Писать лесенкой. Пост обожания владимира маяковского

Лесенка это ступенчатое размещение стихотворной строки на странице, один из способов деления поэтического текста на части. Лесенка закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки. Она не предназначена для создания визуальных композиций (см. ). Изредка встречается у поэтов 19 и начала 20 века, главным образом в повествовательных и драматических произведениях, а также в стихоторениях «говорного» типа: в «Бахчисарайском фонтане» (1821-23), «Графе Нулине» (1825), «Медном всаднике» (1833), «Евгении Онегине» (1823-31) А.С.Пушкина, в поэмах «Мцыри» (1840), «Кавказский пленник» (1828) М.Ю.Лермонтова, «Балете» (1866) и «Современниках» (1875-76) Н.А.Некрасова, «Вольных мыслях» (1907) А.А.Блока. Первым, кто решительно отошел от традиции, в соответствии с которой стихотворные строки записывались отдельными неделимыми строчками, был Андрей Белый. В сборнике «Золото в лазури» (1903) он стал членить стихотворные строки на части и располагать их столбиком, а в цикле «Королевна и рыцари» (1911) наряду со столбиком начал пользоваться и лесенкой. В 1922 в предисловии к сборнику «После разлуки» Белый попытался теоретически обосновать свою творческую практику: «Мелодизм - вот нужная ныне и пока отсутствующая школа среди градаций школ… мелодических, интонационных знаков у нас нет дня выражения архитектоники мелодии… Одну и ту же страницу мы можем выразить в различных интонационных архитекгониках… Отсюда стремление… искать интонации в своеобразной манере начертания, передающей зрительно интонацию… Впереди русский стих ожидает богатство неисчерпанных мелодийных миров».

Другой русский поэт, одним из первых начавший делить стихотворные строки на самостоятельные графические отрезки, был В.В.Маяковский . В статье «Как делать стихи» (1926) он писал: «Надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Наша обычная пунктуация с точками, запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение». В дореволюционный период Маяковский пользовался столбиком, а с февраля-марта 1923 стал записывать свои стихотворные произведения лесенкой. Сохранились две беловые рукописи поэмы «Про это»: в первой текст расположен столбиком, во второй - вступление и первая глава записаны столбиком, а последующие главы - лесенкой. В конце второй беловой рукописи проставлена авторская дата 11/II.23. Если для Белого лесенка являлась лишь одним из графических приемов оформления текста, то у Маяковского она превратилась во всеохватывающий принцип творческой работы. С 1923 по 1930 практически все его стихотворения и поэмы разбиты на ступеньки. Причины, заставившие Маяковского отказаться от традиционного способа записи строк, исследованы в работах Л.И.Тимофеева. В дореволюционный период, полагал он, Маяковский стремился показать человека на пределе эмоциональной напряженности. Этот тип переживания породил особый тип речи, распадающийся на отдельные самостоятельные слова-выкрики. Отсюда и проистекает столбиковая форма стихов Маяковского, которая подчеркивала интонационную обособленность тех или иных отрезков фразы. Отказ от столбика, по-видимому, связан с намерением поэта яснее обозначить границы стихотворных строк , но при этом сохранить возможность обособления слов в строке. Лесенка в полной мере отвечала этому его желанию. Ступеньки делили стих на части, но в отличие от столбика не приводили к утрате визуального единства стихотворной строки. Сопоставление столбиковой и лесенковой редакций поэм «Про это» (1923) говорит в пользу такого предположения. Переход от одного способа подачи текста к другому в обоих случаях не сопровождался сколько-нибудь значительными изменениями в разбивке стихотворных строк. Эксперименты Белого и творческий опыт Маяковского по использованию столбика и лесенки были восприняты поэтами-современниками разных школ и направлений - Н.Асеевым, С.Кирсановым, И.Сельвинским, С.Есениным, Э.Чаренцом, Н.Хикметом, Ю.Тувимом. В дальнейшем этот творческий опыт помогал решать творческие задачи Л.Мартынову, В.Луговскому, А.Вознесенскому, Е.Евтушенко, Р.Рождественскому. В современной поэзии лесенка и столбик превратились в распространенный и общеупотребительный прием графического оформления поэтического текста.

Вариант 7. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)В середине XVI века картофель был завезён из Южной Америки в Испанию, а оттуда клубни этого растения распространились по всей Европе. (2) поначалу экзотическое растение выращивали ради цветков и долго не понимали ценности картофеля как продукта питания. (3)Произошло это из-за того, что пробовали использовать в пищу зелёные мелкие и ядовитые плоды, а на клубни обратили внимание гораздо позже.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Завезённый в Южную Америку из Европы картофель сначала не использовался как продукт питания, так как люди пытались пробовать мелкие ядовитые плоды, а на клубни не обращали внимания.

2) Клубни картофеля, завезённого в середине XVI века из Южной Америки в Европу, сразу начали использовать как продукт питания, а позже обратили внимание и на красоту его цветков.

3) Картофель, завезённый в середине XVI века из Южной Америки в Европу, сначала не использовался в пищу, поскольку пробовали зелёные плоды, а не клубни, на которые обратили внимание позже.

4) Клубни картофеля являются ядовитыми, поэтому это растение не стали использовать как продукт питания в Южной Америке, а в Европе стали очень популярны цветки.

5) Ценность картофеля, завезённого в середине XVI века в Европу из Южной Америки, была осознана не сразу, так как сначала пытались использовать в пищу зелёные плоды этого растения, а не клубни.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Иными словами,

Следовательно,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕЛКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕЛКИЙ, -ая, -ое; -лок, -лка, -лко, -лки и -лкй; мельче; мельчайший.

1) Состоящий из небольших по величине однородных частиц, небольшой по размеру. М. песок. М. дождь.

2) полн. ф. Небольшой и экономически маломощный. Мелкое хозяйство. М. производитель. М. собственник.

3) Малозначительный по общественному положению. М. чиновник. М. служащий.

4) Не имеющий большого значения, несущественный; не требующий больших затрат, усилий. Мелкие подробности. Мелкие недоделки. М. ремонт.

5) Ничтожный, низменный. Мелкие интересы. Мелкая душонка.

6) Небольшой по глубине. Мелкая река. Мелкое бурение.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

докумЕнт

отозвалА

кУхонный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ИРОНИЧНЫЙ и всё понимающий Вольтер хитро смотрел на нас из своего мраморного кресла в центре эрмитажной анфилады.

Младшая сестра всегда мечтала ОТРАСТИТЬ такие же длинные волосы, как у старшей.

Как человек ПАМЯТНЫЙ, Иван Фёдорович проверил в своём уме, не упустил ли чего-нибудь.

ГАРАНТИЙНЫЙ срок исчисляется с момента передачи товара потребителю.

Чего бы только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий!

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

забрать из ЯСЛЕЙ

мать ТРОИХ детей

НЕДРЫ земли

ПРИВЕДШИЙ к победе

не МАШИ руками

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

B) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился.

2) Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое.

3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования» И. Р. Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста - его завершённость».

4) Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа.

5) Язык, отражающий новые формы общественной жизни, расширяет кругозор людей, развивает их художественный вкус.

6) По приезду в Москву я посетил Третьяковскую галерею.

7) Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз?

8) В картине «Портрете сына» В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.

9) Абитуриент, отлично сдавший экзамены и который победил в олимпиаде по экономике, был принят в МГУ.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

бесп..лезный

(военная) к..мпания

позн..вать

пер..одический

пар..дировать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

р..зобрать, пр..делки

пр..морье, пр..града

бе..вкусный, в..ходы

раз..скать, вз..мать

суб..ективно, в..езд

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

мил..нький

разборч..вый

письм..цо

недоум..вать

потч..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

завис..мый

занавеш..но (окно)

сдерж..нный

брос..вший

ове..нная (славой)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННАЯ вовремя ошибка может привести к трагическим последствиям.

Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.

Несмотря на всё (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.

Письмо (НЕ)ОТПРАВЛЕНО, хотя уже давно написано.

Уж не жду от жизни ничего я, и (НЕ)ЖАЛЬ мне прошлого ничуть.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

М. М. Пришвин писал о том, что любил природу, (ПО)ЭТОМУ его творчество стало КАК(БЫ) формой проявления его любви к окружающему миру, оно напоено светом и радостью бытия.

Мы с вами говорим (ПО)РУССКИ, (ТО)ЕСТЬ на языке «Капитанской дочки» и «Героя нашего времени».

(ВО)ВРЕМЯ морского путешествия, вглядываясь в пелену туманов, Матвей БУД(ТО) искал там своё место и своё будущее.

Лес стоял тёмный и (ПО)ОСЕННЕМУ молчаливый, (ПО)ТОМУ что птицы улетели, не дожидаясь холодов.

(ИЗ)ДАВНА мосты делали плавучими, ЧТО(БЫ) их можно было убрать в момент опасности.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Ра(1)ие стихи Веневитинова насыще(2)ы отзвуками обществе(3)ого подъёма, характеризуются гражданской направле(4)остью.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В уютной избе тикало несколько ходиков и висели две старинные картины неизвестного итальянского мастера.

2) Хочу с высоты птичьего полёта увидеть горы и леса и реки.

3) Но ни усталость ни скука ни на минуту не смогли согнать с лица Ильи Ильича мягкость.

4) К отличительным особенностям рыбы-капли можно отнести отсутствие плавательного пузыря мускулатуры а также студенистое строение тела.

5) Творчество М. В. Ломоносова стало определяющим как для русского классицизма так и для всей последующей русской литературы.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. Блок разделил свою поэзию на три тома (1) выстроенных как эстетическое и идейное единство (2) выражая таким образом мысль о трудном пути лирического героя, о страданиях (3) выпавших на его долю (4) и (5) вставших перед ним (6) соблазнах.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Скажи-ка (1) дядя (2) ведь (3) недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь (4) были ж схватки боевые,

Да (5) говорят (6) ещё какие!

Недаром помнит вся (7) Россия (8)

Про день Бородина!»

(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Строка «лесенка» (1) создателем (2) которой (3) был В. Маяковский (4) явилась новаторством в области поэтического языка футуристов.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вокруг не было ни души (1) когда я приходил на реку порыбачить (2) но (3) как только я закидывал удочки (4) из балки появлялись босоногие мальчишки.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра». (3)Не такое старинное издание, как другие, хотя тоже с «ятями» и с твёрдыми знаками в конце слов. (4)Отпечатанное на гладкой бумаге и со множеством рисунков. (5)Журка обрадовался «Мушкетёрам» - это были старые друзья, - начал перелистывать, разглядывая картинки.

(6)И увидел между страницами узкий белый конверт.

(7)Видимо, дедушка решил, что если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца.

(8)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Юрику.

(9)Журка сперва сам не зная чего испугался... (10)Или нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (11)Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну. (12)Суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (13)Развернул большой тонкий лист.

(14)Дед писал чёткими, почти печатными буквами:

«(15)Журавлик!

(16)Книги на этих полках - тебе.

(17)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (18)Я их очень любил.

(19)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями.

(20)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?).

(21)Ты их ещё сочинишь.

(22)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (23)Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (24)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (25)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки, и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея.

(26)Этот летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. (27)Будто я опять маленький, и он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним.

(28)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева.

(29)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (30)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (31)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.

(32)Впрочем, ерунда, старости не бывает, если человек её не хочет. (33)Просто приходит время, когда лопается нить, которая связала тебя с крылатым змеем. (34)Но змей вернулся, я оставляю его тебе. (35)Может быть, он поможет тебе взлететь.

(36)Журка, вспоминай меня, ладно? (37)Меня и другие будут вспоминать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверно: жизнь у него не удалась. (38)Это неправда! (39)И ты про это не думай. (40)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда.

(41)И учись летать высоко и смело.

(42)Ты сумеешь. (43)Если тяжело будет - выдержишь, если больно - вытерпишь, если страшно - преодолеешь. (44)Самое трудное знаешь что? (45)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (46)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. (47)Может случиться, что правы. (48)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (49)Не оправдывай себя чужими правильными словами.

(50)Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу... (51)Нет, ты поймёшь. (52)Ты у меня славный, умница. (53)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу.

(54)Никогда не писал длинных писем. (55)Никому. (56)А теперь не хочется кончать. (57)Будто рвётся нить. (58)Ну, ничего...

(59)Видишь, какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавлёнком».

(60)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (61)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (62)И любовь к нему, к Журке, о которой он не знал. (63)И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить лаской, ни разбить одиночество...

(По В. П. Крапивину)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Послание внуку дедушка оставил в любимой Журкиной книге «Три мушкетёра».

2) Письмо дедушки было написано чёткими печатными буквами с «ятями» и твёрдыми знаками в конце слов.

3) Дедушка призывает внука прислушиваться к правильным словам других людей и всегда поступать так, как советуют окружающие.

4) В редкие встречи с дедушкой Журка говорил с ним о кораблях и созвездиях, пытался сочинить стихи про Галактику.

5) Летучий змей, которого запускал Журка, улетел в далёкие края и не вернулся.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 11-13 представлено повествование.

2) Предложение 31 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 29-30.

3) В предложениях 32-35 представлено рассуждение.

4) Предложение 45 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 44.

5) В предложениях 48-49 представлено описание.

23. Из предложений 48-49 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).

24. Среди предложений 26-35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Читая дедушкино письмо внуку, испытываешь сильные чувства. Очень эмоциональный тон письма достигается благодаря использованию различных языковых средств, среди которых, в частности, синтаксическое средство - (А)___ (предложения 15, 22), приёмы: (Б)___ (предложение 43), (В)___ (предложения 54-55). Чувства, которые пробуждаются у Журки после прочтения письма, очень точно передаёт троп - (Г)___ (предложение 61)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) разговорные слова

3) эпитеты

4) вводные слова

5) метафора

6) обращения

7) противопоставление

8) синтаксический параллелизм

9) книжная лексика

26. Напишите сочинение.

Вариант 7

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

издавначтобы

134 или любая комбинация
этих цифр

1234 или любая комбинация
этих цифр

памятливый

1256 или любая комбинация
этих цифр

1234 или любая комбинация
этих цифр

кампания

субъективновъезд

235 или любая комбинация
этих цифр

разборчивый

134 или любая комбинация
этих цифр

занавешено

капелькакрошка

несходство

Проблема

1. Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. (На чём основываются отношения между представителями разных поколений?)

Многие называют советский период нашей родины темным временем для литературного творчества. С этим можно и нужно не соглашаться, потому что именно в этот период времени становятся известными многие талантливые писатели и поэты. Это и знаменитый «гуляка» русской поэзии, и поэт, писавший стихотворной лесенкой, и автор самых резонансных романов на тот период. Это развитие множества литературных жанров, эпоха расцвета образа, формы, новое время в литературе.

«Я волком бы выгрыз бюрократизм…»

В. В. Маяковский был одним из самых видных и талантливых писателей того времени (начало 20-го века и до 1930-х годов). Его стихотворения, во многом, называются лозунгами коммунистов, хотя сам поэт одно время полностью поддерживал пролетариат, другое - считал его слишком «рабочим», не имеющим места для культуры. Тем не менее, стоит отметить, что Маяковский стал известен не только как поэт, писавший стихи лесенкой, и даже не как поэт-революционер, в мировой литературе его запомнят как одного из самых ярких футуристов. Футуристы более заботились о форме, а не о содержании, таким образом, поэты использовали яркие рифмы, резкие выражения, позволяли себе вульгарные фразы или даже придумывали новые слова, которые звучно описывали что-либо. По сей день поэт, писавший знаменитой стихотворной лесенкой, популярен. Его фразы стали крылатыми, а память о нем незабвенна.

Имажинист или Поэт, писавший знаменитой стихотворной лесенкой

Авангардизм и футуризм - это лишь начало жанров, но не их продолжение. Поэт, писавший знаменитой стихотворной лесенкой, активно начал развивать еще никому не известное направление в футуризме, можно сказать, что Маяковский был его создателем.

Который ставил на первое место не столько форму, сколько образ. От прочтения стихотворений сразу должен появляться некий зримый вид того, о чем хочется рассказать, такие произведения очень яркие и показательные, а порой и резонансные. Правда, имажинизм был лишь временным явлением, притом, краткосрочным, а потому быстро распался, а писателей предавали забвению, а то и вовсе - травле. Такая судьба постигла и нашего поэта. Писавший знаменитой стихотворной лесенкой, великий, гениальный Маяковский был не понят современниками, отвергнут ими. Его яркие выражения, резкие фразы, создание четких образов постепенно переставали нравиться публике, творчество оставалось по-простому «грубым», но очень глубоким, а пролетариат становился образованным, но немного поверхностным.

Основная цель

Зачем же великий поэт использовал такой непростой способ написания своих произведений? Дело в том, что привычная нам запятая часто не воспринимается так, как должно было бы. Для создания образа необходимо было, чтобы читатель понял поэта, а Маяковский считал, что достичь этого можно с помощью того, что читатель прочтет стихотворение таким образом, как его видит и слышит поэт. Говоря проще, благодаря «лесенке» поэт смог заставить всех читателей правильно ставить паузы, сохранять нужную интонацию, прерываться, восклицать, придавая яркую эмоциональную окраску. Так что поэт, писавший знаменитой стихотворной лесенкой, был еще и очень тонким психологом человеческой души, который прекрасно понимал, что передать образ, который заложен в произведении, ничуть не проще, чем передать его смысл.

По лесенке Маяковского
Пробегись,
Думая!

Почему до сих пор никому, даже ближайшим ученикам и последователям Владимира Маяковского, не удалось не то что превзойти, а даже приблизиться к вершинам его стихотворных произведений? Казалось бы, поэт сам дал готовый рецепт или даже, если хотите, «технологию производства» стихов, будто пирожков каких-нибудь, в своём «Как делать стихи». На это «практическое руководство по деланию стихов» ссылаются все авторитетные исследователи творчества Маяковского. Тем не менее, поэт по-прежнему остаётся единственным, неповторимым, оригинальным. Подделку «под Маяковского» легко отличишь от настоящего Маяковского, несмотря на то, что на первый взгляд там будут соблюдены все требования к графическому оформлению стихов.

Пресловутой своей «лесенке» поэт дал исчерпывающее объяснение в этой же статье: не хватало ему графических средств, пунктуационных знаков для выражения оттенков эмоций «усложнённого человека». Лесенка потребовалась поэту для создания интонационных пауз между словами, более длительных, чем паузы, подразумеваемые обычными знаками препинания. Оговоримся сразу: существует и другое, более банальное и приземлённое объяснение этому приёму Маяковского – работу поэту оплачивали построчно, говорят, что таким образом он увеличивал свой гонорар . Не отрицая важности финансового, материального аспекта творчества для всех профессиональных поэтов, зарабатывающих деньги литературным трудом, в том числе и для Маяковского, вспомним всё же его лирические стихотворения «не для печати», посвящённые Лилии Брик и написанные всё той же лесенкой.

Поэтому вряд ли можно обвинять Владимира Маяковского в том, что лесенка была придумана им исключительно для заработка. Кроме того, несмотря на поразительно простое объяснение поэта и кажущуюся лёгкость подобной графической организации стиха, повторимся, так как Маяковский писать не мог никто. И связано это прежде всего с тем, что придуманный и постоянно использующийся поэтом приём имеет под собой гораздо более сложную мотивацию, или, если хотите, внутреннюю потребность самого Маяковского.

Новое время, наступившее в истории России в период творчества поэтов так называемого «серебряного века» русской поэзии, который многие филологи, кстати, называют «платиновым», значительные перемены в составе аудитории, для которой произведения создавались – всё это требовало и новых средств выражения, и новых форм. Это было время сумасшедших идей, постоянного поиска, отрицания старых идеалов, создания нового искусства, эпатажа и стремления выделиться. Не всё было гладко, не всё прижилось и было принято, но именно этому времени мы обязаны тем, что у нас есть Маяковский, Цветаева, Блок, Мандельштам и многие-многие другие талантливые поэты и прозаики. По-разному складывалась их творческая и личная жизнь, по-разному оценивают потомки их вклад в развитие и расцвет русской литературы, несомненно одно – они сделали русскую литературу на ближайшие два-три столетия такой, какой мы видим её сейчас.

Маяковский пошёл по пути, который принято называть футуристическим (от лат. Futures — будущий), он своим пером создавал поэзию будущего, своим творчеством утверждал идеал будущего, каким его видел. И перечитывая сейчас эпиграф, предваряющий эту статью, задумываемся: куда ведёт нас лесенка Маяковского… Думаем, что эта лестница – вверх.

ДУШЕ ПОЛЕЗНЫЕ РАССКАЗЫ... """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" КУРИЦА В субботу, когда шел тот самый сильный дождь прошлой недели, я уже буквально от порога своего дома повернул в продуктовый магазин. Хотя вроде бы ничего не было нужно. Просто дома ждали дела, звонки, фэйсбук, электронная почта. Хотелось чуть отсрочить всю эту текучку. В магазине ко мне подошел здоровый похмельный мужик. Заглянул в мою почти пустую корзину: - Что? Дорого все? Я пожал плечами. Бреду дальше. Он опять появляется передо мной: - Слышь! Выручи! Я так есть хочу, а денег вообще нет! Купи мне курицу! Курица ведь недорого стоит! Я посмотрел на ценники. Жуть не хотелось никому ничего покупать. Но тут закричала моя душа: - Вдруг человек голодает и просит тебя от отчаянья. Ты ему не поможешь и всю жизнь будешь об этом вспоминать! А тебе ведь завтра на исповедь идти! Я ему говорю: - Подожди меня у выхода из магазина. Не ходи за мной. Он ушел. Я купил ему курицу, вынес. Даю ему в руки. Спасибо! Пожалуйста. Но я еще не отошел от него на два шага, как редким пешеходам он начал эту курицу предлагать: - Слышь, мужик! Возьми курицу за полтинник! - Эй, мать! Купи у меня курицу - за пятьдесят рублей отдам. Я повернулся, хотел что-то сделать… А что я буду делать? Вырву курицу? Дам по морде? Начну кричать? В лицо бил дождь. Меня только что развели. Было обидно и противно. Мужик на мою фигуру не реагировал. Я для него не существовал. У него была своя задача. Я вернулся домой. Через часа два мне нужно было снова отлучиться по делам. От подъезда отъезжала неотложка. Консьержка и еще несколько соседок что-то оживленно обсуждали. Я спросил, что случилось? И Евгения Михайловна с восьмого этажа рассказывает, что пошла в тот самый магазин, где до этого был я. На улице к ней пристал насквозь промокший, трясущийся от холода алкаш, стал предлагать курицу «хотя бы за тридцать рублей». Она пыталась от него отделаться, тогда он вложил ей в руки эту курицу со словами: - Бери, мать! Бери бесплатно. И ушел. Вот с этим приобретением она вернулась домой. А дома дочка Жанна ей выговаривает: - Вот кто теперь эту курицу будет есть? Где ее твой алкаш взял? Может она испортилась? Дочь решила курицу выкинуть, а Евгения Михайловна не разрешает: - Выкидывать продукты грех! Даже алкаш не выкинул. Надо кому-нибудь другому отдать, если сами есть не будем. Вот они стали думать, кому в доме нужна курица с сомнительной биографией. Поняли, что никому. Вроде бы все соседи вполне благополучные люди. Принести вдруг кому-либо из соседей курицу, даже в вакуумной упаковке, - это странно. Но на втором этаже живет Галина. Несмотря на возраст она всегда ярко одевается и похожа на Жанну Агузарову в глубокой старости. А денег у нее нет ни копейки. И кто чем ей все помогают. Понесли курицу Галине. Дверь у нее никогда не на замке. Постучались - молчит. Толкнули дверь - отворилась. Галина не отвечает. Прошли в квартиру - нашли ее на полу. Вызвали скорую. Перед уходом, унося на носилках Галину, врачи говорят: - Если бы мы приехали хоть на несколько минут позже, то не было бы этой женщины в живых. Мы успели в последний момент. Так курица ненароком спасла жизнь человеку. Но на этом еще не все. У Евгении Михайловны с дочкой опять раздор: куда девать курицу? Дочь предлагает выкинуть. Мать - отдать бомжам на улице. Они оделись и несмотря на дождь пошли искать бомжей. Не нашли. Исходили половину района. Дошли до метро. Нет бомжей. Недалеко от метро есть часовня. Решили отнести курицу туда. Тем более рейтинги у курицы высокие: она жизнь человеку спасла. Пусть ее съедят приличные люди. Вернулись они довольные, но мокрые, хотя уходили с зонтом. Рассказывают консьержке, что рядом с часовней на лавочке под проливным дождем сидел благообразный старичок с собакой. Вот они ему курицу и подарили. Он своей собаке показывает курицу и говорит: - Представляешь, Кукуруза (это ее кличка)! Нам на праздник Господь подарок прислал! Евгения Михайловна с дочкой уже от него отходили. Но ведь когда делаешь добро - это засасывает. Хочется делать еще и еще. Поэтому дочь вернулась и подарила старичку свой зонт. Вот почему они возвратились мокрые. И из-за этой несчастной курицы чуть не заболели. Хорошо, что у консьержки был коньячок. Я вернулся вечером домой, и от раскрасневшейся повеселевшей и разговорчивой консьержки всю эту историю узнал. И выдвинул свою версию: - Наступает же день Николая Угодника. Никола Летний. Вот он соседку нашу Галину и спас. И он же подарок старику прислал! А может, этот старик и был Св. Николай! Консьержка возбужденно закивала, а я радостный вернулся домой. А на следующий день, в воскресенье, я снова пришел в магазин. И стоит этот самый алкаш. У меня на него обиды уже никакой нет. Наоборот! Это такой урок: даже когда тебя обманывают, это может помочь многим!!! Алкаш меня узнает. Я спрашиваю: - Чего мою курицу отдал? - А откуда ты знаешь? - Я все знаю! - А что мне с ней делать? - Мог бы съесть! - Да что ты! У меня вчера такое похмелье было, что мне как-то о еде мысль в голову не пришла. Зато сегодня я бы поел. Все утро о бульончике от той курицы думаю. Дурак я! Взял и отдал. Может, ты купишь мне другую курицу, а то внутри все сводит! Я прямо растерялся! А душа кричит: - Вот что было бы, если ты вчера ему отказал? Посмотри сколько всего хорошего благодаря ему произошло!!! Купи ему курицу! - Ну ладно! Иди к кассе, я сейчас. Он уходит, но уже отдаляясь от меня, разворачивает голову и бросает мне с улыбкой: - И еще 150 грамм бы хорошо к бульончику! А затем, уже от касс кричит на весь магазин голосом, похожим на голос Гармаша, цитируя «Бриллиантовую руку»: - Сеня! Еще 150 грамм шампанского - и все! И начинает гулко смеяться. И все в магазине засмеялись. И три-четыре человека покупателей, и две кассирши. Ну и я, конечно. А после магазина думаю: надо пойти к часовне, посмотреть на того старичка, который сидел с собакой. Вдруг я его увижу. Не знаю, почему-то мне это было важно сделать. Утром день был пасмурный, а теперь сияло солнышко. Прогуляться было - чистое здоровье. Старичок сидел у часовни. Он и правда был невероятно благообразный, светлый. Сидел он не там, где нищие, а чуть поодаль, на лавочке. Словно шел по улице и просто решил передохнуть. Рядом лежала его собака. Старичок смотрел на прохожих и улыбался. Казакевич Александр