Скопцы. Секта скопцов Духоборы на крыльце дома


В середине XIX века в России возникла секта скопцов, и страну охватило форменное безумие. Количество скопцов превысило все мыслимые пределы - не менее четырехсот тысяч человек.
Золото партиями
В 1869 году в городке Моршанске Тамбовской губернии был арестован купец Максим Платицын. Его обвинили в "пристано-держательстве скопцов и совращении простолюдинов в лжехристианскую ересь". Платицына лишили всех прав, избили батогами и сослали в отдаленную сибирскую губернию. В кладовых дома купца нашли десятки бочек, наполненных золотом, которое оценивалось в миллиарды рублей!
Откуда у провинциального купца такое фантастическое богатство?
Дело в том, что секта скопцов отличалась финансовой изобретательностью. Например, почти каждой осенью меняльные конторы Москвы и Петербурга, накопив огромное количество новых монет, вдруг прекращали принимать стертую серебряную монету. Глядя на столицы, провинциальные менялы делали то же самое. Ценность стертой монеты резко падала. За несколько дней до Нового года менялы так же внезапно начинали принимать такие деньги по смехотворно низкой цене: за двугривенный давали четвертак, за пятиалтынный - двугривенный, за гривенник - пятиалтынный...
Когда в подвалах меняльных контор собиралось огромное количество стертого серебра, его тут же отправляли на Нижегородскую ярмарку, где всегда был дефицит мелочи. Стертая монета, привезенная приказчиками и поверенными меняльных контор, немедленно расползалась по ярмарке - по номиналу... И так - из года в год! Прибыль от этих манипуляций шла не только в карманы менял, но и на поддержку движения скопцов...
Талантливые аферисты
Странно, однако оскопившиеся люди часто обнаруживали в себе деловые таланты. В полицейских списках выявленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев самых крупных магазинов Охотного Ряда и Кузнецкого Моста. В Петербурге скопцы оккупировали лучшие места Гостиного двора.
Скопцам добровольно отдавали свои богатства такие миллионщики, как владелец Тульской полотняной фабрики Луганин, московский подрядчик Пороховой, купцы первой гильдии Кобелев, Григорьев, Ильин, Солодовников...
Не брезговали скопцы и настоящими аферами. Они вошли и в историю шулерства. По всей России ими была организована сеть подпольных школ, в которых преподавали опытные карточные жулики. Потом выпускники расползались по стране и отчисляли процент прибыли в пользу вскормившей их секты...
«Божья свита»
Главная идея скопцов такова: "Второе пришествие Спасителя случится не раньше, чем вся Россия будет оскоплена". А зачем? Если в православии или католицизме спасение души достигается ежедневной работой над собой и борьбой с грехом, то в скопчестве все гораздо проще: нечем грешить - следовательно, ты чист.
Скопцы ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится о "скопцах для Царствия небесного" (глава 19, стих 12). Согласно постулатам скопческой ереси, Христос был оскоплен Иоанном Предтечей.
По мысли теоретиков скопчества, во время Страшного суда Иисус Христос сядет на трон в Санкт-Петербурге и воздаст по заслугам всем, попиравшим скопческую религию. Себя скопцы называли "светом Христовым" и "Божьей свитой".
Но благими намерениями дорога вымощена сами знаете куда.
Вместо искомой чистоты - необузданный секс. Вместо любви к ближнему - хитроумные финансовые операции на грани и за гранью закона...
Оргии продолжались до утра
Основоположником движения скопцов был сбежавший от рекрутства крестьянин Кондратий Селиванов, уроженец села Столбова Орловской губернии. Сначала он примкнул к секте хлыстов, а потом объявил себя живым богом и царем Петром Третьим. Перед живым богом раскрывались двери самых богатых домов. Селиванов жил в доме петербургского купца-миллионщика Солодовникова.
Очень скоро Селиванов создал мощную законспирированную организацию. Скопцы маскировались под обычных граждан, даже в церковь ходили и делали пожертвования. Можно было прожить всю жизнь рядом со скопцом и не подозревать, что этот добропорядочный гражданин еженедельно в ночь с субботы на воскресенье доводит себя до полного исступления на радениях, бегая по молельной в белой рубахе босиком с истошным криком: "Дух, дух святой!"
Две печати
Все, кто не был оскоплен, по мнению сектантов, являлись недочеловеками - значит, ограбить или обмануть такого было благом. Брак у скопцов предавался проклятию. Женщина, родившая ребенка, называлась источником скверны, а дети именовались осколками и щенками. Вербуя новых сторонников, скопцы вдохновенно вещали о необходимости удаления от «женской лепости», отказа от мяса, вина и табака, а также таких грехов, как клевета, зависть, тщеславие и гордость. Новичков тут же кастрировали. Существовало несколько степеней оскопления: "малая печать" - которая позволяла заниматься любовью и предназначалась для рядовых членов общины, и "царская печать", после которой мужчина становился полным и бесповоротным кастратом.
Операция проводилась без всякого наркоза, поэтому часто заканчивалась смертью человека. И все-таки тысячи людей мечтали о том, чтобы их кастрировали. Почему?
Дело в том, что оскопленный "малой печатью" становился гиперсексуалом и мог заниматься любовью сутки подряд. Так что напрасно царь Дадон из "Золотого петушка" ехидно интересовался у скопца: "И на что тебе девица"?
А обладатель "царской печати" мог быть уверен, что вскоре займет высокую должность и станет очень богатым человеком.
Для скопцов не было проблемы достать денег на открытие своего дела. Они могли рисковать, зная, что в случае неудачи "братья" помогут.
«Отец» и «сын»
Согласно архивным документам, скопцам покровительствовал князь Потемкин. Он так любил обрусевшего итальянца-скопца Антона Бравура, простого учителя пения, что сделал его профессором несуществующей Филармонической академии. Поговаривали, что Потемкин неспроста так любил итальянца - по его совету, он подвергся малой кастрации, и его любовная неутомимость, поразившая Екатерину, была вызвана именно этим.
Злые языки причисляли к скопцам генералиссимуса Суворова, знаменитого портретиста Боровиковского и еще великое множество аристократов, придворных, поэтов, генералов.
Слухи слухами, а долгое время правительство боролось со скопцами чрезвычайно вяло.
"Живой бог" Селиванов жил на широкую ногу, ни от кого не скрывался. Взяли его только тогда, когда секта хлыстов - конкурирующая организация - стала посылать в жандармское управление пачки доносов. В наказание скопцов всего лишь сослали в Иркутск.
А через несколько месяцев после этого император Павел зачем-то потребовал вернуть Селиванова в Петербург. Состоялась историческая встреча, о которой сам Селиванов потом писал в своих воспоминаниях. Если верить "живому богу", Павел не только признал его своим отцом, но и просил благословить себя на царствование. Селиванов сказал, что сделает это после того, как сын монарха, Александр Павлович, подвергнется кастрации. Павел отказался, и тогда "отец" в сердцах проклял "сына"...
Современники свидетельствовали, что встреча царя и беглого рекрута действительно состоялась - причем при закрытых дверях. После чего Павел распорядился поместить главу скопцов в отделение для душевнобольных при петербургской Обуховской больнице.

Склеп скопцов в Парке культуры и отдыха города Шахты

Классово чуждый элемент
Лечился Селиванов недолго. Через год с небольшим, по личной просьбе посольского камергера Еланского (тайного скопца), "живой бог" был отпущен. Теперь он председательствует на скопческих собраниях, собственноручно кастрирует мальчиков и мужчин. А власти упорно признают его "по слабости здоровья неспособным оказывать никакого действия в распространении скопчества". И так продолжается более двадцати лет! Согласитесь, есть в этом какая-то загадка, которую уже не разгадать...
Умер Селиванов в возрасте ста лет в Суздальском монастыре.
А дело его расцвело. Суздаль стал скопческой меккой. Великое множество скопцов появилось и в Москве.
Прижали скопцов только при Александре Втором, и тогда новое руководство секты решило, что пора залечь на дно. Пресса практически перестала писать о скопцах. Только в 1915 году появляется несколько статей в московских и питерских газетах, где трогательно рассказывалось о скопцах - матросах Балтийского флота, а также о распространении скопчества в сухопутных войсках Новороссийского края.
Последнее, что мне удалось извлечь из бездонных недр Публичной библиотеки, - краткое газетное сообщение о том, что в 1929 году в Ленинградской области и городе Горьком слушалось несколько дел о ритуальном членовредительстве. Упор делался на то, что все подсудимые были кулаками или буржуями - то есть классово чуждым элементом...

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре-лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь-ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа-ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно».

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж-ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей-ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи-тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици-онных религиозных институтах.

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие.

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века University of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко-стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек-тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По-следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри-кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска-лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо-бых пору-чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли Кораблями назывались хлыстовские общины. , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео-типам Подобные обвинения довольно распростра-нены: в первые века нашей эры им подверга-лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот-ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се-строй; нежени-мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы-сты приписы-вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб-лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).


Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче-ской ереси». 1844 год Wikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита-нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода-ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы-стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го-лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева.

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50-60-х годах ХХ века.

Скопцы


Община скопцов в Якутии. Начало XX века yakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи-ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру-шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро-странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен-но-му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско-плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп-ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом-ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

Кондратий Селиванов.

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра-вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За-кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо-зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940-50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер-нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои-ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра-шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб-лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон-ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Молокане на Кавказе. 1870-е годы New York Public Library

Молоканская деревня. 1870-е годы New York Public Library

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 год New York Public Library

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX века Library of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза-ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви-нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по-добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год. .

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю-чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе-сен. Молокан-ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов-ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже-ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы-ках») — практика говорения на несуществую-щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий. , прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно-го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми-гри-ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали-форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови-вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер-байджане и Тур-ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

Духоборы на крыльце дома. Начало XX века

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы. Начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 год British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Мужчина и мальчик - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Муж и жена - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 год British Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы-тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са-ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста-ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от-личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по-селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при-бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави-тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев-ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно-рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо-боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор.

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX века Альманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви-жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб-лию, что отвергли не только православ-ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы-вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель-ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас-пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред-писывалось высылать из регионов рас-пространения секты всех евреев без ис-ключения, возлагая на последних от-ветственность за «совращение» православных в иудаизм Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди-новерцами. Бывали и случаи, когда столкно-вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. .

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи-тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име-на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри-ровали в Израиль. .

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи-зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот-ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру-гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

  • Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.
  • Эта секта обнаружилась в 1772 г. Основателем ее считается Селиванов. Одни признают его крестьянином Орловской губернии, называя то Кондратием, то Андреем, то другими именами, другие – исключенным из службы подпоручиком Владимиром Селивановым; иные же основателем скопчества считают известного хлыстовского лжехриста Андрияна Петрова. Селиванов принадлежал к хлыстовской секте и в одном из больших кораблей Орловской губернии, где кормщицей была Акулина Ивановна (см. о ней ниже), был объявлен «Сыном Божьим». Здесь он начал свою проповедь об оскоплении, как лучшем средстве уничтожить плотские влечения; здесь же нашел горячего последователя в крестьянине Тульской губернии, Александре Иванове Шилове. Этот последний признан у скопцов за предтечу искупителя. Проповедь Селиванова и Шилова вооружила против них многих членов корабля; тогда они удалились из Орловской в соседнюю Тульскую губернию. Там, в Алексинском уезде, они оскопили писаря одной фабрики Емельяна Ретивого (иначе Аверьянушку), принадлежавшего к хлыстовской секте. При его содействии скопчество стало распространяться, кроме местной фабрики, еще в с. Сосновке, Тамбовской губ., и в соседних селах. Всех оскопившихся к половине 1775 г. оказалось до 60 человек; между ними находились и дети. В Сосновке устроился первый скопческий корабль. Слухи об оскоплениях вызвали два следствия; результатом последнего было то, что Селиванов и Шилов были разысканы и сосланы – первый в Сибирь, второй в Ригу (в 1775 г.), откуда за оскопление солдат был переведен в Динамюндскую и, наконец, в Шлиссельбургскую крепость; там он и умер (в 1800 г.). Однако скопчество продолжало распространяться. К 1800 г., кроме губерний Орловской, Тамбовской и Тульской, где существовало раньше, оно явилось в губерниях Курской, Калужской, в Москве и окрестных селах, в Петербурге и его окрестностях. Сам Селиванов пропагандировал свое учение в Иркутске. Там, подобно некоторым другом самозванцам того времени, он стал выдавать себя за царя Петра III. Около 1795 г., убежав из Сибири, он явился в Москве, но чрез несколько времени был схвачен и отослан в Петербург, где, по словам скопцов, представлен лично имп. Павлу I. Тот распорядился заключить его в Обуховском доме умалишенных. С 1801 г. для скопчества настала благоприятнейшая пора, которую сами скопцы называют «счастливым временем», «золотым веком». Селиванов и другие скопцы были оставлены в покое и снова принялись за обычную деятельность. Наконец, в 1819 г. правительство взглянуло на них строже. Трое из пропагандистов скопчества были сосланы в Соловецкий монастырь, всем петербургским скопцам объявлена Высочайшая воля, чтобы впредь не производили оскоплений; сам Селиванов подвергнут увещанию и в 1820 г. сослан в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь; скопцов наряду с другими вредными сектантами не ведено избирать на общественные должности. Но эти меры не остановили распространения скопчества. К 1832 г. едва ли можно было найти такую губернию, где бы не существовало скопцов; даже в монастырях, куда ссылались сектанты, они заводили радения и находили последователей; Спасо-Евфимиев монастырь до самой смерти Селиванова (в 1832 г.) посещался скопцами из разных концов России, и оттуда увозились, как святыня, волосы, просфоры и остатки хлеба, полученные от Селиванова. При имп. Николае I меры против скопчества сделались гораздо строже. Оно признано самой вредной сектой, так что за простую принадлежность к ней грозилось преследованием. Такой признается она и доныне. Преследования заставляли некоторых скопцов уходить за границу и селиться в Румынии или Турции. Города Ясен, Бухарест, Галац, Измаил и сл. Николаевка (находящаяся близ границ между Россией и Румынией) сделались главными притонами их. В Галаце с 1871 г. началось так называемое новоскопческое движение, поставившее своей целью отчасти развитие теоретического учения скопцов, но более всего исправление религиозно-нравственного их состояния. Оттуда оно перешло и в Россию, где представителем его явился Кузьма Лисин, крестьянин Московской губернии. В своем учении и обрядности скопцы во всем сохранили сходство с хлыстами за исключением учения об оскоплении. Начало оскопления скопцы относят ко временам Христа и апостолов. По их учению, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого таинства оскопления. Дабы открыть людям верный путь к чистоте и святости, Отец светов послал Своего Сына освободить людей от плотской жизни. Иисус Христос и принял оскопление от Иоанна Крестителя; на Тайной вечери Сам Он оскопил Своих учеников. Иуда же «шед удавися», т.е. женился. В научении оскоплению и заключается сущность самого искупления. Первые люди, говорят скопцы, были созданы с эфирными телами, бесплотными, т.е. не имевшими половых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на теле их образовались отличительные знаки мужчины и женщины; тела их из эфирных стали плотяными, и люд» предались «лепости», т.е. сладострастию. Так как половые органы на теле человеческом суть следствия греха, то их и должно уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. Оскопление есть огненное крещение, убеление, принятие чистоты; оно – Божие знамя, с которым скопцы пойдут на суд. Только при оскоплении можно предохранить себя от «лепости» и достигнуть полной чистоты. С Константина Великого , говорят скопцы, скопчество начало было падать; теперь же оскопление снова восстановлено. Когда люди снова стали предаваться «лепости», искупитель, в лице Селиванова, и явился на землю вторично с той же целью – проповедовать оскопление. Пришедший во второй раз искупитель явился в славе, в царском величии, не кто иной, как имп. Петр III Феодорович, как обещал Селиванов. Против него был заговор, но вместо него убит был один часовой, а «государь батюшка» успел скрыться. Рождение «государя батюшки» было славное и чудное. Он родился от чистой и непорочной девы – Елизаветы Петровны, которая также оставила престол и скрылась, под именем хлыстовской богородицы Акулины Ивановны, в Орловской губернии. Скопцы верят, что их искупитель жив и находится в Иркутской стороне и придет оттуда со славой и с полками последователей; в Петербурге сотворит страшный суд, после которого начнется вечное царство скопцов. Оскопление совершается как над мужчинами, так и над женщинами. Относительно способов оскопления не все скопцы согласны между собой. Большинство признает два вида оскопления – полное, под именем «царской или большой печати», и неполное – «малой печати»; но так называемые «старые», или «чистые», скопцы отвергают первый вид. В прошлом столетии явились еще особые толки «куткинцев», или «проколышей», «перевертышей», или «кручеников», и т.п., которые, не лишая себя половых органов, лишают себя только способности оплодотворения. Существуют особые «мастера» и особые лекарства для заживления ран. В настоящее время физическое оскопление производится скопцами и при помощи утонченных приемов. У них имеются даже особые лица, которые ездят за границу для обучения искусству производить операцию оскопления. Более опытные из этих лиц, как говорят, живут на Кавказе и именно в г. Баку. Лица, оскопленные в детском возрасте, сохраняют на всю жизнь дискантный голос, теряют всякую растительность волос, исключая головы, и имеют цвет лица бледно-желтый, безжизненный, но моложавый, а иногда старообразный и морщинистый. Если оскопление произведено над человеком зрелого возраста, то у него голос или вовсе не изменяется, или же изменяется, но мало: он становится слабее и хриплее. Волосы у таких лиц постепенно выпадают, становятся реже и короче. Под старость у скопцов бывают большие животы и тяжелая поступь. Скопцы отличаются замечательной долговечностью: мужчины живут сто и более лет. Оскопление имеет важные последствия и в духовной сфере. Вместо стремления к исполнению нравственного долга у скопцов развиваются такие пороки, как эгоизм, хитрость, лукавство, коварство, алчность к деньгам и т.д. Несмотря на оскопление, скопцы не освобождаются от плотских похотливых желаний. Поэтому у них иногда развиваются самые дикие страсти и самые гнусные пороки.

    Скопцы после «малой печати» теряют только, способность оплодотворения, не лишаясь в то же время способности иметь физиологические отношения с женщинами. Скопчихи же даже после «царской печати» не лишаются способности рожать детей. Внутренние порядки и религиозный культ у скопцов – те же, что и у хлыстов, за весьма немногими разностями. Жестокость и бесчеловечность самой операции оскопления, сопровождавшейся, при ее примитивных способах, страшными болями, а иногда оканчивавшейся и оскопляемых, вследствие кровотечения или антонова огня, удерживали многих от скопческой секты и служили препятствием к ее распространению. Поэтому в Румынии, под влиянием Лисина и др., с 1872 г. началось движение в целях смягчения строгости и бесчеловечности скопческого лжеучения. Признав важное значение за оскоплением в борьбе с плотью вообще, румынские вожаки скопчества стали учить о так называемом духовном оскоплении. В прямом противоречии с первоначальным учением основателя скопчества, они утверждают, что нет нужды непременно принимать оскопление при самом вступлении в секту, что можно принять его, по усмотрению, и после, даже пред смертью, что можно, следовательно, быть членом скопческой секты без физического оскопления и только оскопив себя духовно, т.е. не допуская себя до осуществления плотских пожеланий. В таких скопческих обществах нашего времени есть лица и не оскопленные физически. Кроме того, многие из скопцов перестали верить в Селиванова, как единственного «Христа», имеющего произвести последний суд миру. Вследствие этого они отделились от староскопчества и основали особую секту, известную под названием новоскопчества, с хлыстовским учением о многократных воплощениях Христа.

    Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).

    Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов - разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.

    Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.

    Скопцы Олекминского уезда (Якутия)

    Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.

    Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения - ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.

    Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.

    Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.

    Надо сказать, что авторитет духовных лидеров секты под сомнение не ставился. И потому Кондратий пользовался у хлыстов огромным уважением - так велела «богородица».

    Кондратий Селиванов

    И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.

    Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.

    Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.

    Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.

    Сила золота

    Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».

    Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.

    Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом - стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.

    Подготовка к оскоплению

    Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен - кастрация и вступление в секту.

    Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные - порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.

    Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.

    И женщины, и мужчины

    Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» - это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички... дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.

    Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.

    Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.

    Оскопленные мужчина и женщина

    После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно - удаление сосков.

    Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.

    Общение с царями

    Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.

    Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов - не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.

    Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.

    Ты мой отец? - якобы спросил Павел Селиванова.

    Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, - заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.

    Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.

    Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все - от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.

    При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.

    Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!

    Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.


    Как все закончилось

    Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I - генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.

    На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.

    Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».

    В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним - тысячи единоверцев.

    Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, - отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.

    Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых - миллион, у сестер Смирновых - 500 тысяч.

    Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских - посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.

    Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ

    Скопцы

    Движение скопчества появилось в России в середине XVIII века и представляло собой отделившуюся от "христововеров” секту. Приверженцы этого культа, подвергающиеся добровольной кастрации "ради Иисуса”, почитали подобную радикальную операцию высшим состоянием нравственного совершенства.

    Пo учению скопцов, для избавления от главного греха - "лепости”, то есть телесного влечения, необходимо избавиться от органов "соблазна”. Спасение верующему может обеспечить лишь оскопление - выжигание каленым железом либо отсечение ножом или бритвой половых органов.

    Основоположником столь оригинального культа был холоп Иванов, сведения о котором чрезвычайно скудны. Известно, впрочем, что он завербовал 13 учеников, коих и кастрировал собственноручно, полагая, что подобным образом поступил со своими апостолами Спаситель. Подлинным главарем и серым кардиналом скопцов стал некий Кондратий Селиванов, весьма преуспевший в собственной интерпретации Библии. Он особенно настаивал на том. что, поскольку жизнь неразрывно связана с грехом, необходимо удалить напрочь его источник. Под влиянием пересыпанных цитатами из Евангелия от Матфея речей "отца”, верующие четко уясняли для себя, "который из грехов влечет их на самое дно геенны огненной”. Основной постулат этой веры неминуемо вел к половому самоистязанию, но никого это не пугало - ведь Селиванова признали очередным Христом, сошедшим на грешную землю Руси с единственной задачей оскопления верующих. Рецепт созидания земного Царствия Божия был как всегда бесхитростен - лишить мужского или женского начала каких-то 144 тысячи душ. Именно так пояснял отец Кондрат упоминание святого Иоанна о 144 тысячах "запечатленных праведниках в белых одеждах у престола Господня.

    Расцвет всякого рода религиозных ересей в России XVIII века способствовал стремительному распространению скопческого движения. К началу нового века число его сторонников измерялось уже десятками тысяч, причем адепты секты находились во всех слоях тогдашнего общества. В Петербурге их можно было обнаружить не только среди судей и банкиров, но и в семье самого губернатора. К этому времени изуверские операции вовсю практиковали и на женщинах, которым вырезали малые половые губы и клитор, иногда удаляя заодно одну или обе груди (сходный обряд практикуют до сих пор некоторые африканские племена, хотя с иными целями). Наконец, деяниями сектантов занялось по приказу Александра I правительство. Меры были приняты спешные и суровые, скопцов начали бросать в тюрьмы. Но сила их веры оказалась столь велика, что, например, арестованный и заключенный в тюрьму ближайший соратник Селиванова, Тиг, сумел даже в остроге кастрировать десяток своих товарищей по заключению, а заодно и троих стражников. Тига после этого перевели на более строгий режим, но он и в новой тюрьме продолжал "подвижничать”, лишив естества еще несколько человек…

    В 1806 году Александр издал указ. объявляющий скопцов "врагами закона человеческого и божеского, разрушителями морали и отбросами общества”. Оказавшаяся вне закона секта ушла в подполье, где продолжала пополнять ряды своих сторонников. Так было до 1832 года, когда "Спаситель” Кондрат Селиванов умер в остроге. После этого движение начало распадаться, а его участников изгнали за пределы государства. Многие скопцы эмигрировали в Румынию и основали там несколько колоний (”кораблей”), где продолжали изуверские обряды. Особое значение, по примеру большинства сект, скопцы придавали молитвенным радениям, где на них якобы снисходила благодать Божья. Вот как описывает очевидец радение тех времен в одном из "кораблей”:

    "Семен Милютин (кормчий) садился в кресло под портретом Селиванова, брал свечу и зажигал ее, после чего его примеру следовали все присутствующие. В молельную приглашали вступающего в "избранное стадо Христово” новичка. Обрядив его в белую рубаху, ставили на колени перед Милютиным, который приказывал верующему поклясться в том, что он сохранит обряд в тайне, и готовиться к оскоплению. Члены секты тем временем становились в круг и приступали к радению, ускоряя хоровод и "молясь” все громче и громче. По достижении прихожанами предэкстазного состояния. Семен Милютин совершал над беднягой-новичком отвратительный ритуал. "Посвященный”, с прижженными раскаленной кочергой половыми органами, истошно вопил, но его едва ли кто слышал -весь молящийся "корабль” в этот миг уже бился в экстазе. Хладнокровным среди общего безумия оставался лишь один человек - кормчий Милютин.

    В таком духе секта продолжала действовать на территории Румынии. В 1865 году только в Бухаресте было зарегистрировано около 2000 скопцов. Еще через десять лет их количество достигло уже 12 тысяч. Верующих привлекали не только проповедями, гпавари секты успешно применяли и материальный стимул, обещая за обращение в веру награду - шестерик лошадей и карету. Многие оскопленные богомольцы занялись доходным частным извозом. Еще после Первой мировой войны большинство румынских извозчиков были скопцами.

    Заметим, что учение скопцов возникло вполне закономерно. Кастрации способствовал и религиозный фанатизм начала тысячелетия. В Европе III века существовали так называемые валежане. оскопляющие как своих приверженцев, гак и обычных служителей культа. Ореол священнодействия придавало кастрации и Священное Писание. "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и двумя ногами быть ввержену в огонь вечный” (Матфей VIII, 8). А вот как говорит пророк Исайя из Ветхого Завета: "(о евнухах) … которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего - тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится” (Исайя LVI, 4-5).

    Подобные тексты оказывали на верующих огромное влияние. Желая навсегда отринуть телесные искушения, кастрировали себя и христианские священнослужители. Так, были, например, оскоплены согласно постановлению Никейского собора патриархи Константинополя Фотос, Игнаций и Мефодий. Не отставали от зарубежных иерархов и русские митрополиты. Все это привело к тому, что папа Лев I издал буллу, запрещающую евнухам принимать духовный сан. Уже в XIII веке папа Бенедикт III установил тайный ритуал "проверки главы церкви на признаки мужского пола”. Такого рода ритуал приводит в своей книге Жаклин Кайет:

    "Папа перед инициацией обязан был раздеться и сесть на порфировый стул с вырезанной в сиденье дырой. Один за другим кардиналы приближались к креслу сзади и прикасались руками к гениталиям папы, произнося при этом сакральную формулу: "Testнculos habet et bene pendents” (”Яички есть, и подвешены они славно”)”.

    Церемонию, впрочем, пришлось отменить в XVI веке после утверждения папы-сифилитика Льва X о том, что он заразился именно при этой процедуре. Такова история скопчества как общественного движения и скопцов как религиозной секты.

    И будет Вам счастье!