; чернильница, как предмет относящийся к краскам, орудийности, вместилищам, сохраняется, однако функциональная роль названного предмета меняется. В одном случае «чернильница» - так называемая словарная или нулевая форма, и слово просто указывает на существование данного предмета; слово «чернильницу» (в винительном падеже - «я вижу чернильницу») означает, что этот предмет является объектом какого-то действия; «чернильниц» (в родительном падеже) означает, что этот предмет рассматривается как часть («край чернильницы»), или здесь дано указание на отсутствие предмета; с помощью формы «чернильниц» человек придает этому предмету орудийное значение (значение предмета, который используется для каких-то целей). Иначе говоря, флексия создает новые психологические возможности для функционального обозначения предмета, она дает возможность не только отнести предмет к известной категории, но и указать на ту форму действия, которую играет предмет в данном контексте. Это и позволяет сказать, что язык является системой кодов, достаточных для того, чтобы самостоятельно проанализировать предмет и выразить любые его признаки, свойства, отношения.

Итак, обозначая предмет, слово выделяет в нем соответствующие свойства, ставит его в нужные отношения к другим предметам, относит его к известным категориям.

Эта анализирующая и обобщающая функция слова выделяется некоторыми авторами, занимавшимися семантикой слова, в специальных. Из этих схем видно, какое огромное число свойств скрывается за, казалось бы, такими простыми словами, как «животное», «клиент» и т. п.

Все это и говорит о том факте, что слово не только удваивает мир, не только обеспечивает появление соответствующих представлений, но является мощным орудием анализа этого мира, передавая общественный опыт в отношении предмета, слово выводит нас за пределы чувственного опыта, позволяет нам проникнуть в сферу рационального.

Все это дает возможность утверждать, что слово, обладающее предметной отнесенностью и значением, является основой системы кодов, которые обеспечивают перевод познания человека в новое измерение, позволяет совершить скачок от чувственного к рациональному, т. е. к возможности как обозначать вещи, так и оперировать вещами в совершенно новом, «рациональном» плане.

Глагол как часть речи объединяет слова со значением процессуального признака, или действия предмета. Процессуальный признак – это частеречная, категориальная семантика. Ее имеют все глаголы. Особенности этой семантики выявляются при сравнении глаголов с существительными и прилагательными.

Существительное чтение и словоформа читаю лексическим значением называют одно и то же действие, но называют его по-разному: существительное – как независимую субстанцию, совокупность определенных свойств, а глагол – как деятельность предмета (в данном случае человека), т. е. как проявление субстанции, как ее признак. В предложениях Под окном зеленеет трава и Под окном зеленая трава обозначается одна ситуация, которая, однако, прилагательным и глаголом интерпретируется по-разному: прилагательное называет признак травы как нечто данное природой вещей, а глагол изображает «зеленость» как проявление свойств травы, как реализацию ее потенциальных возможностей.

Обозначение признака, в своем существовании обусловленного предметом, которому он приписывается, является отличительной чертой глагольного значения. Каждый глагол включает в себя анафорическую предметную сему, т. е. отсылает к предмету как источнику действия, что соответствует традиционному определению: «глагол как часть речи называет действие предмета». В личных формах глагола эта особенность проявляется в том, что глагольное окончание предопределяет тип действующего предмета, ограничивает возможности его морфемного выражения (пишу я, пишешь ты, пишет он, она, оно, человек). В неличных формах (инфинитиве, причастии и деепричастии) – в синтаксических связях и синтаксической дистрибуции.

Второй специфической чертой процессуального признака является его охарактеризованность во времени. Это свойство глагольного значения также неразрывно связано с морфологическими категориями глагола, а именно с категориями времени и вида. Значение процессуального признака потому и является категориальным, что оно формируется с опорой на грамматическую оформленность глагола.

Как значение грамматической предметности не совпадает с лексическим значением предмета, так и категориальная семантика действия (процессуального признака) не тождественна с лексической семантикой глаголов. Лексически глаголы могут называть как действия, так и недействия: процессы (гнить), события(жениться), состояния (болеть), отношения (граничить) и др. Но что бы ни называл глагол, глагольный признак дается в отнесенности к его источнику и предполагает временную характеристику.

Как в существительных значение предмета или выражается дважды, лексическим значением основы и грамматическими категориями (стол, книга), или зависит только от грамматического оформления слова (пение, бег, нежность), так и в глаголах значение действия может передаваться и лексически, и грамматически (бежать, пилить, умываться) или только грамматически (иметь, принадлежать, состоять, существовать).

Итак, глагол как часть речи обозначает признак предмета, облигаторно охарактеризованный в двух измерениях:

1) признак дается как результат проявления свойств предмета (см. школьный вопрос к глагольному сказуемому: Что делает – делал – будет делать?),

2) признак имеет временные параметры (последнее свойство глагола иногда определяется словом «динамический»: глагол называет динамический признак предмета).

Такова семантическая особенность глагола.

Глагол богат морфологическими категориями. Одни из них – вид, залог, наклонение, время, лицо – есть только в глаголе. Другие – род, число – являются едиными для глагола и имен. С морфологической стороны глагол специфически характеризуется обязательностью словоизменения. Как уже отмечалось, в языке нет неизменяемых глаголов, хотя у глагола есть неизменяемые формы.

Морфологические категории неодинаково характеризуют разные глагольные словоформы. Одни категории обнаруживаются во всех глагольных словоформах. Их называют постоянными глагольными категориями. Таковы категории вида и залога. Другие категории – наклонение, время, лицо, число, род – имеют не все глагольные словоформы. Их называют непостоянными грамматическими категориями глагола. Наклонение, время, лицо в спрягаемом глаголе неразрывно связаны с выражением синтаксической предикативности, т. е. грамматического значения предложения. Поэтому их называют также предикативными категориями глагола.

В грамматическом строе языка глагол как часть речи оформлен и словообразовательными средствами. Важно, что многие суффиксы образуют только глагольные основы: и-ть (белить), е-ть (белеть), а-ть (охать), ну-ть (охнуть), нича-ть (лентяйничать) и др.

Первичной синтаксической функцией глагола является функция сказуемого в глагольном предложении. Существует своего рода симметричность между словоизменительными формами глагола (или тем, что называют финитным, т. е. определенным, глаголом) и их синтаксической ролью. Эти формы не бывают другими членами предложения (речь идет о собственно глагольном употреблении). Подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством глагол может быть только в форме инфинитива, причастия и деепричастия, в связи с чем их можно было бы назвать внутричастеречными синтаксическими дериватами.

Психологическая структура слова

Основная функция слова – обозначающая роль (= референтная функция слова). В психологии эту функцию принято обозначать как предметную соотнесенность, как функцию представления, замещения предмета. Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету и обозначает или предмет, или действие, или качество, свойство объекта, или отношение объектов. Это выражается в том, что слово, имеющее предметную соотнесенность, может принимать форму существительного, глагола, прилагательного, или связи – предлога, союза (когда обозначает отношения). Это решающий признак, который отличает язык человека от так называемого «языка» животных.

Слово – особая форма отражения действительности. Слово позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие, совершать умственные эксперименты над вещами. Слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений.

С появлением языка как системы кодов, обозначающих предметы, действия, качества, отношения, человек получает как бы новое измерение сознания, у него создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира.

Под значением слова, которые выходят за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только пробуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово анализирует вещь, вводит эту вещь в систему сложных связей и отношений.

Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших сложных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит, «телефон» – предмет, который на расстоянии (теле-) передает звук.

Каждое слово не только обозначает вещь, выделяет ее признаки, но и обобщает вещи, относит их к определенной категории, иначе говоря, несет сложную интеллектуальную функцию обобщения. Поэтому слово является клеточкой мышления, потому что именно абстракция и обобщение являются важнейшими функциями мышления.

Слово – средство общения. Абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения.

Существует еще одна – еще более глубокая и важная функция значения слова. В развитом языке, который является системой кодов, слово не только выделяет признак и обобщает предмет, нон производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт от поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории общества.

Кроме того, у слова остается еще один компонент. Во многих языках (русский, немецкий, тюркский) слово имеет еще одну часть – флексию, которая может меняться при употреблении слова (чернильница, чернильнице, чернильницу, чернильницы и т.д.), тем самым изменяя отношение, которое данный предмет имеет к окружающей ситуации. Флексия создает новые психологические возможности для функционального обозначения предмета.

Поэтому, язык является системой кодов, достаточных для того, чтобы самостоятельно проанализировать предметы и выразить любые его признаки, свойства, отношения.