Психологические типы профессий. Типы профессий по классификации Е.А.Климова Человек знаковая

Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.

Деление профессий

В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.

Все профессии делятся по различным признакам.

По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:

  • Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
  • Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
  • Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.

Деление по средствам труда

По средствам труда делятся профессии на:

  • Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
  • Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
  • Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
  • Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.

Деление по условиям труда

По условиям труда профессии делятся по типу работ:

  • На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
  • Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
  • Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
  • С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.

Классификация профессий

Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.

Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:

  • Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
  • Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
  • Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
  • Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.

Гностические специальности

Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.

Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.

Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Примеры профессий

В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

Преобразующие специальности

Изыскательные профессии

Гностические профессии

Семеновод, дрессировщик, селекционер

Садовод, доярка, ветеринар

Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

Литейщик, часовщик, автослесарь

Крановщик, тракторист, водитель

Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

Пластический хирург, психиатр, психолог

Массажист, продавец, терапевт

Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

Переводчик, раскройщик, шифровальщик

Программист, лингвист, математик

Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

Флорист, художник, писатель

Живописец по фарфору, модельер, скульптор

Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

Гностический класс призван:

  • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
  • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
  • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

Где встречается гностический тип

Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Преобразующие профессии

Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.

Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.

Изыскательные работы

Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.

Отличительные черты гностических профессий

Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.

Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.

Разнообразие гностических специальностей

Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.

Требования к сотрудникам

Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.

Примеры

Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.

Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.

Пересечение классов и целей

Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда – физического и умственного, или исполнительского и творческого. Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

– высшего образования – инженер, врач, учитель;

– высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования – оператор, бухгалтер;

– массовые профессии, требующие квалификации – агент, продавец;

– профессии, не требующие квалификации – подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Типы профессий:

А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т. д.

Б) Предмет труда – животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т. д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т. д.



Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.

Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч-Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

Классы профессий. Внутри типы профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):

А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;

Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;

В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.



Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

Отделы профессий . Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

А) С использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т. д.;

Б) С использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;

В) С использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;

Г) С использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.;

Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

А) Труд в обычных бытовых условиях, например: бухгалтер, учитель и т. д.;

Б) Труд на открытом воздухе, например: строители, работники сельского хозяйства и т. д.;

В) Труд в необычных условиях, например: водолазы, шахтеры и т. д.;

Г) Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы, врачи и т. д.

3. Практическая часть. Педагог предлагает объединиться в 5 групп, каждая из которых является командой специалистов, представляющих один из типов профессий.

«Техникам» необходимо создать макет здания, которое можно построить в «Зубренке», свой проект необходимо представить.

Группа «Человек-человек» представляет собой рекламное агентство, которому необходимо оригинально презентовать продукт, которым является вешалка.

Группа «Человек-образ» должна пантомимой что-либо изобразить. Все остальные участники отгадывают, что это может быть. Задания педагог придумывает самостоятельно .

Группе «Человек-знак» предлагается несколько головоломок, которые необходимо разгадать.

К предложенным словам необходимо подобрать анаграммы. Анаграмма – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, адрес – среда и др.

Набор слов, к которым нужно подобрать анаграммы: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответ: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

Группе «Человек-природа» необходимо придумать ландшафтный объект, который можно разместить на территории «Зубренка».

Затем группы презентуют результаты своей работы. По окончании презентации педагог предлагает учащимся определить качества, которыми необходимо обладать представителям каждого типа профессии. Сначала называют участники, затем ребята из других групп, потом педагог дополняет их варианты.

Техника: точность, творчество, интерес к технике, техническое мышление, аккуратность, высокая дисциплина. Обязательно обсудите, почему именно эти качества присущи данному типу.

Человек: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми.

Знак: способность сосредотачиваться, усидчивость и др.

Образ: хороший вкус, творческое воображение, богатая фантазия, наличие специальных способностей.

Природа: любовь к природе, энтузиазм, наблюдательность, склонность к ведению записей.

3. Задание для отряда: по итогу занятия отряд оформляет максимально полную характеристику выбранного типа профессии. Материал сдается куратору смены на следующий день.

4. Рефлексия .

При выполнении какого задания вы чувствовали себя максимально уверенно?

Педагог предлагает воспитанникам ответит на следующие вопросы:

узнали ли вы что-то новое о профессиях?

Задумались ли вы о качествах, которые необходимо в себе развивать?

Что вы ожидаете от смены?

! Педагогу предлагается самому разработать рефлексивные упражнения для каждого последующего занятия, используя методические рекомендации, которые приведены ниже.

Для чего мы используем рефлексию?

Рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребенка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

В профессиях этого мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развито-сти, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих. Вселенная видится как лаборатория для изуче-ния процессов, не воспроизводимых в земных условиях. Природа - это то, что выверило веками оптимальные размеры предметов. Дерево - цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней - надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит. Прият-но, что уже известен диаметр вируса. Поверхность планет изучает-ся с помощью фотографии. Моря, пустыни - то, где можно со-риентироваться с помощью астрономии. Вот типичные представ-ления, отношения к миру, ходы мысли.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно-сти такого рода: быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа, следование строгим правилам; тематика издательства; ино-странные алфавиты; построение математических и химических формул; административно-территориальное деление страны; марш-руты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законода-тельство страны.

Цивилизация, культура, история человечества - это здесь, преж-де всего, письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной «опутанности» всего земного шара инфор-мационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и кон-тиненты - это пункты, где были приняты первые радиосигналы или где производится то или иное количество печатной продук-ции, где работают специалисты по научно-технической инфор-мации.

Международные отношения - это, прежде всего, информаци-онно-технические связи (доставка письма в любой уголок земно-го шара, телефонная связь, возможность поиска полезной ин-формации за рубежом и т.п.).

Условия существования и развития человека - это увеличение количества производимой информации в геометрической профес-сии; книги (именно «тиражи книг»), газеты и журналы (не сами по себе, а большое количестве названий их как достигнутое бла-го), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, со-здающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п.

Деятельность человечества, людей - это автома-тизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствова-ние измерений, систем единиц измерения величин; совершен-ствование средств фиксации фактов (такого, как, например, фо-тография, киносъемка), информационного обеспечения жизни общества.

Типичные примеры целостностей, выделяемых профессиона-лами этого типа в мире: документопотоки, данные, формат, пер-фолента, запись, оттиск, правка, исправления, поля, каталог, список, бюллетень, сверстанная или несверстанная страница, библиографический поиск, контроль исполнения документов в учреждении, компетенции подразделений учреждения, маршру-ты следования корреспонденции, сущность воспринимаемого на слух текста, логическая непротиворечивость или корректность тек-ста, пробельные элементы в набранном тексте, переносы слов, точность воспроизведения таблиц в набранном тексте, автомати-зация дешифровки радиограмм, проекты распорядительных и информационно-справочных документов, сохранность докумен-тов, данные о ширине знаков в тексте и т.п.

Представители профессий этого типа умеют хорошо ориенти-роваться, разбираться в условных обозначениях, языковых систе-мах (естественных и искусственных), документах, текстах. Они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, форму-лы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должен учесть множество документов, следить за их прохождением, правильно (т.е. в соответствии с принятыми - и обычно строгими - правилами) их хранить и направлять нужным лицам. Инженер службы научно-технической информации должен найти и просмотреть большое количество публикаций по определенной теме, сжав содержащуюся в них полезную информацию в достаточно краткий обзор. На основании такого обзора разработчики техники, конструкторы могут решить, нужно ли им обращаться к некоторым из названных публикаций и к каким именно. Программист, переосмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает систему команд компьютеру, которая может привести к решению этой задачи.

Современная цивилизация пропитана знаково-символической информацией. Исполнительно-двигательная сторона активности человека в этой сфере обычно сильно свернута и мало впечатля-ет: ну, нажимает он кнопки, ну, «чиркает» что-то на бумажках временами бросает в корзину, смотрит в пустоту и пр. Самая же важная и трудная составляющая работы здесь относится к области познавательной деятельности, гностических действий. Haпример, корректор типографии сличает, сверяет оттиск набора с издательским оригиналом. Это может быть и объемистый том, и пригласительный билет, и страница математического или му-зыкального журнала. Радиооператор на морском судне или в гео-логической экспедиции, принимая шифрованную информацию, улавливает ритм передачи, узнает почерк передающего, и это помогает выделить полезный сигнал из неизбежного шума. Чер-тежник-картограф мысленно переносится на ту местность, ко-торую фиксирует карта; он принимает в расчет множество пра-вил и сведений, на основании которых рождается топографи-ческая карта, например, крупного лесохозяйственного пред-приятия.

Профессионал хорошо ориентируется в научной картине мира. Предполагается хорошее владение письменной речью, безупреч-ная грамотность, знание основных иностранных алфавитов, зна-ние многих систем правил (в одном случае - правила полиграфи-ческого исполнения изданий, в другом - правила учета и конт-роля хозяйственных документов, в третьем - правила построе-ния языка программирования для ПК и т. д.).

Неплохо, если человеку свойственны быстрые и точные, ко-ординированные движения пальцев рук. Это важно для работы на клавишных машинах - наборных, вычислительных. Желателен четкий и красивый почерк (при всем техническом прогрессе для биб-лиографа это важное качество: ему приходится писать много, бы-стро и без ошибок, строго соблюдая принятые сокращения).

Работнику в области тех или иных информационных техноло-гий (занятому вопросами распознания, преобразования, порож-дения информации, выраженной в знаках, символах) нужны вдум-чивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания именно на знаковом материале, способность воспринимать и удер-живать в памяти словесно-логическую информацию больших объе-мов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала. Корректор, например, воспринимает на типографском оттиске не только каждое слово, но и каждую букву отдельно. В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, пра-вила, положения. Здесь речь идет уже не о том, что человек по-мнит много скучных для кого-то «отдельностей» нет, ему нужно иметь в виду связные, системно организованные и хорошо упоря-доченные в голове блоки («связки», «гештальты») образов памя-ти (это - «об оформлении документов», это - «о правилах хра-нения дел» и пр.). Без хорошей, цепкой памяти на словесно-логи-ческий материал работа в этой области немыслима.

Требуются эмоциональная устойчивость, чувство слова, кон-текста. Важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, особое - уважительное - отношение к принятым прави-лам (понятно, что для того чтобы уважительно относиться к пра-вилам, надо хорошо, надежно их держать в уме - так, как будто это вещи в руках; это - важная способность). Обычно представители профессий рассматриваемого типа - любители чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопо-ставлениям фактов, идей, разысканиям чего-то пока неясного, неизвестного, решатели кроссвордов. Внешнее однообразие рабо-ты такого человека не только не пугает, но даже привлекает.

Особенности творческости (креативности) этого типа профес-сий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелости, но присутствуют и требуются в работе постоянно. Творческие задачи возникают тогда, когда си-туация нестандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно встре-чаются в работе: вот, казалось бы, совсем нетворческая работа сортировщицы почтовых отправлений и печатной продукции; на самом же деле эта работа то и дело доставляет сюрпризы - одно-именные или близкие по наименованию населенные пункты (Сосновка и т.п.) есть в разных регионах страны. А отправители пи-сем иногда еще и недописывают слова или пишут «по звонам» (со слуха и вопреки письменной форме слова - «Яльчик» может пре-вратиться в «Нальчик», а «Вятские Поляны» - в «Ясную Поляну»). Но отношение к почтовому отправлению - это отношение к человеку, и добросовестный сортировщик находит оптимальное разрешение подобного рода «ребусов». Что касается работы про-граммиста или экономиста-математика, то творческие включе-ния здесь едва ли нуждаются в пояснениях.

Особенности саморегуляции представителей этого типа про-фессий состоят в том, что очень важна их способность сосредото-ченно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно. Здесь важны такие качества, как способ-ность контролировать ход и правильность своих умственных дей-ствий; усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия. Важна умственная работоспособность. Физически же данный труд чаще всего не тяжелый.

Список профессий, относимых к данному типу:

  • Администратор базы данных
  • Аналитик
  • Аудитор
  • Веб-интегратор
  • Веб-мастер
  • Банкир
  • Брокер
  • Бухгалтер
  • Выпускающий редактор
  • Кассир
  • Контент-менеджер
  • Копирайтер
  • Корректор
  • Маркетолог
  • Маклер биржевой
  • Монтажник связи
  • Налоговый инспектор

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым , где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек - природа» - представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек - техника» - работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек - человек» - предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек - знаковая система» - интерес представляютестественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек - художественный образ» - в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». З десь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе ».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условияхповышенной температуры и других. Примеры профессий - водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда , основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании - предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

  1. «Сфера искусства» - профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» -речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк - производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» -профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» -профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» -профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» - профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.

ВВЕДЕНИЕ. ПРОФЕССИЯ И ЧЕЛОВЕК. ПРОФЕССИЯ И ВРЕМЯ

Профессия и человек

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад).

В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:

Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.

Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие - это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру по:

· заданные цели, представления о результате труда;

· заданный предмет труда (система, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность: социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

· система средств труда;

· система профессиональных служебных обязанностей;

· система прав;

· производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

В СССР квалификационные требования, предъявляемые к работникам, жестко определялись Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС).

В настоящее время роль ЕТКС при оценке профессионализма работника не столь велика, как прежде. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

должность – место, занимаемое человеком в той или иной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей, под квалификацией понимается уровень профессионального мастерства,

карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.

Профессия и время

Профессии рождались и развивались на разных этапах цивилизации. По-разному выглядело и само понятие «профессия», профессиональная жизнь и отношение человека к проблеме ориентирования в океане профессий

· Доиндустриальный этап

Мировоззрение человека и его трудовая деятельность зависели от сословной принадлежности и семейных традиций. Человек не утруждал себя выбором профессии, он размышлял о том, как спастись от голода и болезней.

· Индустриальный этап

Происходит массовая миграция людей в города. Изобретен ртутный термометр, проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом летательном аппарате. Однако, накормив человека и частично защитив его от природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу.

Человек стал средством совершенствования технологии производства.

· Постиндустриальный период

Самым важным и массовым товаром является информация. Устанавливается деление всех стран на категории:

В развитых странах растет кол-во интеллектуальных служащих

Типы профессий

Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым, по предмету труда:

Человек – природа

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).

Профессии:

· семеновод

· мастер-животновод

· зоотехник

· агроном

· кинолог

лаборант химико-бактериологического анализа и др.

При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

Человек – техника

Труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям.

В мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. От человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

Человек — человек

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др

Среди этого типа профессий можно выделить:

· профессии, связанные с обучением и воспитанием людей;

· профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами и др.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

· устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

· потребность в общении,

· способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

· умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

· умение находить общий язык с разными людьми.

Человек – знаковая система

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки.

При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Классификация профессий по Е.А. Климову

Правильное составление и использование профессиограмм предполагает определенные знания пользователей в области классификации существующих профессий . Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым. Эта классификация включает в себя четыре яруса, в соответствии с четырьмя признаками трудовой деятельности.

Типы профессий (первый ярус их психологической классификации) выделяются на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда. Их пять.

1. «Человек – живая природа» (П ). Сюда отнесены и профессии, предметные области которых связаны с растительными и животными организмами и условиями их существования, с техникой, основанной на биологических, сельскохозяйственных науках: агроном, растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог и т.п.

2. «Человек – техника и неживая природа» (Т ). Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.д.

3. «Человек – человек и социальные системы» (Ч ). Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель и т.д.

4. «Человек – знаковая система» (З ). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – это предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед и пр.

5. «Человек – художественный образ» (X ). Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого типа профессий. Сюда относятся профессии: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец и т.п.

Классы профессий (второй ярус их психологической классификации). В пределах каждого типа можно выделить классы по признаку целей труда, определяемых в ответ на вопрос «Что делать? » (операционально). В данном случае речь идет не просто о внешне заданных целях, а об образах желаемого будущего, принятых субъектами труда. Все разнообразие целей можно, стремясь к минимуму классов профессий, сгруппировать в три блока по признаку преобладания следующих целей: а) распознать, оценить нечто известное, б) преобразовать нечто в объекте труда, в) изыскать, придумать нечто неизвестное.

1. Гностические профессии (Г ) (от греч. gnosis – знание, познание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая. В типе «Человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек – человек»: инспектор, дознаватель, следователь. В типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор. В типе «Человек – художественный образ» функции распознания, оценки выполняют многие работники (критики, искусствоведы и т.д.).

2. Преобразующие профессии (П ). Примеры в типе «Человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод. В типе «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, оператор прокатного стана. В типе «Человек – человек»: педагог-тренер, экскурсовод, руководитель организации. В типе «Человек – знаковая система»: оператор клавишного пульта управления, бухгалтер, чертежник-картограф, редактор издательства. В типе «Человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И ). Примеры в типе «Человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного или лесного хозяйства, биолог-исследователь. В типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал в швейном деле, инженер-конструктор. В типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства. В типе «Человек – знак»: программист, математик. В типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Отделы профессий (третий ярус их психологической классификации). В этом ярусе множество профессий подразделяется по признаку средств труда. В данном контексте средством труда считается любая целостность, которую человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности). Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (токарный станок, молоток, вычислительная машина), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи. Например, для актера на театральной сцене основным средством труда является его талант, способность вчувствоваться в мир переживаний его героя, передать с помощью мимики, движения, голоса то, что хотел сказать автор пьесы.

Что касается собственно внутренних, психологических средств деятельности, то они есть у представителя любой профессии и существенно определяют мастерство в деле. А в некоторых случаях они являются преобладающими, основными. Чем меньшим количеством внешних вещественных средств снабжен, окружен работник, тем более высокие требования могут предъявляться к функциональным, внутренним средствам его труда. Часто причина неуспеха в профессиональном образовании (включая и самообразование), в работе коренится как раз в недооценке именно этих средств деятельности.

Климов выделяет четыре отдела профессий, опираясь на разные типы средств труда, используемых в работе.

1. Профессии ручного труда (Р ). В профессиях данного отдела, очевидно, используются сила и мастерство рук профессионала, инструменты и орудия, такие как малярная кисть, хирургический скальпель, отвертка, используются как продолжение руки. В классе гностических профессий это могут быть лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант и т.д. В классе преобразующих профессий примерами могут быть ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф. В классе изыскательских профессий ручные средства труда могут быть только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М ). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого отдела: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А ). К этому отделу также относятся преимущественно преобразовательские профессии: оператор инкубационных цехов, оператор станков с числовым программным управлением, оператор магнитной записи.

Но с развитием науки и техники, становится автоматизированным и труд диспетчера различных систем, и врача диагноста, профессий, которые относят к разряду гностических.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф ). Средства труда этого отдела профессий сложно назвать орудиями, скорее, это – определенные свойства и способности человека, необходимые для конкретного вида деятельности. Климов выделяет внешние и внутренние функциональные средства труда.

К внешним он относит: выразительные средства поведения, речи (применяются в профессиях типов Ч и X – в работе учителя, актера, диктора, руководителя); организм человека, его подсистемы, органы (в работе артистов балета, спортивных педагогов-тренеров, певцов, цирковых акробатов); организационные системы, специально подготовленные группы людей, подчиненные ответственному руководителю (хор, оркестр, экипаж, экспедиция, подразделение государственной службы и пр.).

Внутренними Климов считает средства, входящие в сознание, память исполнителя: закрепленные в речи (созданные в общественном и/или личном опыте) правила, стратегические и тактические планы поведения, действий, несловесные (невербальные) психические образования (мысленные образцы продуктов, процессов, условий работы, стереотипы успешного поведения, эмоционального реагирования, образцы мимики и т.п.).

Группы профессий (четвертый ярус психологической классификации). В данном ярусе представлены группы профессий по признакам условий труда. Представление об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно определить, как множество предметных физико- химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая тематика основательно разработана и представлена в публикациях, включая и подробнейшие справочники по вопросам гигиены, охраны труда.

Но, кроме того, есть и другие обстоятельства, факторы условий среды, пусть

«не бьющие в глаза», но не менее важные для обеспечения физического и душевного благополучия работающих людей. Речь идет об организационных культурах, организационных режимах, об информационных потоках, о распределении ответственностей, о стиле деловых взаимоотношений и подобном. Как отмечает Климов, соответствующая область вопросов пока еще недостаточно разработана, а имеющиеся научные результаты не всегда широко внедрены в практику и не всегда имеют правовую поддержку. Он предлагает выделить четыре группы профессий, видов труда.

1. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б ). Это так называемые «комнатные» профессии: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ и пр.

2. Труд с длительным пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажности (О ).

К данной группе профессий относятся: агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД и т.д.

3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н ). Наиболее яркие представители этой группы профессий: антенщик-мачтовик, водолаз, космонавт, пожарный.

4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие материальные и духовные ценности (М ). Например, воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Как определиться с выбором профессии?

Когда подросток заканчивает школу, перед ним неизбежно встает вопрос о том, какую профессию выбрать и, соответственно, на какой факультет поступать в вуз. От разнообразия выбора легко запутаться, ведь количество специальностей на данный момент – несколько тысяч, и каждая обладает своими особенностями.

Сложность заключается еще и в том, что выбирать нужно не только то, что нравится, но и то, к чему у школьника есть предрасположенности, чтобы он смог достичь успехов в карьере и не пожалел о своем выборе.

Определить, какая профессия большего всего Вам подходит, можно с помощью теста на профориентацию.

Тест на профориентацию Е. Климова

Лучшим вариантом для выявления той сферы деятельности, в которой Вы сумеете добиться высоких результатов, является тест на профориентацию Е. Климова, выдающегося российского психолога. В одной из своих книг он раскрыл тему профессионального самоопределения, в которой и опубликовал данный опросник. В его основу положена идея о том, что всех людей можно разделить на 5 типов, каждый из которых определяет будущую профессию:

  1. Человек-природа. Они стремятся к улучшению окружающей среды, с легкостью контактируют с животным и растительным миром.

    Из них получаются хорошие агрономы, химики, садовники, лесники, ветеринары, биологи, зоологи, океанологи, ботаники, нефтяники, геологи, флористы, картографы.

  2. Человек-человек. Это люди, с радостью идущие на взаимодействие, предрасположены к коммуникациям, взаимопомощи, пониманию окружающих. В таком случае идеальными будут профессии, которые связаны непосредственно с общением, обучение, воспитанием. Такие профессии, как адвокат, полицейский, врач, менеджер, парикмахер, экскурсовод, следователь.
  3. Человек-художественный образ. Люди этого типа с головой увлечены творчеством, обладают склонностями к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Такая личность создает произведения искусства и может работать фотографом, режиссером, актером,писателем, копирайтером, скульптором, музыкантом.
  4. Человек-знаковая система. Эти люди обладают математическим складом ума и хорошо проявляют себя в профессиях, требующих точности: бухгалтер, экономист, логист, программист, ревизор, математик, таможенник, штурман.
  5. Человек-техника. Люди с данным типом имеют способности к техническим видам профессий, где нужно изготавливать детали техники, механизмов, восстанавливать и ремонтировать оборудование, изобретать, проводить технические испытания и проверочные работы.

Евгений Климов – создатель теста на профориентацию

Евгений Александрович Климов — известный специалист, психолог и автор опросника на профориентацию.

Родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области. Успешно окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета и добился выдающихся результатов в психологии.

Специализацией Климова является психологии труда. По настоящее время им опубликовано более 300 работ и около 30 пособий и учебников. Благодаря его деятельности было подготовлено множество высококвалифицированных специалистов в области психологии и педагогики.

Кому нужно проходить тест на профориентацию?

Тест поможет определить специальность, которая лучше всего подходит тому или иному человеку, и сделает выбор профессии более простым.

Кроме того, тест Климова на профориентацию можно пройти:

  • Студентам, которым интересно осмыслить правильность своего выбора;
  • Сотрудникам при приеме на работу, чтобы оценить, смогут ли они справиться с новой должностью;
  • Любому человеку, который задумывается о смене профессии;
  • Сотруднику любой компании, чтобы лучше организовать свой рабочий процесс.

Как проходить тест на профориентацию

Опросник состоит из 30 вопросов, в каждом из которых Вам нужно выбрать одно их двух утверждений. Вы легко и быстро можете пройти его прямо на нашем сайте совершенно бесплатно.

Во время прохождения теста внимательно читайте каждое из утверждений, а потом отмечайте то, которое больше Вам подходит. Будьте честны сами с собой, чтобы результаты были более достоверными и помогли бы понять, какая профессия будет для Вас идеальной.

Расшифровка ответов

По окончанию теста Вы сможете узнать, какой тип профессий Вам больше подойдет для достижения карьерных высот и успеха. Тест оценит Ваши ответы и Вам будет представлен список всех 5 типов, начиная с того, который меньше всего Вам подходит, и заканчивая тем типом профессий, где Вы имеете ярко выраженные способности и сможете добиться высоких результатов.

Каждый тип будет содержать в себе подробное описание на основе Ваших склонностей и способностей и расскажет, какие профессии подходят Вам больше всего, а в каких сферах деятельности Вам лучше не работать.

Пройдите тест прямо сейчас!

Пройти тест на профориентацию Вы можете на нашем сайте. От Вас не потребуется ни оплаты, ни регистрации. Проходить тест на профориентацию онлайн намного удобнее, чем вручную заполнять кучи бумажных бланков, а потом по ключам заниматься расшифровкой результатов. После прохождения этого теста Вы больше не будете задаваться вопросом о своем профессиональном выборе и сможете полностью реализовать себя в подходящей сфере.

В настоящее время профессии типа «человек-природа» начинают занимать особое место. Они характеризуют отношение человека к природе, а природа - естественная основа человеческой жизни. В общении с природой человек развивает свои физические и психические силы и восстанавливает их. Природные богатства земли дают человеку тепло, одежду, пищу и являются основой экономики. Красота и полнота духовной жизни человека неотделима от красоты природы.

Профессии типа «человек-природа» можно представить в виде трех групп: 1) профессия природопользования; 2) профессия природоохранения; 3) профессия преобразования природы.

При описании профессий типа «человек-природа» мы выделяем в качестве главного профессионального интереса естественную систему (растительный и животный мир, природные богатства).

1. Природопользование включает десятки профессий, обеспечивающих снабжение людей всем многообразием потребляемых продуктов и материалов. Сюда относятся профессии: мастер животноводства по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов; боец скота; оператор птицефабрик и птицеферм; плодоовощевод; хлопковод, чаевод, пчеловод в т. д.

Современный сельскохозяйственный труд и перерабатывающая промышленность характеризуются высокоразвитым применением техники, тем не менее, главный успех обеспечивается правильной ориентацией а природной системе, пониманием ее особенностей.

Для успешного выполнения профессиональных функций человеку необходима физическая сила, выносливость, наблюдательность, устойчивость внимания. Полеводу, хлопководу, чаеводу, пчеловоду необходима еще и точность мелких движений, распределение внимания.

Профессии, связанные с охраной природы . В век прогресса, науки и техники, атомной энергетики и синтетических материалов вмешательство человека в жизнь природы может привести к гибели всего живого, изменить структуру воздушного и водного режимов планеты. Уже сейчас некоторые экологические изменения неблагоприятно влияют на здоровье людей. Разработка угольных месторождений ведет к нарушению ландшафта, использование гидроресурсов приводят к сокращению рыбных богатств, недостаточно разумное землепользование ухудшает плодородие почвы, вырубка леса изменяет климатические условия.

В этой связи особую значимость приобретают профессии, которые обеспечивают охрану окружающей среды. Лесник, садовод, инспектор рыбоохраны, ветфельдшер, рабочий зеленого строительства и зеленого хозяйства должны заботиться об увеличении природных богатств нашей Родины.

Основным предметом труда этой группы профессий является знание природной системы, интерес и любовь к ней. Чтобы получать удовлетворительные результаты, нужно с любовью вникать в законы развития окружающей нас среды.

Особенностью природной системы является ее большая изменчивость и неповторимость. Это определяет специфические требования к умственной деятельности работников, которые должны проявлять большую самостоятельность в поисковой деятельности. Труд подавляющего большинства работников этой группы профессий связан с получением конечного продукта через определенный срок, что предполагает необходимость дальней ориентации.

3. Группа профессий, связанных с преобразованием природы . Преобразование природы, приумножение ее богатств за счет правильного и рационального использования - важная задача общества.

В этой группе мы выделяем профессии лесовода, специалиста по выращиванию новых пород скота, зверовода, механизатора мелиоративных работ. Эти профессии, овладеть которыми может каждый человек, требуют эмоциональной устойчивости, наблюдательности, способности к поисковой деятельности.

Каждая из трех выделенных групп может быть расчленена на две подгруппы. Для одной подгруппы характерны достаточно комфортабельные условия труда, стабильное место работы. Профессии, включенные в эту подгруппу, однородны с точки зрения психофизиологических требований. Сюда относятся зерносушильщик, оператор по первичной переработке молока, лаборант химико-биологического анализа, рабочий тепличного хозяйства и др.

Для второй подгруппы характерна большая изменчивость внешних условии. Психофизиологические требования, предъявляемые к работникам этой подгруппы, несколько иные. Здесь требуется достаточная физическая выносливость, приспособление организма к изменчивости внешних условий, быстрая ориентация при меняющихся условиях внешней среды. К профессиям второй подгруппы относятся: мастер-животновод по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, оператор птицеферм, плодоовощевод, хлопковод, чаевод, пчеловод, лесник и садовод, рыбак, машинист-тракторист и др.

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 973 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Выбор профессии

Типы профессий

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами).
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову.

На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения.

    Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают.

    Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.