Обучение грамоте: "Звуки, и буквы М, м". «Звуки, и буква М»

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.

Конспект занятия по обучению грамоте

Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе

Тема: звуки М-МЬ. Буква М.

Цели:

Коррекционно-образовательные : учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля, читать и прямые и обратные слоги;

Коррекционно-развивающие : развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Расширять и уточнять словарь.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: зеркала по количеству детей, символы звуков, картинки со звуками М, Мь, конверты -2 шт., сини и зелёные фишки по количеству детей, мячик

Ход занятия

Вводная часть

- Ребята, сегодня почтальон принёс к нам в детский сад 2 письма. А от кого они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:

Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)

А теперь вторая загадка:

Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...(медведь). Молодцы!

- Молодцы! Вы быстро отгадали кто прислал нам письма. А что написали нам Мышка и Мишка мы узнаем чуть позже.

Основная часть

Какие звуки мы слышим вначале в словах Мышка и Мишка?

Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками М, Мь.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.

- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

- Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) - на доске выкладываем символы.

У звука М есть братик звук Мь. Давайте произнесём его.

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) - на доске выкладываем символы.

Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”

Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

- Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!

Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.

Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.

Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.

МА - …(м я) АМ - …(амь) Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)

М у - …(мю) УМ - …(умь) Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)

Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь). – Поиграем в игру: «Доскажи словечко»: МА – малина, машина, …… ,МО – молоко, моль, ……. И т.д.

Сегодня у наших друзей Маши и Миши день рождение, давайте мы их поздравим и подарим им подарки (картинки).

Знакомство с буквой “М”

- Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М”: - Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем, получилась буква М.

- Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали” (двое детей изображают букву М), а остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем изображают её с помощью кистей рук.

Давайте теперь заселим букву М в домик и прочитаем слоговые ряды: МА, МО, МУ, МЫ, МИ.

Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;

в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.

А теперь давайте посмотрим что же нам прислали Мышка и Мишка?

Мышка (лабиринт) Задание: пройти по лабиринту и добыть сыр.

Мишка с помощью цветных карандашей сделать звуковой анализ слов: МЁД, МАЛИНА.

Итоги

Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.

Какие звуки мы с вами изучали? - Что было самым интересным на занятии? - Что было самым трудным?

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.


Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные :

  • учить определять первый согласный звук, твердость - мягкость, звонкость - глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно - моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы - ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки - тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с
сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону - губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий - получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..»
Маша улыбнулась - значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть - чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда - губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки , колокольчики, маки , тюльпаны ).

Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов - тюльпановый. Из маков? (маковый ), из ромашек? (ромашковый ). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко . Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
- Почему так сказала Маша?
Маша все съела и спасибо сказала.
Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.



5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М - в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха - прохлопываем,
ма-ши-на - протопываем,
му-хо-мор - пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки - муха , машина , мышка . Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха - летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина - едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка - пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз) ,
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз) .
Кулаками постучим (6раз) ,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой) .

Анжеро - Судженский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 42
Автор материала учитель-логопед:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звук и буква М»

Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.

Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.

II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.

В: Сколько их? + Два.

В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.

Что это? (выставляется картина «Дом»)

Какой последний звук вы услышали в этом слове?

Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка, между ними галочка.

И понятно сразу всем: получилась буква М.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Какой это звук? (согласный)

А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).

Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).

А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).

Физкультурная минутка.

Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

МАМА

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова).

В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

IV. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?

- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

Дети определяют место звука м

Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально

VI. Физкультминутка.

VII. Развития зрительного внимания и памяти.

Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.

Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.

Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.

Игрушки переставляются.

А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).

VIII. Развитие фонематических представлений.

Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?

Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].

IX. Восстановление деформированных предложений.

Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

«Мама мыть Митя».

«Возле дома цвести мак».

«Дима мыть руки мыло».

Поможем Мите составить эти предложения правильно.

Нахождение буквы М в кассе букв

Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.

XI. Итог занятия.

С какими звуками сегодня познакомились?

Что еще нового узнали на занятии?

Что было трудным для вас на занятии?

Спасибо всем за работу.