Богоявленский кафедральный собор в елохове. Белосток


Икона Воскресение Христово .

Выполнены реставрационные работы всего фасада собора, заменены все кровли. На четырех малых главах сделана кровля с напылением, имитирующим позолоту. Большая глава собора и глава колокольни позолочены сусальным золотом.

Проведено благоустройство двора и реконструкция жилых корпусов, жильцы из которых были переселены в благоустроенные квартиры. В этих помещениях был создан храм в честь Св. Василия Блаженного - в нем совершается таинство крещения. В этих же корпусах оборудована трапезная для приема гостей, столовая для обслуживающего персонала, просфорня, различные складские помещения, гараж. На месте снесенных ветхих зданий оборудовано постоянное место для освящения и раздачи святой воды с мозаичной иконой Крещения Господня и навесом. Постоянно продолжаются работы по благоустройству и поддержанию собора в хорошем состоянии.


Икона Богоявление Господне - Крещение .

Первое храмовое строение (деревянное) возведено в середине XVII века. Предназначалось для приходской церкви подмосковной дворцовой слободы Елохово.

В 1694 году заменено новой деревянной постройкой, просуществовавшей недолго.

С 1717 (или 1722) по 1731 год на ее месте производилось сооружение каменного храма , начатое при содействии императора Петра Великого и царевны Параскевы Иоанновны. В 1790 году была перестроена трапезная и пристроена четырехъярусная колокольня. Обновление храма осуществлялось в 1837-1845 годах по проекту архитектора Е.Д. Тюрина.

В новосозданном архитектурном ансамбле были сохранены трапезная и колокольня XVIII века.

С 1945 года Богоявленская церковь является кафедральным патриаршим собором.

Главный алтарь собора посвящен Святому Богоявлению , Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела: левый - во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , Чудотворца, правый - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы .






Престольные праздники храма совершаются соответственно 6/19 января, 6/19 декабря и 9/22 мая, 25 марта/ 7 апреля.

Наиболее чтимые святыни храма - мощи великого молитвенника за Русскую землю святителя Московского Алексия (ум. 1378; память 12/25 февраля и 20 мая/ 2 июня, 5/18 октября); чудотворная (память 8/21 июля и 22 октября/ 4 ноября).

Богоявленский собор явился главным местом торжеств и при избрании на Московский Патриарший престол митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия в 1945 году и митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена в 1971 году. Для участия в этих торжествах в Москву в Елоховский собор снова приезжали многие предстоятели поместных церквей.

В 1978 году настоятелем Богоявленского Патриаршего кафедрального собора был назначен протоиерей Матфей Стаднюк с возведением в сан протопресвитера. Он служит в соборе и по настоящее время. Отец Матфей пользуется большим уважением и любовью прихожан.

В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери.

И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.

Богоявленский кафедральный собор хранит великие святыни русского Православия.

В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская» . Образ является одним из первых списков с образа Божией Матери, открытого в 1579 году в городе Казани. В 1612 году чудотворный образ Божией Матери был принесен из Казани в Москву воинами, пришедшими на помощь в борьбе против напавших поляков. С верою приняли ратники святую икону, от которой стали являться многие чудеса. Узнав о помощи Божией Матери воинам, князь Пожарский, шедший на помощь Москве со своими ратниками, взял чудотворную икону с собой, и воины постоянно прибегали к ней с теплыми молитвами о помощи.


Икона Божией Матери «Казанская» - чудотворный образ.

В 1613 году напавшие враги, потеряв надежду на победу, сами сдали Кремль и просили у князя Пожарского пощады. В честь этого был совершен крестный ход с Казанскою иконою Богородицы для принесения Господу и Пресвятой Его Матери торжественного благодарения за избавление от врага. По изгнании врага из Москвы князь Пожарский поставил святую икону Казанской Божией Матери в церковь Введения во храм Богородицы на Сретенке. После создания и освящения в 1636 году Казанского собора на Красной площади в него была перенесена чудотворная икона Божией Матери.

Святость его жития, засвидетельствованная от Бога пред соотечественниками, в совершаемых им чудесах, была известна и иноплеменникам, не веровавших во Христа. Во времена татаро-монгольского ига у хана татарского Чанибека (Джанибека) ослепла жена, и он обратился к князю: «Слышали мы, что есть у вас служитель Божий, который о чем ни помолится - будет услышан Богом. Отпустите его к нам». Святитель Алексий при крепкой своей вере в Бога и надежде на Его всесильную помощь отправился в столицу хана и молитвою своею исцелил болящую, возвратив ей зрение. И в трудные годы XX столетия святитель Алексий не оставлял свою Всероссийскую паству.

Усердно помогал святителю Алексию в его многолетнем иноческом подвиге, соединенным с ревностным служением Церкви и Отечеству, преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской. Святитель Алексий является молитвенником и предстателем за русский народ пред Богом. Большим благоговением окружены мощи Святителя, которые являются одной из великих святынь верующих Москвы и всего православного мира.

В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле . В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».


Икона Божией Матери «Млекопитательница» .

В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца . Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая.


Икона. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец - чудотворный образ.

Святитель Николай чтится во всем мире. К образу святителя подходят с большой верой не только православные, но и иноверцы. Отойдя от иконы, они говорят: «Как Он нам во всем помогает!». Святитель и чудотворец Николай прославился великими делами благотворения: «Там Он спасает от тяжкого рабства пленных; здесь питает во время голода отчаянных; в одном месте возвращает погибших младенцев матерям безутешным; в другом избавляет от позорной смерти невинно осужденных, то предупреждает преступления, которыми угрожает нищета; то спасает на море тонущих и попавших в беду путешествующих; то неожиданно награждает ослабевающее усердие к благочестию».

В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского . По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.


Икона. Великомученик целитель Пантелеймон .

Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.


Икона Божией Матери «Взыскание Погибших» .

Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» - очень древняя и редкая икона. Празднуется 5/18 февраля.

Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв.

С использованием материалов из книги «Богоявленский кафедральный собор», Москва, 2001 год.

Храм, построенный в честь великого святого в истории православия, Николая Чудотворца, расположенный в самом центре Москвы в Хамовниках, считается одним из наиболее значимых архитектурных творений. Его красота привлекает туристов со всего мира. Не менее интересна и история храма, культурные достопримечательности ему принадлежащие и процесс строительства.

Хамовная слобода: историческая справка

Ныне являющийся практически самым центром Москвы район Хамовники ещё в начале XVI века принадлежал к загородной территории нашей столицы. До этого времени в Хамовниках не было ни одной постройки, а вся обширная территория была отведена под выпас лошадей.

Коренные преобразования начались ближе к XVII веку. Первое возведённое на территории Хамовной слободы здание было Новодевичьим монастырём.

Благодаря ему, начался прирост населения в данной местности. Важно отметить, что сюда начали стекаться не только священнослужители, но и ремесленники , что способствовало развитию собственной культуры Хамовников.

Главным достоинством слободы были искусно вытканные полотна , такого замечательного качества, что регулярно поставлялись на царский двор. В честь этого ремесла и были названы Хамовники. Как известно, древнерусское название льна звучит как «хам», от него и произошло название слободы, а впоследствии и целого района самого крупно населённого города России.

Как строилась церковь Николы в Хамовниках

Поскольку Хамовная слобода занимала довольно-таки обширную территорию, ей полагалось иметь собственную церковь. Первое упоминание о богомольне восходит к далёкому 1625 году. В то время храм Николая Чудотворца был изготовлен из дерева и не обладал никакими особенностями, которые могли бы привлекать внимание. Немного позже, а именно спустя 32 года, здание перестроили, и на его месте теперь красовалась каменная церковь, исполненная в лучших традициях тех лет.

Своё сохранившееся и поныне название «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» постройка получила в 1677 году. А в 1629 году около церкви начали возводить ещё одно новое здание. Важно отметить, что к началу XVIII века архитектурный стиль в России претерпел значительные изменения, поэтому храм был подвержен значительной реставрации.

Под влиянием иностранных веяний строгий исконно русский стиль сменяется более ярким, живописным и в какой-то мере вычурным «дивным узорочьем». Его отличительными чертами являются живые краски, изразцы , исполненные в разных цветовых гаммах, обилие декоративных элементов и украшений. Церковь теперь не каменная, а кирпичная, поверх отделанная белым камнем, дополненная красивейшими изразцами красного и зелёного цветов.

Комплекс храма Святителя Николая в настоящее время

Храмовый комплекс выполнен в традициях своего стиля и включает в себя следующие здания:

  • церковь с пятью куполами;
  • трапезную;
  • приделы митрополитов московских Дмитрия и Алексия;
  • шатровую колокольню, находящуюся вблизи западного входа;
  • одну из самых больших и высоких колоколен в Москве - восьмикупольную, которая, к слову, является последней постройкой, исполненной в таком стиле.

Весь комплекс был освящён в 1682 году. Всё остальные незначительные пристройки появлялись по мере необходимости.

Значимые события

Для изучения интересны не только особенности архитектурного стиля, в котором исполнена церковь, но и история её существования и многочисленных возрождений.

Во время Первой Отечественной войны, когда Бонапарт наступал на нашу столицу, по планам русских полководцев вся Москва, в том числе и храм Николая Угодника, были отданы на сожжение и разрушение врагами.

Как можно понять, увечья, нанесённые этому несравненному архитектурному строению, были очень велики, а внутреннее убранство и вовсе практически полностью разрушили . После победы над французами, власти не спешили приступать к реставрации комплекса, и только в 1845 году половина ремонтных работы была завершена, а на стене появилась новая фреска. Полное же восстановление церкви приходится на 1849 год.

На этом, разумеется, многочисленные реставрации храма и его укрепление не закончилось. Работы искусных архитекторов проводились ещё три раза:

  • в 1896;
  • в 1949;
  • в 1972.

Несмотря ни на какие обстоятельства храм не прекращал свою работу. Всегда в него с радостью приходили верующие люди, чтобы стать частью красивейших богослужений.

Ближе к началу XIX века храмовая территория была ограждена металлическим забором, а после установили и кованые ворота, также являющиеся местной достопримечательностью.

В 1922 году произошло особенное событие в жизни всего комплекса: совершилось торжественное возвращение огромнейшего колокола, второго по величине, отлитого знаменитым Ладыгиным. Его вес составляет более, чем 108 пудов. Судьба остальных колоколов из первоначального набора, к сожалению, неизвестна. Часть из них была утеряна во время организованных советской властью гонений на церковь. В этот список входит и трехсотпудовый колокол, который был самым большим во всём комплексе.

Ещё одним печальным фактом является то, что во время гонений были изъяты многие иконы, золотые и серебряные принадлежности, которые не только были особенным украшениями церкви, но и имели большую культурную ценность.

Главная достопримечательность

В честь святыни, которой гордится не только храм, но и вся столица, назван весь левый придел. На древней иконе, убранной в золотую оправу, изображена Богородица с младенцем. «Споручница грешных» известна своей чудодейственной и исцеляющей силой. Она стала пожертвованием храму от одного богатого человека.

Он заметил, что во время произнесения молитвы перед «Споручницей грешных» на образе выделяются маленькие капельки благоухающей жидкости. Помазав себя этим маслом, вылечились многие люди, которые уже было потеряли всякую надежду. После того как икона оказалась во владении храма, на богослужения начали стекаться толпы людей, желающих получить благословение Божье. Всю свою силу образ показал во времена свирепствовавшей в Москве холеры, когда отчаявшиеся врачи мазали пациентов полученным миром, а те начинали крепчать прямо на глазах.

Храм в Хамовниках: расписание богослужений

Собор работает по следующему расписанию:

  • Богослужение начинается в семь часов утра.
  • Через 45 минут все желающие могут исповедоваться.
  • В восемь или немного позже продолжается литургия.
  • В пять часов прихожан ждут на .

Адрес храма: улица Льва Толстого, дом второй. Если вы добираетесь до святыни в первый раз, то ориентироваться следует по Фрунзенской набережной, а также по парку Культуры.

Дальний Восток России славится своими древними святынями – разными соборами и храмами православной веры. Они здесь были построены по желанию верующих и страждущих, которые очень хотели иметь в своем краю место для отправления служб и молений. XX век все эти строения встретили как обычно, но некоторые время испортило, и в начале 2000-х годов началась массовая реконструкция всех архитектурных религиозных сооружений Владивостока.

Восемь золотых куполов, отлитых в Задонске, украсили новый, пока не освященный храм. Внутри его украсили красивые фрески мастеров, приглашенных из известных художественных центров России. Резной алтарь, окна-розетки и прекрасное помещение для церковного хора – всё здесь как полагается. Церковный хор состоит из прихожан и прихожанок, которые сами изъявляют желание петь здесь во славу Божью. Храм был готов и освящен в 2003 году, и с тех пор его стали именовать обителью, посвященной памяти рыбаков и моряков, которые навсегда остались на море. Кафедральный собор Николая Чудотворца во Владивостоке уникально вписывается в общий ландшафт города – он стоит на главной площади, а его купола, самый большой их которых имеет вес более 250 килограмм, виднеются за чертой города и символизируют собой вечно немеркнущий свет памяти всем погибшим в водной стихии. Сюда приезжают посмотреть на храм многие паломники и туристы, чтобы воочию увидеть такой молодой, но уже приобретший такую славу собор. Здесь, естественно, есть икона Николая Чудотворца, которая, по уверениям прихожан, излечивает и исцеляет. Убедитесь в этом сами и расскажите друзьям!

Собор Николая Чудотворца построен в 1846 году на месте сгоревшего деревянного храма униатской церкви. В Восточной Польше униатская (греко-католическая) церковь имела очень сильные позиции. Но после включения этих земель в состав России униатство было ликвидировано, а верующие переведены в православие. Известно, что в 1897 году собор Николая Чудотворца посещал российский император Николай II.

Собор Николая Чудотворца относится к Белосток-Гданьской епархии Польской православной церкви. Храм выполнен в стиле классицизм и состоит из главного однонефного молитвенного зала и колокольни. В плане здание представляет собой крест.

В 1990-х годах собор Николая Чудотворца отреставрировали. В 1991 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II в знак уважения ко всем религиям.

http://www.fotex.biz/countries/poland/bialystok/4885001410/



Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI-XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году.

Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842-1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской.

В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843-1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854-1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877-1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости».

Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления.

За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры.

Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.

Чуть раньше вышеупомянутой приходской Никольской церкви была освящена в 1830 в бывшем дворце Браницких Александро-Невская церковь, выдержанная в классицистическом стиле. Проект иконостаса составил известный зодчий А. П. Мельников, в работах участвовал дворцовый архитектор К. Ратгауз. Иконы написали профессора Академии художеств А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. В 1841 во дворце открылся Институт благородных девиц, и церковь стала институтской. Когда Польша обрела независимость, польские власти закрыли храм и ныне, в здании, которое занято Медицинской академией, от него не осталось и следа.

Гонения на Православие в межвоенный период коснулись и Никольского прихода. В 1935-1936 его едва удалось отстоять от т. н. «Кола православных поляков имени маршала Пилсудского», которое ратовало за полонизацию Православной Церкви. В 1951 были определены границы новой Белостокско-Бельской епархии (впоследствии Белостокско-Гданьской), и Никольский храм стал ее кафедральным собором. В 1955-1958 был проведен ремонт собора, в 1956 в нем была освящена нижняя церковь прп. Серафима Саровского, где поставили иконостас из прежней полковой Серафимовской церкви. В 1975-1976 старые росписи были со стен сбиты, и храм заново расписал художник Иосиф Лотовский.

В 1981 Белостокскую епархию возглавил архиепископ Савва (Грыцуняк), который постоянно жил при храме. В том же году, по его благословению, было учреждено Братство православной молодежи, ныне крупнейшее в Польше. В мае 1991, впервые в польской истории, православный храм посетил римский папа Иоанн Павел II, которого принимал сам архиепископ Савва. С 1998 он в сане митрополита возглавляет Польскую Православную Церковь, а епархией управляет епископ Иаков.

Никольский собор — хороший образец позднего классицизма. Над его основным объемом на высоком световом барабане возвышается массивный шлемовидный купол, куполом. Над входом — одноярусная колокольня. Архитектурное оформление отличается скромностью: треугольные фронтоны, пилястры, сухарики, полуциркульные окна. На звоннице — семь колоколов, самый большой из которых весит 27 пудов. Внутри сохранился трехъярусный иконостас времени постройки храма, созданный в Вильне. Он выкрашен в белый цвет, позолочен и украшен богатой резьбой. Иконы царских врат написал в 1844 художник Малахов. У правого клироса висит Белостокская икона Пресвятой Богородицы. Это список 1940-1950-х с чудотворного образа, пропавшего после эвакуации в Россию в годы Первой мировой войны. Перед иконой постоянно служатся молебны.

Главной святыней храма являются нетленные мощи мч. младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 из собора г. Гродно в Белоруссии. Гавриил родился и жил в 1684-1690 в дер. Зверки (Зверьки), в 8 км к югу от Белостока. Как указано в житии, он был с ритуальной целью «умучен жидами». В 1746 заблудовский храм, где погребли св. младенца, сгорел, но его мощи уцелели и были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено и празднование памяти святого, и 20 апреля / 3 мая тысячи паломников стекаются в Белосток, Зверки и Заблудов.

Современный Белосток насчитывает до 300 000 жителей. Здесь не было, как на Холмщине, репрессий и переселений православного люда в межвоенный период и в 1946-1947, поэтому православные составляют около половины населения воеводства и 2/3 верующих Польской Православной Церкви. Помимо кафедрального собора, в городе есть православный женский монастырь, девять приходов, издательство и типография «Ортдрук».

Приписная к собору церковь св. Марии Магдалины — старейшая православная церковь (1758) из сохранившихся в Белостоке, стоит на старом кладбище, где уцелело несколько православных захоронений. Она долгое время принадлежала униатам. Около 1855 кладбище и церковь были окончательно возвращены православному приходу.

После погрома Православия, учиненного в межвоенной Польше, каждый уцелевший православный храм представляет определенную историческую ценность. Это можно сказать и о классицистическом Никольском соборе, который стоит в главном городе православной Польши и свидетельствует о долгой истории Православия в ныне католической стране.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288820.html