Каковы языковые средства выражения актуальной мысли? Любишь ли ты природу.
Урок русского языка в 6 классе по теме:
« Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!»
Учитель МОУ С Ш № 9 г. Димитровграда Шитикова Лилия Геннадьевна
Цели и задачи урока: Образовательные:
- обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме; обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи; расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.
- активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности.
- воспитание коммуникативности; воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде; привитие культуры общения; воспитание интереса к предмету.
- компьютер мультимедийная приставка экран цифровой фотоаппарат презентация “Береги и охраняй природу”
Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия!
В.Шефнер
Ход урока
I .Организационный момент
Слово учителя:
Ребята, сегодня наш урок необычен. Он посвящается памяти выдающегося педагога, учителя русского языка Е.И.Никитиной.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!» Наша задача: описать окрестности города. Изменились ли они за последние годы? Для этого нужны конкретные факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждаем на эту тему.
В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.
Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно». Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя (на слайде портрет Н.Н.Носова).
Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» (опубликована в 1978 году).
Отрывок «Снегири» - это воспоминания, рассказывающие о времени в жизни будущего писателя, когда ему было шесть- семь лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц, в маленьком деревянном доме.
2. Чтение текста учащимся.
Почему писатель вспоминает о черёмуху? (Потому что на ней зимой бывали снегири.)
Для чего он говорит о том, какой была черёмуха весной и летом?
Какую картину писатель называет сказочной? Нарисуйте её словами.
Как с этой картиной связаны следующие части текста? (Сказочная картина и навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Эта радость понятна нам, закономерна, ибо говорит о ней тот, кто чувствовал себя счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.
Видеть снегирей, как и других птиц, на свободе – счастье.)
Это и есть основная мысль текста; тема его – воспоминание о снегирях.
Автор рассказа “Бабочка” - известный детский писатель Юрий Иосифович Коваль(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.
В 1966 году опубликовал первую повесть для детей "Сказка о том, как строился дом". За этой книгой последовали такие известные произведения, как "Приключения Васи Куролесова" (1971),"Кепка с карасями" (1974), "Недопесок Наполеон Третий" (1975), "Самая легкая лодка в мире" (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их "эмалями") - прежде всего, "Вход в Иерусалим" (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля - роман "Суер-Выер", за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию "Странник".
Подумайте над темой рассказа.
Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”
Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.
Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит. Я осторожно присел с нею рядом.
Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.
Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.
Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
Вдвоём веселей, - согласился я.
Говорить было вроде не о чем.
Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.
Так мы и сидели до самого заката.
4. Беседа по рассказу.
Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)
(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)
Почему это возможно?
Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)
(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)
Тип текста? (Повествование)
Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)
III. Работа над сочинением.
1. Беседа с учащимися. (В ходе работы используются теоретические сведения по учебнику Е.И.Никитиной стр.105-109,162-167)
Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)
В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)
В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?
(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)
Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.
(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)
- Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?
(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)
План сочинения-рассуждения:
1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства. Аргументы.
3. Заключение. (Вывод).
г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.
2. Слово учителя:
Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.
- Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?
(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)
- За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить?
Работа над содержанием сочинения
Что должно включать вступление вашего сочинения? (В нём нужно выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.)
Основная часть?
(1. Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?
2. Что волнует, вызывает протест?)
Заключение? (Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?)
IV. Работа учащихся в черновиках.
V. Рефлексия.
1. Понравился ли вам урок?
2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?
3. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?
(Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.)
VI. Домашнее задание: редактирование сочинений, переписать в чистовик.
Использованная литература:
Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся, 6класс.-Ульяновск, ИПКПРО, 1994.
Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл.-М.: Просвещение.
Урок русского языка в 6 классе по теме:
« Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!»
Учитель МОУ С Ш № 9 г. Димитровграда Шитикова Лилия Геннадьевна
Цели и задачи урока:
Образовательные:
обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;
расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.
Развивающие:
активизация самостоятельной деятельности;
развитие познавательной активности.
Воспитательные:
воспитание коммуникативности;
воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;
привитие культуры общения;
воспитание интереса к предмету.
Оборудование:
компьютер
мультимедийная приставка
цифровой фотоаппарат
презентация “Береги и охраняй природу”
Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Природа всё учла и взвесила —
Не нарушайте равновесия!
В.Шефнер
Ход урока
I .Организационный момент
Слово учителя:
— Ребята, сегодня наш урок необычен. Он посвящается памяти выдающегося педагога, учителя русского языка Е.И.Никитиной.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему: Берегите природу!» Наша задача: описать окрестности города. Изменились ли они за последние годы? Для этого нужны конкретные факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждаем на эту тему.
В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.
Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно». Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя (на слайде портрет Н.Н.Носова).
Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» (опубликована в 1978 году).
Отрывок «Снегири» — это воспоминания, рассказывающие о времени в жизни будущего писателя, когда ему было шесть- семь лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц, в маленьком деревянном доме.
2. Чтение текста учащимся.
— Почему писатель вспоминает о черёмуху? (Потому что на ней зимой бывали снегири.)
— Для чего он говорит о том, какой была черёмуха весной и летом?
— Какую картину писатель называет сказочной? Нарисуйте её словами.
— Как с этой картиной связаны следующие части текста? (Сказочная картина и навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Эта радость понятна нам, закономерна, ибо говорит о ней тот, кто чувствовал себя счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.
Видеть снегирей, как и других птиц, на свободе – счастье.)
— Это и есть основная мысль текста; тема его – воспоминание о снегирях.
Автор рассказа “Бабочка” — известный детский писатель Юрий Иосифович Коваль(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.
В 1966 году опубликовал первую повесть для детей «Сказка о том, как строился дом». За этой книгой последовали такие известные произведения, как «Приключения Васи Куролесова» (1971),»Кепка с карасями» (1974), «Недопесок Наполеон Третий» (1975), «Самая легкая лодка в мире» (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их «эмалями») — прежде всего, «Вход в Иерусалим» (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля — роман «Суер-Выер», за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию «Странник».
Подумайте над темой рассказа.
Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”
Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём — бабочка.
Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит. Я осторожно присел с нею рядом.
Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.
— Тут неплохо, — ответил я ей, — тепло.
Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
— Вдвоём веселей, — согласился я.
Говорить было вроде не о чем.
Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.
Так мы и сидели до самого заката.
4. Беседа по рассказу.
— Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)
(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)
— Почему это возможно?
— Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)
(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)
— Тип текста? (Повествование)
— Стиль текста? (Стиль текста — художественный.)
III . Работа над сочинением.
1. Беседа с учащимися. (В ходе работы используются теоретические сведения по учебнику Е.И.Никитиной стр.105-109,162-167)
— Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)
— В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)
— В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?
(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)
— Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.
(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)
— Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?
(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)
План сочинения-рассуждения:
1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства. Аргументы.
3. Заключение. (Вывод).
г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.
2. Слово учителя:
— Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.
— Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?
(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)
— За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить?
Работа над содержанием сочинения
Что должно включать вступление вашего сочинения? (В нём нужно выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.)
Основная часть?
(1. Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?
2. Что волнует, вызывает протест?)
Заключение? (Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?)
I V. Работа учащихся в черновиках.
V. Рефлексия.
1. Понравился ли вам урок?
2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?
3. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?
(Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.)
VI. Домашнее задание: редактирование сочинений, переписать в чистовик.
Использованная литература:
Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся, 6класс.-Ульяновск, ИПКПРО, 1994.
Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл.-М.: Просвещение.
Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия! (В.Шефнер)
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
- обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;
- расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.
Развивающие:
- активизация самостоятельной деятельности;
- развитие познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативности;
- воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;
- привитие культуры общения;
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание учащихся гражданами своей малой родины.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийная приставка
- экран
- цифровой фотоаппарат
- презентация “Береги и охраняй природу”
Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Учащимся 7 класса заранее даётся задание понаблюдать, какие изменения произошли на территории микрорайона за последние годы. Иванникова Екатерина, Дирдин Виталий, учащиеся 9 “А” класса, фотографируют места отдыха, скверы, парки, пруд, находят положительные и отрицательные изменения в своём микрорайоне (ул.Талалихина, М.Калитниковская, Средняя Калитниковская, ул.Иерусалимская). На основе этих фотографий создаётся презентация.
Ход урока
I.Оргмомент
II. Цели и задачи урока
Учитель: Обратитесь, пожалуйста, к домашнему упражнению №71 и сформулируйте цели и задачи нашего урока.
Чтение задания учащимися:
Опишите окрестности вашего города, села, вашей местности. Изменились ли они за последние годы? Соберите факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждайте на эту тему.
(Цели и задачи урока: повторить типы и стили речи, подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на публицистическую тему, подобрать рабочий материал, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде)
Учитель: Тема сегодняшнего урока: “Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему “Береги и охраняй природу”.
В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.
Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.
Мы сегодня с вами на уроке проведём исследование: как изменилась окружающая нас природа в последние годы. И поговорим о том, что нужно сделать, для того чтобы восстановить нарушенное. В этом нам помогут ваши наблюдения и презентация с фотоматериалами на эту тему. В подборе фотоматериала помогали мне Гусева Е.И., учитель биологии и экологии, и учащиеся 9 класса “А” Иванникова Екатерина и Дирдин Виталий.
Вся работа по подготовке к сочинению- рассуждению на этом уроке ведётся в черновиках.
Во время работы над сочинением заполняется таблица.
План работы над сочинением |
материалы |
|
1. Выбор темы. | ||
2. Выбор формы сочинения | ||
3.Тип текста | ||
4.Стиль текста | ||
5.Особенности языка, характерные для публицистического стиля | ||
6. Работа над содержанием сочинения |
||
а) Вступление (тезис) | Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. | |
б) Основная часть | Аргументы, факты, доказательства | |
Положительные изменения, которые произошли за последние годы | Что радует? Какие положительные изменения произошли в природе за последние годы? | |
Что волнует, вызывает протест, заставляет задуматься о будущем? | ||
в) Заключение (вывод) | Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? |
III. Изучение нового материала.
а) Выбор темы
На 5 слайдах (3-8 слайд) презентации содержатся фотографии, на которых изображён осенний загородный пейзаж, показ слайдов происходит с музыкальным сопровождением.
3 слайд (чтение четверостишия)
Природы затаенное дыханье…
Неуловимой осени приход…
И красок ослепительных сиянье
На мир в тиши минутной снизойдет.(Людмила Осокина)
(Просмотр слайдов с изображением осеннего загородного пейзажа)
8 слайд (чтение четверостишия)
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы. (И.Бунин)
- Как вы думаете, отличается ли природа, которую мы видим на этих фотографиях от той, что нас окружает ? (Да, конечно. Это загородная природа. Наша задача: понаблюдать за изменениями в природе в окрестностях нашего города)
б) Выбор формы сочинения, типа и стиля текста.
Слово учителя:
(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.
В 1966 году опубликовал первую повесть для детей "Сказка о том, как строился дом". За этой книгой последовали такие известные произведения, как "Приключения Васи Куролесова" (1971),"Кепка с карасями" (1974), "Недопесок Наполеон Третий" (1975), "Самая легкая лодка в мире" (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их "эмалями") - прежде всего, "Вход в Иерусалим" (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля - роман "Суер-Выер", за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию "Странник".
Подумайте над темой рассказа.
Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”
Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.
Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.
Я осторожно присел с нею рядом.
Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.
Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.
Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
Вдвоём веселей, - согласился я.
Говорить было вроде не о чем.
Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.
Так мы и сидели до самого заката.
- Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)
(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)
Почему это возможно?
Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)
(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)
Тип текста? (Повествование)
- Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)
Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)
- В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)
В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?
(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)
- Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.
(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль.
Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)
Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?
(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)
План сочинения-рассуждения:
1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства. Аргументы.
3. Заключение. (Вывод).
г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.
Слово учителя: Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.
(Просмотр слайдов с фотографиями: школа №464, ул.Иерусалимская, сквер около школы, сквер около учебной парикмахерской и детского сада, сквер около Калитниковского кладбища, Калитниковский пруд)
- Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?
(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)
За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить? Что мои помощники-фотографы упустили из вида?
(В процессе работы у учащихся появляются следующие записи в таблице)
Работа над содержанием сочинения |
||
а) Вступление (тезис) | Выразить своё отношение к
природе; привлечь внимание к экологической
проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения: Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели! Жители Москвы! Москвичи! Дорогие школьники! |
Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как..? Посмотри, как... Человек - это часть природы. Человек и природа – это единое целое… В последнее время много говорят об охране природы. Что оставим в наследство будущим потомкам?...и др. |
Переход от тезиса к доказательствам | В рассуждении часто используется вопрос почему? , частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим… и т.п. | |
б) Основная часть | Аргументы, факты, доказательства. | |
Положительные изменения, которые произошли за последние годы | Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует? | Забота правительства,
общественности; благоустройство скверов, парков;
озеленение; очищение прудов; уборка; благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д. |
Переход | -Но… Однако наблюдается и другая картина... – Но так ли всё хорошо? Но всё ли, действительно, хорошо? Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д. |
|
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы | Что волнует, вызывает протест? | Мусор; вытоптанная трава; старые деревья; сломанные кустарники; выкорчеванные деревья; большие асфальтированные площадки; сломанные скамейки; мойка машин у водоёма; загазованность; нахождение скверов недалеко от трассы и т.д. |
Переход от доказательств к выводу | Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод… и т.д. | |
в) Заключение | Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) | Стань другом и защитником
природы! Прояви чувство ответственности во
взаимоотношениях с природой, и тогда планета
будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д. |
IV. Работа учащихся в черновиках.
V. Рефлексия.
1. Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3. Какая форма работы вам понравилась больше?
4. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?
Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.
VI. Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик.
Использованная литература:
- Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. -27-е изд. – М.: Просвещение, АО “Московские учебники”, 2005. – 221 с.
- Никитина Е.И. “Русская речь”: Развитие речи. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 160 с.
Стили речи.
Публицистический стиль речи.
Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Что такое
«стиль речи»?
Стиль - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, деловые отношения, науку, художественное творчество и т.д.
Стили речи
Разговорный
Официально -
Художественный
Публицистический
Этимология слова «публицистический»
- от латинского publicus , что означает «общественный, государственный».
Однокоренные слова
публицистика публицист
публика
Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы
Задача публицистического стиля
- Воздействие на читателя, слушателя,
- Убеждение его в чем-то,
- Внушение ему определенных идей,
- Побуждение его к поступкам, действиям
Жанры публицистического стиля
- Статья в газете, журнале,
- очерк,
- репортаж,
- фельетон,
- ораторская речь,
- судебная речь,
- выступление по радио, телевидению,
на собрании,
- доклад.
Для публицистического стиля характерны
- логичность,
- образность,
- эмоциональность,
- оценочность,
- призывность.
Языковые средства публицистического стиля
- эпитеты,
- сравнения,
- метафоры,
- обращения,
- риторические вопросы и восклицания,
- разговорные слова,
- фразеологические обороты.
Строение публицистического текста
- Общественная проблема (не забыть про обращение к публике! )
- Пути её решения (доводы, размышления )
- Обобщения и выводы (возвращается к проблеме ).
!!! Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем
Все на субботник !»
- «Лозунг». Проблема чистоты на улице.
- Почему надо устроить субботник? Зачем это нам, людям? Что нужно сделать?
- Вывод-призыв.
Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник !»
Друзья, скажите мне, кто из вас не любит чистоту? Чистоту любят все: и люди, и животный, и сама природа. Поэтому необходимо организовать субботник.
Никто из вас не станет жить в нечистом доме, есть из грязной посуды, пить несвежую воду. Так и улицы наши должны быть чистыми, ведь и нам самим неприятно ходить по ним, если кругом мусор и грязь. Дело не только в нашем ощущении, но и чувствах самой природы! Она нас буквально приютила у себя, и мы должны ей ответить благодарностью за такое великодушие. Для этого надо лишь придти на субботник и сделать хотя бы маленький вклад в чистоту
Берегите природу! Берегите наш Мир.
Вывод: публицистический стиль речи…
- Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя; побуждение к действию, призыв.
- Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Часто тексты представляют собой рассуждение на общественно значимые темы. Отличается достоверностью, точностью, конкретностью, страстностью, призывностью, общедоступностью.
- Языковые средства- общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и т.д.; образные средства, слова в переносном значении, тропы; разнообразные синтаксические конструкции, однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
- Жанры- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, доклад и т.д.
Мы – публицисты!
- Задание: написать выступление-призыв на одну из тем
- День Учителя – нужный праздник.
- День Пожилого человека – особенный день.
- «Учиться, учиться и, еще раз, учиться!..»
(о проблеме успеваемости)
4) «Возлюби ближнего своего» (о необходимости согласия и понимания между людьми)