Конкурсный кроссворд по биологии «Кровеносная система. Кроссворд: «Внутренняя среда организма Кроссворд внутренняя среда организма

Конкурсный кроссворд по биологии «Кровеносная система»
Возрастная группа: 8 класс.
Пояснительная записка мероприятия
Целевая аудитория: 8 класс
Аннотация: кроссворд «Кровеносная система » может быть использован в 8 классе на уроках, направленных на систематизацию и обобщении знаний по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатические системы», а так же для расширения кругозора учащихся 8 класса. Кроссворд может быть использован и на внеклассных мероприятиях по биологии (неделя естественных наук, тематические классные часы).
В кроссворде 22 слова: 18 слов по вертикали и 4 слова по горизонтали.
Цель: создать условия
1) закрепления основных понятий и знаний по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатические системы»;
2) для творческого повторения изученного материала;
3) обобщения пройденного материала по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатические системы».
Задачи мероприятия:
1) сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о внутренней среде, составе и функциях крови; кровеносной и лимфатической системах;
2) продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся;
3) активизация мыслительной деятельности учащихся;
4) воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.
Ожидаемые результаты:
. учащиеся должны знать состав внутренней среды организма,
. знать состав крови,
. название клеток крови, их строение и функции,
. уметь отличать клетки по рисунку,
. уметь связывать строение с выполняемой функцией,
. уметь давать определения новым понятиям или объяснять их.

Вопросы
По вертикали:
1.Тончайшие кровеносные сосуды, где происходит обмен между кровью и клетками тканей.
2. Безъядерные окрашенные клетки, транспортирующие кислород к тканям и углекислый газ к легким.
3.Небольшие безъядерные образования, отвечающие за свертывание крови.
4. Сосуды, несущие кровь к сердцу.
5. Особый белок, благодаря которому переносится кислород.
6. Кто для блага всех людей
Кровью делится своей?
7. Промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно с клетками не соприкасается, но поддерживает постоянство состава тканевой жидкости.
8. Орган кроветворной системы.
9. Австрийский исследователь, открыл группы крови, за что в 1930 году был удостоен Нобелевской премии.
10. Сосуды, по которым кровь течет от сердца.
11.Заболевание, которое возникает при нарушении функций кроветворения, а так же при значительной потере крови.
13. К какому типу ткани относится кровь?
14. Человек, получающий при оказании медицинской помощи чужую кровь.
15. Особый белок - агглютиноген, содержащийся в крови большинства людей и обезьян, который находится на поверхности эритроцитов.
16. Сгусток крови, который закупоривает рану при кровотечении и защищает организм от кровопотери.
17. Бесцветные клетки, имеющие ядро. Участвуют в уничтожении микробов.
18. Жидкая часть крови, состоящая из воды, органических и минеральных веществ.
19. Особые химические вещества, которые нейтрализуют или уничтожают антигены.

По горизонтали:
12. Особые клетки, которые способны опознавать химическую структуру чужеродных соединений.
20.Сколько групп крови выделяют у человека?
21. Белок плазмы, который принимает участие в свертывании крови.
22. Клетки - пожиратели, которые уничтожают чужеродные частицы.

Список использованных источников:
. Колесов Д.В. Биология. Человека: Учебник для 8 кл. общеобразоват.учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. -М.: Дрофа, 2012
. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004

59. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма

Кровь, лимфа, тканевая жидкость

60. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды

Нервная и эндокринная

61. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона

В стенках кровеносных сосудов

62. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу

63. Прочитайте статьи «Эритроциты», «Лейкоциты» п. 17. Ответьте на вопросы

1) Почему артериальная кровь ярко-алая, а венозная - тёмно-вишнёвая?

Артериальная - несёт кислород, а венозная углекислый газ. Кислород, соединившись с гемоглобином, и кровь становится артериальной

2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядра. Могла ли такая кровь принадлежать человеку?

А курице?

3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки-антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?

Они вырабатывают антитела

64. Прочитайте статью «Тромбоциты» п. 17. Допишите схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови

Травма сосуда - тромбоциты выделяют фибриноген

Растворимый белок плазмы крови фибриноген - условия:

2) кровь выходит из сосуда

3) тромбоциты слипаются, разрушаются

Нерастворимый белок плазмы крови фибрин - образуется сетка , в которой задерживаются клетки крови. Сгусток останавливает кровотечение

65. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» п.18. Заполните таблицу

66. Дайте определение иммунитета

Иммунитет - это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы

67. Изобразите схему иммунной системы организма человека

Иммунная система - Т-лимфоциты вырабатываются в тимусе

Иммунная система - В-лимфоциты вырабатываются в лимфотических узлах

Иммунная система - антитела - вырабатываются В-лимфоцитами

68. Заполните таблицу

69. Прочитав стать "Воспаление" §18, напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в пораженных тканях

70. Допишите приведённые утверждения

71. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении

72. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» п. 18. Ответьте на вопросы

1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

Можно. Бактерии его остаются на стакане

2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

3) В чём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?

Носитель сам не болеет, т.к. его иммунитет справляется с инфекцией, но не уничтожает, а он разносит её сам того не подозревая

73. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» п. 19 и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками

74. Изучите рис. 48 на с. 95 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённом ниже

Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят антидот. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатываются антитоксины . Из взятой у лошади крови получают сыворотку-антитоксин путём введения дифтеритного токсина . Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют как прививки . Сыворотка специфична, т.е. она защитит от определённой болезни

75. Прочитайте статью «Аллергия» п. 19. Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины

I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию . Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках

II стадия аллергии (вызывает конъюктевит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр.)
Попавший в организм аллерген улавливается стенками сосудов, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген-антитело . При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция

76. Прочитайте статью «Переливание крови» п. 19. Проставьте стрелки на схеме переливания крови

77. Ознакомьтесь с дополнительной информацией о факторах, по которым различаются группы крови у человека.

Объясните:

1) почему люди I группы являются универсальными донорами

Их группу крови можно перелить всем остальным группам крови

2) почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами

им можно перелить любую группу крови

78. Прочитайте статью «Резус-фактор» п. 19. Ответьте на вопросы

1) Что происходит в организме резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка в первую беременность?

вырабатываются антитела, разрушающие белок Rh+, но сильное разрушение будет при второй беременности

2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус-положительный?

будут сильно разрушаться эритроциты из-за резус-конфликта

3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны:

а) несовместимость групп крови по системе АВО? - наследственный

б) резус-конфликт? - наследственное

79. Решите кроссворд № 5

По горизонтали:

2. вакцина

5. лимфоцит

9. иммунитет

10. гемоглобин

11. антитело

По вертикали:

1. эритроциты

3. антиген

6. тромбоцит

1. Ион, замедляющий и ослабляющий сердечную деятельность.

2. Клапаны, препятствующие возвращению крови из артерий в желудочки.

3. Блуждающий нерв, замедляющий работу сердца.

4. Орган человеческого организма, имеющий название «середина».

5. Нерв, ускоряющий работу сердца.

6. Гормон надпочечников.

7. Ион, ускоряющий и усиливающий сердечную деятельность.

8. Способность органа работать без сигнальных раздражений извне.

9. Мощный мышечный слой сердца.

10. Околосердечный «мешок».

11. Время, когда сердечные камеры заполняются кровью.

1. Началом кровообращения считают...

2. Легочные пузырьки.

3. Самая большая артерия.

4. Количество камер сердца человека.

5. Артерия, опоясывающая сердце в виде венца.

6. Круг кровообращения, начинающийся в левом желудочке.

7. Незамкнутая система в организме человека, которая позволяет очищать межклеточные промежутки от ненужных веществ.

8. Кровь, поступающая в правый желудочек.

9. Часть сердца, содержащая богатую кислородом артериальную кровь.

10. Часть сердца, содержащая богатую углекислым газом венозную кровь.

11. Они снабжают кровь все органы и ткани.

1. Низкое давление, ведущее к ухудшению самочувствия.

2. Стойкое повышенное артериальное давление.

3. Прибор, для измерения давления.

4. Минимальное давление.

5. Кровоизлияние в мозг.

6. Омертвление ткани.

7. Максимальное давление.

8. Мелкие артериальные сосуды.

9. Артерии, несущие кровь к головному мозгу.

10. Кровоизлияние в мышцу сердца.

11. Толчкообразные колебания стенок артерий.

Задания:

    Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение )

    Самый крупный кровеносный сосуд. (Аорта )

    Красные кровяные клетки. (Эритроциты )

    Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцит оз)

    Кровь, насыщенная углекислым газом.(Венозная )

    Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свертывания крови. (Гемофилия )

    Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения )

    Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина )

    Белые кровяные тельца. (Лейкоциты )

    Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет )

    Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены )

    Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор )

    Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин )

    Жидкая часть крови. (Плазма )

    Группа крови универсального донора. (I или 00 )

    Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело )

    Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная )

    Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс )

    Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения )

    Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии )

что означают следующие цифры и числа.

Задания:

    90% (количество воды в крови).

    300г (масса сердца).

    60 – 80 раз в мин (количество сердечных сокращений).

    0,8 с (длительность сердечного цикла).

    120/70 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).

    2,5 см (диаметр аорты).

    0,3 с(вторя фаза одновременное сокращение обоих желудочков)

    60 мл (объем крови выбрасываемый желудочком за одно сокращение)


Кроссворд: «Внутренняя среда организма»

Кроссворд: « Внутренняя среда организма»

Вариант IV.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По вертикали: 2. Вещество, входящее в состав эритроцитов.

По горизонтали: 1. Растворенный в плазме крови белок.

3. Защитная реакция организма на инфекцию.

4. Кровяные клетки, участвующие в свертывании.

5. Красные кровяные клетки.

6. Процесс обезвреживания бактерий специальными

Клетками.

7. Жидкая часть крови.

8. Плазма крови без фибриногена.

9. Нерастворимый белок крови.

10. Жидкость, образующая внутреннюю среду организма.

11. Человек, дающий свою кровь для переливания.

Кроссворд: «Кровообращение»

Вариант I.


1

2

3

4

5

6

7

8

По вертикали: 2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца.

По горизонтали: 1. Следствие нарушения кровотока в коронарных

Артериях.

3. Вещество, усиливающее работу сердца.

4. Способность сердца ритмически сокращаться под

Влиянием импульсов, возникающих в самой

Сердечной мышце.

5. Сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

7. Микроскопические кровеносные сосуды.

8. Заболевание, основным симптомом которого

Является повышенное артериальное давление.

Кроссворд «Строение и работа сердца»

Вариант II.


1

2

3

4

5

6

7

По вертикали: 2. Орган, обеспечивающий подачу крови ко всем клеткам

Организма.

По горизонтали:

3. Биоэлектрические сигналы сердца, записанные

На бумажной ленте.

4. Движение крови по сосудам и через сердце.

5. Камеры сердца.

6. Период сокращения предсердий, желудочков и их

Общего расслабления.

7. Сосуды, несущие кровь от сердца.

Кроссворд: « Гигиена сердечно-сосудистой системы»

Вариант V .


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

По вертикали: 2. Ритмичные сокращения сердца.

По горизонтали: 1. Ритмичное колебание стенок артерий.

3. Артерии, осуществляющие кровоснабжение сердечной мышцы.

4. Вещество, суживающее просвет кровеносных сосудов.

5. Состояние, причиной которого является недостаточная физическая

Активность.

6. Чувствительные нервные окончания, расположенные в стенках

Кровеносных сосудов.

7. Увеличение числа лейкоцитов в крови.

8. Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови.

9. Пониженное кровяное давление.

10. Особый белок, благодаря которому эритроциты могут переносить

Кислород.

11. Временное снижение работоспособности

12. Состояние организма, при котором в крови уменьшается содержа-

Ние гемоглобина.

13. Привычка, оказывающая вредное влияние на сердце и сосуды.

Кроссворд: «Иммунитет»

Вариант III.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали: 2. Вещество, образующееся под воздействием чужеродных тел.

По горизонтали: 1. Культура ослабленных микробов, вводимых в организм человека.

3. Способность организма распознавать и обезвреживать

Чужеродные микробы.

4. Препарат плазмы крови без фибриногена.

5. Введение в организм ослабленных или убитых возбудителей

Инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

6. Иммунитет, приобретенный после прививки или после

Введения лечебной сыворотки.

7. Уничтожение болезнетворных микробов.

8. Состояние повышенной чувствительности организма к некоторым

Веществам.

9. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери.

Кроссворд «Внуиренняя среда организма. Кровь»

1. Клетки способные опознавать химическую структуру чужеродных соединений.

2. Красные кровяные клетки, транспортирующие кислород к тканям и углекислого газа к лёгким.

3. Прозрачная, слегка желтоватая жидкость крови.

4. Кровяные пластинки.

5. Форменный элемент клеток крови.

6. Клетки-пожиратели.

7. Жидкий белок крови.

8. Тончайшие кровеносные сосуды, где происходит обмен между кровью и клетками тканей.

9. Малокровие.

10. Клетки крови с хорошо развитыми ядрами.

11. Жидкость, из которой клетки получают питательные вещества и кислород.

12. Крупные клетки, находящиеся в тканях, принимающие участие в уничтожении микроорганизмов.

13. Белок, принимающий участие в свёртывании крови.

14. Вилочковая железа.

15. Узлы, являющиеся фильтрами, где задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микробы.

16. Компонент внутренней среды.

17. Компонент внутренней среды перемещающийся по лимфатическим сосудам.

18. Особое вещество, дающее красный цвет крови.

Кроссворд с ответами