Дополнительная диспансеризация лиц трудоспособного возраста. Диспансеризация: что это такое, что в неё входит

Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Дополнительная диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения до 2012 года, за 6 лет она должна была охватить все работающее население. Основанием для начала дополнительной диспансеризации послужил приказ МЗ и СР РФ №188 от 22.03.2006г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Приказ утверждал порядок и объём проведения дополнительной диспансеризации, учётную форму и форму отчётности, нормативы затрат и распределение средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации .

Основными задачами дополнительной диспансеризации явились: выявление основных хронических заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь, сердечнососудистых, и онкологических, с последующим проведением своевременных комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан.

Ожидаемые результаты дополнительной диспансеризации:

  • - ранее выявление новых случаев заболеваний: ИБС, гипертонической болезни; онкологических заболеваний, сахарного диабета; туберкулеза;
  • - увеличение охвата динамическим (диспансерным) наблюдением пациентов с выявленными хроническими заболеваниями, учет и мониторинг показателей диспансеризации;
  • - формирование индивидуального паспорта здоровья (составление индивидуальной программы реабилитации и мероприятий профилактики заболеваний);
  • - улучшение показателей эффективности диспансерного наблюдения (снижение частоты обострений хронических заболеваний; снижение показателей вызовов скорой помощи, госпитализации в круглосуточный стационар; снижение показателей первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения; снижение показателей смертности трудоспособного населения, повышение качества жизни);
  • - получение экономического эффекта (от снижения финансовых затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, предупреждения случаев лечения в круглосуточном стационаре, вызовов скорой медицинской помощи к больным с хроническим заболеваниями);
  • - повышение санитарно-гигиенической грамотности у населения и мотивации к сохранению своего здоровья.

Если рассматривать поэтапно проведение дополнительной диспансеризации, то:

В 2006 году были осмотрены граждане, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (ограничение по возрасту 35-55 лет);

В 2007 году - осмотрены работающие в бюджетной сфере, но уже без ограничения по возрасту без ограничения возраста (на основании приказа МЗ и СР РФ №47 от 17.01.2007г.«О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях»); объем обследования при диспансеризации не изменился.

В 2008 году - были включены все работающие, имеющие полис обязательного медицинского страхования, независимо от статуса предприятия (организации), без возрастных ограничений, а также те работники бюджетной сферы, которые не прошедшие по каким-то причинам дополнительную диспансеризацию в 2006-2007 гг. (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ №80н от 20.02.2008 г.«О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации граждан»,); Программой диспансеризации расширен объём обследования: добавлены показатели липидного профиля и онкомаркеры для мужчин и женщин старше 40 лет.

В 2009 году - диспансеризация охватывала работающих граждан, не прошедших дополнительную диспансеризацию в предыдущие года; при этом уменьшилось число врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации, а также были внесены изменения в биохимические показатели (приказ МЗ и СР РФ №67-н от 24.02.2009г.«О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан»).

В 2010-2012 гг. диспансеризацию проходили работающие граждане, не проходившие ее в с 2006 по 2009 гг., или прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, но не включенные в диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Диспансеризацию также должны были пройти граждане с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров (на основании приказа МЗ и СР РФ №55-н от 04.02.2010г.«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»). Объём обследований не менялся.

Объём обследования при дополнительной диспансеризации включал:

  • 1. Осмотр пациентов врачами-специалистами (терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог или акушер-гинеколог).
  • 2. Проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография, маммография или УЗИ молочной железы).

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, а также результатов лабораторных и функциональных исследований, определял гражданину соответствующую группу состояния здоровья с целью планирования дальнейших мероприятий одну из 5 групп. Характеристики групп представлены ниже:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводилась только профилактическая беседа, включающая рекомендации по здоровому образу жизни и здоровому питанию, о необходимом объеме физической активности, а также о важности поддержания оптимальной массы тела и вреда курения;

II группа - граждане с риском развития хронического неинфкционного заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для этой группы оценивался суммарный риск сердечно-сосудичтых заболеваний, риски при прочих заболеваниях (в зависимости от выявленных факторов риска), давались общие рекомендации по профилактике хронических неинфекционных заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара в связи с заболеванием, выявленным во время дополнительной диспансеризации. Пациенты данной группы направлялись на плановую госпитализацию в стационар;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направлялась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья, определял индивидуальную программу профилактических мероприятий и проводил профилактическую беседу. При необходимости пациентов данной группы направляли на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное). При наличии у гражданина хронического заболевания врач-терапевт должен осуществлять над ним диспансерное (динамическое) наблюдение.

По желанию гражданина, прошедшего диспансеризацию, врач-терапевт должен выдать Паспорт здоровья, в котором отмечены все результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации, если они имели место), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации. В паспорте здоровья указывалась группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по дальнейшему проведению профилактических мероприятий и/или лечению. Паспорт здоровья в дальнейшем хранится у гражданина.

В 2012 года дополнительная диспансеризация в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» завершена. Проделана огромная работа, однако продолжают оставаться проблемные вопросы, которые необходимо учесть при проведении всеобщей диспансеризации с 2013 года.

Одной из основных выявленных проблем явилось нежелание пациентов проходить дополнительную диспансеризацию Причины, по которым работающие граждане не прошли дополнительную диспансеризацию:

  • - отсутствие информации о дополнительной диспансеризации;
  • - занятость на производстве;
  • - недоверие к результатам проводимых обследований;
  • - неудовлетворительная организация диспансеризации и связанная с этим затрата большого количества времени на её прохождение.

Кроме того, многие из тех, кто начали проходить дополнительную диспансеризацию, не прошли ее в полном объеме, а следовательно такой случай считался не законченным.. Незаконченным случаем считался так же и тот случай, когда граждане хоть и прошли дополнительную диспансеризацию в полном объеме, но унесли домой амбулаторные карты, эти граждане также были включены в списки на дополнительную диспансеризацию в 2010 г, что явилось дополнительной неоправданной нагрузкой как для амбулаторного учреждения, так и для самого гражданина, так как определить группу здоровья и затем относительно группы разработать индивидуальную программу оздоровления такому пациенту не представлялось возможным. Эта проблема имела серьезные последствия для многих амбулаторных учреждений, которые участвовали в диспансеризации, так как незаконченный случай не оплачивался совсем, а затраты на реактивы, ФЛГ пленку, ЭКГ, и т.д. на данного пациента произошли. (Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82).

Проведение диспансеризации требует достаточных временных затрат и согласия работодателя на отсутствие работника на рабочем месте в течение нескольких дней, что так же явилось причиной, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, прошли дополнительную диспансеризацию. Таким образом, уже на начальном этапе дополнительной диспансеризации работающего населения.

Организация самого процесса проведения дополнительной диспансеризации работающих включала следующие проблемы:- незаинтересованность специалистов в проведении диспансеризации в связи с недостатком времени. Узким специалистом фактически приходилось в одно и то же время осуществлять как первичную медико-санитарную помощь населению в поликлинике, так и проводить выездные медицинские осмотры в организациях, что значительно увеличило нагрузку и привело к снижения качества медицинской помощи.

Учреждению не оплачивалась ФОМСом проделанная работа не только в случае незаконченного случая или когда пациент унес амбулаторную карту, но и,например, если в отчете не указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Информацию СНИЛСе зачастую отказывались предоставлять отделы кадров предприятий (имели право не указывать его в соответствии с законом «О персональных данных»). Также учреждение не получало оплату за законченный случай из-за затянутых сроков экспертизы формы № 1-ДД («Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82) , так как оплата производится лишь в том случаях, если давность медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований не превышала 3 месяцев (исключение составляют только флюорографии и маммографии - 2 года с момента диагностического исследования). Однако даже в случае оплаты законченного случая из расчета в 2007 году 540 рублей, в 2008 года - 974 рубля, 2009-2010 года - 1042 рубля, 2011-2012 гг. 1446 рублей указанные суммы не отражали истинных затрат учреждений, так как реальная стоимость затрат на фонд заработной платы специалистам, расходные материалы, реактивы, использование дорогостоящего оборудования в несколько раз больше, чем оплачивается ФОМСом. Таким образом, диспансеризация оказалась ношей для лечебного учреждения, и в ее проведении не были заинтересованы ни медицинские сотрудники, ни руководитель медицинского учреждения .

И, наконец, отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Выше перечисленный проблемы относятся к первой составляющей диспансеризации- выявлению хронических неинфекционных заболеваний на ранней стадии, однако более серьезным недостатком явилось отсутствие процедуры коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которая должна происходить, или, по крайней мере, начинаться уже в рамках диспансеризации. Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 по 2012 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер .

Таким образом, в процессе совершенствования диспансеризации необходимо учесть как положительный, так и отрицательный накопленный опыт. Прежде всего, важно создать научно обоснованную систему мероприятий диспансеризации с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.Диспансеризация проводится 1 раз в три года и включает в себя помимо универсального для всех возрастных групп пациентов набора методов методы углубленного обследования, предназначенные для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронического неинфекционного заболевания.

Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в два года в целях раннего (своевременного) выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний) и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов в те годы, когда диспансеризация для данного гражданина не проводится. Регулярная диспансеризация и профилактические медицинские осмотры являются важнейшими массовыми и высокоэффективными медицинскими технологиями сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения.

Нормативно-правовая документация Минздрава России «Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г., № 1006н и «Порядок проведения профилактического медицинского осмотра», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2012 г., № 1011н.

Двухэтапный принцип проведения диспансеризации; первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации; первый этап заканчивается приемом (осмотром) врача-терапевта, включающим определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения и проведение краткого профилактического консультирования; второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования и включает в себя проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования и осмотров специалистов.



Цель дополнительных медицинских осмотров - раннее выявление и профилактика общих заболеваний, в том числе сахарного диабета, онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

По утвержденным нормативным правовым документам дополнительной диспансеризации подлежат :

дополнительным медицинским осмотрам подлежат:

работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.Результаты диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в диспансеризации, в учетную форму "Медицинская карта амбулаторного больного" и учетную форму № 131/у-ДД - "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина".Врач-терапевт участковый или ответственный за проведение диспансеризации определяет состояние здоровья граждан, прошедших диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий, распределяет по следующим группам:

18. Планирование лечебно-профильного мероприятия. Диагностическое наблюдение за группами пациентов подлежащих диспансеризации .

Все граждане по результатам диспансеризации разделяются на три большие группы: относительно здоровые (I группа состоянияздоровья), лица с высоким и очень высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (II группа) и больные (III группа). Граждане II группы состояния здоровья подлежат наиболее активному профилактическому вмешательству в рамках диспансеризации (углубленное и групповое профилактическое консультирование), так как многочисленными исследованиями доказано, что такие мероприятия приводят к достоверному снижению не только уровня риска, но и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, обуславливающих 55-57 % всей смертности населения страны.



Важной особенностью порядка диспансеризации является не только раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, но и проведение всем гражданам, имеющим указанные факторы риска краткого профилактического консультирования.

Методы диагностического наблюдения включают врачебное наблюдение и обследование больного, а также разработку и применение специальных методов изучения морфологических, биохимических и функциональных изменений, связанных, с болезнью. Исторически к наиболее ранним диагностическим методам относятся основные методы врачебного исследования - анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.

Существует 3 вида обследования больного: а) расспрос, б) осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, то есть непосредственное чувственное исследование и в) лабораторно-инструментальное обследование. Все три вида обследования являются одновременно и субъективными, и объективными, но наиболее субъективен метод расспроса. Проводя исследование больного, врач должен руководствоваться определенной системой и строго придерживаться ее.

19. Оценка качества и эффективности диспансеризации; критерии эффективности диспансеризации: для здоровых, для лиц, перенесших острые заболевания, для пациентов с хроническими заболеваниями.

Качество медицинской помощи в современном понимании – это степень соответствия медицинской помощи, заранее установленным критериям и стандартам.Показатели эффективности диспансеризации

1. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи с выздоровлением.

2. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи со смертью.

3. Удельный вес больных улучшивших состояние здоровья (перешедших из третьей во вторую группу наблюдения).

4. Снижение частоты и продолжительности рецидивов заболеваний (на 1000 диспансеризуемых).

5. Частота выхода диспансеризуемых на первичную инвалидность (на 1000 диспансеризуемых).

6. Снижение общей заболеваемости среди контингента диспасеризуемых (на 1000 больных).

7. Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (число случаев, дней на 100 диспансерных больных, средняя длительность одного случая).

Показатели качества диспансеризации

1. Регулярность диспансерного наблюдения больных (в %).

2. Среднегодовое число активных посещений приходящихся на одного больного, состоящего под диспансерным наблюдением.

3. Полнота обследования больных, состоявших под диспансерным наблюдением (в %).

4. Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за год наблюдения (в %).

5. Процент позднего выявления злокачественных новообразований (IV стадия).

6. Доля диспансеризуемых не наблюдавшихся врачом в течение года.

Учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Планирование динамического наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья.

Структурное подразделение, на которое возложены функции по организации диспансеризации (кабинет (отделение) медицинской профилактики), осуществляет:

Учет граждан, прошедших диспансеризацию;

Ведение реестров счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан;

Представление отчета в МЗСО по форме № 12-Д-1 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан".

Врач-терапевт участковый или ответственный за проведение диспансеризации определяет состояние здоровья граждан, прошедших диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий, распределяет по следующим группам:

I группа - практически здоровые граждане с низким и средним риском болезней системы кровообращения и других заболеваний, не имеющие клинических проявлений заболеваний и не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. Гражданам с I-ой группой состояния здоровья проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития ХНИЗ врачом-терапевтом, медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа – граждане с заболеваниями/состояниями, не требующими дополнительного обследования и диспансерного наблюдения, а также граждане с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском Таким гражданам проводится коррекция факторов риска в кабинете медицинской профилактики, центре здоровья, при необходимости врач терапевт назначает медикаментозную коррекцию.

III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом терапевтом, врачами специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска развития ХНИЗ, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

Учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию не по месту жительства гражданина, передает заполненную "Карту учета дополнительной диспансеризации", с результатами лабораторных и функциональных исследований в учреждение здравоохранения по месту жительства гражданина для дальнейшего динамического наблюдения и формирования сводных сведений о состоянии здоровья гражданина.

21 .Документирование диспансерного наблюдения. Взаимодействие со специалистами в процессе диспансерного наблюдения .

Документация по диспансеризации

Эпикриз просматривается и подписывается заведующим терапевтическим отделением. Введение этого эпикриза необходимо для изучения эффективности диспансеризации.Кроме «Медицинской карты», на каждого больного, взятого под диспансерное наблюдение, заполняется еще «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма УФ-030/у). На больных, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу двух и более заболеваний, заполняются раздельные «Контрольные карты». В этих случаях на одной из них, например, у невропатолога, делается отметка «дубликат».

На основании «Контрольной карты» участковый терапевт имеет возможность лучше осуществлять контроль за соблюдением сроков обслуживания и проведением лечебно-оздоровительных мероприятий.

В отличие от «Медицинской карты амбулаторного больного», хранящейся в регистратуре, «Контрольная карта диспансерного наблюдения» находится в кабинете участкового терапевта в специальном ящике в виде картотеки, построенной по нозологическому принципу и срокам очередного посещения врача. Участковый терапевт периодически проверяет выполнение больным лечебно-оздоровительных, санитарно-гигиенических и других рекомендаций, данных им и другими специалистами.

22.Особенности организации диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов: инвалидами войны, детским контингентом, подростками.

Независимо от возраста ежегодно диспансеризацию проходят инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны(в объеме, предусмотренном для граждан ближайшей возрастной категории).

Основной целью диспансеризации детского населения являются профилактика, ранняя диагностика, лечение и реабилитация детей.

Основные направления диспансеризации детей включают в себя 4 этапа:

1-й этап - доврачебное обследование по скрининг-программе;

2-й этап - осмотр врачом-педиатром, оценка психомоторного, нервно-психического и физического развития, определение объема специализированного обследования по показаниям;

3-й этап - профосмотр ребенка врачом-специалистом в присутствии родителей;

4-й этап - заключение врача-педиатра по итогам профосмотра о состоянии здоровья ребенка с рекомендациями (по режиму, питанию, физическому воспитанию) и назначениями (профилактические прививки, лечебно-оздоровительные мероприятия детям II и III групп здоровья).

Организация диспансерного динамического наблюдения за подростками с выявленной патологией, обеспечение подростков в полном объеме квалифицированной лечебно-профилактической помощью, медико-социальной реабилитацией подростков с различной патологией.

Привлечение подростков к участию в работе школ по профилактике артериальной гипертензии, действующих в подведомственных Департаменту здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях.

Медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе.

Совершенствование оказания медицинской помощи подросткам в виде методического обеспечения и тематического усовершенствования специалистов.

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Цель дополнительной диспансеризации: Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения

Задачи дополнительной диспансеризации:

1. Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке

2. Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.

3. Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

4. Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.

5. Повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни

Стандарт дополнительной диспансеризации включает следующее обследование:

· флюорография

· маммография

· электрокардиография

· общий анализ крови

· общий анализ мочи

· холестерин крови

· сахар крови

Осмотр специалистов:

· участковый терапевт

· врач общей практики

· гинеколог (для мужчин - уролог)

· невролог

· окулист

· эндокринолог

По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек.

На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами.

Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Для выполнения поставленных Проектом задач до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования доведены сведения о численности работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году (всего по Российской Федерации - 4 млн. человек) и сформирован сводный график проведения диспансеризации в разрезе субъектов Российской Федерации.

По итогам проведенной дополнительной диспансеризации в период с мая по август 2006 года выявлено более 3000 больных, страдающих сахарным диабетом, 600 больных со злокачественными новообразованиями и 70 больных туберкулезом, причем у лиц, считавших себя до обследования здоровыми.

Из анализа результатов диспансеризации следует, что среди работников бюджетной сферы, прошедших дополнительную диспансеризацию, лишь 10,8% обследованных практически здоровы, у 21,6% имеется риск развития заболевания, 61,3% - нуждаются в дополнительном обследовании, 6%-нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами, 0,3% - уже показана высокотехнологичная медицинская помощь.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на повышение заработной платы врачам - специалистам и соответствующим средним медицинским работникам. (Заработная плата врачей специалистов первичного звена возросла в среднем от 4 906.0 до 21 695.0 руб.).

Кроме этого средства, полученные лечебно-профилактическим учреждением за проведенную дополнительную диспансеризацию направляются на приобретение расходных материалов для проведения лабораторных и инструментальных обследований.

Проведение всеобщей диспансеризации в нашей стране началось с 2013 года. Это своеобразное возвращение к традициям, которые бытовали в советские времена. Они включали плановый медицинский осмотр, направленный на определение состояния здоровья каждого человека: трудящегося, учащегося, безработного и пенсионера.

В настоящее время обязательная диспансеризация проводится повсеместно: в больших и маленьких городах и сёлах. Главной целью такого осмотра является своевременное выявление различных заболеваний и направление на лечение.

Что представляет собой диспансеризация?

В медицинском словаре этим словом обозначается определённая концепция лечебно-профилактической деятельности, которая проводится в специализированных медучреждениях. Подобная работа регулируется соответствующими нормативными актами. В документах указан точный объём медицинского консультирования и исследований, а также время их проведения. На предприятиях создаётся специальный приказ о плановом осмотре работников, которые нуждаются в диспансеризации.

Все мероприятия проводятся по месту жительства пациента в медицинском учреждении. Любой человек имеет право полностью либо частично отказаться от подобного обследования. Для этого потребуется оформить своё нежелание в письменном виде и представить его терапевту.

Диспансеризация имеет большое значение для поддержания здоровья населения. Многие болезни на протяжении долгого времени не демонстрируют никаких признаков и вообще никак себя не проявляют. Зачастую подобные недуги имеют серьёзные последствия, угрожающие не только здоровью, но и жизни пациента. Исходя из этого, можно сказать, что главное достоинство осмотра – это ранняя диагностика имеющихся болезней . На начальных этапах недуг вылечить гораздо легче.

Полное обследование включает в себя целый комплекс мероприятий, позволяющих всесторонне оценить состояние здоровья каждого человека. Ежегодное прохождение такого осмотра в разы снижает риск формирования серьёзных заболеваний, нередко приводящих к потере дееспособности либо летальному исходу.

Цели диспансеризации

Главной функцией ранней диагностики, проводящейся в рамках диспансеризации, считается своевременное определение наличия тяжёлых заболеваний, таких как:

  • болезни сердечнососудистой системы, ЦНС;
  • различные новообразования, злокачественные и доброкачественные;
  • сахарный диабет;
  • хронические нарушения в работе органов системы дыхания.

Практически 75% смертей происходит именно из-за вышеперечисленных болезней. Медосмотр направлен, в первую очередь, на выявление тревожных симптомов, а также факторов риска, которые нередко приводят к тяжёлым последствиям. К ним относятся:

  • повышенное артериальное давление;
  • увеличения количества глюкозы в крови (гипергликемия);
  • превышение нормальных показателей содержания холестерина;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • малоподвижный образ жизни;
  • курение;
  • избыточный вес;
  • нездоровое питание.

Люди, которые проходят осмотр, имеют возможность получить профессиональную консультацию врачей, что позволяет снизить риск развития опасных болезней. Главная цель подобных мероприятий – сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

В чём суть диспансеризации и что в нее входит? Весь осмотр состоит из двух этапов, а также лабораторных исследований.

Первый этап

Изначально проводится выявление неинфекционных болезней, к которым относятся нарушения функционирования сердечнососудистой системы, онкозаболевания, глаукома, диабет и прочие. Основной задачей данного этапа является диагностирование существующих рисков, угрожающих здоровью человека. Сюда же стоит отнести выявление приёма психотропных и наркотических препаратов, которые не обусловлены назначением специалиста.

Для осуществления мероприятий начального этапа обследования потребуется дважды посетить медучреждение. Первый визит занимает 2 – 6 часов. Как правило, направление на прохождение диспансеризации не требует изнуряющего стояния в очереди, но для работы специалистов необходимо довольно много времени. Пациент должен пройти профилактический осмотр у следующих врачей:

  • терапевт;
  • гинеколог;
  • невролог;
  • окулист;
  • хирург.

Лабораторные исследования

Какие анализы и исследования характерны для первичного этапа? Точный список необходимых процедур указывается в обходном листе, который выдаётся каждому пациенту. Этот перечень формируется на основе индивидуальных параметров: условий жизни, истории болезни. В диспансерный набор входят следующие исследования:

  • измерение артериального давления;
  • при помощи экспресс-методик определяется уровень холестерина и сахара в крови;
  • общий и клинический анализ крови;
  • исследование мочи;
  • копрограмма;
  • флюорография;
  • выявление предрасположенности к развитию проблем с сердечнососудистой системой;
  • маммография;
  • фиксирование внутриглазного давления;
  • изучение соскоба цервикального канала и шейки матки у женщин;
  • УЗИ органов брюшной полости.

Актуален вопрос: нужно ли вторично посещать гинеколога после прохождения первоначального этапа диспансеризации? По мнению специалистов, пройденный осмотр повторять не надо, если не выявлено патологий при изучении анализов.

Второй этап

Пациенту, прошедшему первичный этап осмотра взрослого населения, назначается дополнительное обследование при обнаружении каких-либо нарушений в работе систем и органов. Что входит в диспансеризацию на втором этапе? Его будут проводить специалисты узкого профиля, а также потребуется повторная сдача анализов, чтобы подтвердить либо опровергнуть предварительный диагноз. Пациенту предлагается перечень бесплатных услуг, включающий:

  • консультации разных специалистов: гинеколога, уролога, хирурга, отоларинголога;
  • дополнительные инструментальные либо лабораторные исследования.

Каждый пациент, прошедший диспансеризацию и осмотр терапевта, получает «Карту здоровья», куда должны войти все данные.

Как подготовиться к прохождению диспансеризации?

Посещение врачей и процедур, входящих в обходной лист, необходимо запланировать на утреннее время. Обследуемый должен приехать в медицинское учреждение обязательно на пустой желудок. Предварительно не рекомендуется заниматься спортом (зарядка, пробежки). Стоит заранее позаботиться о заборе проб мочи и кала для анализов. Рекомендуется применять для этого специальные ёмкости, которые реализуются в любой аптеке.

Каких правил следует придерживаться при сборе материала? Мочу стоит набирать спустя 2 – 3 секунды после начала мочеиспускания. За 24 часа до сбора материала нельзя употреблять в свежем виде продукты питания, которые способны менять её цвет. К таковым относятся свёкла, морковка. Запрещён приём мочегонных препаратов. Они способны оказывать сильное влияние на отдельные характеристики.

Собранную мочу необходимо доставить в поликлинику в течение 1,5 часов. Хранить ей надо обязательно при плюсовой температуре. Плановая диспансеризация предусматривает повторную сдачу мочи, если она была доставлена позднее указанного срока либо подвергалась воздействию низких температурных показателей.

Сколько времени потребуется на прохождение осмотра?

Перечень обследований, включённый в первый этап, требует, как уже говорилось ранее, двух посещений медучреждения. Занимает он от 2 до 6 часов – всё зависит от возраста обследуемого и количества врачей, которых он должен обойти.

Во второй раз пациент приходит через 1 – 6 дней, когда все анализы будут готовы. Во время этого посещения терапевт проводит завершающее обследование и подводит итоги. В случае выявления хронических патологий неинфекционного характера или иных серьёзных заболеваний проводится изучение возникших вопросов. Длительность дополнительного обследования зависит от числа необходимых анализов и осмотров.

Итак, общая диспансеризация требуется для своевременного диагностирования и лечения различных заболеваний. Подобная система позволяет контролировать развитие патологий у населения. Ежегодный осмотр помогает на ранних стадиях выявить недуг и принять необходимые меры. Важен и тот факт, что комплексные мероприятия направлены на помощь наименее защищённым слоям населения. В частности, предлагается диспансеризация пенсионеров, инвалидов, сирот.

Начиная с 2013 года в России проходит масштабная программа периодической диспансеризации населения старше 21 года. Основной целью повсеместной диспансеризации является раннее выявление проблем со здоровьем и хронических болезней в начале их развития. Такой постоянный контроль помогает снизить возможные риски и значительно уменьшить показатель смертности, особенно в молодом возрасте.

Диспансеризация - это профилактический медосмотр. Для того, чтобы сдать анализы и пройти обследования в ходе диспансеризации, не требуется иметь какие-либо поводы-жалобы-симптомы: главная задача такого медосмотра - как раз найти признаки заболеваний и других отклонений, о которых человек, возможно, и не догадывается.

Диспансеризации в 2019 году, что нового

Несмотря на то, что диспансеризация является всеобщей, проходить ее - наше право, а не обязанность. Как и любое медицинское вмешательство (в том числе самый элементарный медосмотр), диспансериазция проводится исключительно по информированному добровольному согласию человека. При этом вы вправе отказаться от каких-либо процедур и обследований в ходе диспансеризации по своему желанию - это не лишит вас права на остальные исследования и анализы. Никаких санкций для тех, кто пропустит диспансеризацию, наше законодательство сегодня не устанавливает.

С 2018-го года онкопоиск был усилен и эти правила сохраняются в 2019 году. Сейчас проводится четыре вида обследований, которые помогают обнаружить самые распространенные виды онкозаболеваний.

  • маммография, для женщин 39 - 48 лет - раз в три года, 50 - 70 лет - раз в два года;
  • анализ содержимого кишечника на скрытую кровь чувствительным иммунохимическим методом, для мужчин и женщин 49 - 73 лет - раз в два года;
  • ПАП-тест, то есть исследование мазка с поверхности шейки матки, для женщин от 30 до 60 лет - раз в три года;
  • определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови, для мужчин в 45 лет и в 51 год.

УЗИ брюшной полости, общий и биохимический анализы крови, а также анализ мочи из всеобщей диспансеризации в прошлом году исключили. Теперь их в списке нет.

В то же время с прошлого года появился один новый анализ крови. С 2018 года врачи предлагают пациентам в ходе диспансеризации пройти бесплатное тестирование на ВИЧ-инфекцию.

Главные принципы диспансеризации в 2019 году

Федеральная программа берет в расчет самые критические моменты различных заболеваний, присущие каждому возрасту. Учитывая это, разработан список врачей обязательных для посещения. Различные диагностические мероприятия должны обнаружить разного рода патологии, вызывающие преждевременную смерть и инвалидность.

К ним относятся:

Подобного рода болезни могут привести к преждевременному летальному исходу.

Кто подлежит диспансеризации в 2019 году

Государственная программа медицинского обследования доступна для всех категорий граждан старше 21 года. Считается, что в это время у человека начинают проявляться первые симптомы опасных заболеваний: повышенное давление, высокий уровень сахара или холестерина в крови.

Пройти диспансеризацию в Москве или других регионах в 2019 году можно тем людям, чей возраст без остатка делится на три.

Под программу попадают граждане такого года рождения: 1920; 1923; 1926; 1929; 1932; 1935; 1938; 1941; 1944; 1947; 1950; 1953; 1956; 1959; 1962; 1965; 1968; 1971; 1974; 1977; 1980; 1983; 1986; 1989; 1992; 1995; 1998.

Проходить бесплатную диспансеризацию вне зависимости от возраста могут льготные категории населения.

К ним относятся:

  • инвалиды Великой Отечественной войны и участники боевых действий, которые получили серьезные травмы;
  • люди, награжденные знаком отличия «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, которые признаны инвалидами, вследствие общего заболевания или трудового увечья;
  • узники концлагерей или других мест принудительного содержания, созданных фашистами во время Второй мировой войны.

Диспансеризация детей проходит несколько иначе. Наблюдением за новорожденными и малышами от года занимается педиатр районной поликлиники. График периодического осмотра приема соответствует особенностям детского развития. Возраст детей для расширенного комплексного обследования должен соответствовать 1, 3, 6, 7, 10, 14-17 годам.

Этапы диспансеризации 2019

Чтобы пройти диспансеризацию следует посетить поликлинику по месту постоянной регистрации. В регистратуре человека направляют в доврачебный кабинет, который координирует процесс диспансеризации. Здесь врач рассказывает посетителю о целях диспансеризации и оформляет маршрутную карту и медицинский опросный лист. В анкету записываются: показатели роста, веса, артериального давления; наличие или отсутствие хронических заболеваний; информация о режиме труда; сведения о наличии или отсутствии вредных привычек, таких как алкоголь и курение; указывается количество их ежедневного употребления.

Типовая диспансеризация подразделяется на 2 этапа:

1-й этап:

врач, ознакомившись с анкетой пациента, определяет группу риска и выписывает направление на анализы и обследования, которые необходимо ему проходить в стационаре. Характер медицинских процедур, входящих в программу планового обследования в 2019 году будут различаться у пациентов разных возрастных групп.

Пациенты, возраст которых от 21 до 36 лет, во время пребывания в стационаре проходят такие процедуры:

  • сдачу общего анализа крови и крови из вены для биохимического анализа с целью определить уровень холестерина в крови;
  • сдачу общего анализа мочи;
  • электрокардиограмму для проверки работы сердца и пульса;
  • флюорографию на определение наличия туберкулёза или других заболеваний лёгких.

Женщины в обязательном порядке проходят гинекологическое обследование. Пациенты в возрасте 39-90 лет проходят обследование по расширенной программе.

В 2019 году люди, рождённые в 1929-1980 годах, при диспансеризации проходят следующие процедуры:

  • анализ крови по расширенным и углублённым показателям;
  • общий анализ мочи;
  • анализ кала на наличие кровяных выделений;
  • электрокардиограмму на выявление нарушений в работе сердца;
  • флюорографию на выявление заболеваний лёгких;
  • УЗИ органов пищеварения;
  • проверку зрения;
  • проверку нарушений в системе кровообращения.

Мужчины дополнительно обследуются на наличие воспалений предстательной железы. Женщины проходят гинекологическое обследование шейки матки и маммографию с целью выявления онкологических заболеваний.

2-й этап обследования проходят пациенты, у которых были обнаружены патологии и заболевания в процессе первого этапа диспансеризации. В этом случае пациенту выдаётся направление на более тщательное обследование у специалистов по профилю выявленных патологий, которое состоит из более сложных диагностических процедур.

Это могут быть:

  • для женщин с выявленными патологиями гинекологического характера – взятие дополнительных анализов, УЗИ и консультации акушера-гинеколога;
  • для людей с превышением уровня холестерина в крови с целью выявления липидного спектра крови;
  • для людей с повышенным содержанием глюкозы в крови – тестирование на переносимость глюкозы;
  • для людей с повышенным внутриглазным давлением – консультация офтальмолога;
  • для людей в возрасте 45 лет и старше по направлению хирурга или проктолога могут назначить колоноскопию или ректороманоскопию;
  • для мужчин старше 45 лет и женщин старше 55 лет при подозрении на перенесенный ранее инсульт выписывается направление врачом-неврологом на диагностику брахицефальных артерий;
  • для мужчин старше 50 лет при возникновении подозрения на патологии предстательной железы проводятся консультации уролога или хирурга;
  • для всех обследуемых старше 50 лет при подозрении на онкозаболевания желудка и кишечника проводится гастродуоденоскопия.