Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи. Теперь столичные работодатели могут сдавать отчеты по квотированию в онлайн-режиме

Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов)

Предоставление информации в службу занятости. Квотирование для инвалидов.

Вопрос: кто обязан предоставлять "Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах" в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

Ответ:
1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек. Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

2. Все организации без исключения обязаны представлять в службу занятости ежемесячно такую форму отчетности, как «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

Срок представления отчета для г. Севастополя (региональным законом) не установлен. Главное, чтобы данный отчет представлялся регулярно, каждый месяц.

Подать отчет возможно на бумажном носителе (лично или по почте) или в электронном виде.

3. Если в организации трудится более 35 человек, то организация обязана квотировать места для инвалидов в размере не менее 2 %. Следовательно, и Отчет по квотированию мест для инвалидов в таком случае представляется каждый месяц с целью соблюдения квоты.

А вот Отчет о вакантных местах как правило подают только при их наличии. Хотя в некоторых регионах установлено требование о представлении данного Отчета и в случае отсутствия вакантных мест.

Обоснование

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Как оформить прием сотрудника на работу

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

1.об имеющихся вакансиях;

2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;

3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

от 30 000 до 50 000 руб. - для организаций;

от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Обязана ли организация сообщать о вакансиях в службу занятости? Как и в какие сроки?

Да, обязана. Представлять сведения о свободных и вакантных рабочих местах, а в ряде случаев и об их отсутствии нужно ежемесячно. Конкретный порядок и сроки сдачи могут отличаться в зависимости от региона.

В целях эффективной экономической деятельности работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. При этом законодательство не требует заполнять все вакантные должности по мере их возникновения.

Вместе с тем, если в штатном расписании есть свободные или вакантные места, независимо от того, требуются на них в текущий момент сотрудники или нет, сведения о них нужно ежемесячно сообщать в службу занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Обязанность извещать о вакансиях не зависит от формы собственности организации-работодателя и его статуса. Отдельные исключения могут быть предусмотрены на региональном уровне. Как правило, это госучреждения, где замещение должностей происходит по конкурсу. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

В отдельных регионах может быть установлена обязанность подавать сведения не только о вакансиях, но и об их отсутствии. В частности, такая обязанность установлена в Краснодарском крае (п. 2.2 Порядка, который утвержден ). В таком случае работодатели по сути обязаны предоставлять сведения ежемесячно даже при отсутствии вакансий. Если такой оговорки в региональных законах нет, то сообщать об отсутствии вакансий не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 4908/11). Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

Единая дата подачи сведений не установлена. Ее можно уточнить в региональном отделении службы занятости. Например, в Ростовской области подать сведения можно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (Порядок , который утвержден ). В Краснодарском крае данные предоставляют по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца (п. 2.1 Порядка, который утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258). Во многих регионах точной даты сдачи сведений не предусмотрено, достаточно соблюдать ежемесячную сдачу отчетов. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

По общему правилу подавать сведения о вакансиях нужно по форме , которая утверждена приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. № 125н . Однако во многих регионах установлена своя собственная форма. Например, для Ростовской области форма утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25 сентября 2014 г. № 646 . В Краснодарском крае тоже своя форма , которая утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 . Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

За непредоставление информации о вакантных местах, а в отдельных регионах и об их отсутствии либо за представление сведений с нарушением срока работодатели несут административную ответственность. Штраф на должностных лиц составит от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. ().

  • Скачайте формы

Квотируемые рабочие места (резервирование) являются необходимым условием существования всякой фирмы с количеством работающих более 35 человек вне зависимости от его организационно-правовой формы или типа собственности.

Справочные положения о значении термина «квотируемое рабочее место»

В сегодняшней ситуации даже вполне здоровому взрослому человеку непросто найти работу. Что тогда говорить об инвалидах или о молодых людях, ещё не достигших восемнадцати лет? Для них приём на работу и получение хоть какого-нибудь места для работы, нередко становится очень сложной проблемой.

Для поддержки особых социальных групп с трудоустройством и обеспечения им человеческих условий существования, принято несколько законов. Одним из основных законодательных документов, защищающих право на труд для уязвимых социальных групп населения, является закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 с учётом корректировок от 09.03.2016 и от 11.10.2016 «О занятости населения в Российской Федерации».

Основным месседжем этого документа является гарантия, предоставляемая государство на специальные квотируемые рабочие места для определённых уязвимых слоёв населения . Положениями этого закона обозначенным группам граждан устанавливается определённая квота имеющихся мест, то есть самое меньшее число рабочих должностей, которые эти предприятия должны для них обеспечить.

Согласно трудовому законодательству, рабочие места для граждан, представляющих наиболее уязвимые социальные групп населения, резервируются на фирмах имеющих 35 и более работников.

Социальные категории граждан, для которых организуется бронирование рабочих мест в 2017 году

Самая существенная помощь в общероссийском масштабе в сфере обязательного резервирования рабочих мест оказывается инвалидам . Исключительно для граждан с инвалидностью существует общероссийский закон № 181-ФЗ, который обязует работодателей возложена бронировать для лиц с ограниченными возможностямиопределённое число мест.

Иные группы населения, имеющие право на резервирование рабочих мест, определены на региональных уровнях. Правда, до пятнадцатого года такое резервирование мест в общефедеральном масштабе предусматривалось также и для иностранных рабочих (закон № 115-ФЗ от 25.07.2002), но в 2016 году в этот закон были внесены изменения. Статья №8 этого закона, где ранее были выписаны эти квоты, в новой редакции заменена положениями, описывающими процедуру их оформления на работу (закон № 129-ФЗ от 01.05.2016).

Таким образом, в настоящее время, кроме инвалидов, на квотное распределение в границах отдельных регионов имеют следующие группы граждан:

  • несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты;
  • бывшие заключённые;
  • выпускники исправительных учебных заведений закрытого типа;
  • молодые специалисты с начальным или средним профобразованием в возрасте до 20 лет;
  • дети из неполных семей;
  • дети из многодетных и малообеспеченных семей;
  • пенсионеры по старости;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • матеря одиночки.

Для всех этих социальных слоёв населения, кроме лиц с ограниченными возможностями, различные льготы и в том числе привилегии по резервированию предоставляются в разных регионах по-разному и в разной степени.

Расчёт рабочих мест, подлежащих резервированию

Общероссийским законом «О социальной защите инвалидов» число мест, подлежащих резервированию для работы лиц с ограниченными возможностями, строго регламентировано. В соответствии с этим законом при среднесписочном числе работников предприятия от 35 до 100 человек на нём должны быть предусмотрены места для лиц с ограниченными возможностями по квоте в количестве 3% от числа всего коллектива.

Из этого следует что, когда на предприятии числится 35 трудящихся, то в обязательном порядке одно место резервируется для инвалида, а если в штатном расписании 70 человек, то таких квотных места должно быть два. Соответственно, при количестве работающих 100 человек для инвалидов оставляется три места.

Для компаний со штатным расписанием более 100 работников обязательным является бронирование мест для лиц с ограниченными возможностями в количестве от 2 до 4%. Таким образом, если предприятие располагает даже двумя тысячами мест, то для него законом регламентрируется наличие не менее 40–80 мест для инвалидов и приравненных к ним особ.

Программа квотирования

С целью координации и контроля над соблюдением норм по квотам для инвалидов и молодёжи, а также для помощи предприятиям, использующим труд инвалидов создана программа квотирования рабочих мест.

Эта программа реализуется через региональные центры квотирования. Для участия в этой программе фирма в месячный срок после государственной регистрации должна встать на учёт в региональный центр квотирования. В местах, где отсутствуют специализированные центры квотирования вопросами учёта трудоустройства инвалидов занимаются центры занятости населения.

Для участия в программе и регистрации в центрах квотирования представляются такие документы:

  • - копия свидетельства о государственной регистрации;
  • - копии устава / Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза) / решения собственника (для учреждения);
  • -копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  • -информационное письмо органов государственной статистики об учёте в ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций);
  • - данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдаёт форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

Каждый квартал до 15 числа следующего за отчётным периодом месяца фирма должна представлять в Центр квотирования специальное приложение по форме №1, аккумулирующее сведения о состоянии с резервированными по квоте рабочими местами. Бланк этого документального отчёта по резервированию утверждён Комитетом общественных связей Москвы в приказе № 137 от 08.06.2005.

Бланк отчётности №1 –квотирование

Права работодателей в сфере резервирования рабочих мест

Зачисление человека с инвалидностью или гражданина из другой льготной группы на забронированную должность не происходит автоматически. Работник претендующий на резервируемое место должен иметь соответствующие профессиональные знания и навыки. Руководитель предприятия имеет законное основание отказать в предоставлении бронируемого места, если претендент не докажет свою компетентность. При отказе зачислить кандидата на работу должностное лицо должно информировать об этом центр квотирования с документальным объяснением причины отказа.

Вторым основным правом в этой сфере является право на информацию. Работодатель осуществляет это право путём запросов в центры занятости, центры квотирования мест для лиц с ограниченными возможностями и в любые другие компетентные государственные органы.

Обязанности работодателей

В трёхмесячный период с даты постановки предприятия на учёт, фирма должна представить списки зарезервированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями и других граждан льготных категорий.

На протяжении всего периода деятельности предприятия в центр квотирования должны представляться точные и своевременные данные:

  • - о количестве и наименованиях, зарезервированных по программе рабочих мест, - ежемесячно;
  • - об увольнении сотрудников, занимающих зарезервированные по квотам места - на протяжении пяти дней со дня увольнения;
  • - обо всех переменах в составе бронируемых на предприятии мест, включающих изменение специализаций и необходимого уровня профессионализма - на протяжении десяти дней со времени документальной фиксации этих изменений;
  • - о ликвидации льготных производственных должностей - на протяжении десяти дней со дня объявления.

Неукоснительной обязанностью предпринимателя при освобождении подлежащих квоте рабочих мест является их дальнейшее бронирование для инвалидов и других обладающих правом на льготы граждан.

Для инвалидов и льготников других категорий на предприятии должны быть обеспечены соответствующие их статусу льготников условия. На рабочих местах поддерживаются санитарно-технические нормы, учитывающие программу реабилитации для работников-инвалидов.

В перечень условий для льготников, занимающих квотируемые места, входят такие обязательные нормы:

  • - для инвалидов первой и второй групп рабочий день составляет не более 35 часов в неделю. Причём заработная плата таким лицам выплачивается в обычном размере, как за стандартный рабочий день;
  • - для инвалидов не допускается работа ночью (с десяти часов вечера до шести часов утра). Если работник хочет сам работать в ночное время, то он должен написать соответствующее заявление о своём добровольном желании трудиться ночью. Работодатель может удовлетворить это заявление, если в медицинских документах инвалида нет специальной записи, запрещающей ему работать в ночное время;
  • - для инвалидов-колясочников необходимо устанавливать специальные пандусы;
  • -для инвалидов, страдающих недостатком слуха, необходимо предусмотреть вместо звуковых сигналов соответствующие надписи или световые табло;
  • - для немых необходимо создать возможность общаться письменно или другим способом;
  • - для работников, страдающих слабоумием или другими нарушениями интеллектуального развития, необходимо предусмотреть постоянный контроль и помощь со стороны специально приставленных для этого сотрудников;
  • - для инвалидов запрещается работа в сверхурочное время, в том числе в выходные или праздничные дни. Если инвалид всё же не хочет отказываться от работы в такое время, то он должен написать заявление, в котором указать, что согласен работать добровольно, без принуждения со стороны администрации предприятия;
  • - для инвалидов время переработки не должно составлять более чем четыре часа за двухдневный период и 120 часов за год;
  • - для инвалидов в любое время года по их заявлению, подкреплённому справкой о состоянии здоровья, предоставляется неоплачиваемый шестидесятидневный отпуск.

Так, льготные условия, предоставляемые статьями № 267, 268 и 270 ТК РФ для несовершеннолетних, выглядят следующим образом:

  • - даётся отпуск на 31 день вне зависимости от сезона;
  • - запрещается посылать в служебные командировки;
  • - запрещается сверхурочный труд, так же как и работать в ночное время, в выходные и праздничные дни;
  • -для подростков возрастом от 14 до 16 лет продолжительность работы ограничивается пятью часами в день и 24 часами в неделю;
  • - для несовершеннолетней молодёжи возрастом от 16 до 18 лет допускается работать не более семи часов в день и тридцати пяти часов в неделю;
  • - для юношей и девушек, совмещающих работу с учёбой, рабочий день предусматривается не более 2,5 часов в сутки при возрасте до 16 лет и не более 4 часа в течение суток при возрасте от 16 до 18 лет;
  • - запрещается увольнение работников этой категории без утверждения в Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних.

Законодательством предусмотрены определённые условия для трудовой деятельности также для прочих социальных групп, имеющих право претендовать на бронирование рабмест по специальной квоте, но эти условия не так существенны и многочисленны, как для инвалидов и несовершеннолетних.

Штрафные санкции, предусмотренные за нарушения в сфере бронирования рабочих мест по квотам

Центр квотирования обладает полномочиями проводить контроль по исполнению предприятиями установленных законом квот рабочих мест для инвалидов и молодых людей возрастом до 18 лет. В рамках такого контроля Центр квотирования проводит периодическую ревизию правильного ведения и достоверности наличной документации по резервированию на предприятии.

При обнаружении во время таких ревизий финансовых или иных нарушений, законодательством (ст.5.27 ТК РФ) предусмотрены штрафные санкции:

  • - административный штраф на должностных лиц в размере 5–10 минимальных заработных плат;
  • - административный штраф на юридических лиц в размере 300–500 минимальных заработных плат;
  • - приостановление деятельности предприятия на период до 90 суток;
  • - дисквалификация должностной особы в случае повторного нарушения на период от одного года до трёх лет.

Квотирование рабочих мест для слабозащищённых слоёв населения, к которым в первую очередь относятся инвалиды и несовершеннолетние, относится к одной из самых сложных проблем для работодателей.

Расчёты по предоставлению квот на рабочие места, необходимые документы, порядок и сроки их представления, а также другие аспекты сферы квотирования рабочих мест требуют пристального внимания и всестороннего изучения.

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

Какие сведения нужно сообщать в службы занятости

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
  • о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней);
  • о предпенсионерах (ежеквартально)

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Все формы, упомянутые в материале, можно скачать в конце статьи.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н . Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 , согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей и ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть. Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной. Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Квотируемое рабочее место - что это такое?

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование - обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ . Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале