Возрастные преобразования сердца и сосудистой системы. Контрольная работа Сердечно-сосудистая система.Возрастные особенности развития

В образовании сердца можно выделить ряд этапов:

опускание сердечной трубки в грудную полость,

формирование полостей сердца за счет образования перегородок,

разделение общего артериального ствола аорто-лёгочной перегородкой, формирование створок, развитие проводящей системы.

Нарушение какого-либо этапа формирования сердца приводит к развитию того или иного врождённого порока.

С 4 недель сердечная трубка интенсивно растет в длину, S-образно закручивается, каудальная часть перемещается влево и вверх, желудочки к предсердиям занимают типичное положение. Нарушение перемещения сердечной трубки приводит к эктопии или декстракардии сердца.

Формирование полостей, клапанов сердца осуществляется с 4 по 7 недели. Образование межпредсердной перегородки происходит в 2 этапа. Вначале образуется первичная межпредсердная перегородка, в которой затем формируется овальное окно и его створка за счет прорастания вторичной межпредсердной перегородки. Патология формирования сердечных перегородок сопровождается возникновением таких врождённых пороков сердца, как дефекты межпредсердной, межжелудочковой перегородок, общий артериальный ствол, общий атриовентрикулярный канал, трёх- или двухкамерное сердце и др.

Проводящая система сердца формируется с 4 по 12 недели. Неблагоприятное действие на развитие проводящей системы сердца могут оказать внутриутробная инфекция, гипоксия, дисмикроэлементозы, приводящие к врождённым нарушениям ритма сердца, являющимся основной причиной синдрома внезапной смерти.

Плацентарное кровообращение

С 10-12 недели и до рождения ребёнка осуществляется плацентарное кровообращение, имеющее отличительные особенности от кровообращения в постнатальной жизни. Кровь, обогащённая кислородом, по пупочной вене в составе пупочного канатика от плаценты поступает через венозный (аранциев) проток в печень плода, откуда по нижней полой вене идет в правое предсердие. Через открытое овальное окно кровь из правого поступает в левое предсердие, где смешивается с небольшим количеством венозной крови из легких. Далее артериальная кровь идет в восходящий отдел аорты, сосуды головного мозга и сердца. Собираясь в верхнюю полую вену, кровь верхней половины туловища поступает в правое предсердие, правый желудочек, легочную артерию, где делится на 2 потока. Небольшая часть венозной крови (не более 10% общей циркулирующей крови) из-за высокого сопротивления в сосудах малого круга кровообращения кровоснабжает легкие, больший же объем крови через открытый артериальный (Баталов) проток поступает в нисходящую аорту. По пупочных артериям кровь от тканей плода выносится к плаценте. Таким образом, большинство органов и тканей плода получает смешанную кровь. Относительно оксигенированную кровь получают печень, головной мозг и сердце

К факторам адаптации относят:

— высокую скорость плацентарного кровотока и низкую резистентность сосудистого русла плаценты, благодаря чему осуществляется интенсивный газообмен;

— особенности эритропоэза, проявляющегося эритроцитозом с наличием фетального гемоглобина;

— преобладание анаэробных процессов у плода;

— дыхательные движения плода при закрытой голосовой щели, усиливающие приток крови к сердцу.

Частота сердечных сокращений к концу гестации составляет 130-140 ударов в минуту. На сердечный ритм влияют уровень адреналина, ацетил-холина, оксигенация крови. Гипоксия плода сопровождается брадикардией, увеличением ударного объёма сердца, спазмом периферических сосудов. Вот почему у части новорождённых детей, особенно недоношенных в первые месяцы жизни при недостатке кислорода определяется брадикардия, возможны апноэ.

В первые дни жизни ребёнка происходит анатомо-физиологическая перестройка органов кровообращения, заключающаяся в прекращении плацентарного кровообращения, функциональном закрытии фетальных шунтов (овального окна, артериального и венозного протоков), включении в кровоток малого круга кровообращения с его высоким сопротивлением и склонностью к вазоконстрикции, увеличением сердечного выброса и давления в большом круге кровообращения. Первый вдох ребёнка сопровождается растяжением грудной клетки, повышением парциального давления кислорода в крови, снижением сопротивления в артериях и артериолах малого круга кровообращения, увеличением кровотока в лёгких. В то же время выключение из кровообращения плаценты приводит к уменьшению ёмкости большого круга и повышению в нём давления, сопровождающегося транзиторным кровотоком из аорты в лёгочную артерию через открытый артериальный проток. В течение 10-15 минут после рождения происходит спазм гладкой мускулатуры артериального протока, в механизме которого имеет значение повышение парциального давления кислорода, уменьшение простагландинов Е, увеличение вазоконстрикторов. Закрытие артериального протока в физиологических условиях может происходить до 48 часов после рождения. Увеличение лёгочного кровотока приводит к повышению притока крови к левому предсердию, повышению в нём давления и закрытию овального окна, осуществляемому в течение 3-5 часов после рождения. Таким образом, большой и малый круги разобщаются.

К синдрому дизадаптации сердечно-сосудистой системы раннего неонатального периода относится лёгочная гипертензия и персистирование фетальных коммуникаций.

На первом году жизни условно выделяют три стадии становления гемодинамики.

1. Период ранней постнатальной адаптации – закрытие фетальных коммуникаций и быстрое перераспределение кровотока между большим и малым кругами кровообращения.

2. Период поздней адаптации гемодинамики (первые 2-3 месяца жизни). Полная облитерация фетальных шутов (анатомическое закрытие) происходит в первом полугодии жизни: венозный проток облитерируется к 8 неделе, артериальный – к 6-8, овальное окно полностью закрывается к 6 месяцам постнатальной жизни. Поэтому при определенных условиях (повышение давления в малом круге кровообращения) фетальные коммуникации могут функционировать, что сопровождается уменьшением кровотока в лёгких и гипоксемией.

3. Период стабилизации гемодинамики.

АФО сердечно-сосудистой системы детей

  1. Объем сердца ребенка относительно объема грудной клетки значительно больше, положение сердца более горизонтальное, что отражается на положении верхушечного толчка и границ (табл. 21, 22). После двух лет опускается диафрагма и верхушечный толчок смещается вниз и кнутри. С возрастом рост сердца отстает от общего роста организма. Интенсивность роста сердца отмечается в возрасте первых двух лет, 12-14 лет, 17-20 лет. К моменту рождения толщина стенок левого и правого желудочков равна, величина предсердий и магистральных сосудов относительно желудочков больше, чем у взрослых. В постнатальном периоде возрастает сопротивление в большом круге кровообращения, нагрузка на левый желудочек растёт, его размеры и толщина стенок увеличиваются в большей степени, чем правого, и к 15 годам соотношение полостей левого и правого желудочков и толщины их стенок равна 3:1
  2. Миокард к моменту рождения сохраняет эмбиональное строение. Сердечная мышца отличается низкой инотропной активностью, предрасполагающей к быстрой дилатации полостей сердца с развитием сердечной недостаточности при неблагоприятных условиях (гипоксии, повышенной нагрузке). В первые 2 года жизни увеличивается толщина мышечных волокон, уменьшается количество ядер, появляется исчерченность. С 3 до 8 лет идет интенсивное развитие соединительной ткани сердца, утолщаются мышечные волокна. К 10 годам практически завершается морфологическое развитие сердечной мышцы.

    Особенностью коронарного кровоснабжения объясняется редкость инфарктов у детей раннего возраста. До двух лет жизни преобладает рассыпной тип кровоснабжения с множеством анастомозов. С 2 до 7 лет диаметр основных коронарных стволов увеличивается, периферические ветви подвергаются обратному развитию. К 11 годам формируется магистральный тип кровоснабжения.

    До трёх лет слабо развито вагусное тормозящее влияние автономной нервной системы на сердечный ритм. Преобладающее действие симпатической нервной системы проявляется физиологической тахикардией ребёнка (табл. 23).Вагусная регуляция у ребёнка начинает формироваться после трёх лет и определяется тенденцией к урежению ритма сердца. Окончательное становление вегетативной регуляции сердечного ритма происходит к 5-6 годам. Вот почему у многих детей дошкольного возраста выслушивается и регистрируется на ЭКГ синусовая дыхательная аритмия. Так, при 24-х часовом мониторинге эпизоды умеренной синусовой аритмии выявляются более чем у 70% новорожденных, а приблизительно у 50% – значительная аритмия. У здоровых новорожденных при мониторировании может выявляться экстрасистолия, частота которой увеличивается с возрастом и выявляется у 25% обследуемых подростков.

    По мере онтогенетического развития ударный объём сердца увеличивается пропорционально массе тела. Одновременно возрастает минутный объём сердца, но из-за уменьшения частоты сердечных сокращений этот процесс протекает более медленно. Благодаря этому уменьшается средняя интенсивность кровотока на единицу поверхности тела, что соответствует снижению интенсивности метаболических процессов (таблица 24).

    В антенатальном периоде в сосудах малого круга кровообращения и легочной артерии определяется высокое давление, на 10 мм рт. ст. превышающее давление в аорте. Поэтому к моменту рождения артерии малого круга кровообращения новорождённого ребенка имеют мощный мышечный слой, гиперплазию эндотелия, просвет аорты меньше просвета легочной артерии. К 10 годам просветы аорты и легочной артерии выравниваются, а в последующие годы диаметр аорты преобладает. В первые месяцы жизни идёт инволюция сосудов малого круга кровообращения с истончением их стенок и увеличением просвета. До 10 лет у детей выслушивается физиологический акцент IIтона над лёгочной артерией, исчезающий в последующем у большинства школьников (табл. 25). Недоразвитием артериовенозных анастомозов в малом круге кровообращения объясняется редкость кровохарканья до 7 лет при застое в лёгких.

    В то же время толщина стенок артерий большого круга кровообращения новорождённого маленькая, мышечные и эластические волокна в ней развиты слабо, сопротивление сосудов низкое. Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых (табл. 26). С возрастом развивается мышечная и эластическая ткань сосудов, повышается сопротивление в них, увеличивается сердечный выброс, давление повышается.

    В то же время уровень АД у детей отличается индивидуальностью, что в значительной степени детерминировано генотипом. Кроме того, АД зависит от пола, но наиболее значимыми детерминантами АД у детей и подростков является длина и масса тела.

    Уже в первые месяцы жизни систолическое давление у девочек увеличивается быстрее, чем у мальчиков. У девочек в более раннем возрасте наблюдается физиологическое снижение диастолического давления, но степень его уменьшения выражена у них слабее, чем у мальчиков. Так, у девочек первые 3 года систолическое давление практически не возрастает, тогда как у мальчиков оно равномерно нарастает. Прямо противоположно в первые 3 – 4 года жизни у мальчиков и девочек изменяется диастолическое давление: у мальчиков не изменяется, а у девочек нарастает.

    Следует отметить, что у девочек, в связи с появлением менструального цикла, происходит предменструальный подъём кровяного давления. Величина его приближается к уровню взрослого раньше, чем у мальчиков – примерно через 3 – 3,5 года после появления первой менструации.

    В препубертатном и пубертатном периоде вследствие нейроэндокринной перестройки у части школьников диагностируется синдром вегетативной дистонии, проявляющийся эмоциональной лабильностью, неустойчивостью артериального давления, повышенной потливостью, и др. Некоторые дети предъявляют жалобы на сердечные, головные, абдоминальные боли. Только после тщательного обследования подобных пациентов и исключения у них органической патологии ставится диагноз вегетососудистой дистонии.

Таблица 21

Пальпация сердца (определение верхушечного и сердечного толчка)

Таблица 22

Определение границ сердечной тупости

Возрастная группа (по Молчанову)

Границы относительной тупости

Границы абсолютной тупости (правый желудочек)

Правая (правое предсердие)

Верхняя (левое предсердие)

Левая (левый желудочек)

Правая парастернальная линия

1-2 см кнаружи от левой сосковой линии

Левая стернальная линия

Левая сосковая линия

Кнутри от правой парастернальной линии

2 межреберье

1 см кнаружи от левой сосковой линии

3 межреберье

Правая стернальная линия

Левая сосковая линия

Левая парастернальная линия

Таблица 23

Частота сердечных сокращений (ЧСС) у детей

Таблица 25

Аускультация сердца

Точки выслушивания

Работа клапанов

Соотношение тонов

1. Верхушка сердца

Митрального

Iтон громчеIIтона

2. 2 межреберье справа по парастернальной линии

IIтон громчеI

3. 2 межреберье слева по парастернальной линии

Лёгочной артерии

IIтон громчеI, у детей до 10 лет физиологический акцентIIтона над легочной артерией

4. Основание мечевидного отростка

Трёхстворчатого

Iтон громчеII

5. 3-4 межреберье слева от грудины – точка Боткина

Аорты (точка проекции клапана)

Таблица 26

Ориентировочные формулы оценки показателей артериального давления (АД)

Примечание: на ногах АД на 20-30 мм рт. ст. выше, чем на руках

Сердечно - сосудистая система с ее многоуровневой регуляцией представляет собой функциональную систему, конечным результатом деятельности которой является обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма. Обладая сложным нервно-рефлекторным и нейрогуморальными механизмами, система кровообращения обеспечивает своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения (Баевский Р.М., 1979г.). Сердце человека представляет собой четырех камерный мышечный полый орган. У взрослого человека оно имеет массу 250-300 гр., длину 12-15 см. Величина сердца человека примерно соответствует величине его сжатого кулака. Сердце состоит из левого предсердия и левого желудочка, правого предсердия и правого желудочка.

Существуют возрастные особенности местоположения, состояния, веса и функции сердца. Сердце новорожденного отличается от сердца взрослого по форме, относительно массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько больше длины. В процессе роста и развития ребенка увеличивается масса сердца. Темп роста сердца особенно велик в первые годы жизни и в период полового созревания. В 14-15 лет наблюдается особенно резкое увеличение размеров сердца. Медленнее сердце растет от 7 до 12 лет. Так, например, у мальчиков 9-19 лет масса сердца составляет 111,1 гр., что в 2 раза меньше, чем у взрослых (244,4 гр.). Наряду с этим изменяется соотношение роста отделов сердца. Рост предсердий в течение первого года жизни опережает рост желудочков, затем они растут почти одинаково, и только после 10 лет рост желудочков начинает обгонять рост предсердий. Перестраивается гистологическая структура сердца, так, в наибольшей мере увеличение массы отделов сердца происходит за счет левого желудочка.

Основную массу стенки сердца составляет мощная мышца-миокард. Для мышцы сердца детей характерен высокий уровень расхода энергии, что определяет значительное напряжение окислительных процессов в миокарде. Это находит отражение в большом потреблении кислорода мышцей. Мышца сердца продолжает развиваться и дифференцироваться до 18-20 лет (Фарбер Д.А., 1990г.).

Основная масса сердечной мышцы представлена типичными для сердца волокнами, которые обеспечивают сокращение отделов сердца. Их основная функция - сократимость. Сердце сокращается ритмично: сокращение отделов сердца чередуются с их расслаблением. Сокращение отделов сердца называют систолой, а расслабление - диастолой. Каждый из этих периодов, в свою очередь, подразделяются на ряд фаз и интервалов, характеризующих различные стороны деятельности сердца. На протяжении общей систолы желудочков наблюдается два различных по своей физиологической сущности периода: период напряжения и период изгнания. Во время периода напряжения происходит подготовка сердца к изгнанию крови в магистральные сосуды. В начале периода напряжения совершается деполяризация волокон сердечной мышцы и начинается охват миокарда желудочков сократительным процессом. Эта часть периода напряжения обозначается как фаза асинхронного сокращения. Как только оптимальное число волокон миокарда оказывается в напряженном состоянии, закрываются атриовентрикумерные клапаны и наступает вторая часть периода напряжения - фаза изометрического сокращения. Во время этой фазы внутри- желудочковое давление повышается до величины давления в аорте. Как только давление в желудочке превысит давление в аорте, открываются ее клапаны и начинается второй период систолы - период изгнания.

Длительность диастолы определяется путем вычитания продолжительности общей систолы из общей длительности сердечного цикла. Сердечный цикл - это период, охватывающий одно сокращение и расслабление сердца. Общая продолжительность сердечного цикла с возрастом возрастает, длительность периода изгнания соответственно увеличивается. Некоторые исследователи полагают, что длительности периода изгнания обусловлено действием ряда факторов. В частности Косицкий Г.И. (1985г.), исследуя возрастные изменения структуры сердечного цикла, пришел к выводу, что помимо урежения частоты сердечных сокращений на длительность систолы оказывают влияние возрастные изменения гемодинамики: удлинение с возрастом периода изгнания у детей связано с возрастанием сердечного выброса. Длительность периода напряжения, по мнению большинства авторов, с возрастом увеличивается. Одни исследователи основную роль в возрастной динамике периода напряжения отводят увеличению длительности сердечного цикла, другие считают, что изменение длительности периода напряжения обусловлено и сдвигами показателей гемодинамики, такими, как объем желудочков сердца и максимальное давление а аорте.

Общая длительность сердечного цикла у школьников начинает постепенно увеличиваться от 7 к 8-9 годам, после чего резко возрастает в 10 лет. В дальнейшем значительное удлинение кардиоинтервалов происходит в 14-16 лет, когда частота сердечных сокращений устанавливается на уровне близком к ее значениям у взрослых людей (И.О. Тупицин, 1985г.).

Функциональные различия в сердечно-сосудистой системе детей и подростов сохраняются до 12 лет. Частота сердечного ритма у детей больше, чем у взрослых, что связано с преобладанием у детей тонуса симпатических нервов. В процессе постнатального периода тоническое влияние на сердце блуждающего нерва постепенно усиливается (Н.П. Гундобин, 1906г.). заметное влияние блуждающий нерв начинает оказывать с 2-4 лет, а в младшем возрасте его влияние приближается к уровню взрослого. Задержка в формировании тонического влияния блуждающего нерва на сердечную деятельность может свидетельствовать о задержке физического развития ребенка (Фербер Д.А. и др., 1990г.) авторы выделяют три переломных периода регуляторных влияний на сердечный ритм: в 7 летнем возрасте относительное преобладание холинэргических влияний сопровождается низким функциональным резервом адренэргических влияний на ритм сердца с соответствующей перестройкой метаболизма и увеличение его контрактильной способности, в 14 лет - значительное ослабление адренэргических воздействий и повышение тонуса парасимпатической системы.

А.С. Голенко (1988г.) представил результаты педагогического эксперимента, проводившегося с целью контроля за изменением статических параметров сердечного ритма в состоянии относительного покоя до и после нагрузки. Данные результаты свидетельствовали о том, что изменение симпатических и парасимпатических влияний на синусовый узел и ослабление централизации в управлении сердечным ритмом к концу эксперимента у девочек имели менее выраженный характер, чем у мальчиков. По мнению Голенко А.С. (1988г.), в возрасте 10-13 лет у девочек имеет место четкая централизация управления сердечным ритмом.

Частота сердечных сокращений у детей более подвержена влиянию внешних воздействий: физических упражнений, эмоционального напряжения. Эмоциональные влияния приводят, как правило, к увеличению частоты сердечной деятельности. Она значительно увеличивается при физической работе и уменьшается при понижении температуры внешней среды.

В норме у взрослого человека частота сердечных сокращений - 75 раз в минуту. У новорожденного она значительно выше - 140 раз в минуту. Интенсивно снижаясь в течение первых лет жизни, она составляет к 8-10 годам 85-90 ударов в минуту, а к 15 годам приближается к величине взрослого. При сокращении сердца у взрослого человека, находящегося в состоянии покоя, каждый желудочек выталкивает 60-80 куб. см. крови. Кровяное давление у детей ниже, чем у взрослых, а скорость кровообращения выше (у новорожденного линейная скорость кровотока составляет 12 с, у 3-летних - 15 с, у 14-летних - 18,5 с.). Ударный объем крови (количество крови, выбрасываемое желудочками за одно сокращение) у детей значительно меньше, чем у взрослого. У новорожденного он составляет всего 2,5 куб. см., за первый год постнатального развития он увеличивается в 4 раза, затем темпы его увеличения снижаются, но он продолжает расти до 15-16 лет, лишь на этом этапе ударный объем приближается к уровню взрослого. С возрастом увеличиваются минутный и резервный объем крови, что обеспечивает сердцу возрастающие адаптационные возможности к нагрузкам (Ю.А. Ермалаев, 1985г.). На динамическую физическую нагрузку дети и подростки реагируют повышением сердечных сокращений, максимальным артериальным давлением (ударный объем), чем младшие дети, тем в большей мере, даже на меньшую физическую нагрузку, они реагируют повышением частоты пульса, меньшим увеличением ударного объема, обеспечивая примерно одинаковый прирост минутного объема. Увеличение минутного объема у тренированных людей происходит главным образом за счет увеличения систолического объема. Сердечные сокращения при этом учащаются незначительно. У людей нетренированных минутный объем крови увеличивается в основном за счет учащения сердечных сокращений. Известно, что при увеличении частоты сердечных сокращений укорачивается продолжительность общей паузы сердца. Из этого следует, что сердце нетренированных людей работает менее экономично и быстрее изнашивается. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встречаются у спортсменов значительно реже, чем у людей, не занимающихся физкультурой. У хорошо тренированных спортсменов при больших физических нагрузках ударный объем крови может возрастать до 200-300 куб см.

Статическая нагрузка (а к ней относится и полное напряжение) сопровождается иными ресекциями сердечно-сосудистой системы. Статическая нагрузка в отличие от динамической повышает как максимальное, так и минимальное артериальное давление. Так реагируют даже на легкую статическую нагрузку, равную 30% от максимальной силы сжатия динамометра, школьники всех возрастов. При этом, в начале учебного года изменение гемодинамических показателей менее резки, чем в конце года. В начале года, например у мальчиков 8-9 лет, на указанную статическую нагрузку повышается минимальное давление на 5,5% и максимальное на 10%, а в конце года, соответственно на 11 и 21%. Такая реакция регистрируется более чем в течении 5 минут после прекращения воздействия статического усилия. Длительное позное напряжение сопровождается у школьников спазмом артериол, что приводит к общему повышению артериального давления. Увеличение двигательной активности в режиме учебных занятий - одна из мер профилактики у учащихся сердечно-сосудистых расстройств, в частности, развитие гипертонии (А.Г.Хрипкова, 1990г.).

На состояние сердечно-сосудистой системы оказывает влияние дозированная умственная нагрузка, причем от характера продолжительности и интенсивности нагрузки зависит степень изменения гемодинамических показателей. Анализ исследований, проводимых Горбуновым Н.П. совместно с Батенковой И.В. (2001г.) свидетельствовал о том, что сердце и сосуды у младших школьников тонко реагируют на умственную нагрузку. Наиболее существенным изменением в ходе умственной нагрузки подвержены показатели сердечного выброса, возрастание которого отмечали у всех исследованных детей. Степень прироста минутного объема сердца в ходе выполнения задания зависела о возраста детей и от периода учебного года. Установлено, что у учащихся 1 класса в течение учебного года происходят изменения показателей центральной гемодинамики, при этом частота сердечных сокращений уменьшается, снижается максимальное артериальное давление, показатели сердечного выброса увеличиваются.

На втором году обучения максимальное артериальное давление понижается, а частота сердечных сокращений достоверно не изменяется. У учащихся 3-4 классов максимальное артериальное давление снижалось, частота сердцебиений уменьшалась, происходило снижение сердечного выброса. Адаптационные изменения показателей центральной гемодинамики заключаются у младших школьников в замедлении частоты сердечных сокращений, снижении максимального артериального давления, увеличении сердечного выброса. Если проследить возрастные сдвиги показателей центральной гемодинамики по результатам, полученным в начале каждого учебного года, то можно увидеть, что адаптационные сдвиги не сопровождаются нарушением общей возрастной тенденции увеличения с возрастом артериального давления и сердечного выброса при замедлении частоты сердечных сокращений.

На изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в процессе их адаптации к умственным и физическим нагрузкам влияет в отдельные годы обучения половые особенности. Согласно работе П.К. Прусова (1987г.), зависимость состояния сердечно-сосудистой системы от степени полового созревания подростков, тренирующихся на выносливость, совершенствование функционирования кардиореспираторной системы происходит не всегда параллельно с нарастанием степени полового созревания. Так, в момент появления вторичных признаков полового созревания симпатический тонус вегетативной нервной системы увеличивается и наиболее выражен в период полового созревания. Напряженность функционирования кардиореспираторной системы увеличивается при нарастании степени полового созревания, а в последующий период начинает снижаться, появляется тенденция к более экономичному функционированию. Изучение регионарного кровообращения показало уменьшение объемной скорости кровотока с возрастом в покое, что также свидетельствует об экономизации функций кровообращения, наступающей по мере развития ребенка. Изучение мозгового кровотока подтвердило его качественные изменения, происходящие в процессе роста ребенка, так же, как характерную для детей межполушарную асимметрию кровоснабжения мозга.

Важная роль, которую выполняет сердце в организме, диктует необходимость применения профилактических мер, способствующих его нормальной функции, укрепляющих его, предохраняющих от заболеваний, которые вызывают органические изменения клапанного аппарата и самой сердечной мышцы. Занятия физической культурой и трудом в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок - наиважнейшая мера укрепления сердца.

У ребенка 1 года средний вес сердца 60 г, 5 лет-100 г, 10 лет-185 г, 15 лет- 250 г.

До 4 лет прирост мышечных волокон сердца небольшой, их рост и дифференцировка усиливаются с 5-6 лет. У младших школьников поперечник мышечных волокон сердца почти в 2 раза меньше, чем у взрослых. До 7-8 лет эластические волокна сердца слабо развиты, с 8 лет они разрастаются и располагаются между мышечными волокнами и к 12-14 годам хорошо выражены. Мышца сердца развивается и дифференцируется до 18-20 лет, а рост сердца продолжается до 55-60 лет у мужчин, и до 65-70 у женщин. Сердце особенно быстро растет в первые два года жизни и в период полового созревания, с 7 до 12 лет его рост несколько замедляется. В 11 лет вес сердца у мальчиков больше, чем.у девочек. С И до 13-14 лет он больше у девочек, а после 14 лет - снова у мальчиков.

С возрастом вес сердца увеличивается неравномерно и отстает от темпа увеличения роста и веса организма. В 10-11 лет вес сердца по отношению к весу тела наименьший. С возрастом уве­личивается также объем сердца: к концу 1-го года он равен


в среднем 42 см 3 , 7-го года -90 см 3 , в 14 лет-130 см 3 , у взрос­лого - 280 см 3 .

С возрастом особенно увеличивается вес левого желудочка сердца, а правого - по сравнению с весом левого желудочка - уменьшается приблизительно до 10 лет, а затем несколько уве­личивается. В период полового созревания вес левого желудочка в 3,5 раза больше правого. Вес левого желудочка у взрослого в 17 раз больше, чем у новорожденного, а правого - в 10 раз. С возрастом увеличивается просвет венечных артерий, в 5 лет он почти в 3 раза больше, чем у новорожденных. Формирование нервного аппарата сердца полностью заканчи­вается к 14 годам.

Электрокардиограмма детей. Электрическая ось сердца с возра­стом смещается справа налево. У детей до 6 месяцев вследствие
преобладания толщины правого желудочка сердца над левым пра-
вограмма встречается в 33% случаев, а нормограмма -в 67%.
В результате возрастания толщины и веса левого желудочка
с возрастом уменьшается процент правограммы, появляется и воз­
растает процент левограммы. У дошкольников нормограмма отме­
чается в 55% случаев, правограмма - 30% и левограмма-15%.
У школьников нормограмма- 50%, правограмма- 32% и лево­
грамма- 18%.



В отличие от взрослых, у которых отношение высоты зубца Р к зубцу R 1:8, у детей до 3 лет оно равно 1:3. Предполагается, что высокий зубец Р у маленьких детей зависит от преобладания правого предсердия, а также от высокой возбудимости симпати­ческих нервов. У дошкольников и особенно школьников высота зубца Р снижается до уровня взрослых, что обусловлено возраста­нием тонуса блуждающих нервов и увеличением толщины и веса левого предсердия. Зубец Q выражен у детей в зависимости от способа отведения биотоков. В школьном возрасте он встречается в 50% случаев. С возрастом высота зубца R увеличивается, пре­вышая в каждом отведении 5-6 мм. Зубец S, наиболее выражен­ный у новорожденных, с возрастом уменьшается. Зубец Т повы­шается у детей до 6 месяцев, а затем он почти не изменяется до 7 лет; после 7 лет наблюдается небольшой его подъем.

Средняя продолжительность предсердно-желудочковой прово­димости, измеряемой по длительности интервала Р -Q с возра­стом увеличивается (у новорожденных - 0,11 сек, у дошкольников 0,13 сек, у школьников - 0,14 сек). Средняя продолжи­тельность внутрижелудочковой проводимости, измеряемой по длительности "интервала QRS, также увеличивается с возрастом (у новорожденных -0,04 сек, у дошкольников -0,05 сек, у школьников
0,06 сек). С возрастом увеличивается абсолютная и отно­
сительная" длительность интервала Q -Т, т. е. периода систолы
желудочков, а также длительность интервала Р - Q, т. е. периода
систолы предсердий.

Иннервация сердца детей. Блуждающие нервы сердца могут действовать уже при рождении. Сдавливание головы вызывает


у новорожденных замедление сердцебиений. Позднее появляется тонус блуждающих нервов. Он отчетливо проявляется после 3 лет и с возрастом усиливается, особенно у детей и подростков, зани­мающихся физическим трудом и физическими упражнениями.

После рождения раньше развивается симпатическая иннерва­ция сердца, что объясняет относительно большую частоту пульса в раннем детстве и младшем школьном возрасте и большее уча­щение сердцебиений при внешних воздействиях.

Относительно большая частота сердцебиений у новорожденных и детей до 12 лет зависит от преобладания тонуса симпатических нервов сердца.

Первые признаки дыхательной аритмии, свидетельствующие о возникновении регуляции сердца блуждающими нервами, появ­ляются у детей 2,5-3 лет. У детей 7-9 лет выражен неравномер­ный ритм сердцебиений в покое в положении сидя. У них как нормальное физиологическое явление отчетливо выступает дыха­тельная аритмия сердца. Она состоит в том, что после кратко­временных учащений сердцебиений происходят одиночные резкие замедления сердцебиений, совпадающие с выдохом. Дыхательная аритмия - результат рефлекторного усиления тонуса блуждающих нервов во время выдоха и последующего его снижения при вдохе. Она уменьшается к 13-15 годам и снова увеличивается в 16-18 лет, а затем постепенно уменьшается. Юношеской арит­мии, в отличие от аритмии в 7-9 лет, свойственно постепенное замедление и ускорение сердцебиений, .соответствующие выдоху и вдоху. В юношеском возрасте при вдохе продолжительность си­столы уменьшается, а при выдохе увеличивается. Замедления"и учащения сердцебиений являются результатом изменений ритма дыхания, которые вызывают колебания тонуса блуждающих нер­вов. Дыхательная аритмия особенно сильно выражена во время глубокого спокойного сна.

С возрастом уменьшаются рефлекторные изменения тонуса блуждающих нервов. Чем младше дети, тем скорее вызывается рефлекторное повышение тонуса блуждающих нервов, а чем они старше, тем меньше рефлекторное замедление сердцебиений и тем быстрее деятельность сердца возвращается к исходному уровню.

Развитие нервов сердца заканчивается в основном к 7-8 годам, но только в юношеском возрасте наблюдается такое же соотно­шение в действии блуждающих и симпатических нервов, как у взрослых. Изменения сердечной деятельности вызываются также образованием сердечных условных рефлексов.

Возрастные изменения сердечной деятельности. В раннем дет­стве сердце отличается повышенной жизнестойкостью. Оно долго продолжает сокращаться после полной остановки дыхания. С воз­растом жизнестойкость сердца снижается. До 6 месяцев можно оживить 71% остановившихся сердец, до 2 лет - 56%, до 5 лет-13%.

Частота сердцебиений с возрастом уменьшается. Наибольшая частота сердцебиений у новорожденных-120-140, в 1-2 года-


110-120, в 5 лет -95-100, в 10-14 - 75-90, в 15-18 лет - 65-75 в минуту (рис. 58). При одинаковой температуре воздуха частота пульса в покое у подростков 12-14 лет, проживающих на севере, меньше, чем у проживающих на юге. Наоборот, у юношей 15-18 лет, проживающих на юге, частота пульса несколько меньше. Дети одного возраста имеют индивидуальные колебания частоты сердцебиений. У девочек она, как правило, больше. Ритм сердцебиений детей отличается большой неустойчивостью. Благо­даря большей частоте сокращений сердца и более быстрому со­кращению сердечной мышцы продолжительность систолы у детей меньше, чем у взрослых (0,21 сек у новорожденных, 0,34 сек

Тахикардия

170 160 150

90 80 70 60

___ l_________ 1 i i

12
10

Возраст 10 JO 12 2 . дни. дни, месяцы годы

Рис. 58. Возрастные изменения частоты пульса. Верхняя кривая - максимальная частота; средняя - средняя часто­та; нижняя - минимальная частота

у школьников и 0,36 сек у взрослых). С возрастом увеличивается систолический объем сердца. Систолический объем у новорожден­ных равен (см 3) 2,5; детей 1 года -10; 5 лет - 20; 10 лет -30; 15 лет - 40-60. Существует параллелизм между увеличением си­столического объема у детей и потреблением ими кислорода.

Абсолютный минутный объем также возрастает. У новорож­денных он равен 350 см 3 ; детей 1 года- 1250; 5 лет- 1800-2400; 10 лет -2500-2700; 15 лет -3500-3800. Относительный минут­ный объем сердца на 1 кг веса тела равен (см 3) у детей 5 лет - 130; 10 лет-105; 15 лет - 80. Следовательно, чем младше ребенок, тем больше у него величина относительного минутного объема крови, выбрасываемой сердцем. Минутный объем, осо­бенно в раннем детстве, в большей степени зависит от частоты сердцебиений, чем от величины систолического объема. Отноше­ние минутного объема сердца к величине обмена веществ у детей постоянно, так как относительно большая, чем у взрослых, вели­чина минутного объема в связи с большим потреблением кисло-


рода и интенсивностью обмена веществ пропорциональна большей доставке крови в ткани.

У детей средняя продолжительность тонов сердца значительно меньше, чем у взрослых. У детей особенно часто выслушивается третий тон в фазе диастолы, совпадающий с периодом быстрого наполнения желудочков.

Диспропорция между ростом сердца и аорты и ростом всего тела приводит к появлению функциональных шумов. Частота функциональных шумов первого тона: у 10-12% дошкольников и "у 30% младших школьников. В период полового созревания она доходит до 44-51%. Затем чис­ло систолических шумов с воз­растом снижается.

Развитие строения и функций кровеносных сосудов. Аорта и артерии детей отличаются боль­шой эластичностью, или способ­ностью деформироваться без раз­рушения их стенок. С возрастом эластичность артерий умень­шается. Чем эластичнее артерии, тем меньше затрачивается мощ­ность сердца на передвижение по ним крови. Следовательно, эла­стичность артерий у детей облег­чает работу сердца.

Просвет аорты и артерий де­тей относительно шире, чем взрослых. С возрастом их про­свет абсолютно увеличивается, а относительно уменьшается. У новорожденного поперечное се­чение аорты по отношению к весу

тела почти в два раза больше, чем у взрослого. После 2-х лет по­перечное сечение артерий по отношению к длине тела до 16- 18 лет уменьшается, а затем несколько увеличивается. До 10 лет легочная артерия шире аорты, потом их поперечное сечение ста­новится одинаковым, а в период полового созревания аорта шире легочной артерии.

С возрастом увеличивается расхождение между более быстро растущим сердцем и относительно медленно возрастающим попе­речным сечением аорты и крупных артерий (рис. 59). В раннем детстве, вследствие более широкого поперечного сечения аорты и крупных артерий по отношению к объему сердца и длине тела, работа сердца облегчается. До 10 лет особенно быстро возрастает толщина сосудов, преимущественно мышечной оболочки аорты и артерий, а также число и толщина эластических волокон в аорте. До 12 лет наиболее интенсивно развиваются крупные артерии, а мелкие - медленнее. К 12 годам строение стенок артерий почти


такое же, как у взрослых. С этого возраста их рост и дифференцировка замедляются. После 16 лет толщина стенок артерий и вен возрастает постепенно.

С 7 до 18 лет упругость артерий, или их механическое сопро­тивление изменению объема, увеличивается. У девочек 10-14 лет она больше, чем у мальчиков, а после 14 лет она больше возра­стает у мальчиков и юношей.

Упругость артерий увеличивается при увеличении роста детей. Следует также учесть, что упругость артерий изменяет мышечная работа. Непосредственно после интенсивной мышечной работы

она возрастает значительно больше в неработавших руках или ногах и в меньшей степени в работавших. Это можно объяснить резким умень­шением количества крови в крове­носных сосудах работавших мышц непосредственно после работы и ее оттоком в кровеносные сосуды не работавших рук и ног.

Скорость распространения пуль­совой волны зависит от упругости артерий. Чем больше упругость ар­терий, тем эта скорость выше. С воз­растом скорость распространения пульсовой волны возрастает нерав­номерно. Особенно значительно она увеличивается с 13 лет. В артериях мышечного типа она больше, чем в артериях эластического типа. В артериях мышечного типа рук она увеличивается с 7 до 18 лет в среднем с 6,5 до 8 м/сек, а ног - с 7,5 до 9,5 м/сек. В артериях эла­стического типа (нисходящей аорте) скорость распространения пульсовой волны с 7 до 16 лет изменяется меньше: в среднем с 4 м/сек и более до 5, а иногда 6 м/сек (рис. 60). Увеличение артериального давления с возрастом также отражается на повы­шении скорости пульсовой волны.

У детей поперечное сечение вен примерно такое же, как у ар­терий. Емкость венозной системы у детей равна ёмкости артери­альной. С возрастом вены расширяются и к периоду половой зрелости ширина вен становится, как у взрослого, в 2 раза больше ширины артерий. Относительная ширина верхней полой вены с возрастом уменьшается, а нижней полой вены - увеличивается. По отношению к длине тела ширина артерий и вен с возра­стом уменьшается. У детей капилляры относительно шире, их число на единицу веса органа больше и проницаемость выше, чем у взрослых. Капилляры дифференцируются до 14- 16 лет.


Интенсивное развитие рецепторов и нервных образований в кровеносных сосудах происходит в течение первого года жизни. К двум годам различаются рецепторы разных типов. К 10-13 го­дам иннервация мозговых сосудов не отличается от взрослых.

Кровь у детей движется быстрее, чем у взрослых, так как ра­бота сердца относительно больше, а кровеносные сосуды короче. В покое скорость кругооборота крови у новорожденных 12 сек, в 3 года- 15 сек, в 14 лет- 18,5 сек, у взрослого - 22 сек; к ста­рости она уменьшается.

Большая скорость движения крови обеспечивает лучшие усло­вия кровоснабжения органов. 1 кг тела получает крови в ми­нуту (г): у новорожденных - 380, у детей 3 лет - 305, 14 лет - 245, у взрослых 205.

Кровоснабжение органов у детей относительно больше, чем у взрослых, благодаря тому, что размеры сердца у первых отно­сительно больше, артерии и капилляры шире, а вены уже. Крово­снабжение органов у детей больше также и благодаря относи­тельно меньшей длине кровеносных сосудов, так как чем короче путь к органу от сердца, тем лучше его кровоснабжение.

У детей до 1 года кровеносные сосуды чаще всего расширя­ются, с 7 лет - расширяются и суживаются, но у детей и подрост­ков расширяются чаще, чем у взрослых.

С возрастом при одних и тех же условиях интенсивность со­судистых рефлексов снижается и достигает уровня взрослых при воздействии тепла к 3-5 годам, а холода - к 5-7. С возрастом депрессорные и прессорные рефлексы совершенствуются. Сердечные и сосудистые рефлексы у детей появляются чаще и быстрее, чем у взрослых (учащение и урежение сердцебиений, побледнение и покраснение кожи).

Возрастные изменения кровяного давления. Артериальное кро­вяное давление детей значительно ниже, чем взрослых, кроме того, существуют половые и индивидуальные различия, но у одного и того же ребенка оно в покое относительно постоянно. Наимень­шее кровяное давление у новорожденных: максимальное, или си­столическое, давление - 60-75 мм рт. ст. Систолическое давле­ние к концу 1-го года становится 95-105 мм рт. ст. а диастолическое - 50 мм рт. ст. В раннем детстве пульсовое давление относительно велико - 50-60 мм рт. ст., а с возрастом оно умень­шается.

Максимальное артериальное кровяное давление до 5 лет у мальчиков и девочек почти одинаковое. С 5 до 9 лет у мальчи­ков оно на 1-5 мм выше, чем у девочек, а с 9 до. 13 лет, наобо­рот, кровяное давление у девочек на 1-5 мм выше. В период по­лового созревания у юношей оно снова выше, чем у девушек, и приближается к величине взрослых (рис. 61).

Во всех возрастных группах у уроженцев юга артериальное кровяное давление ниже, чем на севере. Венозное давление с воз­растом снижается с 105 мм вод. ст., у детей раннего возраста до 85 мм вод. ст. у подростков.


Иногда у подростков наблюдается так называемая «юношеская гипертония», при которой максимальное артериальное кровяное давление вместо 110-120 мм рт. ст., доходит до 140 мм рт. ст. и выше. Если отсутствует гипертрофия сердца, то эта гипертония вследствие возрастных преходящих изменений нервных и нервно-гуморальных механизмов является временной. Однако, если есть «юношеская гипертония», при стойком повышении кровяного дав­ления необходимо избегать физических перенапряжений, особенно во время уроков труда и физкультурных соревнований. Но необхо­дима и полезна рациональная физическая тренировка.

Изменения функций сердечно-сосудистой системы при мышеч­ной деятельности и эмоциях. Чем старше дети, тем меньше учаще-

150

130 120 110

i i \

4 10 15 22 28 34 40 46 52 58 6t 70 76 82 88 Возраст, ъоды

Рис. 61. Возрастные изменения максимального артериаль-, ного кровяного давления:

1 - мужчины, 2 - женщины

ние сердцебиений при мышечной деятельности. С возрастом ча­стота пульса в покое у дошкольников, систематически занимаю­щихся физическими упражнениями, значительно больше умень­шается, чем у нетренированных. Средняя максимальная частота пульса в 1 мин при максимальной мышечной работе у тренирован­ных дошкольников 6 лет больше, чем у нетренированных.

Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы при интенсивной мышечной деятельности больше у подростков с более редким пульсом в покое, чем у подростков с более частым.

Повышение физической работоспособности с 8 до 18 лет дости­гается снижением уровня деятельности сердца в покое и более высоким диапазоном увеличения ее при мышечной работе.

С возрастом повышается экономизация кровообращения "в по­кое и при мышечной деятельности, особенно у тренированных, у которых частота пульса и минутный объем крови на 1 кг веса меньше, чем у нетренированных. Средняя максимальная частота пульса (в 1 мин), у мальчиков 7 лет- 180, 12-13 лет - 206, у де­вочек 7 лет-191, 14-15 лет - 206. Следовательно, максималь­ное учащение пульса с возрастом наступает у мальчиков раньше,


чем у девочек. В 16-18 лет максимальное учащение пульса не­сколько снижается: у юношей-196, у девушек - 201. Быстрее восстанавливается исходная частота пульса в 8 лет, медленнее - в 16-18 лет. Чем младше дети, тем меньше возрастает частота пульса во время статического усилия: в 7-9 лет - в среднем на 18%, в 10-15 лет-на 21%. При утомлении средняя частота пульса уменьшается. Учащение пульса у детей 7-8 лет после сочетания статического усилия и динамической работы больше, чем после обратного сочетания.

После 1,5-часовой ациклической мышечной деятельности, про­изводимой в одинаковых условиях, учащение пульса у подростков, проживающих на севере, меньше, а у юношей больше, чем у про­живающих на юге. Восстановление пульса до исходного уровня раньше происходит на севере.

Систематическая тренировка в интенсивной спортивной мышеч­ной деятельности вызывает у детей и подростков рабочую гипер­трофию сердца (увеличение его массы), которая однако никогда не доходит до степени взрослых. Чаще она наблюдается у юных спортсменов, занимающихся лыжным и велосипедным спортом, футболом и легкой атлетикой. В подавляющем большинстве слу­чаев гипертрофируется левый желудочек.

Физические упражнения изменяют электрокардиограмму до­школьников. У более тренированных детей 6-7 лет в покое зубцы R и Т выше, чем у мало тренированных. Зубец S у 1/3 де-тей в покое отсутствует. Во время физических упражнений у более тренированных величина зубцов R, S и Т больше, чем у мало тренированных, и зубец S появляется у всех детей. У тренирован­ных детей 6-7 лет зубец Р несколько ниже, чем у нетренирован­ных. Во время физических упражнений зубец Р, повышается у тренированных меньше, чем у нетренированных, у мальчиков больше, чем у девочек. Продолжительность электрической систолы (Q, R, S, Т) в покое у тренированных больше, чем у нетрениро­ванных.

Систолический объем сердца при мышечной деятельности воз­растает (в см 3): в 12 лет-104, в 13 лет-112, в 14 лет-116. Максимальная мышечная работа увеличивает минутный объем крови в 3-5 раз по сравнению с покоем. Наибольшее увеличе­ние минутного объема происходит у мальчиков. Среднее, артери­альное максимальное давление возрастает тем больше, чем старше дети: в 8-9 лет до 120 мм рт. ст., а в 16-18 лет до 165 мм рт. ст. у юношей и до 150 мм рт. ст. у девушек.

У детей различные эмоции (боль, страх, горе, радость и др.) значительно легче и более сильно, чем у взрослых, вызывают реф­лекторное побледнение или покраснение кожи, учащение или за­медление, усиление или ослабление сердечной деятельности, по­вышение или понижение артериального и венозного давления. Нервная и нервно-гуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы у детей, при тяжелых переживаниях может значительно нарушиться на длительное время, особенно в период полового


созревания, характеризующегося неустойчивостью функций нерв­ной системы.

Гигиена сердечно-сосудистой системы детей. Интенсивность физического труда и физических упражнений должна соответство­вать возрасту, так как чрезмерная их интенсивность для детей определенного возраста и перенапряжение психики нарушают дея­тельность сердечно-сосудистой системы. Сильные отрицательные эмоции, часто повторяющиеся, особенно в период полового созре­вания, курение, потребление спиртных напитков, нарушают функ­ции сердечно-сосудистой системы детей. Однако соответствующая возрасту и увеличивающаяся с возрастом интенсивность труда и физических упражнений необходима для тренировки сердечно-со­судистой системы. Предъявляются определенные требования к одежде и обуви, обеспечивающие нормальное функционирование сердечно-сосудистой системы. Не допускаются узкие воротники, тесная одежда, тугие пояса, подвязки над коленями, тесная обувь, как нарушающие нормальное кровообращение и кровоснабжение органов.

Сердечно-сосудистая система - система органов, которые обеспечивают циркуляцию крови и лимфы по организму.
Сердечно-сосудистая система состоит из кровеносных сосудов и сердца, являющегося главным органом этой системы.
Основной функцией системы кровообращения является обеспечение органов питательнымивеществами, биологически активными веществами, кислородом и энергией; а также с кровью «уходят» из органов продукты распада, направляясь в отделы, выводящие вредные и ненужные вещества из организма.
Сердце - полый мышечный орган, способный к ритмическим сокращениям, обеспечивающим непрерывное движение крови внутри сосудов. Здоровое сердце представляет собой сильный, непрерывно работающий орган, размером с кулак и весом около полкилограмма. Сердце состоит из 4-х камер. Мышечная стенка, называемая перегородкой, делит сердце на левую и правую половины. В каждой половине находится 2 камеры. Верхние камеры называются предсердиями, нижние - желудочками. Два предсердия разделены межпредсердной перегородкой, а два желудочка - межжелудочковой перегородкой. Предсердие и желудочек каждой стороны сердца соединяются предсердно-желудочковым отверстием. Это отверстие открывает и закрывает предсердно-желудочковый клапан. Функция сердца - ритмическое нагнетание крови из вен в артерии, то есть создание градиента давления, вследствие которого происходит её постоянное движение. Это означает, что основной функцией сердца является обеспечение кровообращения сообщением крови кинетической энергии.
Сосуды представляют собой систему полых эластичных трубок различного строения, диаметра и механических свойств, заполненных кровью.
В общем случае в зависимости от направления движения крови сосуды делятся на: артерии, по которым кровь отводится от сердца и поступает к органам, и вены - сосуды, кровь в которых течёт по направлению к сердцу и капилляры.
В отличие от артерий, вены имеют более тонкие стенки, которые содержат меньше мышечной и эластичной ткани.

Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний. Здоровый стиль жизни защищает не только от болезней сердца, но и от огромного количества других заболеваний, так что привносить в свою жизнь здоровые привычки и избавляться от вредных рекомендуется всем буквально начиная с ранних лет. Есть и те, кому профилактика не просто рекомендуется, а требуется. Это:

§ Люди, у кого среди родственников есть лица, страдающие любыми сердечно-сосудистыми заболеваниями



§ Все лица старше 35-40 лет

§ Люди с факторами риска: все, кто мало двигается, имеет предрасположенность к повышению артериального давления и повышенный сверх меры вес, курит (даже по 1 сигарете в день и реже), часто нервничает, имеет сахарный диабет, мало двигается.

Физиология крови. Группы крови, переливание крови. Возрастные особенности крови

Нормальная жизнедеятельность клеток организма возможна только при условии постоянства его внутренней среды. Истинной внутренней средой организма является межклеточная (интерстициальная) жидкость, которая непосредственно контактирует с клетками. Но постоянство межклеточной жидкости во многом определяется составом крови и лимфы, поэтому в широком понимании внутренней среды в ее состав включают: межклеточную жидкость, кровь и лимфу, а также спино-мозговую, составную, плевральную и другие жидкости. Между кровью, межклеточной жидкостью и лимфой осуществляется постоянный обмен, направленный на обеспечение непрерывного поступления к клеткам необходимых веществ и удаление продуктов жизнедеятельности.

Постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды организма называется гомеостазом. Гомеостаз - это динамическое постоянство внутренней среды, который характеризуется множеством относительно постоянных количественных показателей (параметров), получивших название физиологических (биологических) констант. Они обеспечивают оптимальные условия жизнедеятельности клеток организма и отражают его нормальное состояние.

Функции крови.

Транспортная - выражается в том, что кровь переносит (транспортирует) различные вещества: кислород, углекислый газ, питательные вещества, гормоны и т. д.

Дыхательная - перенос кислорода от органов дыхания к клеткам организма и углекислого газа от клеток к легким.

Трофическая - перенос питательных веществ от пищеварительного тракта к клеткам организма.



Терморегуляторная - выражается в том, что кровь, обладая большой теплоемкостью, транспортирует тепло от более нагретых органов к менее нагретым и органам теплоотдачи, т. е. Кровь способствует перераспределению тепла в организме и поддержанию температуры тела.

Защитная - проявляется в процессах гуморального (связывание антигенов, токсинов, чужеродных белков, выработка антител) и клеточного (фагоцитоз) специфического и неспецифического иммунитета, а также в процессах свертывания (коагуляции) крови, протекающих с участием компонентов крови

Группы крови

Учение о группах крови приобретает особое значение в связи с частой необходимостью возмещения потери крови при ранениях, оперативных вмешательствах, при хронических инфекциях и по другим медицинским показаниям. В основе деления крови на группы лежит реакция агглютинации, которая обусловлена наличием антигенов (агглютиногенов) в эритроцитах и антител (агглютининов) в плазме крови. В системе АВО выделяют два основных агглютиногена А и В (полисахаридно-аминокислотные комплексы мембраны эритроцитов) и два агглютинина - альфа и бета (гамма-глобулины).

При реакции антиген - антитело молекула антитела образует.связь между двумя эритроцитами. Многократно повторяясь, она приводит к склеиванию большого числа эритроцитов.

В зависимости от содержания агглютиногенов и агглютининов в крови конкретного человека в системе АВ0 выделяют 4 основных группы, которые обозначают цифрами и теми агглютиногенами, которые содержатся в эритроцитах этой группы.

I (0) - агглютиногены в эритроцитах не содержатся, в плазме содержатся агглютинины альфа и бета.

II (А) - в эритроцитах агглютиноген А, в плазме агглютинин бета.

III (В) - в эритроцитах агглютиноген В, в плазме агглютинин альфа.

IV (АВ) - в эритроцитах агглютиногены А и В, агглютининов в плазме нет.