Что делать, когда эмоциональное выгорание. Примеры

Впервые на явление выгорания обратили внимание американские психологи, когда в США в 60-х гг. XX в. начали появляться социальные службы помощи безработным, инвалидам, людям, пережившим насилие, ветеранам вьетнамской войны и т.д. В центры реабилитации каждый приходил со своими трудностями и психологическими проблемами. От сотрудников требовалось выслушать посетителя, посочувствовать его боль, помочь советом, оказать моральную поддержку. Рабочий персонал подбирался очень тщательно, проходил хорошую подготовку, однако через некоторое время начались осложнения. Все чаще со стороны посетителей стали звучать жалобы на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Были проведены исследования, после чего ученые заявили о существовании профессионального истощения, или «стресса общения». Термин «выгорание» ввели несколько позже, в 1976 г., - его предложила американская исследователь Кристина Маслач.

Признаки синдрома выгорания во многом напоминают симптомы . Человек чувствует постоянную усталость, у него падает работоспособность, болит голова, снижается аппетит, усиливается тяга к табаку, кофе, алкоголю. Кроме того, возникают ощущения беспомощности, безнадежности, апатии. А главное, отмечается притупленность чувств - нет желания эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Исчезает чувство сопереживания людям. Рождается мысль, что уже ничего нельзя дать другим, поскольку запас сил и эмоций исчерпан. Постепенно развивается негативное отношение к своему труду и людям, с которыми надо сталкиваться по работе. Контакты с ними становятся все более обезличенными, «бездушными» и формальными.

К сожалению обычно, человек, попавший в сети эмоционального выгорания даже не осознает, что с ним происходит. Он лишь испытывает растущее внутреннее раздражение, напряжение, и неприязнь к тем, кому призван помогать: клиентам, ученикам, пациентам, посетителям.

Человек, переживающий это тягостное состояние обычно принимается искать причину происходящего в себе самом, уверенный в собственном бездушии и непрофессионализме. В результате увеличивается недовольство собой, снижается самооценка, ухудшается настроение. Ситуация усугубляется тем, что проблемы, о которых идет речь, как правило, не принято обсуждать и столкнувшемуся с ними кажется, будто другие не испытывали ничего подобного. Кризис может обостриться настолько, что наступает полное разочарование в жизни, глубокая .

К. Маслач (1978) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

К поведенческим и психологическим относятся следующие симптомы:

  • работа становится все тяжелее, а способность выполнять ослабевает;
  • работник рано приходит на работу и остается надолго
  • ощущения фрустрации, беспомощности и безнадежности
  • чувство беспокойства;
  • ощущение скуки;
  • снижение уровня энтузиазма;
  • чувство обиды;
  • чувство разочарования;
  • неуверенность;
  • чувство вины;
  • чувство невостребованности;
  • легко возникающее чувство гнева;
  • раздражительность;
  • подозрительность;
  • чувство всемогущества (власти над судьбой клиента, пациента);
  • ригидность;
  • неспособность принимать решения;
  • дистанционирование от клиентов, пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;
  • завышенное чувство ответственности за пациентов;
  • общая негативная установка на жизненные перспективы;

Более широкий взгляд на проблему эмоционального выгорания дает пять ключевых групп симптомов :

1) физические симптомы:

2) эмоциональные симптомы:

  • недостаток эмоций, неэмоциональность;
  • пессимизм, цинизм, черствость в работе и личной жизни;
  • безразличие и усталость;
  • раздражительность, агрессивность;
  • , усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
  • , чувство вины;
  • потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив;
  • увеличение деперсонализации - своей или других (люди начинают восприниматься безликими, как манекены);
  • преобладание чувства одиночества;

3) поведенческие симптомы:

  • рабочее время больше 45 часов в неделю;
  • во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть;
  • безразличие к еде;
  • отсутствие физических нагрузок;
  • частое употребление табака, алкоголя, лекарств;

4) интеллектуальное состояние:

  • уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
  • уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе);
  • безразличие к новшествам, нововведениям;
  • отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);
  • формальное выполнение работы;

5) социальные симптомы:

  • нет времени или энергии для социальной активности;
  • уменьшение активности и интереса в области досуга, хобби;
  • социальные контакты ограничиваются работой;
  • скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;
  • ощущение изоляции, непонимания окружающих и со стороны окружающих;
  • ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Врачи говорят, что это состояние, при котором человек чувствует себя истощенным морально, умственно и физически. Ему очень сложно вставать по утрам, работать, трудно сосредоточиться на своих обязанностях и вовремя их выполнять. Приходится удлинять рабочий день, в итоге нарушается привычный ритм жизни и ситуация еще больше ухудшается. Причем люди склонны все списывать на хандру и депрессию, особенно если дело происходит осенью. Врачи же говорят, что очень важно распознать «звоночки» и сигналы организма, чтобы быстрее справиться с проблемой и не довести себя до нервного срыва.

Суть явления

Синдром эмоционального выгорания называют своеобразным механизмом психологической защиты от стресса, который возникает преимущественно в трудовой сфере. Первые упоминания о «burnout» (буквально — « выгорание» в пер. с англ.) можно найти в источниках за 1974 год. Такой диагноз ставился людям, вынужденным постоянно находиться в эмоционально «нагруженной» атмосфере во время работы. В результате такой загрузки они теряли большую часть физической и эмоциональной энергии, испытывали недовольство собой и неудовлетворенность, лишались чувства понимания и сочувствия к тем людям, которым по долгу службы должны помогать.

Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются педагоги, медработники, руководители предприятий, торговые представители, соцработники и т.д. Основными причинами, приводящими к эмоциональным проблемам, становятся рутина, сложный график, небольшая заработная плата, стремление быть лучшим в своей профессии, также имеют место быть и другие изматывающие факторы.

Как распознать

Признаки эмоционального выгорания стоит изучить детально, чтобы вовремя распознать проблему и быстрее от нее избавиться. Нередко эмоциональное выгорание путают со стрессом, хотя его клинические проявления несколько отличаются.

Картина эмоционального выгорания представлена тремя группами симптомов: физическими, поведенческими и психологическими. В первом случае у человека отмечаются:

Что касается психологических и поведенческих симптомов, к их числу относят: Также человек, подверженный эмоциональному выгоранию, меняет свое поведение. В его жизни практически полностью отсутствуют физические нагрузки, он увеличивает свое рабочее время, нередко у него появляются вредные привычки.

Замедлиться и выдохнуть

Не стоит пытаться перебороть себя, напрягаться и пытаться ускорить процесс выполнения дел, даже очень важных. Наоборот, врачи уверены, что при наличии синдрома эмоционального выгорания человеку необходимо замедлить свой темп. Это не значит, что следует отказаться от выполнения своей работы, просто следует пересмотреть свой подход к организации рабочего дня, добавив в него побольше отдыха. Если же никак не получается перестроить режим, стоит попросить внеочередной отпуск или даже взять больничный на несколько недель. Это позволит проанализировать ситуацию, посмотреть на себя со стороны и немного отдохнуть.

Также отличным подспорьем станет планирование с разбором причин. Например, если трудно выполнять какие-то задачи, стоит конкретизировать в разговоре с начальством, что именно от работника требуется; если не радует размер заработной платы, нужно поговорить с руководством о прибавке или попробовать поискать другой вариант трудоустройства. Такие меры позволят научиться расставлять приоритеты, дадут возможность понять, кто может помочь, и станут отличным подспорьем для исключения новых срывов.

Как предупредить

Отличным решением станет и профилактика. Стоит помнить, что такой синдром наступает обычно на фоне физического и психического истощения человека. А это значит, что следует подходить к вопросам профилактики комплексно. Отличным решением станет сбалансированное питание с минимумом жиров, включающее в себя большое количество витаминов, клетчатки и минералов. Также стоит добавить в свою жизнь больше физической активности и полноценный сон. Конечно же, требуется соблюдать и режим дня.

С точки зрения психологической защиты следует устраивать себе раз в неделю выходной, когда можно делать все то, что очень хочется. Кроме того, отличным помощником в деле восстановления душевного равновесия станут медитации, аутотренинги и ароматерапия.

Синдром эмоционального выгорания

Павел Сидоров

Конспект врача

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе - "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".

Распространенность синдрома эмоционального выгорания

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза "истощения" определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет.

Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования - у 66%.

По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% - субклиническая депрессия. Признаки СЭВ выявляются у 61,8% стоматологов, причем у 8,1% - синдром в фазе "истощения".

СЭВ обнаруживается у трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов.

Этиология

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят "помогающие", альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.). В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина развития СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля - возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

Диагностика

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов.

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания. В 1986 г. был разработан опросник "Maslach Burnout Inventory" (MBI), позволяющий стандартизировать исследования в этом направлении. Авторы динамической фазовой модели "burnout" выделяют 3 степени и 8 фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей по трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника "MBI", относительно среднестатистических величин). Модель позволяет выделить среднюю степень выгорания, при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения. Эмоционально-энергетический "запас" до этой стадии противодействует нарастающей деперсонализации и редукции достижений.

Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят:

 эмоциональное истощение - "аффективный" фактор (относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение);

 деперсонализация - "установочный" фактор (проявляется в изменении отношений к пациентам и к себе).

СЭВ является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты "burnout" являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

    физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

    эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

    поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

    интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

    социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.

Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% - жесткие сроки ее выполнения, 40% - ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% - на боль в области шеи и плеч, 23% - на усталость, 28% - на стресс и 33% - на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.

Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого - ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции. Наиболее распространенной формой такого насилия является злоупотребление властью по отношению к людям, не способным защитить себя.

Экономические потери от производственного стресса и связанных с ним проблем, с психическим здоровьем работающих оказываются достаточно высокими (около 265 млрд евро ежегодно для 15 государств Европейского союза). В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.

Среди производственных стресс-факторов можно выделить:

 физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);

 физиологические (сменный график, отсутствие режима питания);

 социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);

 структурно-организационные ("организационный стресс").

Согласно концепции Г. Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как острые нарушения, так и отсроченные последствия. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.). Количество стресс-реакций возрастает по "принципу ускорения", когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и "принципу заразительности", весьма выраженному в производственных коллективах.

СЭВ рассматривается в основном как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям, и основным предрасполагающим фактором выгорания являются продолжительность и чрезмерная нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профессий: врачи, медицинский персонал, учителя, психологи, представители различных сервисных профессий, руководители-менеджеры. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций обозначаются понятием "профессиональное выгорание", имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена:

 между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу);

 между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями;

 между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ: 1-й - "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й - "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й - "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что СЭВ проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы "резистенции". Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза "напряжение"), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.

Деятельность психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены СЭВ люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать СЭВ могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники "тяжелых" отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

Профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.

Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, - риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.

В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Понятие синдрома эмоционально выгорания (СЭВ) появилось не так давно, в 70-годах XX века. С того времени, всё больше и больше людей становятся подвержены этому неприятному и опасному синдрому. Он приводит к усталости, понижению работоспособности, депрессии. Как результат – уменьшение дохода, конфликты на работе, даже уход в алкоголь и наркотики. В чём же причина эмоционального истощения и как с ней бороться? Давайте разберёмся.

Причины развития синдрома эмоционального выгорания

Когда человек выполняет работу, то он вкладывает эмоции (или нервную энергию) в результаты своего труда. Психологически он хочет получить отдачу, компенсацию за эту энергию. Компенсация может выражаться по разному и для каждого она своя. Для кого-то это деньги, для кого – моральное удовлетворение от работы, а кому-то нужна хорошая реакция своих клиентов. Может быть и сочетание этих, а также других факторов, в разных пропорция.

Синдром эмоционального выгорания - распространённая проблема современности.

Если работник не получает отдачи за свои траты эмоций и нервов, то тут и начинается наш синдром эмоционального выгорания . Протекать он может в течение длительного времени. Начавшись с незначительного снижения работоспособности и мотивации, через несколько лет он может привести к употреблению наркотиков и даже к самоубийству!

Группы риска, подверженные СЭВ

Большая часть подверженных синдрому эмоционального выгорания - это специалисты, работающие с людьми. Первые, у кого он обнаружился, были психологи и психотерапевты. Также он встречается у учителей, менеджеров по продажам, в меньшей степени у полиции. Однако, даже если ваша работа не предполагает частого взаимодействия с людьми, вы всё равно можете испытать на себе неприятное действие этого симптома.

Если ваша деятельность скучна или однообразна, если у вас или большое количество стрессовых ситуаций на работе, милости просим в клуб эмоционального выгорания. Резко повышает риск приобрести синдром нечёткая зона ответственности в коллективе, когда вы не понимаете, за что конкретно отвечаете вы, а за что – другой человек.

Синдром эмоционального выгорания часто развивается у идеалистических, романтических, чувствительных натур. Они ждут, даже мечтают о высокой оценке их труда, которая приведёт их к наполнению положительными эмоциями. Отсутствие же признания их заслуг является причиной эмоций отрицательных. Сотрудник, чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, включает подавление эмоций. Это приводит к ощущению бессмысленности работы.

Появляется враждебное отношение к людям, человек перестаёт общаться с коллегами. Пропадает желание заниматься профессиональным ростом, интересоваться чем-то новым, что-то улучшить, чего-то добиться ещё. Сотрудник перестаёт считать себя достойным квалифицированным специалистом. Человек начинает экономить эмоции. Появляется ненависть к работе.

Как избавиться от проявлений СЭВ

  1. Если вы начали замечать у себя симптомы СЭВ, то первое, что нужно сделать – обратиться к специалисту-психологу. Дело в том, что перерасход эмоций происходит из-за неправильного понимания, сколько этих самых эмоций вы должны тратить на работе, а также из-за преувеличенных ожиданий отдачи от работы. Другие средства восстановления эмоционального равновесия (йога, цигун, фитнес) без психолога не дадут вам полного решения проблемы. Они просто затянут развитие СЭВ и отодвинут во времени последние стадии.
  2. В первую очередь с психологом стоит поработать над любовью и уважением к себе. Научитесь любить себя в любой ситуации, чтобы не произошло. Это поможет вам не ждать похвалы за свою работу от начальства или коллег. После этого стоит попросить психолога помочь вам выработать новую стратегию «расходования эмоций» на работе, без излишней траты.
  3. Решив вопрос с психологом, желательно выбрать себе хобби, которое будет снимать с вас эмоциональную усталость и восстанавливать психическую энергию. Желательно, чтобы ваше увлечение значительно отличалось от основной работы. Ведь давно известно, что лучший отдых, это не безделье, а смена деятельности.
  4. Вы можете записаться в секцию йоги, цигуна или других восточных практик. Такие занятия не только приведут вас к здоровью и расслаблению всего тела, но и помогут вам успокоить ум с помощью медитаций. Секций йоги сейчас великое множество, вы можете подобрать для себя подходящую по расположению, стоимости, тренеру и коллективу. Преимущество восточных практик заключается ещё и в том, что ими занимаются люди, которые примут вас таким, какой вы есть, без оценок. Это восстановит ваш эмоциональный иммунитет. Лучше записаться в студию, которая расположена рядом с вашей работой. Это сэкономит вам 2 часа на дорогу.
  5. Хорошо снимает стресс занятия фитнесом. Сейчас, как и в случае с йогой, существует огромное количество центров. Обратите внимание, что кроме обычного фитнеса есть ещё брутальные бодибилдинг и пауэрлифтинг, модный КроссФит, «дерзкий» армрестлинг, а также гиревой спорт. В зависимости от вашего темперамента вы можете подобрать стиль занятий для себя. Обратите внимание на спортивные танцы. Они прекрасно снимают стресс, учат чувствовать, и, главное, расслаблять свое тело, вырабатывают навыки неформальной коммуникации.

Отличным отдыхом и средством восстановления будет выезд на природу. Наше сознание очень плохо воспринимает прямые линии дорог и домов, ограниченное пространство помещений и техногенные шумы. И, напротив, естественные пейзажи, звуки и запахи благоприятно действуют на нашу психику. Побыв день – два на природе вы восстановите ту самую затраченную эмоциональную энергию.

Одним из самых лучших действий, что вы сможете сделать за городом, является рыбалка. Медитация на воду, общение с водой является очень мощным упражнением по восстановлению после стрессов.

Возможно, кроме психолога, следует обратиться к профессиональному коучу по . Не работайте в той организации, где от вас требуют больше, чем вы можете выдержать, при этом отдача, компенсация минимальна. Человек стремится к удовольствиям в жизни – это наш природный инстинкт, и ничего с этим не поделаешь. Поэтому, если вы не получаете удовольствия от своей работы, рано или поздно это приведёт вас к СЭВ.