Ильинская-черниговская икона божией матери. Ильинская черниговская и черниговская гефсиманская иконы божией матери - о духовной прелести Акафист ильинско черниговской иконе божией матери

Чудо 1.

В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали.

Чудо 2.

В том же 1662 году, в котором плакала Богородичная икона, сарацины (мусульмане), попущением Божиим за наши грехи, тихо подкравшись, полонили окрест Чернигова множество селений. Иноки того Ильинского монастыря, не зная о варварском нашествии, сидели в своей обители, и в одну из ночей им было возвещено о татарах. Тогда все они вошли в церковь и скрылись в пещере преподобного отца нашего Антония.

В полуночи же напали татары на монастырь и, ворвавшись в церковь, где стояла чудотворная икона Пресвятой Богородицы, украшенная по обычаю серебряными табличками, безбожные сотворили много пакости: все иконы со своих мест повергли на землю, забрали всю церковную утварь...

Иконы же Богородичной, стоящей на на-местном месте, и серебряных табличек на ней не коснулись. Знать, как некогда за пророка Елисея, так и здесь поганых поразил Господь Бог слепотой, чтобы, будучи слепыми душевными очами, и телесными не взглянули на икону Матери Божией, на которую взирая, видим мы истинную Богородицу.

Воспретила им сила Божия: да не коснутся недостойными руками Киота Мысленного.

И неверные не только не тронули икону, но и войти в пещеру к скрывавшимся там инокам не смогли, хоть и неоднократно покушались, с возожженной лучиной и обнаженными мечами, однако, будто кем-то отбрасываемые, возвращались изгнанные. Это сила Пречистой Девы, защищающая иноков, возбранила сарацинам вход в пещеру.

Чудо 3 в 1667 году.

Некая женщина из Мозирского уезда, по имени Вера, целый год была парализована. Будучи немой, имела она и иссохшую руку. Дойдя до Ильинского монастыря, в субботу, в канун Сошествия Святого Духа, во время пения Акафиста пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, та женщина получила исцеление. Вначале сухой и неподвижной рукой начала двигать, показывая всем, простерла руку свою - и та сделалась целой, как другая. Затем, во время литургии, на «Достойно есть», немым языком она заговорила - и закричала, благодаря Преблагословенную Деву за внезапное исцеление.

Чудо 4 в 1671 году.

Некто из благородных, по фамилии Пенский, из брагинских окрестностей, имел жену Анну. Несколько лет она сильно болела ногами, нужно было ее носить, не могла сама ступить ни шагу. Изнемогли уже и врачи, лечившие неизлечимую болезнь.

Прослышал тот человек о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, что в Ильинском монастыре, и привез туда свою жену. Внесли ее в церковь, и здесь, тепло со слезами помолясь, она получила скорое исцеление: в тот же час стала на ноги.

Как у иерусалимского хромца, описанного в Деяниях (Деян. 3, 3), так и у этой жены утвердились ступни и голени, и вскочила она, хваля Бога и Богородицу. И исполнились все великого удивления от чуда, приключившегося с ней.

Чудо 5 в 1672 году, месяц апрель.

Некая инокиня Александра, из монастыря святой великомученицы Параскевы в Чернигове, долгое время терпела бесовское наваждение: являлись ей множество раз страшные образы, устремлявшиеся на нее, хотящие похитить ее, возбранявшие ей молиться. Все это терпела она с немалым страхом, ужасом и боязнью, иногда и кричала от страха, и плакала, так что и находящиеся при ней ужасались и трепетали. Наконец, когда она от стольких страхований уже совсем изнемогла и лишь чаяла смерти, то была приведена инокинями в Ильинский монастырь, к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, на субботний Акафист. Здесь благодатью Заступницы нашей все мечтания, привидения и страхи оставили ее, и возвратилась она, имея помощь Богородичную против всей силы вражьей, которая более уже не могла причинить ей таковых страданий.

Чудо 6 в 1672 году.

Один человек, по имени Лаврентий, черниговский житель, исступил из ума и, как это в обычае у таковых, бегал ночью по городу и по полю. Однажды он хотел утопиться в реке, но был схвачен и приведен к чудотворной иконе в Ильинский монастырь, где, когда творилась о нем иноческая молитва, благодать Богородичная дала ему ум, смысл и разум.

Так, будучи здоровым и в рассудке, он возвратился в дом, хваля Матерь Божию, вразумившую его.

Чудо 7.

В черниговском замке жил капитан войска его Царского величества Андрей Рачкевич с женой своей, римской веры.

Его дочь, в пеленах от тягчайшей болезни была, немая и слепая, очи струпьями покрылись и гноем затекли... Ее-то, уже к смерти приблизившуюся, отец с матерью, плача, принесли с верою в Ильинский монастырь и положили пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, тепло молясь об исцелении своей дочери.

В то время читался по обычаю соборно Акафист Божией Матери, была суббота. И вот, при чтении его, оная отроковица, пеленами повитая, начала издавать жалобный голос и, высвободив руки из пелен, стала протирать очи.

Родители возрадовались и, подняв от земли свою дочь, обнаружили, что чешуя струпьев от очей отпала, а само дитя всем телом стало здорово. Увидев это, все приключившиеся здесь воздали славу Богу и Богородице.

Чудо 8.

Близ Чернигова есть селение, называемое Холявин. Из этого селения бесноватый человек, по имени Ермола, был приведен к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в Ильинский монастырь, где, в день Святого Духа, после литургии, он, по причине бывшей в нем очень большой силы бесовской привязанный на паперти церковной, - разрешен был силой Богородичной от связывания и опутывания бесовского.

Чудо 9.

Из полесских краев пришел к Ильинскому монастырю некий человек, по имени Михаил. Он страдал от нечистого духа, но вскоре здесь, силою благодати Богородичной, от образа Ее истекающей, избавлен был от той болезни, за что благодаря свою благодетельницу, Пресвятую Богородицу, трудился в монастырском послушании немалое время.

Чудо 10.

Из литовской страны, из окрестностей города Минска, человек по имени Демьян, имевший духа лукавого, мучавшего его, прослышав о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в Ильинском монастыре и о бывающих при ней скорых исцелениях, отправился в путь, неся с собой беду свою, злого мучителя.

Когда он был уже близко, напротив церкви Пресвятой Богородицы Елецкой, стоящей между Черниговом и Ильинским монастырем (тогда еще та Елецкая церковь была пуста и не было никого при ней живущего), начал его бес люто мучить, по земле валять, так что тот испускал пену.

Случилось тем же путем из города в монастырь идти инокам. Увидав такие его мучения, они сжалились и, подняв, повели к иконе Пресвятой Богородицы в Ильинский монастырь. И как только ввели его в церковь, в тот же час вышел из него лукавый дух. Стал он здоров благодатью Богородичной и многое время послужил в том монастыре.

Чудо 11.

У Василия Болдаковского, черниговского жителя, был слуга по имени Клим. Ему попустил Бог быть мучимым бесом, думаю, ради его исправления, ибо Он все на пользу нашу строит, наказывая нас различными казнями, как чадолюбивый отец, дабы мы уцеломудрились.

Этого Клима бесноватого, приведя в монастырь, привязали к столпу в пещере преподобного Антония, находящейся тут же, при церкви. Там некогда жил сам преподобный, о чем повествуется в Печерском патерике.

Враг побуждал Изяслава гневом своим изгнать преподобного Антония из пределов Киевских, чего и добился на некоторое время. Черниговский князь Святослав, будучи извещен, что брат его Изяслав гневается на преподобного, прислал за святым ночью и взял его в Чернигов. Тот же возлюбил место близ города, в горе Болдине, и, выкопав себе пещеру, жил в ней. После здесь был создан монастырь.

В той самой пещере привязанный Клим освободился от беса чудесной благодатью, излитой свыше на это место молитвами Девы Богородицы и преподобного Антония.

Чудо 12 в 1674 году.

В Лазареву субботу некто по имени Пархом был приведен из Чернигова к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. В том Пархоме столь крепка была сила бесовская, что едва удержать и привести его смогли четыре человека: вырывался он из их рук со страшным криком. Но недолго таковой силой своей хвалился гордый дух, вскоре в изнеможении упал и прогнан был силой Богородичной. Человек же освободился от горького мучителя, благодаря свою Спасительницу.

Чудо 13.

Отроковица Мария, дочь Леонтия Полуботка, болела оспой и от многих струпьев потеряла зрение. Скорбные родители привезли ее из города Батурина в Ильинский монастырь к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Во время субботнего Акафиста, при чтении «Нескверная, Неблазная...», та Мария благодатью Богородичною прозрела. На чудо это все люди взирали и радовались о всех славных чудесах, бываемых от Преблагословенной Девы Марии.

Чудо 14.

Дочь черниговского бурмистра Павла Клевца, Татьяна, шести лет от роду, от некоего случая ослепла правым глазом. Какая от этого скорбь приключилась родителям, не нужно и говорить, ибо кто не знает, что когда болеют чада телом, равно с ними родители болеют сердцем.

Соседи советовали матери вести болящую к чудотворной Богородичной иконе, где все болезни принимают скорое врачевание. Приняв благой совет, мать дважды с верою приводила дочь свою на субботний Акафист: в первый раз глаз начал смотреть, во второй - бельмо совсем пропало.

И благодарили Деву Богородицу радующиеся родители с дочерью, получившей ясное и здоровое зрение.

Чудо 15.

Некая женщина Анна из города Брагина два года сильно мучилась болезнью, называемою «гостец» (ревматизм). Она приняла исцеление благодатью Богородичною от чудотворной Ее иконы, что сама и исповедала преосвященному пастырю такими словами: «Я, убогая Анна Розсудовская, будучи от Наивысшего Владыки хворобою наказана аж до двух лет, добралась до чудотворного образа Пренаисвятейшей Девы, который есть у святого Илии, и, за милостью Бога Всемогущего, начала приходить в начальное здравие».

Чудо 16.

Селение есть близ Чернигова, называемое Смолин. Из того селения некий бесноватый человек по имени Стефан, крепко связанный силой бывшего в нем беса, привезен был в Ильинский монастырь ко Пресвятой Богородице. Она же так покрыла его Своим заступничеством, что он сразу освободился от мучившего его беса и здоровым возвратился в свой дом, прославляя свою Покровительницу и Заступницу.

Чудо 17.

Павла Домонтовича, черниговского обывателя, лежащего на одре болезни, чуть живого привезли в Ильинский монастырь с пятницы на субботу первой седмицы Великого поста. Здесь, когда принесли о нем прилежную молитву Богу и Богородице тамошние иноки, скоро встал он здоровым. Таково целящее недуги благодеяние Богородичное, ибо молитвы к Сыну Своему и Богу нашему о нас творит.

Чудо 18 в 1676 году.

Пятилетний Феодор, сын черниговского обывателя Костантия, немалое время был объят тяжкой лихорадкой. Когда различные врачевания ничем не помогли, а немощь, более умножившись, почти уморила его, скорбные родители поручили болящего доброй Врачевательнице, Пресвятой Деве, Которую во время Акафиста перед чудотворной Ее иконой со слезами молили об исцелении сына своего. Что и получили, ибо вскоре их чадо обрело первоначальное здоровье.

Чудо 19.

Из града Седнева, находящегося близ Чернигова, Кирилло Давидович, тамошний житель, прислал к Пресвятой Богородице в Ильинский монастырь сиротку, родом из Полтавы, по имени Татьяна. Ее мучил дух нечистый, такой, о котором пишется в Евангелии: «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет» (Мк. 9, 18). Эту Татьяну, как только ввели в церковь, тотчас сотряс дух тот, и пала на землю, истекая пеной, пока, сильно сотрясаясь, не вышел из нее нечистый.

Есть город в Черниговских пределах, называемый Сосница. Оттуда пришла в Ильинский монастырь некая женщина Агафья и принесла на образ Пресвятой Богородицы монисто1 коралловое с семью серебряными крестиками и две серебряные таблички. О себе по совести она исповедала:

Я, говорит, двенадцать недель лежала. В этой моей болезни сотворилась на моей шее великая и неизлечимая язва. От нее несказанную терпела я боль и уже отчаялась в жизни моей, как и бывшие при мне не надеялись уже живой меня видеть, ждали часа смертного. Но однажды некие соседи, что бывали здесь на поклонении и слышали о чудесах, сказали мне: «Обещайся помолиться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в Чернигове, у святого Илии, и веруй, что здорова будешь». Тогда я в уме, ибо устами не могла уже говорить, тотчас усердно призвала в помощь Пресвятую Деву, дав обет идти пешком и поклониться святому образу, о котором слышу. И не замедлила скорая Помощница: услышала и помиловала. В тот же час приняла я послабление болезни и вскоре совсем поправилась. И вот - обещание свое исполняю.

Близ монастыря святого пророка Илии живут некоторые его прихожане. Среди них одна женщина по имени Марина. В 1676 году, на неделе Фоминой, впала она в такой недуг, в котором пребывала та, о которой Евангелие поминает: «она была скорчена и совсем не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). Мать этой Марины, Анна, с великим плачем припадала ко святому образу Пречистой Богородицы, прося милости у Нее, чтобы подала исцеление скрюченной ее дочери, тяжко болеющей, что, хоть и нескоро, но однако сполна получила. Под Надежду того же года, по Воздвижении Честнаго Креста, ее Марина отпущена была недугом своим, и тотчас выпрямилась, и прославили все Бога и Богородицу.

Чудо 22 в 1676 году.

Пред вратами Ильинского монастыря лежал нищий по имени Стефан, очень больной. Ноги его были изранены страшными струпьями, так что он совсем не мог ходить.

Целое лето лежа и испрашивая милостыню у входящих, достиг он предела болезни, желая лучше умереть, чем жить в такой горести. Тогда начал прилежно молить Пресвятую Богородицу умилосердиться над ним, обещаясь трудиться в той обители до кончины жизни, если бы подала ему исцеление и силу.

И был подобен он Лазарю гнойному, лежа пред вратами монастырскими и желая крупицы благодати от богатой в милости, благоподатливой Неба и земли Царицы, - чего и не лишился. Он, не надеющийся уже здоровье получить, исцеление принял и обновленную в себе почувствовал крепость, который и поработал в обители, величая Целебницу свою Милосердную.

Некий простолюдин в Чернигове, по имени Фома, по попущению Божию за грехи, так наваждением бесовским обезумился, что хотел сам себя погубить. Однажды он прыгнул в колодец и сел на самом дне, пытаясь утопиться в воде. Увидев это, приключившиеся здесь люди силой извлекли его оттуда за волосы, отрывая их клочьями. Он же вырвался из их рук и снова побежал к воде топиться. Охраняемый, несколько дней и ночей не мог он сна вкусить нимало, устрашаемый бесовскими мечтаниями и привидениями.

Этот Фома, когда был приведен в Ильинский монастырь к чудотворному образу Пресвятой Богородицы, тотчас исцелился: смысл, разум, здравие и крепость принял.

В селе Яриловичи человек по имени Ермола имел сына Тимофея. В понедельник Светлой седмицы Воскресения Христова этот Тимофей, малый отрок двенадцати лет, внезапно умер, не имея никакой причины к смерти, ибо был здоров, ни на что не жаловался, но с прочими сверстниками вечером играл, а с утра до полудня лежал уже мертв... Безутешно плакали о нем родители.

Случилось в то время быть там отцу Варфоломею, иеромонаху Ильинской обители, и он посоветовал: о мертвом своем сыне пусть с верою умоляют Пресвятую Богородицу, чтобы воскресила его, и пускай сотворят обет воздать поклонение Ее чудотворной иконе в Ильинском монастыре.

И родители, приняв благой совет, возрыдали к Богородице, с добрыми обетами вручая Ей сына своего и о возвращении духа его молясь.

Слава дивной и скорой помощи Богородичной: внезапно воскрес отрок и заговорил, и встал здоровым перед всеми видевшими и ужасавшимися этим преславным чудом, и скоро отец повел сына в Ильинский монастырь поклониться великой Благодетельнице своей пред чудотворной Ее иконой.

Некоторые чудеса от Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери (из книги "Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Черниговская Гефсиманская, находящейся в храме Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры", всего в книге приводится более 80 чудес).

В 1869 году Господу благоугодно было прославить сию святую икону чудесами.

Первое чудо от нея свершилось в день древнего Новолетия - первого сентября. В этот день при иконе Божией Матери внезапно исцелилась от тягчайшей болезни уроженка Тульской губернии Богородицкого уезда, Дедловской волости, деревни Черной Грязи, государственного крестьянина Прохора Адрианова Ельчищева жена, Фекла Адрианова, 28-ми лет. Вот некоторые подробности об этой женщине, простой по происхождению и состоянию, но замечательной по силе веры и терпению. Еще с ранних дней юности смиренная Фекла как будто предназначаема была Промыслом к тому, что явятся дела Божий на ней. С отрочества своего любила она храм Божий, любила бывать в нем и молиться. Заветным желанием ея было побывать в отдаленной обители Преподобного Сергия. Кроме молитвы, душевным утешением для нея было помогать странникам, чем и как могла. Труд ея состоял в том, что она вязала четки из суровой пряжи и этим добывала средства к своему прожитию. В эту пору жизни она пользовалась полным здоровьем, никогда не ощущала никакой болезни, но в день своего брака внезапно почувствовала сильное головокружение и изнеможение сил. С этого времени начинается ея поистине страдальческая жизнь. Через полтора месяца после своего брака подверглась она совершенному расслаблению всех членов тела и так страдала в продолжение девяти лет. Шесть лет лежала она неподвижно на одном боку, руки и ноги ея не действовали, голова не подымалась, и пищу принимала она лежа, из рук других. Неоднократно обращалась Фекла к медицинской помощи, но болезнь не уступала усилиям врачей; напротив - все более и более усиливалась и делалась мучительнее. В скорби души своей больная находила одно утешение - в молитве, от одного только Господа веровала и надеяласьполучить исцеление. По истечении с лишком шести лет, проведенных в таком болезненном состоянии, родные ея по неотступному ея прошению предприняли с ней путешествие по разным святым местам. В 1866 году была она в Лавре Преподобного Сергия, и здесь добрые иноки обители дали ей монастырскую лошадь для продолжения путешествия; 13 августа того же года была она в Задонском монастыре; 15 августа - день Успения Божией Матери - провела в Воронеже, где остановилась в Покровском девичьем монастыре: по свидетельству тамошней игуменьи Анастасии, которая приняла ея в свою келью, Феклу принесли к ней на руках. Она не могла даже сидеть, но постоянно лежала - больше на левом боку - в расслаблении всего тела; руки ея были так слабы, что чашки с чаем не могла удержать она в них. Из Воронежа 16 августа она поехала в Киев, на пути была в Борисовской пустыни Курской губернии. В Киеве прожила восемь месяцев и 25 мая 1867 года на обратном пути приехала в Воронежский Покровский монастырь и убедительно просила игуменью Анастасию дозволить ей хоть временно пожить в обители в надежде исходатайствовать себе для поступления в монастырь увольнительную бумагу; при себе же она имела годовой паспорт, с которым в монастыре и осталась.

В это время, по свидетельству игуменьи Анастасии, заметно было, что руки ея немного окрепли; ногами же она владела по-прежнему и притом часто жаловалась на головную боль. Игуменья предлагала ей пригласить доктора в надежде на помощь общему ея расслаблению, но Фекла решительно отказалась, говоря, что ея уже лечили доктора, но пользы никогда не было, и при лечении она себя чувствовала еще хуже. После того игуменья оставила ея на волю Господа, тем более что Фекла с терпением несла свой крест. В таком положении Фекла провела в Покровском монастыре два года и в мае 1869 года по делу об ея увольнении в монастырь вытребована была в деревню Криволучье в 15-ти верстах от ея родины, куда она отдана была замуж. В августе 1869 года она опять привезена была в Лавру Преподобного Сергия. Здесь она пожелала быть в окружающих Лавру обителях: 1-го сентября в 9 час утра подвезли ея к пещерам Гефсиманского Скита. Она просила, чтобы снесли ея в пещеры, в которых прежде она не бывала. Привезший ея на своей лошади крестьянин Богородицкого уезда деревни Березовки Анастасий Яковлев с помощью сопровождавшей ея крестьянской девицы того же уезда деревни Сухановки, Дарьи Евдокимовой, снял больную с повозки. Затем в сопровождении проводника, пещерного послушника Николая Сергеева, и некоторых Богомольцев понесли больную в пещеры. Когда внесена была она в храм Архистратига Михаила, то почувствовала в себе нечто необыкновенное: ею овладел какой-то страх, соединенный с радостью - ей казалось, что она в Киеве. С благоговейным трепетом и слезами стала прикладываться она к иконам Пещерного храма. Когда же поднесли ея к Черниговской иконе, больная вдруг громко возопила: «Пустите, пустите меня!» Державшие ея крестьянин Анастасий и девица Дарья от страха недоумевали, что делается с больной, и чувствовали, будто какая-то сила тянет ея из их рук к иконе: кости и суставы в теле больной хрустели - ея выпустили из рук. И к общему изумлению больная внезапно становится на ноги и затем падает ниц пред иконой Пречистой Богородительницы, утопая в слезах умиления и изливая пред Нею чувство благодарности. Ея рыдания привели всех бывших тут в умилительно-благоговейный страх; все видели, что пред глазами их свершилось чудное действие милосердия Царицы Небесной. По окончании молитвы, поднявшись и легко поддерживаемая, исцелившаяся смогла уже сама идти к прочим местам пещер. После того она стала ходить без посторонней помощи и свободно действовать руками, только в ногах ощущала еще некоторую слабость. В гостинице при пещерах и потом в Лавре пробыла она после того три недели и все это время чувствовала себя совершенно здоровой. Позже она пребывала в Воронежском Покровском монастыре в полном здравии. Очевидцами сего чудесного события были послушник Николай Сергеев, спутник Феклы крестьянин Анастасий, девица Дарья и еще несколько Богомольцев.

В дополнение к сведениям о Фекле Адриановой не излишне передать рассказ, сообщенный Московскому митрополиту Иннокентию его дочерью, казначеей Борисовской пустыни монахиней Поликсенией: «В августе 1866 года, - рассказывала она, - ночью во время сна вдруг услышала я в келье голос, говоривший мне: "Приготовься ныне принять к себе Феклу". Я встала в изумлении, вижу - никого в келье нет. Стала думать о названном мне имени и не нашла никого ни в монастыре, ни из посторонних мне знакомых с именем Феклы, кто бы мог прийти ко мне. В раздумье и смущении сходила я к заутрене. Когда же я пошла к ранней обедне, вижу - близ церкви на носилках лежит женщина и при ней никого нет. Я спросила, почему же нейдет она в церковь? Она отвечала, что не может ходить, и что женщины, которые ея принесли, пошли в церковь отыскать там место, где бы удобнее поместить ея на время службы. Я пришла в церковь; спустя четверть часа внесли в церковь и ту женщину, которую я видела, и положили ея на пол. Тогда я подумала: "Ах, как согрешила я! Что бы мне принять участие в этой больной женщине и велеть послушницам внести ея пораньше и избавить от холода?" Движимая сожалением к больной, просила я послушницу спросить больную об ея имени, чтобы вынули частицу из просфоры о ея здравии. Послушница вернулась мне сказать, что больную зовут Фекла. Тогда пришла я в великое изумление и едва могла достоять Литургию. По благословению игуменьи Макарии я пригласила к себе эту больную женщину, о которой предвозвещено мне было во сне. Здесь я узнала от нея историю ея страданий. От меня из келий она отнесена была в гостиницу на носилках. Пробывши в гостинице двое суток, Фекла Адрианова с другими прислуживавшими ей отправилась на лошади в Киев на Богомолье».

Услышав этот рассказ от своей дочери, митрополит по прибытии в Лавру к празднику Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, пожелал видеть прибывшую на сей праздник в Лавру Феклу Адрианову, лично расспрашивал ея о жизни, о болезни, от которой та страдала, и чудесном ея исцелении. На другой день, 26 сентября 1869 года, митрополит прибыл в Гефсиманский Скит и, приказав совершить в Пещерном храме молебное пение пред чудотворной иконой Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, умиленно молился со слезами.

Через две недели после исцеления Феклы Адриановой, 14 сентября, в день Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня совершилось другое чудо от Черниговской иконы - исцелился страдавший восемь месяцев исступлением ума крестьянин Владимирской губернии, Александровского уезда, Порецкой волости, деревни Подсосиной Иван Тимофеев, от роду 40 лет. Припадки его были так сильны, и в такое приходил он ожесточение против всего окружающего, что домашние вынуждены были сковывать его цепью. Когда советовали ему сходить куда-нибудь помолиться, он не хотел того слышать и осыпал говоривших не только бранью, но и готов был нанести удары. Когда же в деревне разнесся слух о чудесном исцелении расслабленной в Пещерном храме, жена больного, после долгой нерешительности и боязни, предложила мужу сходить в Гефсиманский Скит. Больной к немалому удивлению жены и домашних охотно согласился идти и на другой день сам напомнил об этом. 14 сентября пришли они в пещеры. Во всю дорогу в нем не заметно было никакого тревожного состояния, в Пещерном храме во время молебного пения Богородице он усердно молился, с чувством прикладывался к святой иконе и тут же ощутил, что ему становится очень легко. Переночевав в скитской гостинице, на другой день отправился он с женой и с крестьянином Алексеем Михайловым в Лавру, из монастыря пришел к живущему в посаде подрядчику Мирону Акинфиеву, у которого ночевал две ночи и затем совершенно здоровый возвратился в деревню. Свидетели сего крестьяне деревни Подсосиной: Михаил Дмитриев, Владимир, Андрей и Алексей Михайловы, Анна Ильина и Сергиева Посада житель Мирон Акинфиев.

Предстательством Матери Божией совершилось исцеление жены муромского купца Ивана Засухина Прасковьи Никифоровой. Шесть месяцев страдала она расстройством ума в такой степени, что неоднократно покушалась умертвить детей своих и сама решалась на самоубийство, и только при бдительном надзоре за ней родных была от того удерживаема. Видя жену свою в таком ужасном положении, от которого не могли избавить ея никакие человеческие пособия, муж вознамерился отправиться с ней на Богомолье. Когда они 6 ноября в Пещерном храме выслушали молебен Пречистой Богородице, и когда больная после молебна приложилась к Ея иконе, то получила совершенное исцеление. Рассудок ея возвратился к ней, и припадки умопомешательства исчезли.

Тверской губернии Старицкого уезда деревни Окуловой крестьянская девица Любовь Максимова, от роду тридцати пяти лет, была одержима беснованием, приходила часто в исступление и подвергалась сильнейшим болезненным припадкам. С нею путешествовали по многим святым местам в надежде облегчения ея недуга, читали над ней молитвы, но она с какою-то уверенностью говорила, что одна только Матерь Божия может исцелить ея. Незадолго до того времени, как пошли слухи об исцелениях в пещерах Гефсиманского Скита, болящая видит во сне чудную икону Богородицы, которую она будто бы покрывает шелковой материей. Вскоре после того из соседнего села Колицына пришла навестить болящую сноха ея Прасковья Владимирова, стала рассказывать ей о чудесных событиях в пещерах, как о том слышала от других. При первых же ея словах бесноватая пришла в сильное изнеможение и стала роптать, зачем ей говорят об иконе. В течение трех дней после того она была так слаба, что не могла удержать в руке и стакана с водою. Тогда родной брат ея крестьянин Гавриил Максимов решился отправиться с ней в пещеры в надежде на милосердие Божией Матери. Дорогой с больной несколько раз повторялись сильнейшие болезненные припадки. Они прибыли к пещерам 22 декабря, и когда больную ввели в храм, где находилась чудотворная икона, больная пришла в такое помрачение, что ничего не могла видеть. Во время служения молебна это помрачение прошло, и больная, к неописанной своей радости, вдруг все ясно стала видеть и почувствовала себя совершенно избавленной от мучительства бесовского. К удивлению своему и большой радости она узнала в Черниговской иконе Божией Матери ту самую икону, которую видела во сне. Исцеленная Максимова принесла в дар к иконе шелковый платок такого вида, каким во сне покрывала икону. Из Гефсимании она уже не сопровождаемая братом отправилась совершенно здоровой в Киев для поклонения мощам святых угодников Печерских.

16 февраля того же (1870) года покровом и заступлением Богородицы исцелился от болезни крестьянин Владимирской губернии Александровского уезда Порецкой волости деревни Числавли Лев Андреев 43-х лет. Три месяца он страдал припадками умоисступления, причем приходил иногда в такое ожесточение, что домашние вынуждены были сковывать его цепью. Во время припадков у него отнимался язык, он рвал на себе волосы, и, по словам его, огнем горела у него вся внутренность. Напрасно он обращался за помощью к врачам; ему говорили, что болезнь его неизлечима. После таких жестоких трехмесячных страданий однажды во сне услышал он голос, говоривший ему: «Ступай в пещеры Гефсиманского Скита, поживи там и будешь здоров». Он поверил и пошел. Когда пришел он в Боголюбивую киновию Божией Матери, что близ Скита, то с ним сделался сильнейший припадок умоисступления, продолжавшийся шесть часов. Братия киновии с большими усилиями сдерживали его и дали ему совет - немедленно отправиться в Пещерный храм. Как он вошел туда, тотчас пал пред иконой Богородицы и тут возобновился с ним обычный припадок; но когда дали ему святой воды, вдруг все страдания его прекратились и уже более не повторялись. Пробыв некоторое время при пещерах, он отправился в Киев на Богомолье совершенно здоровым В декабре того же года он опять был в пещерах, принося, искреннее благодарение Божией Матери и прославляя Ея милосердие. Свидетелями его исцеления были: той же губернии и уезда деревни Шаблыкиной вдова Дарья Евдокимова, дочь ея Матрена Егорова Пузанова и солдатка Прасковья Филиппова.

Московской губернии Звенигородского уезда деревни Давыдовки 18-летний крестьянский сын Алексей Иванов Кузнецов полтора года одержим был, по словам его, беснованием и подвергался сильным припадкам, доводившими его до состояния бесчувственности. Великим постом 1870 года страдания его усилились. Отец болящего, надеясь получить ему исцеление от милости и помощи Божией, предпринял с ним путешествие ко святым местам, был в московских и во многих других монастырях, но сын его ко всем священным предметам оказывал отвращение и доходил до крайнего исступления при виде святыни. В таком положении внесен был он 21 марта во время Всенощного бдения в Пещерный храм. Он находился в состоянии по-видимому бессознательном, имел закрытые глаза и так сильно бился, что с трудом четверо его удерживали. Когда о. строитель Скита иеромонах Анатолий приказал, чтобы больному дали выпить елея из лампады, тот решительно воспротивился и не стал принимать; тогда он был помазан елеем и окроплен святой водой. Через полчаса после сего он открыл глаза, пришел в сознание, встал и начал молиться пред иконой Божией Матери. В таком молитвенном состоянии провел он до конца Всенощное бдение и молебен. При пещерах он остался говеть, приобщился Святых Тайн и совершенно здоровый отправился с отцом своим домой.

Полный текст книги "Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Черниговская Гефсиманская, находящейся в храме Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры".

В старой орфографии (на сайте РГБ): http://dlib.rsl.ru/viewer/01002368669#?page=1

Тропарь, глас 5.

Пречистая Владычице Богородице,/ упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Матери Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Кондак, глас 6.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Иной тропарь, глас 5.

Похвалами венчаем, Владычице Богородице, венценосный Черниговский образ твой, от негоже явлением чуда в Российстей Гефсимании благослови венец лета благости Своея Господь, и ныне молимтися прилежно, яко Всецарице, благословеньми венчай поющих тя.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская» (Ильинская).

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго ра­ба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Влады­чице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и креп­кое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостой­ную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Бо­городице Дево, молений наших не пре­зри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пре­святая Богородице, спаси нас. Аминь.

Акафист.

На данный момент акафист для чтения специально перед Черниговской - Гефсиманской иконой уже составлен, но он еще не получил официального одобрения. Поэтому в Черниговском ските Троице Сергиевой Лавры читают общий акафист Божией Матери. Молебны с акафистом перед чудотворной иконой совершаются каждый день в 11 утра.

  • < Назад
  • Вперёд >

Обитель иноков. Сюда
Пришли мы помолиться.
И здесь от горя и труда
Хотим на час забыться.

Идем в пещерный Божий храм,
Где у святой иконы
Отрадно волю дать слезам,
Земные класть поклоны.

Владычица Небес глядит
Любвеобильным взором
И как бы хочет всех покрыть
Чудесным омофором…

Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ.

Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.

Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная – Черниговско‑Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.

Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской‑Гефсиманской иконы.

С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: Чернигово‑Елецкий, Чернигово‑Ильинский, Чернигово‑Гефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Нестор‑летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговско‑Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе Троице‑Ильинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильи‑пророка.

Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.

Черниговско‑Гефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.

По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских венцах.

В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению.

Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.

Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Михаила Архангела под величественным краснокирпичным храмом Черниговского скита.

Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной при сельце Воронине в двух верстах от Зарайска (тогда Рязанская губерния, ныне Московская область), где в мае 1909 года была открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения (по замыслу будущего святителя‑мученика, епископа Арсения (Жадиновского)).

Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах», ‑ Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Задуманная в подражание подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами, которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор, величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до 1880‑х, когда было по ветхости разобрано.

Но только в Гефсимании близ Троице‑Сергиевой лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950‑х.

Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру – Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение Василий Васильевич Розанов. До 1991 года их могилы пребывали в запустении. Святое же тело «старца‑утешителя» Варнавы (1831‑1906), к которому сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское кладбище. Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда тело старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в 1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище тогдашнего Загорска. Но как при жизни нес старец Варнава возложенный на него в 30‑летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества: «с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались все новые поколения богомольцев.

Но не забывали православные и первую из его могилок, в самом Черниговском скиту, православные не забывали, хотя попасть на нее было непросто: здесь последовательно находились «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для искалеченных солдат Великой отечественной войны, наконец, ПТУ для детей‑инвалидов. Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на могилке старца, а летом 1990 в Черниговском скиту возобновилось иноческое общежитие.

После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), ‑ по ходатайству рабочих завода «Серп и молот. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 г. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё. Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г., однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым ежевоскресно читаются акафисты).

Список с Черниговско‑Гефисиманской иконы встречает богомольцев в притворе Троицкого собора лавры, приходящих поклониться почивающим здесь святым мощам Игумена Земли Русской. В самом скиту ежедневно и во всякое время года совершается таинство соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Братия и весь народ православный ожидают возвращения в скит и самой чудотворной, и святых мощей местночтимого во многих уголках Святой Руси честных мощей старца Варнавы и возлагают свое упование на Саму Пречистую, как поется в тропаре пред Черниговской Ее иконой:

К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и смиренно припадем,
в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися,
погибаем от множества прегрешений,не отврати Твоя раби тщи,
Тя бо и едину надежду имамы.

Несмотря на то, что сама икона Богородицы Черниговская — Гефсиманская является копией с известной иконы Божьей Матери Черниговская-Ильинская, ее собственная история тоже очень давняя и многогранная. Второе свое название — Гефсиманская — икона получила по месту своего длительного территориального нахождения в Гефсиманском скиту возле Троице-Сергиевой Лавры. Она была современницей таких замечательных и известных в христианском мире людей, как Антоний Печерский, Сергий Радонежский, схимонахи Кирилл и Мария. Видимо, тем, что долгие годы и века она впитывала в себя святость и глубокую веру святых подвижников, и объясняется ее мощнейшая чудодейственная сила.

Сейчас икона Богоматери Черниговская утеряна, а православные чтут ее копию, которая также хранится в Гефсиманском скиту. Этот образ Богородицы глубоко чтим и уважаем православными верующими с давних времен. Изначально для иконы установлен был тот же день, что и для оригинала, с которого она была списана, но позже, приняв во внимание чудеса, которые несомненно заслуживают отдельного внимания, эту дату перенесли. На сегодняшний день празднование в честь иконы проводят 14 сентября.

Чудеса Черниговской иконы Божьей Матери

Чудеса, связанные с именем Черниговской иконы Божьей Матери, начали происходить еще в далекой и седой древности, в 1869 году. Это было чудо исцеления. А затем одно чудо исцеления сменяло другое, и так на протяжении долгих лет. Все чудеса, сотворенные ею, тщательно за документированы. По состоянию на сегодня количество их перевалило за сотню. Поэтому видя и зная силу этой иконы, православные верующие идут к ней с молитвами об исцелении от душевных и физических недугов. И Черниговская икона Богородицы не перестает помогать страждущим и молящим, не переставая удивлять свет своими чудесами.

Где купить Черниговскую икону Богородицы

Черниговскую икону Богородицы, а точнее список с нее, можно купить в церковной лавке, торгующей церковной утварью, иконами, духовной литературой и расположенной, как правило, на территории храма или церкви. Еще один способ купить икону — это найти и заказать ее в одном из многочисленных интернет-магазинов.

Также можно вместо готовой святой иконы Богородицы Черниговская — Гефсиманская заказать выполнение иконы с учетом индивидуальных требований. В таком случае верующий сможет самостоятельно выбрать материал, из которого будет изготовлена сама икона и ее оклад или рама. Еще один способ оформления домашнего иконостаса — самостоятельное вышивание бисером.

Православная церковь называет Богородичные иконы своим достоянием, ведь в каждой из них скрыта чудотворная сила, любовь и чистое милосердие Богородицы к нуждам молящихся. По одной из версий, Икона Божией Матери – Черниговская, или в народе Гефсиманская – список (или, копия), написанный с Ильинского образа Богородицы. Правда, ни одного подтверждения этому факту нет.

История плачущей иконы

О Черниговской иконе заговорили еще в далеком 17 веке – когда в 1662 году она покоилась в стенах Троицко-Ильинского монастыря. Именно тогда Божья обитель была спасена от нападок татар благодаря многочисленным молитвам верующих. Жители Чернигова видели, как с образа Святой Владычицы стекали слёзы, а через несколько дней иноплеменные напали на город, разорив его и убив много неповинных людей. После молитв к Богородице, послушники храма покинули его, найдя свое спасение в недрах пещер.

Татары сумели прорваться в Святую обитель, но разворовать драгоценности на иконах они так и не смогли. Неведомая им сила разбрасывала их от икон и не впускала в пещеры, где прятались выжившие верующие и священнослужители. Неверные были настолько испуганы незримой силой, что предпочли скрыться из города. С тех пор от чудесной иконы стали исходить новые волшебные явления, которые были засвидетельствованы.

Богородица является первой заступницей и молитвенницей за жизнь всех верующих христиан.

Чудеса об этой иконе были описаны святителем Дмитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». Заканчивая ее, он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».

В 1852 году дворянка Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала чудотворящую икону в Гефсиманский скит.

Спустя некоторое время снова начались прославления иконы Богоматери. Так, в 1869 случилось первое невероятное чудо от Гефсиманской иконы, которое документально засвидетельствовали. С того времени волшебные исцеления даруются молящимся христианам не только у самого образца, но и подле его список (копии).

Чудо иконы начала распространятся с необычайной скоростью и люди самых разных сословий с непоколебимой верой шли к чудотворной иконе Богородицы после мучений, страданий и болезней. Христиане жаждили телесного и духовного исцеления и милость Божия не оставляла их.

К началу 20 века было документально засвидетельствовано уже более сотни чудес.

Молитва перед иконой

Небесный статус изображенных на иконе – Богородицы с Младенцем на руках – говорят их величественные одеяния. Короны, украшающие головы святого семейства считается символом их Царствия над миром. Младенец Иисус благословляет всех верующих жестом своей руки. Священный список, находящийся в другой руке Иисуса призывает читать и придерживаться заповедям Божьим.

Чудотворная Черниговская икона Божией Матери: о чем молятся ее последователи и текст молитвы Вы найдете ниже.

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Цари́це Небеси́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́: се бо, грехми́ погружа́еми и скорбми́ обурева́еми, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живу́щей Ти с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша, не и́мамы бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства и утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных. Помози́ нам, немощны́м, утоли́ ско́рбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблу́дших, уврачу́й боле́зненная сердца́ на́ша и спаси́ безнаде́жныя. Да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и покая́нии проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Предста́тельница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко Благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

Верующие христиане взывают к Святой в отчаянные минуты душевных терзаний, несчастий и бед. Молятся о смягчении сердца и болезнях.

Обрести покой в душе, избавиться от грехов, неизлечимых болезней, внезапной смерти и получить поддержку в борьбе с такими недугами, как оспа, слепота и паралич – то, в чем помогает икона Черниговской Божией Матери.

В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Тропарь, глас 5

Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице,/ упова́ние всех христиа́н,/ поне́же ина́го упова́ния не и́мамы, ра́зве Тебе́,/ Всенепоро́чная Влады́чице моя́, Госпоже́ Богоро́дице,/ Ма́ти Христа́ Бо́га моего́,/ те́мже поми́луй, и изба́ви мя от всех зол мои́х,/ и умоли́ ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́,/ да поми́лует окая́нную ду́шу мою́/ и да изба́вит мя от ве́чныя му́ки// и сподо́бит мя Ца́рствия Своего́.

Перевод: Пречистая Владычица Богородица, надежда всех христиан, поскольку иной надежды не имеем, кроме Тебя, Всенепорочная Владычица моя, Госпожа Богородица, Матерь Христа Бога моего, потому помилуй и избавь меня от всех бедствий моих, и умоли милостивого Сына Твоего и Бога моего, да помилует несчастную душу мою и да избавит меня от вечных мук и удостоит Царствия Своего.

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в ХVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония († 1 мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом († 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии († 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников ХIХ в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797–1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.

26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами. До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа († 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей – иеросхимонахов Игнатия († 1900), Порфирия († 1905?) и Василия († 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор († 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления – 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской – Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.