Подвижные игры для развития физический качеств у детей старшего дошкольного возраста. Веселые подвижные игры для детей на улице весной, летом и осенью

«РЕЗИНОЧКИ»


Наверное, самая популярная игра среди девочек. Многие вспомнят слова «Пе-ше-хо-ды, точка, ма-ма точка, па-па точка, бу-ра-ти-но …». Прыгали, как на уличном дворе, так и в школьных коридорах на большой перемене. А обладательница заветной трехметровой резинки сразу становилась самой популярной девочкой в классе.

Правила игры: Два игрока становятся «в резиночку», затем один игрок прыгает задания на разных уровнях по высоте. Как только прыгающий ошибается, то меняется местом с другим игроком. Уровней было шесть, последний заканчивался на уровне шеи и покорялся только самым прыгучим девочкам.

Игра в «резиночки» развивает: прыгучесть, ловкость, гибкость, равновесие, координацию, грацию и легкость выполнения движений.

ДВОРОВОЙ ФУТБОЛ


Самая массовая и интересная игра. Играли в нее все от мала до велика, мальчики и девочки, и даже их родители (обычно в одной команде). Самым большим разочарованием было, когда мяч закатывался под автомобиль, застревал на дереве или залетал на крышу дома.

Правила игры: Неограниченное количество участников, неограниченное игровое место, ворота, как правило двери гаража или обозначенное камнями место. Судьи все, но самые авторитетные были главными судьями. «Офсайд» был, но не каждый знал, что это такое. Также существовал фол, но, как правило, слишком активное толкание трактовалось как «корпус», а «корпусом в футболе можно». Самое популярное дезинфицирующее и ранозаживляющее средство - подорожник.

Игра в дворовой футбол развивает: тактическое мышление, командное чувство и лидерские качества, скорость и изворотливость, точность, силу, бойцовские качестваю Способность противостоять утомлению, жажде и подготовке домашних заданий.

«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ»



Игра, которая нравится и мальчикам и девочкам. Чем больше людей в нее играют, тем интересней. Играть можно где угодно, главное, чтобы были укромные места для того, чтобы прятаться.

Правила игры: участники игры делятся на две команды. На счет «раз-два-три» разбойники разбегаются, а казаки в это время выбирают место для «темницы», в которую они будут приводить пойманных разбойников. По прошествии определенного времени казаки отправляются на поиски разбойников. Если им удастся их поймать, то они ведут разбойника в темницу. Цель разбойника освободиться из плена и спасти своих друзей. Игра заканчивается, когда казаки переловят всех разбойников.

Игра в «казаки-разбойники» развивает: интуицию, дедуктивное мышление, ловкость, аккуратность и скоростно-силовые качества.

«ВЫШИБАЛЫ»



Популярная игра с мячом, для которой нужно как минимум три человека.

Правила игры: двое из трех - вышибалы, становятся друг против друга на расстоянии пяти метров. Их цель перебрасывать мяч друг другу, стараясь "выбить" водящего, который старается от мяча увернуться. Если водящий словит летящий мяч, то ему добавляется одна жизнь.

Игра в «вышибалы» развивает : координацию движений, быстроту реакции, ловкость, меткость.

«КЛАССИКИ»



Еще одна любимая игра девочек. Раньше все тротуары были изрисованы меловыми квадратиками «классиков». И даже взрослые, проходя не могли удержаться и не попрыгать.

Правила игры: Необходим какой-либо предмет, который необходимо бросать на нужный квадрат а также сами "классики", нарисованные мелом на асфальте. Начиная с первого квадрата игрок должен кинуть камень, попрыгать на одной и на двух ногах в зависимости от особенности видов классиков, развернуться и прыгать обратно забрав свой предмет. Если предмет улетел за пределы нужного квадрата, очередь переходит к следующему игроку.

Игра в «классики» развивает: глазомер, ловкость, координацию движений.

«ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА»



Играли, как правило, по вечерам, собравшись в круг на игровой площадке. Рассказывая во время игры истории, или комментируя броски товарищей.

Веселые подвижные игры для детей на улице весной, летом и осенью.

1 . В поисках клада. Возьмите какую-то игрушку, сладость и прочее в качестве «клада». Лучше всего его завернуть в фольгу. Покажите запечатанный «клад» детям и попросите закрыть глаза. Спрячьте «сокровище» на дерево, за пенек, качели, скамейку или еще куда-нибудь. Пусть дети отправляются на поиски. Кто первый найдет «клад», тот и выиграл.

2. Найди пару . Ведущий раздает всем детям разноцветные кружочки или флажки (каждого предмета по паре). По сигналу ведущего дети бегают, а когда услышат хлопок или звук свистка, каждый должен найти себе пару по цвету кружочка или флажка и взяться за руки. В игре также могут принимать участие и нечетное количество детей, тогда один останется без пары и выйдет из игры.

3. Оживление предметов . Эта игра особенно подходит для самых маленьких. Дома вырежьте из бумаги веселые глазки и возьмите кусочек пластилина и идите с детьми на прогулку. Пусть дети выбирают, какие предметы они хотят оживить – цветочки, деревья, карусели.. Можно даже устроить соревнование между детьми – кто быстрее «оживит» предметы. Это хорошо развивает у детей воображение.

4. Колечко . Дети садятся на скамеечку или становятся в ряд. Ведущий берет колечко или какой-то другой мелкий предмет и делает вид, что кладет это колечко в ладошки каждому из игроков. Потом он произносит: «Колечко, выйди на крылечко!» и тот, у кого действительно колечко осталось в ладошках, старается быстро выскочить, а другие дети пытаются не дать ему это сделать. Если игроку удалось выскочить, то он становится на место ведущего.

5. Найди растение . Дети отворачиваются, а ведущий срывает листочек или любое растение. Задача детей – как можно быстрее найти такое же. Кто первый – становится ведущим.

6.. В песочнице . Берем какой-то предмет, просим детей отвернуться, и закапываем эту вещицу в песочнице. Дети должны покопать лопатками и найти закопанный предмет.

7. Теннис с воздушным шариком . Возьмите ракетки бадминтона или тенниса. Надуйте шарик и используйте его вместо теннисного мячика или волана. Воздушный шарик летит долго, а у ребенка есть время немного подумать, куда бежать и отбить шар.

8. Наматывание веревки . В эту игру смогут играть только двое. Если больше желающих, то можно играть поочередно с победителем, а остальные – болельщики. Возьмите две одинаковые ветки или палки и веревку подлиннее (3 и больше метра). Привязываем по ветке или палке к каждому концу веревки. Посередине этой веревки привязываем флажок или делаем узелок. Каждый участник берет по палке, отходит настолько, чтобы сама веревка хорошо натянулась. Так, по сигналу дети начинают накручивать веревку на свою палку. Кто быстрее всего дойдет до узелка или флажка – победитель!

9. Ворона . Одному ребенку завязывают глаза, и он становится спиной к детям. Каждый из игроков должен подойти к ведущему и поставить свою руку на плечо. Водящий говорит: «Покаркай, ворона!». Игрок каркает, а водящий угадывает имя того, кто каркал. Если угадывает – меняется с игроком местами.

10.. Дождик и солнышко. На асфальте рисуем кружок и просим детей в него стать. Когда ведущий произносит“Солнышко” - детишки выходят из кружка, бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” дети должны как можно быстрее стать в кружок. Кто последний - проиграл.

11. Змейка. Дети берутся за руки, и тогда выстраивается целая «цепочка». Ведущий берет крайнего за руку и ведет эту «змейку», совершая разные неожиданные повороты. Детишки должны крепко держаться, чтобы не разорвать «цепочку». Если дети дольно взрослые, то можно и побегать «змейкой».

12. «Глухой телефончик». Дети выстраиваются в ряд. Первый в ряду шепчет на ухо своему соседу какое-то слово – тот повторяет это слово другому шепотом и так далее. Последний называет услышанное им слово. Обычно названное слово вызывает только смех….

13. Повторялка. Дети становятся в круг, первый игрок показывает какое-то движение (например, хлопает), следующий все повторяет и добавляет еще одно движение. Так каждый должен повторять все показанные перед ним движения и добавлять свое. Кто собьется - выходит из игры.

14. Съедобное-несъедобное. Для этой игры возьмите мяч. Пусть дети станут в ряд или сядут на скамеечку. Водящий начинает кидать мяч каждому игроку, называя съедобный или несъедобный предмет. Если названный предмет можно скушать – дети ловят мяч, если нет – откидывают назад водящему.

15. Тише едешь. Дети становятся с 1-ой стороны «дороги», а ведущий - с другой, поворачиваясь ко всем спиной. Ведущий говорит: «Тише едешь - дальше будешь» – дети начинают бежать, стараясь как можно раньше прибежать к финишу. Через несколько секунд ведущий произносит: «Стоп!» – дети перестают бежать и замирают. Ведущий оборачивается, и если он увидел любое движение какого-то игрока, тот выбывает из игры. Победителем становится тот, кто 1-вым прибежит к финишу.

16. Горячая картошка . Дети становятся в круг. Водящий подает сигнал или включает музыку (можно использовать музыку с телефона). Дети начинают кидать мяч друг другу, стараясь от него как можно быстрее избавиться. Когда водящий подает сигнал или выключает музыку, то тот, у кого в руках остался мячик, выбывает из игры. Когда останется 1 игрок, игра заканчивается, и он становится победителем.

17. Рыбаки и рыбки. Двое детей выбираются рыбаками, а остальные – рыбки. Дети начинают водить хоровод вокруг рыбаков и напевают песенку: В воде рыбы живут, Нет клюва, но клюют. Есть крыла - не летают, Нет ног, а гуляют. Гнезд не заводят, А детишек выводят. «Рыбаки» берутся дружно за руки и быстро ловят всех разбегающихся «рыбок». Попавшиеся «рыбки» уже становятся «рыбаками». Теперь эти «рыбаки» берутся за руки и начинают ловить других детей. Так «Сеть» становится еще больше.

18. Симон говорит . Ведущий должен сказать слова: «Симон говорит» и дальше произнести, что делать всем детям. Если же слова: «Симон говорит» не звучат, то команда не должна выполняется. А дети при этом отвечают: «Симон не говорил». Например, ведущий говорит: «Симон говорит - бегите!». Дети бегают. Кто начал выполнять любую команду ведущего, без cлов «Симон говорит», тот пропускает ход или выходит из игры.

19. У медведя в лесу . Один ребенок садится на корточки в отведенном месте и изображает спящего медведя. Дети ходят все время вокруг него и делают вид, что собирают грибы и ягоды, дружно напевая песенку: «У медведя в лесу Ягоды, грибы я рву, А медведь уж не спит, Он на нас глядит! Корзинка опрокинулась - Медведь на нас накинулся» «Медведь» быстро вскакивает и начинает ловить детей, которые убегают от него. Кого «медведь» поймает - занимает его место.

Наталья Кудрявцева
Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Подвижные игры – важное средство воспитания , одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения , движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

Велико значение подвижных игр в развитии физических качеств : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

При отборе игр, способствующих развитию физических качеств детей дошкольного возраста , целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей ; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие физические качества воспитатель стремится развивать у детей в данный момент , он выбирает игры, помогающие развитию именно этих качеств .

В дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры .

Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста , по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими . Становятся доступными игры с элементами спортивных игр : городки, баскетбол, футбол и т. д. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр , как своего, так и других народов. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Народная подвижная игра – одно из важных средств развития физических качеств ребенка : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Игра - один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.

Характеристика основных качеств, которые развивают игры Какие качества развивают игры в детях:

Физические - совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;

Интеллектуальные - специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;

Социальные - способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга. Основные физические качества, которые развивают игры:

Сила - степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;

Ловкость - быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

Гибкость - морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;

Быстрота - перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;

Выносливость - умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления - регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры. Какие качества развивают игры и в чем их польза:

Аналитическое мышление - умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;

Логику - способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;

Дедукцию - способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;

Важное качество, которое развивает игра - это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;

Прогнозирование - формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;

Абстрактное мышление - способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;

Образное мышление - умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;

Концентрацию - способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме. Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

Самостоятельность - умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей);

Смелость - способность преодолеть собственные страхи; Честность - важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих;

Доброту - способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;

Как происходит социализация детей в игре

Трудолюбие - в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда;

Ответственность - умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни; Уважение - способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих;

Уверенность в собственных силах - формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей.

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые - разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

по материалам neboleem.net

Качества, которые развивают игры Игра - один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.Характеристика основных качеств, которые развивают игры Какие качества развивают игры в детях: Физические - совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности; Интеллектуальные - специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом; Социальные - способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них. Физические качества, которые развивают игры В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга. Основные физические качества, которые развивают игры: Сила - степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения; Ловкость - быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; Гибкость - морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой; Быстрота - перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени; Выносливость - умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности. Интеллектуальные качества, которые развивают игры Лучший способ развития мышления - регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры. Какие качества развивают игры и в чем их польза: Аналитическое мышление - умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи; Логику - способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы; Дедукцию - способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности; Важное качество, которое развивает игра - это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации; Прогнозирование - формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия; Абстрактное мышление - способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике; Образное мышление - умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы; Концентрацию - способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности. Социальные качества, которые развивают игры Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов. Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме. Основные социальные качества, которые развивают игры у детей: Самостоятельность - умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей); Смелость - способность преодолеть собственные страхи; Честность - важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих; Доброту - способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;Как происходит социализация детей в игре Трудолюбие - в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда; Ответственность - умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни; Уважение - способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих; Уверенность в собственных силах - формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей. Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира. По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые - разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Дети очень любят подвижные игры. Это игры для любого времени года. Игры простые в подготовке и в проведении. Подвижные игры для детей дошкольного возраста и младших школьников. В каждой игре подробно описаны правила и указаны какие качества развивает эта игра.

Карельские салки

Карельские салки — это веселые зимние салки на санках. Хорошо тренирует мышцы ног и выносливость детей. А так как игра проходит на улице, на свежем воздухе, то повышается иммунитет и здоровье всего организма ребенка.

Для игры потребуются санки (по штуке на два человека) и ровная заснеженная площадка.

Игроки делятся на пары — один из пары садится на санки — «седок», а второй игрок будет возить седока на санках — это «олень». По жребию или считалкой выбирается водящая пара.

Как и в обычных салках — водящая пара должна догнать любую-другую пару. Но салить может только седок (он должен дотронуться до другого седока), а олень — только тащит санки с седоком.

Как только седок ведущей пары осаливает другого седока, так пара с осаленным игроком становится ведущей.

Примечания . Седокам запрещается касаться ногами снега (т. е. вставать на ноги).

Пара, у которой седок перевернулся на санках или упал, становится водящей.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: выносливость, сила

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: санки, снег

Снежные салки

Снежные салки — это еще один вариант салок, для игры на улице в зимнее время. Как и все салки — игра динамичная, хорошо развивает координацию, реакцию и улучшает здоровье играющих детей.

Выбирается салка (водящий) с помощью считалки или жребия. Оговариваются границы, дальше которых игроки не могут забегать (будет идеально, если можно начертить круг).

Салка становится в центре обговоренной площадки и оттуда старается осалить снежком бегающих игроков.

Если бегающего игрока осалили снежком, то он также становится салкой. А с того места, где его осалили, старается осалить снежками других бегающих детей.

Когда салок становится больше, чем бегающих игроков, — игра заканчивается. Оставшиеся бегающие игроки объявляются выигравшими.

После окончания игры, игра начинается заново.

Примечания. Перед началом игры можно помочь салке заготовить несколько снежков, чтобы игра была более динамичной.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: координация, реакция

Количество игроков: 6 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: снег

Вышибалы

Популярная, динамичная и азартная игра с мячом. Рассчитана на большое количество людей. Предъявляет серьезные требования к физической подготовке в плане выносливости.

Для игры требуется как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Вышибалы встают примерно в 5 — 10 метров друг от друга (по договоренности), а водящий между ними.

Суть игры: попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его). Водящий может ловить мяч (свечки) до того, как тот удариться о землю.

Играть можно как на улице, так и в большом зале (например, в спортивном зале школы). Правила игры для троих игроков Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.

Водящий находится в пространстве между вышибалами, которые стараются вышибить его.

Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.

Пойманная свечка используется как дополнительная жизнь (необходимо попасть еще раз, чтобы снять свечку).

Правила игры при количестве игроков больше трех

Игроки делятся на две команды: вышибающих и водящих.

Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.

Команда водящих находится посередине вышибал.

Вышибалы стараются вышибить водящих с помощью мяча. Выбитый выходит и ждет окончания игры или пока ему не отдадут свечку.

Поймавший свечку может вернуть обратно одного из ранее выбитых.

Когда остается последний водящий — он должен увернуться от меча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все с начала. Иначе команды меняются местами.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает : выносливость, координация, ре-акция

Количество игроков: 3 и более

Необходимы вещи: мяч

Петушиные бои

Игра очень напоминает петушиные бои, поэтому и была так названа.

Чертиться круг или линия на земле или ложиться веревочка на полу.

Начальная позиция: игроки стоят на одной ноге напротив друг друга, а руки зацепляются в замок за спиной.

Задача игрока: вытолкнуть другого игрока за круг (или перейти за линию), не расцепляя рук и не ставя вторую ногу на землю

Толкать можно только плечом или грудью. Проигравшим также считается тот, кто опустит вторую ногу на землю или расцепит руки.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает : координация, сила

Количество игроков: 2

Сифа

Это одна из самых любимых игр всех школьников! Из-за своей травмоопасности (в зависимости от предмета), в эту игру играют в основном мальчики. Но ее также любят и активные девочки.

В основе этой игры, лежит игра Салочки. Но в отличие от Салочек, в этой игре осаливание происходит с помощью какого-нибудь предмета, называе-мого «сифой».

В качестве сифы часто выступают: школьная меловая тряпка, половая тряпка связанная в узел или любой другой относительно-мелкий предмет, к которому просто не приятно приближаться, не говоря о том, чтобы быть водящим.

Особенно хороши в качестве сифы какие-либо резиновые вещи: маленький резиновый мячик, кисте-вой экспандер. Хороши они тем, что отпрыгивают от твердых поверхностей, что добавляет азарта в игру в случае промаха.

Игра не предъявляет требований к возрасту, но из-за ее специфики, в нее играют, в основном, дети школьного возраста.

Дети могут выбирать водящего с помощью считалки или игры «Камень, ножницы, бумага». Но чаще всего водящим является зачинщик игры или оставшийся водящим с прошлого раза.

Существует два вида сифы: сифа руками и сифа ногами.

Правила сифы руками

Задача водящего — попасть сифой по другому игроку. Делается это руками.

Можно или нет сифить обратно — решается в начале игры. Если людей больше 4, то, как правило, обратно не сифят, иначе можно сифить обратно, но нужно дать возможность убежать в течении 3—5 секунд.

Правила сифы ногами

Задача водящего — попасть сифой по другому игроку исключительно с помощью ног.

Игрок по которому попали сифой — становится водящим.

Водящему разрешается держать руками другого игрока, чтобы было легче попасть.

Можно или нет сифить обратно — решается в начале игры. Если людей больше 4, то, как правило, обратно не сифят, иначе можно «сифить» обратно, но нужно дать возможность убежать в течении 3 — 5 секунд.

Примечания. Оптимальное количество игроков — 4 и больше.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: выносливость, координация, ре-акция

Количество игроков: 4 и более

Прыжки через ров

На песке (земле, полу) игроки рисуют две линии на небольшом расстоянии друг от друга. Эти линии — «ров». Игроки делятся на две команды.

По очереди игроки из разных команд подходят ко «рву» с закрытыми глазами и прыгают. Задача — перепрыгнуть через «ров», не наступив на линию. Выигрывает команда, в которой больше участников перепрыгнули через ров и не задели черту.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение