В каких экосистемах можно сфотографировать птиц. Как фотографировать птиц в дикой природе

Фотосъемка птиц - это очень тяжелое занятие, которое может привести к разочарованию, если не вооружиться терпением и не попробовать на практике некоторые рекомендации.

У меня были ситуации, когда я буквально сходил с ума, пытаясь сфотографировать птиц и не получал при этом какого-либо видимого результата. Поэтому я решил дать некоторые советы, чтобы помочь вам в фотографии пернатых.

Вы уже запланировали на будущее фото-выезд, чтобы сфотографировать птиц? Вы хотите быть готовыми использовать вашу камеру на все сто, когда на пути окажется «дичь»? Тогда читайте внимательно эти советы.

1. Фотографируйте с ярким и естественным светом

Птицы - это животные, которые находятся в постоянном движении и требуют от вас быстроты реакции, а от вашей фототехники - высокую скорость фокусировки на коротких выдержках.

Так как время экспозиции очень ограниченно, чтобы избежать смазанного изображения, очень важно наличие достаточного количества света. Это позволит правильно проэкспонировать фотографию.

Когда вы используете телеобъектив, чтобы сфотографировать птицу на достаточно большом расстоянии, вы не можете себе позволить слишком широко открыть диафрагму. Это часто невозможно из-за технических возможностей объектива, а так же из-за ГРИП. Таким образом, чтобы гарантировать необходимую глубину резкости вы должны использовать относительно закрытую диафрагму.

Естественно, что при этом мы не собираемся увеличивать слишком сильно уровень светочувствительности ISO, следовательно, необходимо достаточное освещение сцены, чтобы была правильная экспозиция. Ведь так?

2. Изучай движение птиц

Довольно сложно в фотографии птиц «прийти, увидеть и победить». Чтобы получилась хорошая фотография, придется остановиться, не делая при этом излишнего шума и резких движений. Нужно быть очень внимательным по отношению к движениям птиц, которых вы собираетесь сфотографировать.

Самое главное не шевелиться, чтобы они не испугались и не улетели. Даже если у вашего объектива большое фокусное расстояние, этого может оказаться недостаточно, чтобы сфотографировать птицу, которая находится очень далеко от вас.

Чтобы не испугать птиц, можно использовать камуфляж или одежду невзрачных цветов, спрятаться в доме, машине, за деревом и т.д. Все это необходимо чтобы дать возможность животному вести себя естественно, чтобы они не боялись подойти к вам ближе.

Начать фотографировать можно только тогда, к огда вы уже достаточно долго понаблюдали за птицей и можете предугадать, когда она остановится или полетит и куда.

Это не легкая работа, поэтому вооружитесь терпением и выдержкой, у вас получится!

3. Привлеки внимание

В предыдущем совете я предлагал вам быть пассивным наблюдателем. В данном случае, я рекомендую быть более активным: «атакуйте»! Почему бы не поставить какой-нибудь элемент, который привлечет внимание птиц? Разве вы не так поступаете в парке, когда хотите привлечь к себе уток, голубей и т.д.?

Если у вас есть время и возможность это сделать, приготовьте место, где вы хотите сделать фотографию. Поставь чучело или корм, что бы привлечь внимание птиц. Таким образом, фотография будет под большим контролем.

Вам кажется это смешным? Попробуйте, это работает!

4. Используйте телеобъектив

Если речь идет не о крупной птице (орел, беркут и тому подобное), которая находится достаточно близко, чтобы добиться хороших результатов, нужно использовать телеобъектив.

Наиболее длиннофокусные объективы имеют переключатель ограничителя фокусного расстояния, который позволяет ограничить минимальное фокусное расстояние объектива и определить, хотим мы навести фокус на предмет, который находится близко или отдален. В этом случае, излишне говорить, что мы должны поставить автоматический фокус на дальнем расстоянии, чтобы получить нужный нам результат.

5. Активируйте серийную съемку

Даже со сложенными крыльями, птицы подвижные создания, они не замирают ни на секунду и эта гиперактивность увеличивается, когда они находятся в полете.

Поэтому, если в вашем фотоаппарате есть опция серийной съемки, рекомендуется ее активировать. Когда вы делаете портрет животного в какой-то конкретной позиции, сделайте более одной фотографии, чтобы гарантировать что как минимум одна из них выйдет хорошо. Но проверьте, чтобы карты памяти имели достаточную емкость, так как количество фотографий начнет резко увеличиваться.

6. Фокус на глаза

Точно так же как и при фотографировании портретов людей, домашних животных или других живых существ, золотое правило - фокусировка на глазах, в данном случае, птичьих.

Почему? Потому что люди ищут резкость именно в этой части и если ее нет, то снимок вызывает разочарование.

Если птица маленькая, и часть, которую она заполняет в видоискателе вашего фотоаппарата, небольшая, рекомендуется использовать непрерывную фокусировку (автофокус servo), чтобы гарантировать правильный фокус, несмотря на небольшое движение фотографа или птицы.

Если непрерывная фокусировка для вас сложна, используйте одиночный автофокус, но с небольшим количеством точек. Только так можно навести фокус именно на глаза, а не на клюв или другую анатомическую часть птицы.

7. Будь готов!

Фотография птиц мне напоминает рыбалку или охоту. И неспроста, так как мы хотим «поймать» птицу на нашем снимке.

Это значит, что наша удочка или ружье всегда должны быть готовы, в данном случае мы говорим о фотоаппарате. В самый неожиданный момент может появиться наша «дичь» и очень важно не упустить момент, другого шанса может не быть.

Так что имейте в виду, вы всегда должны быть готовы!

Теперь ваша очередь

Я уже дал свои советы, теперь ваша очередь подумать и добавить свою песчинку и написать восьмой, девятый, десятый совет…

Помогите мне увеличить список, чтобы в следующий раз, когда мы сделаем вылазку для фотоохоты на птиц, всем было легче!

Съемка птиц в дикой природе - задача сложная даже для профессионала. В особенности трудно фотографировать пернатых в полете, во время стремительного и порой хаотичного движения. Команда TTL Nature знает об этом не понаслышке, поэтому канал организует недельные курсы съемки в условиях дикой природы и предлагает видеоучебники с советами по интересному "поджанру".

Фотограф Сэм Роули (Sam Rowley), закончивший Бристольский университет по специальности "Биология" и занимающийся съемкой дикой природы, подготовил видеоурок с советами. Он собрал несколько важных нюансов, о которых нужно помнить при работе с одной из сложнейших форм фотоискусства.

Заставить птицу, которая "со свистом" проносится мимо вас, замереть в полете - весьма полезный навык для любого фотографа. Для его освоения понадобится оборудование - прежде всего, и . Она позволит свободно вращать и перемещать фотооборудование в любом направлении, исключив дрожание и смазывание кадра.

Важна и комбинация камеры и объектива - чем быстрее фокусировка, тем лучше. Это не значит, что большую птицу в полете не удастся сфотографировать с оборудованием начального уровня. Роули не советует использовать телепереходники, чтобы не "размазать" кадр и не замедлить систему автофокусировки.

Многие профессиональные трюки касаются не оборудования, а техники съемки. Например, Сэм Роули советует смотреть в видоискатель сразу двумя открытыми глазами. Стоит ограничивать диапазон фокусировки объектива. Если вы используете зум-оптику, вы увидите, что она фокусируется только на определенном расстоянии и бесконечности. Это уменьшает площадь, которую "покрывает" объектив при фокусировке и ускоряет процесс съемки.

Познакомьтесь с дополнительными советами, просмотрев видео по съемке птиц в естественном своем движении.

Весна является, пожалуй, самым благоприятным периодом для съемки птиц – пока еще не все деревья покрылись пышной листвой, и в то же время некоторые виды птиц уже прилетели из теплых стран.

Фотоохота на птиц – это чрезвычайно интересное и увлекательное занятие. Птичий мир открывает перед любителем фотографии огромные возможности благодаря невероятному многообразию окрасок, размеров и форм разных пернатых. Одновременно съемка птиц ставит фотографа перед существенными трудностями, ведь птицы очень пугливы и уже точно не испытывают никакого желания позировать перед объективом фотоаппарата. Поэтому фотографу приходиться запасаться недюжинным терпением и прибегать к разнообразным хитростям, чтобы заполучить заветные снимки. Если Вы хотите научиться фотографировать птиц, то стоит подробно изучить несколько базовых аспектов и приемов, о которых и пойдет речь в этой статье (все изображения кликабельны ).

Фотосъемка птиц — теория

— Оборудование

Начнем с выбора фотооборудования. Каким фотоаппаратом лучше всего снимать пернатых? На самом деле четкого, однозначного ответа здесь нет, поскольку наличие даже самого дорогостоящего оборудования отнюдь не является гарантией успеха. В то же время можно с уверенностью утверждать, что шансы на получение ярких, качественных кадров птиц на простую «мыльницу» или камеру со штатным зум-объективом довольно малы. Все-таки фотосъемка птиц, особенно мелких и пугливых особей, предъявляет к фотооборудованию существенные требования.

Отправляясь на фотоохоту, рекомендуется взять с собой хорошую зеркальную камеру с длиннофокусным объективом (фокусное расстояние порядка 300 — 500 мм в 35 мм эквиваленте). От самого фотоаппарата требуется качественная работа автофокуса, быстрая работа затвора, хорошая скорость серийной съемки и способность обеспечивать высокое качество картинки при сравнительно слабом освещении.

Камера должна обеспечивать высокую скорость фокусировки на коротких выдержках, ведь птицы находятся в постоянном движении. Длиннофокусная оптика позволит Вам сфотографировать птицу во всех деталях на значительном расстоянии, что очень важно, учитывая пугливость и осторожность пернатых. Более доступный вариант оборудования для фотографирования птиц –компактная камера с кратностью зума более 15х. С такой камерой можно спокойно снимать пернатых в городских скверах и парках, где птицы, в целом, менее пугливы по отношению к человеку. Для получения же качественных снимков на природе придется обзавестись более дорогостоящим фотооборудованием.

— Следите за освещением

Что касается технической стороны съемки, то важно помнить о том, что при фотографировании птиц время экспозиции ограничено и потому огромное значение приобретает наличие или отсутствие достаточного количества света для обеспечения правильной экспозиции. Но при использовании длиннофокусной оптики, в частности, телеобъектива, у Вас не будет возможности слишком широко открывать диафрагму вследствие технических особенностей объектива и необходимости обеспечить соответствующую глубину резкости кадра.

Повышать уровень чувствительности сенсора (ISO) сразу на несколько ступеней в ущерб качеству фотографий – не выход. По этой причине снимать птиц рекомендуется только при наличии хорошего освещения сцены, чтобы получилась правильная экспозиция. Фотографировать пернатых можно даже при прямом солнечном счете. Во-первых, это позволит Вам использовать более короткую выдержку для получения четкой фотографии птицы в движении. А во-вторых, солнечный свет равномерно осветит птицу, что поможет избежать резких теней в кадре. Так что при съемке птиц всегда ищите яркое, хорошее естественное освещение.

— Изучение поведения птиц

Чтобы значительно повысить свои шансы на нахождение объекта съемки в местах естественного обитания и, соответственно, получение ярких, захватывающих кадров, необходимо изучать особенности поведения тех пернатых, которых Вы собрались фотографировать. Почитайте специализированную литературу по этой теме и статьи в глобальной сети. Это поможет Вам узнать много полезной информации про фотографируемых птиц – пути миграции, места обитания, особенности поведения, рацион питания.

Знание повадок птицы, которую Вы хотите снять в естественной обстановке, существенно облегчит Вам задачу. Во время фотоохоты Вы сможете исследовать местные окрестности, полагаясь на эти знания, а не на удачу, что повысит Ваши шансы на получение хороших, интересных кадров. Очень полезным будет изучение пения птиц – благодаря этому в лесу по звукам Вы сможете очень быстро обнаружить интересующую Вас птицу.

— Запаситесь терпением

Терпение, пожалуй, главное качество для фотографа, занимающегося съемкой птиц. Прежде чем начать съемку внимательно понаблюдайте за своими будущими моделями, затем выберете наиболее оптимальную точку для фотографирования и осторожно, не привлекая внимания, переместитесь в нее. Дайте пернатым определенное время на то, чтобы привыкнуть к Вашему присутствию. Не создавайте лишнего шума и не делайте резких движений.

Нужно терпеливо и внимательно относиться к поведению птиц, которых Вы планируете сфотографировать. Излишняя спешка здесь не к чему. Птицы довольно чувствительны к любым резким движениям. Поэтому на практике необходимо научиться буквально застывать с фотоаппаратом в руках и не шевелиться, чтобы птицы не испугались и не улетели. Лучше всего дождаться того момента, когда птицы сами подлетят к Вам, нежели пытаться приблизиться к ним на нужное расстояние. Не стоит издавать громких звуков, следует воздержаться от любых разговоров.

— Всегда будьте наготове

Фотографирование птиц похоже на рыбалку или охоту – здесь человеку всегда нужно быть наготове. Чтобы сделать удачный кадр, необходимо быть готовым нажать на кнопку спуска затвора, ведь никогда не знаешь, когда наступит тот самый долгожданный момент. В этой связи рекомендуется заранее выставить все настройки фотоаппарата.

— Время съемки

Оптимальное время для фотографирования пернатых – вечерние или утренние часы. После рассвета птицы проявляют высокую активность, при этом солнце дает мягкое, равномерное освещение с привлекательными, естественными цветами. То же самое можно сказать и о съемке в вечернее время.

— Не забывайте о композиции

Несмотря на то, что птицы являются отнюдь не самыми лучшими «моделями», каждую секунду норовя сорваться с места, все же это не повод забывать о композиции. Располагайте пернатый объект в кадре грамотно с учетом простых композиционных правил. Старайтесь избегать перегруженных деталями кадров. В то же время ищите интересные, живые сюжеты для съемки, когда птица не просто сидит на ветке, а охотится, ссорится с соседями или совершает какое-то действие.

Обратимся к более детальным, практическим советам, как фотографировать птиц в городских скверах и на природе.

— Первый контакт

На практике съемка птиц оказывается весьма трудным занятием по причине излишней пугливости пернатых. Отправившись на фотоохоту, сначала осмотритесь на местности. Не нужно сразу бросаться с камерой к птице, которую Вы обнаружили первой – Вы только испугаете свою будущую «модель». Вообще, нет нужды сразу брать в руки камеру. Лучше потратьте несколько минут на то, чтобы внимательно осмотреться и понаблюдать за повседневной жизнью птичьего мира.

Посмотрите, что делают пернатые, определите, по какому маршруту они перемещаются, ведь птицы по большей части любят сидеть на одних и тех же местах, время от времени перемещаясь между ними. Не спеша прогуляйтесь вдоль этого маршрута и дайте птицам время на то, чтобы привыкнуть к Вам. Это позволит Вам подойти на довольно близкое расстояние.

Постарайтесь использовать какое-либо естественное укрытие – это оптимальный вариант при съемке птиц. Это может быть небольшое дерево, высокая трава или кусты. Если замереть с камерой на некоторое время в таком укрытии, то можно дождаться момента, когда птицы сами подлетят на очень близкое расстояние. Хорошие результаты может дать и съемка из окна автомобиля, поскольку, как ни странно, пернатые не сильно бояться «железных коней». Такой способ может пригодиться при фотографировании некоторых хищных птиц, любящих охотиться вдоль дорог или на открытых пространствах.

Обратите внимание на свою одежду. Она не должна быть слишком яркой, чтобы не привлекать внимание птиц. Одежда должна быть такого цветового оттенка, чтобы Вы не сильно выделялись на местности.

— Настройки камеры и режимы съемки

Снимать пернатых рекомендуется в режиме приоритета выдержки. Тут Вы можете быстро изменять параметры выдержки, а электроника камеры автоматически установит остальные настройки для достижения оптимальной экспозиции. Мелкие, подвижные птички (например, воробьи) требуют установки очень короткой выдержки – не длиннее 1/800 секунды. В свою очередь, при съемке крупных представителей птичьего мира, которые обычно менее подвижны, можно удлинить выдержку вплоть до 1/125 секунды.

Не забывайте о том, что если Вы используете длиннофокусную оптику, то слишком длинная выдержка вследствие случайного смещения камеры во время экспонирования может привести к получению смазанного кадра. Поэтому знаменатель выдержки не должен быть длиннее фокусного расстояния оптики. Вдобавок к этому, стоит использовать систему стабилизации изображения.

В большинстве случаев при съемке длиннофокусным объективом Вам будет не хватать света для получения качественного кадра. Поэтому в настройках фотоаппарата можно все же немного поднять ISO. Рекомендуется использовать режим точечного замера экспозиции, либо центрально взвешенный. Если в Вашем распоряжении нет зеркального фотоаппарата, а имеется только обычная «мыльница» с переделенным набором сюжетных режимов, то для съемки птиц воспользуйтесь режимом «Спорт».

— Фокусировка

Одна из главных сложностей при фотографировании таких подвижных объектов, как птицы, безусловно, является правильная фокусировка. При съемке движущихся птиц самый оптимальный вариант – это задействовать непрерывный (следящий) режим фокусировки. В частности, снимая объект в полете на фоне голубого неба, можно установить ручную экспозицию с автофокусировкой, использующей все точки фокуса. Такая широкая область фокусировки обеспечит сохранение летящей птицы в зоне резкости при слежении. Но если по своему окрасу летящая птица не выделяется от окружающего фона, то зону фокусировки следует слегка уменьшить, при этом вести птицы в видоискателе необходимо будет более аккуратно.

Если Вы снимаете относительно статичную птицу, например, просто сидящую на ветке, то фокусировку целесообразно осуществлять по ее глазам, чтобы они получились максимально резкими. Поскольку зритель при просмотре фотографии будет обращать внимание в первую очередь именно на глаза птицы. Для этого можно использовать автофокус по центральной точке или с использованием небольшого количества точек.

— Используйте серийную съемку

Актуальный совет при фотографировании любых движущихся объектов – это использование режима серийной съемки. Разумеется, он очень пригодиться и при съемке подвижных и энергичных пернатых. С использованием режима серийной съемки Ваши шансы получить ценные кадры повысятся. Вы сможете сделать сразу несколько фотографий одного и того же сюжета, чтобы гарантировать, что как минимум одна из них получится на высоком уровне. Правда, при использовании данного режима проверьте, что Вы имеете в своем распоряжении карты памяти достаточной емкости.

— Привлеките внимание птиц

В теоретических раскладах мы говорили о том, как важно оставаться неподвижным и терпеливым, играя роль пассивного наблюдателя. Однако на практике иногда имеет смысл проявить активность. Под активностью в данном случае понимается использование какого-либо элемента, который мог бы привлечь внимание птиц и заставить их подобраться поближе к камере. Это может быть корм или какое-нибудь чучело. Именно таким способом горожане привлекают внимание воробьев и уток. Почему бы не использовать этот прием и на других птицах? Профессиональные фотографы для привлечения внимания некоторых видов птиц в дикой природе даже используют такой хитрый прием, как проигрывание пения самцов.

При съемке птиц главное – это опыт. Только на практике можно отточить свое мастерство и наработать интересные приемы. Не стоит сразу же бросаться в лесные буреломы и болота для получения уникальных кадров с редкими представителями птичьего мира. Начать лучше с малого. А именно со съемок воробьев и других «городских жителей» во дворе своего дома или в парке Пофотографируйте пернатых возле кормушек, чтобы научиться основам. После соответствующей практики Вы уже сможете отправляться на фотоохоту в увлекательные походы, где Вашим главным оружием станет выдержка и терпение.

18086 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.

Вокруг нас множество птиц. Они красивы и необычны, привлекают расцветкой и поведением. Съемка пернатых относится к одному из самых интересных и сложных жанров - wildlife-фотографии. Представляем несколько полезных советов и 25 кадров, которые наверняка вдохновят вас на творчество!

Изучите повадки птиц и среду их обитания

Совет, быть может, банальный, но тем не менее - важный. Для съемки диких птиц это просто принципиально необходимое условие, ведь у разных видов пернатых разные ареалы обитания, периоды активности, повадки, предпочтительные места: каких-то птиц можно увидеть на полях среди травы, каких-то - на невысоких кустах, а какие-то большую часть времени предпочитают находиться высоко на деревьях, так что сделать снимок становится совсем непросто.

Именно поэтому не стоит идти наугад в надежде встретить «какую-нибудь» птицу - так хорошего кадра не сделать.

Выходить на фотоохоту нужно с четким осознанием того, на кого из пернатых направлен ваш интерес, и исходя из этого, уже выбирать место и время съемки.

Выбирайте точки прилета птиц

При съемке большинства видов пернатых у вас будет не очень много времени на выбор точки съемки, фокусировку и собственно фотографирование. Поэтому стоит это время максимально сокращать, заранее определившись с местами, куда, скорее всего, прилетят птицы.

Это могут быть ветки деревьев, отдельно стоящие кусты, скала над морем и прочее. Разумеется, нужно предварительно изучить повадки пернатых или же заранее без фотоаппарата разведать место и посмотреть, как там ведут себя интересующие вас птицы.

Подумайте о технике

Съемка диких птиц требует тщательного подхода к . В большинстве случаев вам понадобятся и длиннофокусные . Дело в том, что к диким пернатым не так-то просто подобраться близко, особенно если вы пока еще не профессионал. А снимать на большом расстоянии с рук - не самая лучшая идея.

Объектив лучше всего подбирать в диапазоне примерно 400–600 мм, причем желательно с фиксированным фокусным расстоянием. Причина в светосиле, которая у фиксов обычно выше, чем у объективов с переменным фокусным расстоянием. Разумеется, никакой вспышки: птица просто улетит.

Готовьтесь заранее и не мешкайте

Птицы, само собой, не ждут вашего появления, чтобы вылететь и рассесться по веткам и кустам. А значит, придется долгое время просто сидеть и ждать их появления.

Лучше в этот момент не отвлекаться, а прислушиваться и присматриваться - приближающееся чириканье или ветки, которые начинают колыхаться в безветренную погоду, подскажут вам о скором появлении пернатых.

И тут уже нельзя мешкать: начинайте снимать сразу же, в режиме серийной съемки. Да, большинство из них окажутся негодными, но это все равно повышает шанс снять действительно хорошие кадры.

Водоплавающие птицы - отдельная история

Речь идет прежде всего о пернатых, обитающих в небольших озерах, прудах и других похожих водоемах, когда у птицы нет возможности уплыть очень далеко.

А значит, здесь подойдут и не длиннофокусные объективы, тем более что водоплавающие птицы особенно красиво смотрятся именно в обрамлении воды.

И, кстати, обычно водоемы освещены куда лучше других типичных мест съемки диких пернатых, а значит и требования к светосиле меньше: хорошие кадры вполне можно сделать недорогим объективом с диапазоном примерно 70–300 мм, какие есть у каждого производителя.

Продумывайте композицию

Поначалу вы наверняка будете фотографировать пернатых крупным планом. Но затем, по мере приобретения опыта, неизбежен переход к планам более общим, когда птица хоть и центральный элемент снимка, но не единственный объект в кадре.

А значит, нужно подумать о композиции. Тут, в общем-то, нет особых отличий от общих , и если вы умеете продумывать композицию кадра как таковую, то справитесь и в этом случае.

Тренируйтесь на городских птицах

Прежде чем идти на фотоохоту в лес, потренируйтесь на диких пернатых, которые окружают нас. Ближайший парк, желательно достаточно большой, чтобы несколько отойти от людей, предоставляет для этого отличные условия. Там же можно найти и пруды с водоплавающими птицами.

Но вообще-то, даже просто выйдя во двор дома, можно увидеть немало птиц - воробьев, голубей, синиц... Они, конечно, весьма банальны и не столь фотогеничны, однако на их примере можно изучать повадки пернатых, учиться выстраивать композицию и просто получать первый опыт фотосъемки птиц.