Человеческий мозг и поведение. Взаимоотношения психики и мозга

Связь между психикой и мозгом

Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абстрактное мышление и т.д. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были изучены Роджером Сперри. Расщепление мозга, т.е. мозговых связей, испытали и на людях: перерезали мозолистое тело, что избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобной операции у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга», разделения некоторых функций по полушариям. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р.Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции есть в зачаточной форме и в правом полушарии. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга. В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Выводы:

1. В науке установлена связь между отдельными участками мозга и психическими реакциями индивида.

2. Сложные психические процессы локализованы в нескольких центрах. Это представительство в основном асимметрично.

3. Функциональная специфика полушарий пластична, что способствует сохранению важнейших психических функций при частичных повреждениях мозга.

4. Функциональная организация человеческого мозга: энергетический блок; блок приема, переработки и хранения информации; блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности.

5. Основной принцип работы нервной системы связан с понятием рефлекса.

6. Основные законы высшей нервной деятельности построены на взаимодействии возбуждения и торможения. Это – закон силы, закон индукции, закон концентрации, закон суммации.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988.

| следующая лекция ==>

Взаимосвязь психики и мозга

Первое появление в науке предположения о том, что психические явления как-то связаны с работой мозга, связано с именем древнегреческого философа Алкмеона Кротонского (IV в. до н.э.). Многие другие античные ученые, например Гиппократ, поддержали эту идею. В дальнейшем происходило постепенное накопление данных, подтверждающих, что психика и мозг тесно связаны. Другими словами, то, что психическое (душа человеко) "гнездится" в головном мозге.

В начале двадцатого века окончательно сформировались две научные дисциплины, занимающиеся исследованием работы головного мозга:

Физиология высшей нервной деятельности,

Психофизиология.

В первой дисциплине изучаются органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует в большей степени анатомо-физиологические основы психики.

Сначала в физиологии господствовал рефлекторный подход. Павлов, Бехтерев и другие отечественные и зарубежные ученые показывали, что поведение человека и животных складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения. В дальнейшем однако выяснилось, что условный рефлекс - весьма простое физиологическое явление, и не более того. Однако изучение безусловных рефлексов и условно-рефлекторного научения позволило открыть путь к новым исследованиям - так в обиход вошли понятия импринтинга, оперантного обуславливания, викарного научения и др.

Бернштейн показал, что у человека, в отличие от низших животных, любое, даже простое движение, совершается с помощью психики. Обработка информации, регулирование движения - происходит в головном мозге. Формирование любого двигательного акта, при этом, есть активная психомоторная реакция. Активная - означает, что источник реакции находится не только снаружи (в среде), но и внутри самого человека. Например, если в сторону наблюдателя кинуть мячик, то он может поймать его, а может и не поймать. В некоторых случаях он вообще на мячик даже не обратит внимания. Это объясняется разницей установок.

Человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие различных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия несущественны или даже неосознаваемы. Другие вызывают ответную реакцию. Ответная реакция носит характер ориентировочной и является стимулом для проявления активности.

Наш мозг и психика устроены так, что мы воспринимаем объекты и явления окружающей среды исключительно в виде образов. Для сравнения, компьютерной программе для того, чтобы получить некоторое слово, надо лишь обработать несколько байтов (несколько десятков битов) информации. Чтобы человеку получить то же самое слово, потребуется обработать огромные потоки данных. Самому человеку этот процесс кажется очень простым - но не для нейронов его головного мозга.

Полученный образ соотносится с теми образами, которые уже хранятся в памяти, сопоставляется с мотивационными установками на данный момент времени. Обычно в этом сопоставлении с установками принимает активное участие сознание - самый высший психический процесс, интегрирующий все остальные. Обработка образов может вылиться в некоторую ответную реакцию (увидев, например, хищника, мы можем заскочить на дерево), в некоторое решение и план действия (увидев объявление о распродаже, мы можем составить план, когда сходим на нее) или просто отложиться в памяти как новое знание об окружающем мире.

Если запланированное действие довольно простое, то его ожидаемый итог представлен в ЦНС в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия (по Анохину). Этот акцептор результата действия и есть цель этого действия. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается непосредственное исполнение. Включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки но отношению к выполняемому действию.

В процессе выполнения действия принимает активное участи эмоциональная сфера человека. В зависимости от того, как важен для человека результат, какова у него структура морально-нравственных ценностей, какие инстинктивные потребности у него активизируются в данный момент, текущая деятельность вызывает те или иные эмоциональные реакции. Здесь интересно то, что далеко не всегда человек может четко отрефлексировать: почему он в тот или иной момент обрадовался, почему расстроился или заинтересовался. Негативные эмоции могут повлечь прекращение выполнения действия или коррекцию цели.

В психологии также существует специализированная отрасль, занимающаяся изучением взаимосвязи психики и мозга - нейропсихология. Один из основателей ее, Лурия, предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Сюда входят:

Ретикулярная формация,

Глубинные отделы среднего мозга,

Структуры лимбической системы,

Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Второй блок отвечает за познавательные психические процессы и предназначен для получения, переработки и хранения информации. Сюда входят участки коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок отвечает за функции мышления, поведенческую регуляцию и самоконтроль. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.

Головной мозг - очень сложная, запутанная система. И совсем не случайно это так. Тот или иной участок мозга в той или иной степени привязан к выполнению конкретных функций. И связан он с теми участками, с которыми необходимо обмениваться информацией. Исследования локализации функций проводятся, например, с помощью изучения характера поражений головного мозга. Например, нарушение затылочных отделов коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий - к нарушению речи.

Однако далеко не всегда удается точно распознать характер исполняемой функции. В нейропсихологии были получены факты, свидетельствующие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур. Может быть и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к различным нарушениям. В целом работа мозга и психики наукой еще далеко не изучена. Нет целостного видения психофизиологического уклада, нет поэтому и точного понимания отдельных функций отдельных участков.

Эта концепция и ее конкретное положение о мозге и психике сложные, об этом говорят полная драматизма история ее развития, ее содержание и все еще существующие в наше время дискуссии. Мы рассмотрим здесь несколько взаимосвязанных научных положений, составляющих суть и содержание этой концепции.

Л. С. Выготский, изучая вопрос о системном строении ВПФ, указывал на их сложную связь с мозгом. Он писал, что определенные участки мозговой коры имеют значение не только для частных форм психической деятельности (слу­ховой, зрительной, тактильного анализа и синтеза), но и для построения сложных форм высших психических процессов и психики в целом . Центральное положение, которое было разработано и внесено Л. С. Выготским в проблему взаимоотношения мозга и психики, - это положение о том, что «функциональное значение данного участка мозговой коры для всей системы психических процессов оказывается неодинаковым на различных этапах развития человека» . На основе этого положения им был сформулирован известный закон развития ВПФ - об их переходе «снизу вверх». Переход функции снизу вверх означает, что устанавливается в процессе развития ВПФ и мозга сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и строения ВПФ и высшим. Так, известно, что у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовало формирование процесса восприятия.

На основании своих клинических работ, в которых он изучал нарушения ВПФ у взрослых и детей при патологиче­ских состояниях мозга, а также и на основании изучения изменений ВПФ на последовательных этапах развития психики, Л. С. Выготский внес в отечественную психологию научную генетическую концепцию локализации психических процессов в мозге и их нарушений, которые показали, что в развитии мозга и в функционировании зрелого мозга наблюдается различная взаимная зависимость разных его зон, и локализа­ция одной и той же функции меняется в процессе созревания мозга и развития ВПФ . А. Н. Леонтьев отводил существенное место в психологии изучению мозговых механизмов психики и писал, что эта проблема имеет принципиальное значение. Уход от ее решения порождает различного рода не­верные представления о генезисе ВПФ. Стало необходимым проникнуть в строение и работу мозга и изучить структуру и механизмы сознательной деятельности человека и ее взаимодействия с мозгом. Это и явилось главной задачей нейропсихологии как самостоятельной области научного знания.

Известный американский физиолог Хосе Дельгадо рассматривал мозг как материальную основу психических про­цессов, обучения, и воспитания. Он писал: «Мозг - это материальный объект, расположенный внутри черепа, который можно осмотреть, взвесить и измерить» . Он состоит из различных химических соединений, которые также можно исследовать. Его структурными элементами являют­ся нейроны, проводящие пути, и синапсы, которые тоже можно видеть и изучать. По своей природе мозг - это физико-химический объект, и функционирует он как часть организма. Но сознание человека, его психические процессы - это функциональная сущность мозга, которую нельзя держать в формалине, как это можно сделать с анатомической его стороной (см.: [И. С. 52]). Он очень образно и точно описывает взаимодействие мозга и ВПФ, роль мозга в их функционировании. Так, например, он считал, что потенциальная способность к речи, к ее пониманию и говорению зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения. Этот тезис X. Дельгадо аргументирует тем фак­том, что ни один вид животных не обладает этой способно­стью, даже человекообразная обезьяна. Все попытки исследователей научить тех или других животных речи потерпели неудачу, которая связана, по его мнению, с тем, что мозг жи­вотных не имеет такого строения, которое имеется уже у ма­ленького человеческого ребенка. «Мозг ребенка не изобретает язык, речь, а их формирование целиком зависит от поступающей извне информации. Все это относится и к другим функциям, которые не разовьются в отсутствие соответству­ющей информации» .

X. Дельгадо совершенно справедливо считал, что мозг не создает психические функции, но он способен к обучению. «Мозг новорожденного, - писал он, - наряду с другими качествами способен к изучению языков, к абстрактному мышлению и к моральным суждениям, но он не создает всего этого» (подч. X. Д.). Это положение X. Дельгадо перекликается с положениями, ранее высказанными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией и другими отечественными психологами о психической деятельности человека как функции мозга, но не его содержания.

Основываясь на своей концепции о взаимодействии развития мозга и психической деятельности у ребенка и о важности притока информации извне, X. Дельгадо писал, что все воспитание и создание ВПФ возможно только на основе развивающегося мозга. Человек, по X. Дельгадо, - это функциональное триединство - сенсорной информации, поведенческих реакций (т. е. ВПФ) и интрацеребральныхпроцессов (мозга). Все три компонента в равной степени важны и неразрывны для развития ребенка.

Им была создана даже программа психогенеза, обращенная ко всем взрослым, имеющим дело с детьми, - их воспитанием и обучением. Он считал, что они должны знать постулаты его программы:

1) в момент рождения ребенка сознание у него не существует;

2) сознание не может возникнуть без притока сенсорной информации;

3) индивидуальность человека, личность, его поведение - это не свойство мозга, а приобретенные функции, которым нужно обучиться;

4) цель воспитания - в создании ВПФ, а не в их выявлении.

Изучение мозга как органа, детерминирующего развитие психики в фило- и онтогенезе, в настоящее время является приоритетным направлением. Все меньше становится и простых ссылок на мозг как орган психики, и все больше появляется исследований развития мозга, его морфологического строения, его механизмов, происходящих в нем процессов - физиологических, биохимических, биоэлектрических и др. И сейчас уже является доказанным и теоретически и экспериментально, что психика человека является функцией мозга и тех его высших структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения ребенком исторически сложившимися формами деятельности в человеческом предметном мире.

Наше специальное внимание анализу мозга и в целом морфофизиологии в развитии психики ребенка связано с по­ниманием положения о том, что «... изучить то, что происходит в мозге, не менее важно, чем исследовать другие аспекты воспитания и поведения» . Возникающие вопросы: что такое мозг, какую роль играет он в формировании со­знания и психической деятельности человека, и особенно ребенка, какое значение морфологические основы психики имеют при отклонении ее развития, или дефиците, или нарушении - по тем или иным причинам можно понять, лишь изучив мозг и его взаимодействие с психикой.

На этом пути изучения проблемы взаимодействия мозга с развитием психической деятельности и ее отклонений и на­рушений, связанных с неблагополучием в развитии мозга, важно остановиться на анализе морфогенеза мозга, его ана­томического созревания.

В IV в. до н. э. Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории на­копления психологических знаний, в результатечего появлялись все новые и но­вые ее варианты.

В начале XX в. из двух разных областей знаний - психологии и физиологии - сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органиче­ские процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телес­ные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики.

Следует сразу напомнить, что более подробно проблемы психофизиологии и основы физиологии высшей нервной деятельности изучаются в рамках курсов психофизиологии и нормальной физиологии. В данном разделе мы рассматрива­ем проблему взаимосвязи мозга и психики с целью общего ознакомления с ней, для того чтобы получить целостное представление о психике человека.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма чело­века с психическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил И. П. Павлов, открывший явление условно - рефлекторного научения. В наши дни идеи и разработки Павлова послужили основой для создания новых теорий, среди которых выделяются теории и концепции Н. А. Бернштейна, К. Халла, П. К. Анохина, Е. Н. Соколова и др.

И. М. Сеченов полагал, что психические явления входят в любой поведенче­ский акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, т. е. физио­логические явления. По мнению И. П. Павлова, поведение складывается из слож­ных условных рефлексов, образованных в процессе научения. В дальнейшем вы­яснилось, что условный рефлекс - это весьма простое физиологическое явление и не более. Однако, несмотря на то, что после открытия условно-рефлекторного научения были описаны иные пути приобретения живыми существами навыков - импритинг, оперантное обусловливание, викарное научение, идея условного реф­лекса как одного из способов приобретения опыта сохранилась и получила даль­нейшее развитие в работах таких психофизиологов, как Е. Н. Соколов и Ч. И. Из­майлов. Ими было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, со­стоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эффекторной (исполнитель­ной, отвечающей за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами). Первая система нейронов обес­печивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает вы­работку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информа­цией между первыми двумя.


Наряду с этой теорией существуют и другие, весьма перспективные разработ­ки, касающиеся, с одной стороны, роли психических процессов в управлении по­ведением, а с другой - построения общих моделей регуляции поведения с участи­ем в этом процессе физиологических и психологических явлений. Так, Н. А. Бернштейн считает, что даже самое простое приобретенное движение, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть вы­полнено без участия психики. Он утверждает, что формирование любого двига­тельного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движе­ния осуществляется под воздействием сознания, которое при этом осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выпол­нение нового движения. Чем сложнее движение, тем больше требуется корриги­рующих изменений. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, про­цесс управления выходит из поля сознания и превращается в фоновый.

Американский ученый К. Халл рассматривал живой организм как саморегули­руемую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-био-логической регуляции. Эти механизмы большей частью врожденные и служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме - гомеостаза - и включаются в действие тогда, когда это равновесие нарушено.

П. К. Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Эта концепция получила широкое распространение и известна как модель функцио­нальной системы . Суть данной концепции заключается в том, что чело­век не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, - как правило, необычные - вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная ре­акция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для прояв­ления активности.

Теория функциональных систем П. К. Анохина получила широкое распростра­нение вследствие того, что она позволяет приблизиться к решению вопроса о вза­имосвязи физиологических и психологических процессов. Эта теория говорит о том, что психические явления и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможно без одно­временного участия психических и физиологических процессов.

Существуют и другие подходы к рассмотрению взаимосвязи психики и мозга. Так, А. Р. Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие (функционирование психических явле­ний. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня актив­ности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Второй блок связан с познавательными психи­ческими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хра­нения информации, Данный блок состоит из участков коры головного мозга, ко­торые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полуша­рий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отде­лах коры головного мозга.

Данная концепция была выдвинута Лурией в результате анализа результатов проводимых им экспериментальных исследований функциональных и органиче­ских нарушений и заболеваний мозга. Однако следует отметить, что проблема ло­кализации психических функций и явлений в головном мозге интересна сама по себе. В свое время была выдвинута идея о том, что все психические процессы свя­заны с определенными участками мозга, т. е. локализованы. Согласно идее локалиализма, каждая психическая функция может быть «привязан и» к определен­ному органическому участку мозга. В результате были созданы детальные карты локализации психических функций в мозге.

Однако спустя определенное время были получены факты, свидетельствую­щие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур, и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к различным нарушени­ям. Наличие подобных фактов привело к появлению альтернативной гипотезы - антилокализационизма, - утверждающей, что работа отдельных психических функций связана с деятельностью всего мозга. С точки зрения данной гипотезы между различными участками мозга сложились определенные связи, обеспечивающие функционнрование определенных психических процессов. Но и эта концепция не смог­ла объяснить многих нарушений работы мозга, которые говорят в пользу локализационизма. Так, нарушение затылочных отделов коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий - к нарушению речи.

Проблема локализационизма-антилокализационизма не решена до сих пор. Можно с полной уверенностью утверждать, что организация структур мозга и вза­имосвязь между отдельными участками мозга значительно сложнее и многогран­нее, чем имеющаяся в настоящее время информация об особенностях функциони­рования центральной нервной системы. Можно также говорить о том, что суще­ствуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, а также реализацией способностей, присущих чело­веку (например, речи). Однако вполне вероятно, что эти участки в определенной мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализа­цию того ли иного психического процесса в полном объеме.

Психофизиологическая проблема в психологии. Рассматривая вопросы взаи­мосвязи психики и мозга, мы не можем не познакомиться с так называемой психо­физиологической проблемой.

Говоря о естественнонаучных основах психики, мы сегодня не сомневаемся в том, что между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Од­нако и в наши дни продолжает обсуждаться проблема, известная с конца XIX в. как психофизиологическая. Она является самостоятельной проблемой психоло­гии и носит не конкретно-научный, а методологический характер. Она имеет от­ношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, таких как предмет психологии, способы научного объяснения в психологии и др.

В чем суть этой проблемы? Формально она может быть выражена в виде вопро­са: как соотносятся физиологические и психические процессы? На данный вопрос есть два основных ответа. Первый в наивной форме был изложен Р. Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Или, другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодей­ствии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

Второе решение известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия меж­ду психическими и физиологическими процессами.

На первый взгляд истинность первого подхода, заключающегося в утвержде­нии психофизиологического взаимодействия, не вызывает сомнения. Мы можем привести множество примеров воздействия физиологических процессов мозга на психику и психики на физиологию. Все же, несмотря на очевидность фактов психо­физиологического взаимодействия, существует ряд серьезных возражений про­тив этого подхода. Одно из них заключается в отрицании фундаментального зако­на природы - закона сохранения энергии. Если бы материальные процессы, какими являются физиологические процессы, вызывались психической (идеальной) при­чиной, то это означало бы возникновение энергии из ничего, поскольку психиче­ское не является материальным. С другой стороны, если бы физиологические (ма­териальные) процессы порождали психические явления, то мы столкнулись бы с абсурдом другого рода - энергия исчезает.

Конечно, на это можно возразить, что закон сохранения энергии не совсем кор­ректен, но в природе мы вряд ли найдем другие примеры нарушения этого закона. Можно говорить о существовании специфической «психической» энергии, но в этом случае снова необходимо дать объяснение механизмам превращения материаль­ной энергии в некую «нематериальную». И наконец, можно говорить о том, что все психические явления материальны по своей сути, т. е. являются физиологи­ческими процессами. Тогда процесс взаимодействия души и тела есть процесс вза­имодействия материального с материальным. Но в этом случае можно договорить­ся до полного абсурда. Например, если я поднял руку, то это есть акт сознания и одновременно мозговой физиологический процесс. Если я после этого захочу ею ударить кого-либо (например, своего собеседника), то этот процесс может перей­ти в моторные центры. Однако если нравственные соображения заставят меня воз­держаться от этого, то это означает, что нравственные соображения - это тоже материальный процесс.

Вместе с тем, несмотря на все рассуждения, приведенные в качестве доказатель­ства материальной природы психического, необходимо согласиться с существова­нием двух явлений - субъективных (прежде всего фактов сознания) и объектив­ных (биохимических, электрических и других явлений в мозге человека). Вполне естественно было бы предположить, что эти явления соответствуют друг другу. Но если мы соглашаемся с этими утверждениями, то мы переходим на сторону другого принципа - принципа психофизиологического параллелизма, утвержда­ющего о невозможности взаимодействия идеальных и материальных процессов.

Следует отметить, что существует несколько течений параллелизма. Это дуа­листический параллелизм, исходящий из признания самостоятельной сущности духовного и материального начала, и монистический параллелизм, который ви­дит все психические и физиологические явления как две стороны одного процес­са. Главное, что их объединяет, - это утверждение, что психические и физиологи­ческие процессы протекают параллельно и независимо друг от друга. То, что про­исходит в сознании, соответствует тому, что происходит в мозге, и наоборот, но эти процессы не зависят друг от друга.

Мы могли бы согласиться с данным утверждением, если бы рассуждения в дан­ном направлении постоянно не закапчивались отрицанием существования психиче­ского. Например, независимый от психического мозговой процесс чаще всего за­пускается толчком извне: внешняя энергия (световые лучи, звуковые волны и т.д.) трансформируется в физиологический процесс, который преобразуется в проводящих путях и центрах, принимает форму реакций, действий, поведенчес­ких актов. Наряду с этим, никак не влияя на него, развертываются события в со­знательном плане - образы, желания, намерения. При этом психический процесс никак не влияет на физиологические процессы, в том числе и поведенческие реак­ции. Следовательно, если физиологический процесс не зависит от психического, то всю жизнедеятельность человека можно описать в понятиях физиологии. В этом случае психика становится эпифеноменом - побочным явлением.

Таким образом, оба рассматриваемых нами подхода оказываются не в состоя­нии решить психофизиологическую проблему. Поэтому единого методологиче­ского подхода к исследованию проблем психологии не существует. С каких пози­ций будем исходить мы, рассматривая психические явления?

Из вышеизложенного следует, что существует тесная связь между психиче­скими и физиологическими процессами. Поэтому, рассматривая психические яв­ления, мы будем всегда помнить о том, что они находятся в тесном взаимодей­ствии с физиологическими процессами, что они, вероятнее всего, обусловливают друг друга. При этом мозг человека является тем материальным «субстратом», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.

Лекция № 2

Тема: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ. СВЯЗЬ ПСИХИКИ И МОЗГА

План

Понятие психики.

Филогенез и онтогенез психики

Высшие психические функции

История взглядов на связь психики и мозга

Строение и свойства нервной системы

Функциональная организация человеческого мозга

Основные законы высшей нервной деятельности

Связь между психикой и мозгом.

1. Понятие психики. Дадим определение: Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности .

Что такое высокоорганизованная материя? – Организм человека: и мозг, и нервы и органы чувств. Субъект – это человек как источник активности, преобразования действительности. Отражение активное, т.е. в результате отражения строится картина этого мира, и построить эту картину можно только, если проявить активность, захотеть. Последняя часть определения о том, для чего нужна эта картина. Для саморегуляции. Картина мира должна быть неотчуждаема (иначе – как итог – психическое заболевание).

Есть два философских понимания природы проявления психики: материалистическое и идеалистическое . Согласно материалистическому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи. Они возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. Согласно идеалистическому пониманию психики, в мире существует не одно, а 2 начала: материальное и идеальное . Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. И в материалистическом и в идеалистическом подходе есть свои существенные недостатки. Ни одной из философских позиций не удалось одержать верх над другой. (Вечный вопрос философии: Что же первично – материя или дух ?)

Итак, повторим, психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира . Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Этим свойством обладает вся материя – живая и неживая. В неживой природе это может быть физическое и химическое взаимодействие веществ (луч света отражается от зеркала, диффузия и т.д.). Живой материи присущи биологические формы отражения. Это может быть психическое отражение, а может и чисто физиологическое (процессы метаболизма, например).

Особенности психического отражения .

1. Принадлежность индивиду, субъекту всего того, что он отражает (испытывает) – мысли, чувства, стремления, всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни.

Если в результате психического отражения получился некий образ, то его у субъекта отнять уже не удастся никому.

2. Психика отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее.

В результате психического отражения возникает образ предметов реального мира. Мы можем лишь преобразовывать, комбинировать и изменять в размерах и формах то, что отразила наша психика.

3. При физическом отражении обязательно идет изменение предметов, веществ, вступивших во взаимодействие (луч света меняет направления, а на поверхности зеркала выбиваются ионы серебра, при диффузии изменяется состав обоих веществ). А при психическом отражении – материальный мир не меняется, меняется только внутренний психический мир.

Мир остался неизменным, а мы уже можем пользоваться его образом. Итак, в результате психического отражения нам удается построить психический образ.

Свойства психического образа .

1. Образ обладает идеальностью .

Потому что существует только в голове человека. Не существует его материального овеществления. Его нельзя потрогать, взвесить.

2. Образ субъективен .

Психический образ дерева заключает в себе те свойства, которые важны, необходимы отражающему субъекту. Поскольку образ субъективен, он неизбежно несёт на себе печать отдельной личности. Образ не существует вне конкретной личности, он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от опыта людей и т.д.

3. Образ объективен .

4. Образ демонстрирует неполноту отражения .

Поскольку образ предмета идеален, субъективен, несёт на себе печать личности, то не может отразить всё то многообразие свойств, связей, сущностей, которые заключены в объекте психического отражения. Мир, как известно, одновременно и познаваем, и не познаваем.

Формы проявления психики .

1. Психические процессы . К ним относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.д.), мотивация и мотивирование, рефлексия, волевые процессы, творчество.

2. Психические свойства . Сюда относят все свойства личности, волю, направленность, способности, темперамент и характер, совесть, трудолюбие и т. д.

3. Психические состояния . Это огромный класс психических явлений, который, к сожалению, в рамках общей психологии мало затрагивается. В основном рассматриваются эмоциональные состояния: настроения, стресс, аффект, и т.д. Но есть ещё и установка, интерес, вдохновение, убежденность, сомнение, апатия, самоактуализация, паника и многие другие.

2. Филогенез и онтогенез психики. Филогенез психики – это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества . Филогенез – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов.

Онтогенез – (от греч. – ontos – сущее) – процесс развития индивидуального организма . В онтогенезе изучается формирование основных структур психики индивида от зачатия до смерти.

Антропогенез – (от греч. – antropos – человек) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Изучаются и морфологические преобразования, и глубочайшие качественные изменения поведения и психики от человекоподобной обезьяны до современного человека.

Подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1. антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;

2. панпсихизм(французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы; всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3. биопсихизм: психика – это свойство живой природы (присуще и растениям);

4. нейропсихизм (Ч.Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5. мозгопсихизм (К.К.Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;

6. критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) – способности реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (запах, звук и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровня развития психического отражения, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри. Так появилась концепция Леонтьева-Фабри.

Вся история развития психики согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней. Выделяются 2 стадии: 1) элементарной сенсорной психики (от лат. Sensys – чувство, ощущение) и 2) перцептивной психики (от лат. Perceptio – восприятие).

3. Высшие психические функции. Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.

Высшие психические функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Социальные, а, следовательно, вне общества эти функции не развиваются, человек так и не становится личностью, если развивается и формируется вне человеческого общества. Пример тому – многочисленные «Маугли».

Высшие психические функции (ВПФ) как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

В онтогенезе психики различают генетическое, внутренне обусловленное созревание, и внешнее формирование под воздействием среды и воспитания. Вот эта вторая половинка онтогенеза, т.е. формирование под воздействием среды и воспитания, происходит в ходе интериоризации и экстериоризации.

Формирование ВПФ характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний (интериоризированный) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Самый яркий пример – человеческая речь, которую он (человек) получает извне. Сначала усваиваем, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом. Речь интериоризована.

Экстериоризация (от лат. Exterior – внешний) – переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека. Пример: человек что-то понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует данный продукт в речи. Не путать с заученным и пересказанным!

4. История взглядов на связь психики и мозга. Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. В 18 веке возникло предположение о том, что сам мозг определяет деятельность психики человека. Представитель такого подхода – Франц Галль. Он предположил, что все умственные способности человека могут быть определены по расположению шишечек на черепе, лежащих над соответствующими участками мозга. Так возникла френология . Появились френологические карты . Через некоторое время выяснили, что поверхность черепа и его шишечки не соответствуют внутренним шишечкам. Теория легко вошла в жизнь, но и быстро была отвергнута.

В последней трети 19 века были сделаны два важных открытия, которые доказали, что существует связь между отдельными участками мозга и определенными психическими явлениями. Поль Брок описал историю больного, который утратил способность говорить, но мог нормально читать, писать, а также понимать все, что ему говорили. Причина – поражение особого участка коры, прилегающего к двигательной зоне. Эта зона управляет мышцами лица, языка, челюстей и глотки. Этот участок коры получил название зоны Брока . Карл Вернике выделил участок, поражение которого приводит к тому, что больные произносят хорошо артикулированные звуки, из которых они строят грамматически правильные, но совершенно бессмысленные фразы. Этот участок стал называться зоной Вернике. Обе зоны соединяются нервными волокнами, образующими так называемый дугообразный пучок . Через весь мозг идет извилина: от уха до уха. Та ее сторона, которая расположена ближе к затылку – это зона сенсорной чувствительности (все ощущения, болевые, прикосновения, тепла и т.д.). Та, что ближе ко лбу, – двигательная зона . Гораздо позже исследователи «прошлись по всей длине, «прощупали» всю эту извилину и определили, где и как представлены в ней наши части тела: от стопы… до гортани. Выяснилось, что больше всего места на этой двигательной извилине занимает голосовой аппарат и большой палец руки .

5. Строение и свойства нервной системы. Нервная система состоит из двух отделов: центрального и периферического . Центральный включает: головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Все остальное – периферическая часть – это нервные волокна, идущие к поверхности тела, к органам чувств и внутренним органам, и идущие от них к центральной нервной системе (ЦНС). ЦНС – это скопление нервных клеток. Рассмотрим, как устроена нервная клетка – нейрон.

Большинство нейронов – специализированные, и выполняют специфические функции. Сенсорный нейрон проводит нервный импульс от рецепторов к ЦНС; двигательный нейрон проводит нервный импульс от ЦНС к органам движения и нейрон локальной сети , который проводит нервный импульс от одного участка ЦНС к другому. На внутренних органах и на поверхности тела нервные клетки своими аксонами подходят к рецепторам органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса . Весь организм фактически соткан из массы разнообразных рецепторов. Особенно их много в органах чувств: глаз, ухо, кожа и т.д. Рецепторы это первая составная часть анализатора.

Анализатор нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Анализатор состоит из трех различных отделов :

1. Рецепторы , преобразующие внешнюю энергию в нервный процесс.

2.Проводящие пути : а) афферентные , идущие от рецептора к отделу ЦНС; б) эфферентные , по которым импульсы из коры головного мозга передаются к нижним уровням анализатора, в том числе и к рецепторам и регулируют их активность.

3.Участок коры головного мозга , где перерабатывается информация.

Сам головной мозг делится на правое и левое полушарие , а также на их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная. Большие полушария покрыты массой нейронов (около 10 миллиардов), носящей название коры. Спинной мозг и мозговой ствол осуществляют, главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются врожденными (безусловные рефлексы), а кора больших полушарий – это орган приобретаемых при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

По классификации К.Бродмана, кору головного мозга (к.г.м.) делят на 11 областей и 52 поля. В наиболее развитых полях к. г.м. имеется 6-7 слоев нервных клеток. В к.г.м. поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и ствола мозга, в ней же осуществляются основные психические функции человека.

Кора делится на корковые зоны. Зона зрительного анализатора расположена в затылочных отделах больших полушарий, слуховая – верхние отделы височных долей, обонятельные ощущения локализованы в более древних отделах коры головного мозга. А вот речь в к.г.м. локализована в нескольких центрах – лобных, теменных и височных. Это свидетельствует не только о сложности данного психического процесса, но и об особой важности речи в регуляции психики. Это представительство речевой функции асимметрично : она локализована в основном в левом полушарии. Это касается также и ряда других психических функций. !!! Обрати внимание на орфографию слова а – симметрично (варианты написания: асс , сим , се м, ми т, асс имм и т.д.) !!!

6. Функциональная организация человеческого мозга. Этот вопрос рассматривается в трудах различных ученых, в частности, А.Р.Лурии. Он включил в функциональную организацию человеческого мозга три основных блока.

1. Энергетический .

Поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга. Энергетический блок расположен в верхних отделах мозгового ствола. Здесь находится ретикулярная формация – это совокупность нейронных структур, напоминающих тонкую сеть. Эта структура изменяет электрическую активность головного мозга, вызывает состояние бодрствования или сна. При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие, сонливость.

2. Блок приема, переработки и хранения информации .

Этот блок включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры. При нарушении нормальной работы второго блока происходит потеря чувствительности – кожной и глубокой (проприоцептивной), теряется четкость движений и т.д.

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности .

Располагается в лобных отделах коры. Поражение третьего блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений . При поражении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий. Здесь же хранится память о нашей личности.

Основной принцип работы нервной системы связан с понятием рефлекса . И.П.Павлов в известных опытах с собаками доказал наличие двух видов рефлексов: безусловного и условного.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus – отражение) – это наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

После открытия безусловного рефлекса была определена рефлекторная дуга. (См. строение анализатора). В отличие от условных рефлексов, действующих таким же образом, безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к относительно постоянным условиям. Однако в чистом виде безусловные рефлексы практически не существуют. В онтогенезе на их основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов. Общепринятой классификации безусловных рефлексов не имеется , однако выделяют важнейшие из них – пищевой, оборонительный, половой, ориентировочный.

Условный рефлекс это временная связь, которая вырабатывается путем сочетания условного и безусловного раздражителя.

В результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Условный рефлекс индивидуален и приобретается в течение жизни одного человека (или одного животного).

Различают два вида условных рефлексов :

1. Классический , получаемый по указанной методике. Именно такие условные рефлексы вырабатывал И.П.Павлов у своих собак. Такой условный рефлекс повторяет безусловную реакцию.

2. Инструментальные (оперантные) условные рефлексы, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного.

Выработанная в течение жизни система условных рефлексов называется динамическим стереотипом . ДП лежит в основе навыков и привычек.

7. Основные законы высшей нервной деятельности. Говоря о законах высшей нервной деятельности, прежде всего необходимо усвоить два из них: возбуждение и торможение .

Возбуждение – это процесс активации всей нервной системы или определенного участка, т.е. переход от состояния покоя к состоянию активной деятельности. Процесс возбуждения возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающей порог ощущений, свойственный данному органу.

Торможение – противоположный процесс – особый нервный процесс, который проявляется в подавлении возбуждения определенного участка мозга. Безусловное торможение включает в себя: 1) индукционное (внешнее) торможение – экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его – обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель. 2) запредельное (охранительное) торможение , которое возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность ее сохранения или восстановления. 3) внутреннее торможение – это проявление внутренних закономерностей работы коры. Например, угасание условных рефлексов. Так, наблюдается постепенный распад навыка, если его не подкреплять упражнением. К этому виду торможения относится и торможение, лежащее в основе выдержки, умение сдерживать непосредственные побуждения, желания.

Процессы возбуждения и торможения образуют основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до самых сложных, а их индивидуальные особенности определяют тип высшей нервной деятельности (темперамент). Эти два процесса постоянно сменяют друг друга.

Однако в мозге может возникнуть доминанта – (от лат. dominans – господствующий), временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Учение о доминанте было создано А.А.Ухтомским. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный характер и целенаправленность поведения организма и основа внимания.

Принцип доминанты объясняют законы высшей нервной деятельности .

1. Закон силы . Его можно определить как наличие определенной границы возбуждения, после которой нервная клетка перестает работать, чтобы не быть разрушенной. Если она продолжит работать, то она просто погибнет. Иногда нужно всему мозгу отключиться, тогда возникает запредельное торможение. Сильные эмоциональные вспышки у некоторых людей доходят до так называемого «эмоционального шока», т.е. внезапной скованности.

2. Закон индукции (дословно – наведение). По этому закону взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Если один участок мозга находится в состоянии сильного возбуждения, то рядом находящиеся участки мозга начинают затормаживаться. а) Положительная индукция : возбуждение расходится веером по мозгу от участка возбуждения и область возбуждения расширяется. б) Отрицательная индукция : лежит в основе условного рефлекса, она же – причина отвлечения или понижении внимания к объекту под влиянием какого-либо нового, сильного внешнего воздействия.

3. Закон концентрации . Осуществляется при работе участка мозга со средней силой возбуждения и воздействии раздражителя средней силы. В этом случае мы имеем постепенное усиление деятельности четко ограниченного участка мозга.

4. Закон суммации . Правила суммации:

а) Два или несколько раздражителей дают при суммации точную сумму, точный эффект, если они средней силы.

б) Слабый и сильный раздражитель в сумме дают единый эффект до определенного предела, после которого по закону силы мы можем получить парадоксальную ситуацию.

в) Несколько сильных раздражителей в сумме дают всегда меньший эффект, чем каждый в отдельности.

8. Связь между психикой и мозгом. Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абстрактное мышление и т.д. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга . Впервые эти отношения были изучены Роджером Сперри. Расщепление мозга, т.е. мозговых связей, испытывали и на людях: перерезали мозолистое тело, что избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобной операции у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга », разделения некоторых функций по полушариям. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р.Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом », особенно у молодых, речевые функции есть в зачаточной форме и в правом полушарии. «Неграмотное » правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга . В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Выводы:

1. В науке установлена связь между отдельными участками мозга и психическими реакциями индивида.

2. Сложные психические процессы локализованы в нескольких центрах. Это представительство в основном асимметрично.

3. Функциональная специфика полушарий пластична, что способствует сохранению важнейших психических функций при частичных повреждениях мозга.


Похожая информация.