Разработка урока по литературному чтению для начальных классов на тему "волшебная лампа алладина". Урок по литературному чтению (система) на тему «Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов Арабская народная сказка " Аладдин и волшебная ла

Сказка из сборника "Тысяча и одна ночь", известная славянским читателям под названием "Аладдин и волшебная лампа", богата неожиданными поворотами сюжета, как большинство сказок Шахерезады. Одной из таких неожиданностей является характеристика главного героя - Аладдина. Юный сын портного в родном городе считается бездельником, поскольку не только не усвоил уроков отца в области портняжного мастерства, но еще и вместе с ватагой таких же бездельников ворует фрукты по чужим садам. Спрашивается, с какой стати такой парень является избранником судьбы? Ведь именно ему одному предписывалась возможность добыть волшебную лампу из страшного подземелья! Колдун-магрибинец был вынужден именно Аладдина искать по всей земле для того, чтобы уговорить юношу спуститься под землю и принести нужную колдуну вещь. Как же так?!

Но внимательный и вдумчивый читатель не так уж сильно удивится этому моменту сказки. Бывает, что человек со скрытыми достоинствами, в молодые годы не сразу может найти применение своим лучшим качествам. Такие люди, не чувствуя интереса к тому, что постигли их родители, могут долго не находить реализацию своим способностям. Так герой сказки Аладдин оказался способным в точности запомнить и выполнить указания магрибинца, спустившись в наполненное злыми чудищами и призраками подземелье. Оказалось, что юноша храбр и сообразителен.

При попытке старого и опытного колдуна обмануть юного парнишку, заставив его отдать волшебную лампу до выхода из подземелья - магрибинец натыкается на неожиданно мудрый отказ юноши, на неожиданное упорство в защите собственных интересов. Вот вам и ещё одно проявление скрытых достоинств Аладдина-бездельника! Юноше всего пятнадцать лет, а он не только способен достать волшебную лампу, преодолев страхи от встречи с чудищами и привидениями, но и способен возражать старому и многоопытному в мошенничестве колдуну!

Помимо храбрости и сообразительности, Аладдин в дальнейших событиях сказки выказывает и другие достоинства, которыми могут похвалиться далеко не все подряд. Влюбившись в красавицу Будур, Аладдин упорен в своем стремлении жениться именно на этой девушке, хотя препятствий и риска на пути такого намерения - предостаточно! Умение любить только одну девушку и быть готовым отдать за нее все свои сокровища - свойственно далеко не каждому мужчине!

Имея в своем распоряжении такие волшебные возможности джинна, как Аладдин, когда научился пользоваться волшебной лампой, многие мужчины не стали бы себя утруждать попытками угодить богатому султану, отцу царевны Будур. Ведь можно было приказать джинну обеспечить доставку множества красавиц со всех концов света. Но Ададдин не помышляет о таком решении вопроса, так как его сердце не запятнано никакой подлостью. Ведь фрукты из чужих садов юноша таскал не из низких намерений, а только от голода. Когда же судьба обеспечивает ему достаток, Аладдин использует свое благополучие мудро и не во зло другим. Поэтому-то интриги и хитрости магрибинца приводят в финале сказки к гибели колдуна. А юный герой счастливо живет с женой и матерью .


Э та сказка несет в себе аромат востока, его тайны и загадки, его экзотическую красоту и утонченность. Главный герой сказки - Аладдин - добрый юноша, полюбивший принцессу Будур. Принцесса тоже влюблена в Аладдина, но ее возлюбленный беден. Могущественный Султан, отец девушки, никогда не согласится на их брак. Только чудо может соединить влюбленные сердца. В руки Аладдина попадает волшебная лампа, исполняющая желания хозяина лампы. С помощью волшебной лампы Аладдин мог бы получить несметные сокровища и неограниченную власть, но ему не нужны ни богатства, ни слава: все его мысли о Будур. Султан пообещал Аладдину, что выдаст за него свою дочь, если юноша построит золотой дворец. Тут, пожалуй, самое время обратиться за помощью к волшебной лампе. Джин из волшебной лампы выполнил просьбу Аладдина: золотой дворец построен. Аладдин женится на принцессе Будур, но счастье молодых продолжалось недолго. Тщеславный Визирь, втайне мечтавший и о принцессе, и о власти, хитростью завладел лампой. Добившись господства над лампой, Визирь приказывает Джину убить Аладдина. Однако лампа заколдована именем Аладдина: Джин бессилен его убить. Тогда коварный Визирь приказывает Джину перенести дворец с его обитателями в далекую пустыню Магриба. Визирь ликовал: скоро у него будут и власть, и Будур. Однако Аладдин был не из тех, кто отступал перед трудностями, а к тому же его сердце переполняла любовь, прибавлявшая ему смелости. Бесстрашие и добродушие Аладдина взяли верх над трусостью и алчностью Визиря: юноша вернул себе любимую. Пустыня Магриба превратилась в цветущий сад с роскошным дворцом, в котором счастливо зажили храбрый Аладдин и прекрасная Будур. Честность, порядочность, бескорыстность в сказках всегда вознаграждается, а кто носит в душе зависть к чужому богатству, злобу и прочие недобрые мысли - тому в сказках туго приходится. Справедливостью и добрыми деяниями Аладдин заслужил настоящее счастье, но не в виде богатства и роскоши: жизнь подарила ему куда большие сокровища - любовь Будур. Это сказка о добре и зле, о бескорыстии и жадности, о любви.

Арабская сказка в пересказе М. Салье
Инсценировка В. Глоцера
Музыка Э. Денисова
Тексты песен М. Либина.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Р. Плятт
Аладдин - А. Леньков
Мать Аладдина - Н. Тер-Осипян
Магрибинец - А. Джигарханян
Джинн Дахнаш - Ю. Воробьев
Джинн Маймун - Ю. Авшаров
Мальчик - Т. Курьянова
Султан - Е. Весник
Визирь - С. Цейц
Царевна Будур - Е. Романова
Служанка - М. Полянская
Продавец воды - М. Лобанов
Прохожий - А. Очеретянский
Медник - Я. Ромбро.

Симфонический оркестр п/у А. Степанова.
Режиссер С. Василевский.

________________________________

Год выпуска: 1984
Формат: MP3
Продолжительность: 01:23:21
Битрейт аудио: 192 kbps
Размер: 114 Mb

Скачать для ознакомления:

Небольшая викторина по сказкам "Тысяча и одна ночь", вопросы и задания которой позволяют быстро, в соревновательной игровой форме проверить знания детей. Формирует интерес к чтению. Может быть использована на уроке внеклассного чтения и как амостоятельное мероприятие в работе ГПД или летнего пришкольного лагеря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»

  1. Расшифровать имена литературных героев.

ЛАДНДАИ (Аладдин)

МРАДАЖАН (Марджана)

УУДБР (Будур)

ДИНСАДБД (Синдбад)

  1. Кто сказал эти слова?
  1. «Отдай эти деньги матери. Скажи ей, что твой дядя вернулся и завтра придет к вам ужинать. Пусть она приготовит хороший ужин». (Колдун, «Волшебная лампа Аладдина»)
  2. «Дядя, протяни мне руку и возьми мою шапку с камешками, а потом вытащи меня наверх: мне самому не выбраться». (Аладдин, «Волшебная лампа Аладдина»)
  3. «Что ты говоришь! Тебе, наверное, напекло солнцем голову. Разве слыхано, чтобы сыновья портных женились на дочерях султанов? Поужинай лучше и усни. Завтра ты и думать не станешь о таких вещах». (Мать Аладдина, «Волшебная лампа Аладдина»)
  4. «Не хочу половины, хочу все деньги! Говори скорее, как войти в пещеру, а если не скажешь, я донесу на тебя султану, и он велит тебя казнить». (Касим, «Али-Баба и сорок разбойников»)
  5. «Что толку сидеть и горевать! Никто меня не спасет, если я не спасу себя сам. Пойду дальше и, может быть, дойду до места, где живут люди». (Синдбад, «Синдбад-мореход»)
  1. Вспомни.
  1. Кто был отцом Шахразады? (визирь)
  2. Как звали сестренку Шахразады? (Дуньязада)
  3. Кем был отец Аладдина, как его звали? (портной Хасан)
  4. Жителем какого города был колдун, выдававший себя за дядю Аладдина? (Магриба)
  5. Как звали джина из сказки про Аладдина? (Дахнаш)
  6. Куда шла царевна Будур, когда ее впервые увидел Аладдин? (в баню)
  7. Как звали брата Али-Бабы(Касим)
  8. Название какого растения было волшебным словом в однй из сказок? (симсим)
  1. Волшебные предметы.

Назвать как можно больше волшебных предметов.

  1. Волшебные числа.

Назвать волшебные числа из сказок. (12 золотых блюд, «Волшебная лампа Аладдина»; 40 разбойников; 7 путешествий Синдбада и т. д.)

  1. Кроссворд.

1 Ш

2 Б

1 Ш

3 А

2 С

4 Р

3 Б

Персидская народная сказка послужила сюжетом для нескольких версий фильмов и мультфильмов о приключениях бедного арабского мальчишки из Багдада Аладдина.

Сказка, повествующая о злом волшебнике-магрибинце, который обманом выманил Аладдина из дома, чтобы тот достал ему джина. Аладдин - сын портного. Семья жила очень бедно, отец умер, и мать осталась совершенно без опоры. Потом появился колдун, который представился дядей Аладдина и обманом заставил его помогать себе.

Но в итоге зло в сказке будет наказано, а джин, который живет в лампе, станет помогать мальчику. Эта сказка относится к циклу рассказов Шахразады "Тысяча и одна ночь". По ее мотивам компания Уолта Диснея сняла мальтфильм, который уже мало напоминает исходный вариант.

Аладдин, его возлюбленная принцесса Жасмин, вредный попугай Яго, обезьяна Абу, веселый и несерьезный джин, а также ковер-самолет, также обладающий мышлением и чувствами. Аладдин встретил Жасмин на рынке и сразу полюбил. Но между ними целая пропасть: он - бедный юноша, а она - дочь султана. Как ни странно, Жасмин отвечает ему взаимностью. "Волшебная лампа Алладина" - мультфильм, который доказывает, что любовь и дружба могут победить и преодолеть все.

Злой визирь султана Джафар мешает отношениям влюбленных. Кроме того, он хочет завладеть рукой принцессы ради денег и власти. Помочь Аладдину может только его ловкость, смелость и смекалка, а также его верные друзья, в числе которых джин.

Джин в мультфильме "Лампа Алладина", конечно, не такой, как в сказке. Он веселый, глуповатый, не всегда может найти выход из положения, но он очень хочет помочь своим друзьям. Все его идеи выглядят нелепо, но зато благодаря этому персонажу мультфильм получился очень самобытным, ярким и живым. Можно хорошо посмеяться, глядя на забавные попытки джина выкрутиться из сложной ситуации. Он постоянно переодевается, примеряет на себя разные образы. Также забавно наблюдать за вечно ворчащим красным попугаем Яго и за тем, как они ругаются с Абу. Ну а что касается главных героев, то просто приятно наблюдать за их идиллией. Жасмин - темноволосая и чернобровая арабская красавица - не может оставить равнодушными маленьких девочек, которые хотят быть на нее похожими.

В 1966 году в СССР был также снят фильм "Лампа Алладина". Режиссер Борис Рыцарев стремился как можно точнее передать сюжет народной сказки, и это ему удалось. Здесь есть и злой колдун из Магриба, и история семьи Аладдина, и всемогущий ужасный джин.

И та и другая версия известной сказки хороши по-своему. И обе они нравятся детям. Мультфильм, конечно же, привлекает яркими красками, необычными приключениями, каждый раз новыми героями-злодеями и их кознями. Всем хорошо известен саундтрек к мультфильму - "Арабская ночь", который очень ярко передает национальный колорит и погружает в атмосферу старинного Багдада.

"Лампа Алладина" - это не только развлекательный сюжет и захватывающие приключения, но и поучительный фильм. Он учит дружбе, взаимопомощи, любви, вере в собственные силы. Он показывает, что такое хорошо, и что такое плохо, задает детям правильные ориентиры.

Урок литературы в 3 классе по системе Л.В.Занкова

по учебнику Н.А.Чураковой

Тема: Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Цель: Познакомить с народной волшебной сказкой: продолжить формирование представлений о жанровой специфике сказки.

Задачи:

1. Расширить представление о жанровой специфике народной волшебной сказки;

2. Развивать речь, выразительное чтение, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать внимание, беглость, гибкость, оригинальность мышления;

3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к произведениям зарубежной литературы.

Оборудование: книга по литературе для 3 класса Н.А.Чураковой, таблички с именами героев: Аладдин, мать, дядя-магрибинец, высказывание А.С.Пушкина «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ход урока:

I . Орг. момент.

1. Активизация цели урока в доступной форме

1.Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:

У – (у знавать новое)

Р – (р азвивать речь, рассуждать)

О – (о бсуждать героев)

К – (к орректировать) - излагать правильно мысль

Прочитайте первые буквы каждой строки. Какое слово получилось? (Урок)

2. Речевая разминка

Сегодня на уроке литературы мы будем выразительно читать, четко и ясно отвечать на вопросы, а для этого мы проведем разминку.

Первый звук (У) – поиграем с ним.

Вдох, выдох на звук (У)

Второй звук (О) – произнесем этот звук радостно, грустно, тревожно, таинственно, с удивлением.

Слово УРОК произнесем в различных интонациях:

ХИТРО, ЛЖИВО, УСТАЛО, ЛЕНИВО, НАИВНО, ВОЛШЕБНО

II . Проверка домашнего задания

Как вы понимаете смысл слова ВОЛШЕБНО? Кто же совершает эти чудеса?

(Волшебники, колдуны, маги, чародеи, феи). А кто такие феи? Вы верите в их существование? Давайте прочитаем стихотворение К.Бальмонта «Трудно Фее» на с.121, 124. В чем же состоит работа феи? Это чудеса мира природы, но самыми интересными являются чудеса превращений. Где они встречаются в мире литературы? В сказках.

III . Сравнение видов сказок и их жанровых особенностей.

Давайте вспомним, ребята, какие виды сказок вы знаете?

- Кто сочиняет сказки? (писатели и народ)

В сказках о животных - главные герои - животные. В них сильный защищает слабого.

В бытовых сказках – главные герои – простые люди. В этих сказках высмеиваются плохие черты характера.

Чем отличаются волшебные сказки от других видов сказок?

В них происходит волшебство, главные герои – помощники и злодеи, есть необычные и трудные испытания, и чудеса превращения.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Вы прекрасно знаете, что такое урок. (В словаре это слово обозначает: учебный час, посвященный отдельному предмету).

Как вы понимаете слово УРОК в этой фразе?

(Урок – это нечто поучительное, то из чего можно сделать вывод для будущего).

Сегодняшняя сказка тоже преподаст нам урок.

Откройте учебники на 125. Прочитайте ее название. Вам знакома эта сказка? Какая она? Она волшебная, потому что есть чудеса превращения.

IV . Чтение и анализ произведения.

Это одна из арабских сказок из сборника "Тысяча и одна ночь" , историю возникновения которого так описывает старинная арабская легенда...
Когда-то жил-был злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Скоро во всем городе осталась лишь одна девушка - Шахерезада. Отец отвел ее во дворец царя и простился с ней, обливаясь слезами, так как думал, что больше не увидит ее живой. Но, к счастью, он ошибался. Так как царь Шахрияр не мог спать по ночам, Шахерезада предложила царю рассказать ему сказку, чтобы ночь не казалась ему такой длинной и скучной Шахерезада начала рассказывать сказку, и она была такой интересной, что царь и не заметил, что за окном уже стало светать. Царю было очень интересно узнать, чем же закончится сказка, поэтому он не казнил Шахерезаду и, как только стемнело, опять позвал ее к себе, чтобы она продолжила рассказ. Так повторилось и на другую и на третью ночь. Тысячу ночей, почти три года рассказывала Шахерезада царю свои волшебные сказки, а когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей, что не казнит ее, даже если она не знает больше ни одной сказки.

1. Первичное чтение учащимися вслух по цепочке.

Раскрыть тайны слов в тексте сказки нам поможет Кот ученый в разделе «Музей».

Лексическая работа по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

Назовите главных героев в этом фрагменте сказке. Опишите их.

Характеристики этих героев нам помогут, чтобы прочитать сказку выразительно.

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки? (1) не хотел ничему учиться; 2) остался сиротой, без отца; 3) именно его выбрал для каких-то своих целей чужеземец, явно волшебник, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком).

Аладдин (арабск.) – возвышенная вера

На героя, каких других волшебных сказок похож Аладдин?

Верите ли вы, что магрибинец настоящий дядя Аладдина? Можно ли доверять незнакомцам.

3. Выборочное чтение.

4. Работа в парах.

-Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте сказки?

1. Герой-простак

2. Волшебник

3. Волшебный предмет

4. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира

V . Итог урока:

Вывод: узнавали новое, рассуждали, обсуждали героев, корректировали.

Доказали, что это сказка волшебная.

Давайте вспомним изречение А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок мы извлекли из фрагмента этой сказки?

«Бесплатный сыр только в мышеловке»

«Рыб ловят удочками, дураков - словами» (итальянская пословица)