Легкая умственная отсталость симптомы. Умственная отсталость легкой степени

  • отличия ) - (видео )
    • умственной отсталости )
  • Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению? )
  • Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью - (видео )

  • Особенности ребенка и подростка с умственной отсталостью (проявления, симптомы, признаки )

    Для детей с умственной отсталостью (олигофренией ) характерны сходные проявления и признаки (нарушения внимания, памяти, мышления, поведения и так далее ). В то же время, выраженность данных нарушений напрямую зависит от степени олигофрении.

    Для умственно отсталых детей характерно:

    • нарушение мышления;
    • нарушение концентрации внимания;
    • нарушения познавательной деятельности;
    • нарушения речи;
    • проблемы в общении;
    • нарушения зрения ;
    • нарушения слуха;
    • нарушения сенсорного развития;
    • нарушения памяти;
    • двигательные нарушения (нарушения моторики );
    • нарушения психических функций;
    • нарушения поведения;
    • нарушения эмоционально-волевой сферы.

    Нарушения умственного развития и мышления, интеллектуальные нарушения (основное нарушение )

    Нарушение умственного развития является основным симптомом олигофрении. Проявляется это в неспособности нормально мыслить, принимать правильные решения, делать выводы из полученной информации и так далее.

    Нарушения умственного развития и мышления при олигофрении характеризуются:

    • Нарушением восприятия информации. При легкой степени заболевания восприятие информации (зрительной, письменной или речевой ) происходит гораздо медленнее, чем в норме. Также ребенку нужно больше времени для «осмысливания» полученных данных. При умеренной олигофрении данное явление еще более выражено. Даже если ребенок может воспринимать какую-либо информацию, он не может анализировать ее, вследствие чего способность к самостоятельной деятельности у него ограничена. При тяжелой олигофрении часто наблюдается поражение чувствительных органов (глаз, уха ). Такие дети не могут воспринимать определенную информацию вообще. Если же эти органы чувств работают, воспринимаемые ребенком данные не анализируются им. Он может не различать цвета, не узнавать предметы по их очертаниям, не различать голоса близких и чужих людей и так далее.
    • Неспособностью к обобщению. Дети не могут выявить связь между схожими предметами, не могут делать выводы из полученных данных или выделять мелкие детали в каком-либо общем потоке информации. При легкой форме заболевания это выражено незначительно, в то время как при умеренной олигофрении дети с трудом учатся раскладывать одежду по группам, выделять животных среди набора картинок и так далее. При тяжелой форме заболевания способность как-либо связывать предметы или ассоциировать их между собой может вовсе отсутствовать.
    • Нарушением абстрактного мышления. Все услышанное или увиденное дети понимают буквально. Они не обладают чувством юмора, не могут понимать смысл «крылатых» выражений, пословиц или сарказма.
    • Нарушением последовательности мышления. Наиболее выражено это при попытке выполнить какое-либо задание, состоящие из нескольких этапов (например, достать чашку из шкафа, поставить ее на стол и налить в нее воды из кувшина ). Для ребенка с тяжелой формой олигофрении данная задача будет невыполнима (он может брать чашку, ставить ее на место, несколько раз подходить к кувшину и брать его в руки, однако связать данные предметы он не сможет ). В то же время, при умеренных и легких формах заболевания интенсивные и регулярные обучающие занятия могут способствовать развитию последовательного мышления, что позволит детям выполнять простые и даже более сложные задачи.
    • Замедленным мышлением. Чтобы ответить на простейший вопрос (например, сколько ему лет ), ребенок с легкой формой заболевания может думать над ответом в течение нескольких десятков секунд, однако в конечном итоге обычно дает правильный ответ. При умеренно выраженной олигофрении ребенок также будет думать над вопросом очень долго, однако ответ может быть бессмысленным, не связанным с вопросом. При тяжелой форме заболевания ответ от ребенка можно не получить вовсе.
    • Неспособностью мыслить критично. Дети не отдают себе отчета в своих действиях, не могут оценивать важность своих поступков и их возможные последствия.

    Нарушения познавательной деятельности

    Для детей с легкой степенью олигофрении характерно снижение интереса к окружающим их предметам, вещам и событиям. Они не стремятся узнавать что-то новое, а при обучении быстро забывают полученную (прочитанную, услышанную ) информацию. В то же время, правильно проводимые занятия и специальные обучающие программы позволяют им обучаться простым профессиям. При умеренно выраженной и тяжелой умственной отсталости дети могут решать простые задачи, однако новую информацию они запоминают крайне тяжело и только если с ними занимаются в течение длительного времени. Сами они не проявляют никакой инициативы для изучения чего-то нового.

    Нарушение концентрации внимания

    У всех детей с олигофренией отмечается снижение способности концентрировать внимание, что обусловлено нарушением активности головного мозга .

    При легкой степени умственной отсталости ребенку трудно усидеть на месте, в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом (например, они не могут читать книгу в течение нескольких минут подряд, а после прочтения не могут пересказать, о чем была речь в книге ). В то же время, может отмечаться абсолютно противоположное явление – при изучении какого-либо предмета (ситуации ) ребенок чрезмерно концентрирует внимание на его мельчайших деталях, при этом, не оценивая предмет (ситуацию ) в целом.

    При умеренно выраженной олигофрении привлечь внимание ребенка крайне сложно. Если же это удается сделать, через несколько секунд ребенок вновь отвлекается, переключаясь на другое занятие. При тяжелой форме заболевания привлечь внимание пациента не удается вообще (лишь в исключительных случаях ребенок может реагировать на какие-либо яркие предметы или громкие, необычные звуки ).

    Нарушение/недоразвитие речи и проблемы в общении

    Нарушения речи могут быть связаны с функциональным недоразвитием головного мозга (что характерно для легкой формы заболевания ). В то же время, при умеренно выраженной и глубокой олигофрении может наблюдаться органическое поражение речевого аппарата, что также будет создавать определенные проблемы в общении.

    Нарушение речи у детей с умственной отсталостью характеризуется:

    • Немотой. При легкой форме заболевания полная немота встречается относительно редко, обычно при отсутствии необходимых коррекционных программ и занятий. При имбецильности (умеренно выраженной олигофрении ) немота может быть связана с поражением речевого аппарата или с нарушениями слуха (если ребенок глухой, он также не сможет заучивать слова и произносить их ). При глубокой умственной отсталости дети обычно не могут разговаривать. Вместо слов они произносят непонятные звуки. Если даже им удается выучить несколько слов, правильно использовать их они не в состоянии.
    • Дислалией. Характеризуется нарушением речи, заключающимся в неправильном произношении звуков. При этом некоторые звуки дети могут не произносить вообще.
    • Заиканием. Характерно для олигофрении легкой и умеренной степени выраженности.
    • Отсутствием выразительности речи. При легкой форме заболевания данный недостаток может быть устранен с помощью занятий, в то время как при более тяжелых формах это сделать невозможно.
    • Нарушением контроля громкости речи. Это может наблюдаться при нарушениях слуха. В норме, когда человек говорит и слышит свою речь, он автоматически контролирует ее громкость. Если олигофрен не слышит произносимых им слов, его речь будет слишком громкой.
    • Сложностями при построении длинных фраз. Начав говорить одно, ребенок может сразу переключиться на другое явление или предмет, в результате чего его речь будет бессмысленной и непонятной для окружающих.

    Нарушения зрения

    При легкой и умеренно выраженной форме заболевания зрительный анализатор обычно развит нормально. В то же время, из-за нарушения мыслительных процессов ребенок может не различать определенные цвета (например, если его попросить выбрать желтые картинки среди картинок других цветов, он будет отличать желтый цвет от остальных, однако выполнить поставленную задачу ему будет трудно ).

    Выраженные нарушения зрения могут наблюдаться при глубокой олигофрении, которая часто сочетается с дефектами развития зрительного анализатора. При этом ребенок может не различать цвета, видеть предметы искаженными или вовсе быть слепым.

    Также стоит отметить, что нарушения зрения (косоглазие , слепота и так далее ) могут быть связаны с основным заболеванием, являющимся причиной умственной отсталости (например, при наследственном синдроме Барде-Бидля, при котором дети могут рождаться уже слепыми ).

    Бывают ли галлюцинации при олигофрении?

    Галлюцинации – это несуществующие изображения, образы, звуки или ощущения, которые видит, слышит или чувствует пациент. Для него они кажутся реалистичными и правдоподобными, хотя на самом деле это не так.

    Для классического течения умственной отсталости развитие галлюцинаций не характерно. В то же время, при сочетании олигофрении с шизофренией могут появиться характерные для последнего заболевания признаки, в том числе и галлюцинации. Также данный симптом может наблюдаться при психозах , при выраженном умственном или физическом переутомлении и при употреблении каких-либо токсических веществ (алкогольных напитков, наркотиков ) даже в минимальных количествах. Последнее явление обусловлено неполноценным развитием центральной нервной системы и головного мозга в частности, вследствие чего даже ничтожно малое количество алкоголя может вызвать у пациента зрительные галлюцинации и другие расстройства психики.

    Нарушения слуха (глухие дети с умственной отсталостью )

    Расстройства слуха могут наблюдаться при любой степени олигофрении. Причиной этого могут быть органические поражения слухового аппарата (например, при врожденных аномалиях развития, что характерно для детей с глубокой умственной отсталостью ). Также повреждение слухового анализатора может наблюдаться при гемолитической болезни новорожденных , при некоторых генетических синдромах и так далее.

    Развитие и обучение глухого умственно отсталого ребенка протекает еще более медленно, так как он не может воспринимать речь окружающих его людей. При полной глухоте дети, как правило, не могут и разговаривать (не слыша речь, они не могут ее повторять ), вследствие чего даже при легкой форме заболевания они выражают свои эмоции и чувства лишь своеобразным мычанием и криками. При частичной глухоте или глухоте на одно ухо дети могут обучаться речи, однако во время разговора они могут неправильно произносить слова или говорить слишком громко, что также связано с неполноценностью слухового анализатора.

    Нарушения сенсорного развития

    Сенсорное развитие – это способность ребенка воспринимать окружающий его мир с помощью различных органов чувств (в первую очередь, зрения и осязания ). Научно доказано, что для большинства умственно отсталых детей характерны нарушения данных функций той или иной степени выраженности.

    Нарушения сенсорного развития могут проявляться:

    • Замедленным зрительным восприятием. Чтобы оценить увиденный предмет (понять что это, зачем оно нужно и так далее ), умственно отсталому ребенку нужно в несколько раз больше времени, чем нормальному человеку.
    • Узостью зрительного восприятия. В норме дети старшего возраста могут одновременно воспринимать (замечать ) до 12 предметов. В то же время, пациенты с олигофренией могут воспринимать не более 4 – 6 предметов одновременно.
    • Нарушением цветового восприятия. Дети могут не различать цвета или оттенки одного и того же цвета.
    • Нарушением осязания. Если закрыть ребенку глаза и дать ему знакомый предмет (например, его личную чашку ), он может без труда узнать ее. В то же время, если дать такую же чашку, однако сделанную из дерева или другого материала, ребенок не всегда сможет точно ответить, что у него в руках.

    Нарушения памяти

    У здорового человека после нескольких повторений одного и того же материала между нервными клетками головного мозга формируются определенные связи (синапсы ), что позволяет ему запоминать полученную информацию на длительное время. При легкой умственной отсталости скорость образования данных синапсов нарушается (замедляется ), вследствие чего ребенок должен повторять определенную информацию намного дольше (больше раз ), чтобы ее запомнить. В то же время, при прекращении занятий заученные данные быстро забываются или могут искажаться (ребенок неправильно пересказывает прочтенную или услышанную информацию ).

    При умеренной олигофрении перечисленные нарушения более выражены. Ребенок с трудом запоминает полученную информацию, а при ее воспроизведении может путаться в датах и других данных. В то же время, при глубокой олигофрении память у пациента развита крайне слабо. Он может узнавать лица самых близких людей, может откликаться на свое имя или (крайне редко ) заучивать несколько слов, хотя их значения он не понимает.

    Двигательные нарушения (нарушения моторики )

    Нарушения моторики и произвольных движений наблюдаются практически у 100% детей с олигофренией. В то же время, от степени заболевания зависит и выраженность двигательных расстройств.

    Двигательные нарушения у умственно отсталых детей могут проявляться:

    • Замедленными и неуклюжими движениями. При попытке взять предмет со стола ребенок может подносить руку к нему очень медленно, неуклюже. Передвигаются такие дети также очень медленно, могут часто спотыкаться, их ноги могут заплетаться и так далее.
    • Двигательным беспокойством. Это другой тип двигательных расстройств, при котором ребенок не сидит на месте, постоянно передвигается, выполняет простые движения руками и ногами. В то же время, его движения не скоординированы и бессмысленны, резки и размашисты. Во время разговора такие дети могут сопровождать свою речь чрезмерно выраженными жестами и мимикой.
    • Нарушением координации движений. Дети с легкой и умеренной формой заболевания подолгу учатся ходить, брать предметы в руки, сохранять равновесие в положении «стоя» (у некоторых из них данные навыки могут появляться только к подростковому возрасту ).
    • Невозможностью выполнять сложные движения. Дети с олигофренией испытывают значительные трудности, если им нужно выполнить два последовательных, однако различных движения (например, подбросить мяч вверх и ударить по нему рукой ). Переход от одного движения к другому у них замедлен, вследствие чего подброшенный вверх мяч упадет, а ребенок так и «не успеет» по нему ударить.
    • Нарушением мелкой моторики. Точные движения, требующие повышенной концентрации внимания, даются олигофренам крайне тяжело. Для ребенка с умеренной формой заболевания завязать шнурки на ботинках может быть тяжелой, а иногда даже невыполнимой задачей (он будет браться за шнурки, вертеть их в руках, пытаться что-то с ними сделать, однако конечная цель так и не будет достигнута ).
    При глубокой олигофрении движения развиваются очень медленно и слабо (дети могут начать ходить лишь к 10 – 15 годам ). В крайне тяжелых случаях движения в конечностях могут полностью отсутствовать.

    Нарушения психических функций и поведения

    Психические расстройства могут проявляться у детей с любой степенью заболевания, что обусловлено нарушением функционирования коры головного мозга и нарушенным, неправильным восприятием себя и окружающего мира.

    У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться:

    • Психомоторное возбуждение. В данном случае ребенок подвижен, может произносить различные непонятные звуки и слова (если он их знает ), передвигаться из стороны в сторону и так далее. При этом все его движения и действия лишены какого-либо смысла, беспорядочны, хаотичны.
    • Импульсивные поступки. Находясь в состоянии относительного покоя (например, лежа на диване ), ребенок может резко встать, подойти к окну, пройтись по комнате или выполнить какое-либо подобное бесцельное действие, после чего вернуться к прежнему занятию (лечь обратно на диван ).
    • Стереотипность движений. Во время обучения ребенок заучивает определенные движения (например, махание рукой в знак приветствия ), после чего повторяет их постоянно, даже без явной на то необходимости (например, когда находится сам в помещении, когда видит животное, птицу или какой-либо неодушевленный предмет ).
    • Повторение действий окружающих. В старшем возрасте дети с легкой умственной отсталостью могут начать повторять только что увиденные движения и действия (при условии, что они обучены данным действиям ). Так, например, увидев человека, который наливает воду в чашку, пациент сразу же может взять чашку и также начать наливать себе воду. В то же время, ввиду неполноценности мышления он может просто имитировать данные движения (при этом, не имея в руках кувшина с водой ) или даже взять кувшин и начать лить воду на пол.
    • Повторение слов окружающих. Если у ребенка имеется определенный словарный запас, он, услышав знакомое ему слово, может тут же повторить его. В то же время, незнакомые или слишком длинные слова дети не повторяют (вместо них они могут произносить бессвязные звуки ).
    • Полная обездвиженность. Иногда ребенок может лежать абсолютно неподвижно в течение нескольких часов, после чего также неожиданно может начать выполнять какие-либо действия.

    Нарушения эмоционально-волевой сферы

    Для всех детей с олигофренией характерно нарушение мотивации той или иной степени выраженности, а также нарушение психоэмоционального состояния. Это значительно затрудняет их пребывание в обществе, а при умерено выраженной, тяжелой и глубокой олигофрении делает невозможным их самостоятельное (без присмотра другого человека ) проживание.

    У детей с умственной отсталостью может наблюдаться:

    • Ослабление мотивации. Ребенок не проявляет инициативы к каким-либо действиям, не стремится узнавать новое, познавать окружающий мир и себя. У них нет каких-либо «своих» целей или стремлений. Все, что они делают, делают только по тому, что им говорят это близкие или окружающие люди. При этом они могут выполнить абсолютно все, что им будет сказано, так как не отдают себе отчета в своих действиях (не могут критически их оценивать ).
    • Легкая внушаемость. Абсолютно все люди с олигофренией легко поддаются воздействию окружающих (так как не могут различать ложь, шутки или сарказм ). Если такой ребенок ходит в школу, одноклассники могут издеваться над ним, заставляя совершать ненормальные поступки. Это может значительно травмировать психику ребенка, приводя к развитию более глубоких психических расстройств .
    • Медленное развитие эмоциональной сферы. Дети начинают чувствовать что-либо лишь к 3 – 4 годам или даже позже.
    • Ограниченность чувств и эмоций. Дети с тяжелой формой заболевания могут испытывать лишь примитивные чувства (страх, грусть, радость ), в то время как при глубокой форме олигофрении и они могут отсутствовать. В то же время, пациенты с легкой или умеренно выраженной умственной отсталостью могут испытывать намного больше чувств и эмоций (могут сопереживать, жалеть кого-то и так далее ).
    • Хаотичное возникновение эмоций. Чувства и эмоции олигофренов могут возникать и меняться внезапно, без какой-либо видимой причины (только что ребенок смеялся, через 10 секунд уже рыдает или ведет себя агрессивно, а еще через минуту снова смеется ).
    • «Поверхностные» чувства. Некоторые дети очень быстро переживают любые жизненные радости, тяжести и невзгоды, забывая о них в течение нескольких часов или дней.
    • «Интенсивные» чувства. Другой крайностью у умственно отсталых детей является чрезмерно выраженное переживание даже из-за самых незначительных проблем (например, уронив кружку на пол, ребенок может проплакать из-за этого несколько часов или даже дней ).

    Характерна ли агрессия для умственной отсталости?

    Агрессия и неадекватное, враждебное поведение чаще всего наблюдается у пациентов с глубокой умственной отсталостью. Большую часть времени они могут вести себя агрессивно по отношению к окружающим, а также по отношению к самим себе (могут избивать себя, царапать, кусать и даже наносить себе тяжелые телесные повреждения ). В связи с этим их отдельное проживание (без постоянного контроля ) невозможно.

    У детей с тяжелой формой заболевания также часто проявляются вспышки гнева. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, однако самим себе повреждения наносят относительно редко. Часто их агрессивный настрой может меняться на абсолютно противоположный (они становятся спокойными, тихими, приветливыми ), однако любое слово, звук или изображение может вновь спровоцировать у них вспышку агрессии или даже ярости.

    При умеренно выраженной умственной отсталости дети также могут быть агрессивными по отношению к окружающим. Ребенок может кричать на «обидчика», плакать, угрожающе жестикулировать руками, однако эта агрессия крайне редко переходит в открытую форму (когда ребенок стремится нанести кому-либо физический вред ). Вспышки злобы могут сменяться другими эмоциями уже через несколько минут или часов, однако в некоторых случаях ребенок может пребывать в плохом настроении в течение длительного времени (нескольких дней, недель или даже месяцев ).

    При легкой форме олигофрении агрессивное поведение встречается крайне редко и обычно связано с какими-либо отрицательными эмоциями, переживаниями или событиями. При этом близкий человек может быстро успокоить ребенка (для этого можно отвлечь его чем-то веселым, интересным ), в результате чего его злость смениться на радость или другое чувство.

    Нарушается ли физическое развитие у детей с умственной отсталостью?

    Сама по себе умственная отсталость (особенно легкая форма ) не приводит к отставанию в физическом развитии. Ребенок может быть относительно высоким, его мускулатура может быть достаточно развитой, а опорно-двигательный аппарат не менее крепким, чем у нормальных детей (однако лишь при наличии регулярных физических занятий и тренировок ). В то же время, при тяжелой и глубокой олигофрении заставить ребенка выполнять физические упражнения довольно трудно, в связи с чем такие дети могут отставать от сверстников не только в умственном, но и в физическом развитии (даже если родились физически здоровыми ). Также физическое недоразвитие может наблюдаться в тех случаях, когда причина олигофрении воздействовала на ребенка после его рождения (например, тяжелая травма головы в течение первых 3 лет жизни ).

    В то же время, стоит отметить, что физическое недоразвитие и аномалии развития могут быть связаны с причиной самой умственной отсталости. Так, например, при олигофрении, вызванной алкоголизмом или наркоманией матери, ребенок может родиться с различными врожденными аномалиями, физическими уродствами, недоразвитием отдельных частей тела и так далее. Это же характерно для олигофрении, вызванной различными интоксикациями , некоторыми генетическими синдромами, травмами и облучением плода радиацией на ранних сроках внутриутробного развития, сахарным диабетом матери и так далее.

    В результате длительных наблюдений было замечено, что чем тяжелее степень олигофрении, тем выше вероятность наличия у ребенка определенных физических аномалий развития черепа, грудной клетки, позвоночника , ротовой полости, наружных половых органов и так далее.

    Признаки умственной отсталости у новорожденных

    Выявить умственную отсталость у новорожденного бывает крайне сложно. Дело в том, что данное заболевание характеризуется замедленным умственным развитием ребенка (по сравнению с другими детьми ). Однако это развитие начинается лишь через определенное время после рождения, вследствие чего для постановки диагноза ребенок должен прожить минимум несколько месяцев. Когда во время плановых осмотров врач выявит какие-либо отставания в развитии, тогда и можно будет говорить о той или иной степени умственной отсталости.

    В то же время, стоит отметить, что выявление определенных предрасполагающих факторов и симптомов может натолкнуть врача на мысль о возможной умственной отсталости ребенка при первом же его осмотре (сразу после рождения ).

    На повышенную вероятность наличия олигофрении могут указывать:

    • Предрасполагающие факторы у матери – алкоголизм, употребление наркотиков, наличие хромосомных синдромов у близких родственников (например, у других детей ), сахарный диабет и так далее.
    • Наличие признаков умственной отсталости у матери или отца – люди с легкой формой заболевания могут создавать семьи и заводить детей, однако риск наличия у них (у их детей ) олигофрении повышен.
    • Деформации черепа новорожденного – при микроцефалии (уменьшении размеров черепа ) или при врожденной гидроцефалии (увеличении размеров черепа в результате скапливания в нем большого количества жидкости ) вероятность наличия умственной отсталости у ребенка близится к 100%.
    • Врожденные аномалии развития – дефекты конечностей, лица, полости рта, грудной клетки или других частей тела также могут сопутствовать тяжелой или глубокой форме олигофрении.

    Диагностика умственной отсталости

    Диагностика умственной отсталости, определение ее степени и клинической формы – это сложный и длительный процесс, требующий всестороннего обследования ребенка и выполнения различных диагностических исследований.

    Какой врач ставит диагноз и лечит умственную отсталость?

    Так как умственная отсталость характеризуется преимущественным нарушением мыслительных процессов и психоэмоционального состояния больного, диагностикой данной патологии и лечением детей с олигофренией должен заниматься врач-психиатр (записаться ) . Именно он может оценивать степень заболевания, назначать лечение и контролировать его эффективность, а также определять, представляет ли человек опасность для окружающих, подбирать оптимальные коррекционные программы и так далее.

    В то же время, стоит отметить, что практически в 100% случаев у олигофренов имеются не только психические, но и другие нарушения (неврологические, поражения органов чувств и так далее ). В связи с этим врач-психиатр никогда не лечит больного ребенка самостоятельно, а постоянно направляет его на консультации к специалистам из других областей медицины, которые помогают ему подобрать наиболее адекватное лечение, подходящее для каждого конкретного случая.

    При диагностике и лечении умственно отсталого ребенка психиатр может назначить консультацию:

    • невролога (записаться ) ;
    • дефектолога-логопеда (записаться ) ;
    • психолога (записаться ) ;
    • психотерапевта (записаться ) ;
    • окулиста (офтальмолога ) (записаться ) ;
    • оториноларинголога (ЛОР-врача ) (записаться ) ;
    • дерматолога (записаться ) ;
    • детского хирурга (записаться ) ;
    • нейрохирурга (записаться ) ;
    • эндокринолога (записаться ) ;
    • инфекциониста (записаться ) ;
    • мануального терапевта (записаться ) и других специалистов.

    Методики обследования ребенка с умственной отсталостью

    Для постановки диагноза используются данные анамнеза (врач опрашивает родителей ребенка обо всем, что может быть связано с имеющимся заболеванием ). После этого он обследует пациента, стараясь выявить те или иные нарушения, характерные для умственно отсталых людей.

    В процессе опроса родителей врач может спросить:

    • Имелись ли в семье умственно отсталые дети? Если среди ближайших родственников имелись олигофрены, риск наличия данного заболевания у ребенка повышен.
    • Страдал ли кто-либо из ближайших родственников хромосомными заболеваниями (синдромом Дауна , Барде-Бидля, Клайнфельтера и так далее )?
    • Принимала ли мать какие-либо токсины во время вынашивания ребенка? Если мать курила, употребляла алкоголь или принимала психотропные/наркотические препараты, риск рождения ребенка с умственной отсталостью у нее повышен.
    • Подвергалась ли мать облучению во время беременности? Это также могло способствовать развитию олигофрении у ребенка.
    • Не страдает ли память ребенка? Врач может спросить малыша, что он ел на завтрак, какую книгу ему читали на ночь или что-то в этом роде. Нормальный ребенок (умеющий говорить ) с легкостью ответит на эти вопросы, в то время как для олигофрена это будет затруднительно.
    • Бывают ли у ребенка вспышки агрессии? Агрессивное, импульсивное поведение (во время которого ребенок может ударить окружающих людей, в том числе родителей ) характерно для тяжелой или глубокой степени олигофрении.
    • Характерны ли для ребенка частые и беспричинные смены настроения? Это также может указывать на наличие олигофрении, хотя наблюдается и при ряде других психических расстройств.
    • Имеются ли у ребенка врожденные пороки развития? Если да – какие и сколько их?
    После опроса врач приступает к обследованию пациента, что позволяет ему оценить общее развитие и выявить какие-либо отклонения, характерные для олигофрении.

    Обследование ребенка включает:

    • Оценку речи. К возрасту 1 года дети должны говорить минимум несколько слов, а к двум годам уметь белее или менее общаться. Нарушение речи является одним из основных признаков олигофрении. Для оценки речи врач может задать малышу простые вопросы – сколько ему лет, в каком классе школы он учится, как зовут его родителей и так далее.
    • Оценку слуха. Врач может шепотом позвать ребенка по имени, оценив его реакцию на это.
    • Оценку зрения. Для этого врач может поместить перед глазами ребенка какой-либо яркий предмет и перемещать его из стороны в сторону. В норме ребенок должен следить за движущимся предметом.
    • Оценку скорости мышления . Чтобы это проверить, врач может задать ребенку простой вопрос (например, как зовут его родителей ). Умственно отсталый ребенок может ответить на этот вопрос с запозданием (через несколько десятков секунд ).
    • Оценку способности концентрировать внимание. Врач может дать ребенку какой-то яркий предмет или картинку, окликнуть его по имени или задать какой-то вопрос, требующий сложного ответа (например, что бы ребенок хотел съесть на ужин? ). Для олигофрена ответить на данный вопрос будет крайне сложно, так как его эмоционально-волевая сфера нарушена.
    • Оценку мелкой моторики. Для оценки данного показателя врач может дать малышу фломастер и попросить нарисовать что-нибудь (например, солнце ). Здоровый ребенок легко сделает это (если достиг соответствующего возраста ). В то же время, при умственной отсталости ребенок не сможет выполнить поставленную перед ним задачу (он может водить фломастером по бумаге, вырисовывать какие-то линии, однако солнце так и не нарисует ).
    • Оценку абстрактного мышления. Старших детей врач может попросить рассказать, что бы ребенок сделал в какой-либо вымышленной ситуации (например, если бы умел летать ). Здоровый ребенок без проблем «нафантазирует» множество всяких интересных вещей, в то время как олигофрен не сможет справиться с поставленной задачей из-за полного отсутствия абстрактного мышления.
    • Осмотр ребенка. Во время осмотра врач старается выявить какие-либо дефекты или аномалии развития, деформации различных частей тела и другие отклонения, которые могут наблюдаться при тяжелых формах олигофрении.
    Если в процессе обследования врач заподозрит, что ребенок является умственно отсталым, он может провести ряд диагностических тестов, позволяющих подтвердить диагноз.

    Какие исследования могут понадобиться при диагностике умственной отсталости?

    Как было сказано ранее, для постановки диагноза недостаточно просто выявить умственную отсталость у ребенка, а нужно еще определить ее степень. Для этого используются различные диагностические тесты, а также инструментальные исследования.

    При умственной отсталости врач может назначить:

    • тесты для определения уровня интеллекта (например, тест Векслера );
    • тесты для определения психологического возраста;
    • ЭЭГ (электроэнцефалограмму ) (записаться );
    • МРТ (магнитно-резонансную томографию ) (записаться ).

    Тесты для определения iq и психологического возраста при умственной отсталости (тест Векслера )

    IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта ) – показатель, позволяющий численно оценивать умственные способности человека. При диагностике умственной отсталости именно iq используется для определения степени заболевания.

    Степень умственной отсталости в зависимости от iq

    Стоит отметить, что у здоровых людей iq должен быть не менее 70 (в идеале более 90 ).

    Для определения уровня iq было предложено множество методик, наилучшей из которых считается тест (шкала ) Векслера. Суть данного теста заключается в том, что испытуемому предлагается решить несколько заданий (построить ряд цифр или букв, сосчитать что-либо, найти лишнюю или недостающую цифру/букву, выполнить определенные действия с изображениями и так далее ). Чем больше заданий пациент выполнит правильно, тем выше будет его уровень iq.

    Помимо определения iq, врач может определить и психологический возраст пациента (для этого также существует множество различных тестов ). Психологический возраст не всегда соответствует биологическому (то есть количеству лет, прошедших от рождения человека ) и позволяет оценить степень развития ребенка. Дело в том, что психологическое взросление человека происходит по мере его обучения, внедрения его в общество и так далее. Если же ребенок не обучается основным навыкам, понятиям и правилам поведения в социуме (что характерно для умственно отсталых детей ), его психологический возраст будет ниже нормы.

    Психологический возраст пациента в зависимости от степени олигофрении

    Следовательно, мышление и поведение пациента с глубокой умственной отсталостью соответствует таковым у трехлетнего ребенка.

    Основные диагностические критерии умственной отсталости

    Для того чтобы подтвердить диагноз умственной отсталости, нужно пройти ряд обследований у различных специалистов и сдать ряд тестов. В то же время, существуют определенные диагностические критерии, при наличии которых можно с большой долей вероятности сказать, что ребенок страдает олигофренией.

    К диагностическим критериям олигофрении относят:

    • Задержку психоэмоционального развития и мыслительных процессов.
    • Снижение уровня iq.
    • Несоответствие биологического возраста психологическому возрасту (последний значительно ниже нормы ).
    • Нарушение приспособления пациента в обществе.
    • Нарушения поведения.
    • Наличие причины, которая привела к развитию умственной отсталости (не обязательно ).
    Степень выраженности каждого из данных критериев напрямую зависит от степени умственной отсталости. Также стоит отметить, что выявить причину олигофрении удается не всегда, вследствие чего ее отсутствие не является поводом для сомнения в диагнозе, если все предыдущие критерии положительны.

    Показывает ли ЭЭГ умственную отсталость?

    ЭЭГ (электроэнцефалография ) – специальное исследование, позволяющее оценить активность различных участков головного мозга пациента. В некоторых случаях это позволяет оценить выраженность нарушений мыслительных процессов при умственной отсталости.

    Суть метода заключается в следующем. Пациент приходит в кабинет к врачу и после непродолжительной беседы ложится на кушетку. Ему на голову крепятся специальные электроды, которые будут регистрировать электрические импульсы, излучаемые клетками головного мозга. После установки датчиков врач запускает записывающее устройство и выходит из помещения, оставляя пациента одного. При этом больному запрещается вставать или говорить на протяжении всей процедуры (если этого не попросит врач ).

    Во время проведения исследования врач может обращаться к пациенту с помощью радиосвязи, просить выполнить те или иные действия (поднять руку или ногу, дотронуться пальцем до кончика носа и так далее ). Также при этом в помещении, в котором расположен пациент, может периодически включаться и выключаться свет или раздаваться определенные звуки, мелодии. Необходимо это, для того чтобы оценить реакцию отдельных участков коры головного мозга на внешние раздражители.

    Вся процедура обычно длится не более часа, после чего врач снимает электроды, а пациент может отправляться домой. Полученные данные (записанные на специальной бумаге ) врач внимательно изучает, стараясь выявить какие-либо отклонения, характерные для умственно отсталых детей.

    Может ли МРТ определить умственную отсталость?

    МРТ (магнитно-резонансная томография ) головы не позволяет определить умственную отсталость или оценить степень ее выраженности. В то же время, данное исследование может применяться для выявления причины олигофрении.

    Исследование проводится с помощью специального аппарата (магнитно-резонансного томографа ). Суть процедуры заключается в следующем. В назначенное время пациент приходит в поликлинику, где будет проводиться исследование. Вначале он ложится на специальный выдвижной стол томографа таким образом, чтобы его голова располагалась в строго определенном месте. Далее стол перемещается в специальный отсек аппарата, где и будет проводиться исследование. Во время всей процедуры (которая может длиться до получаса ) пациент должен лежать абсолютно неподвижно (не шевелить головой, не кашлять, не чихать ). Любое движение может исказить качество полученных данных. После окончания процедуры пациент может сразу же отправляться домой.

    Суть метода МРТ заключается в том, что во время пребывания пациента в специальном отсеке аппарата вокруг его головы создается сильное электромагнитное поле. В результате этого ткани различных органов начинают излучать определенную энергию, которая регистрируется специальными датчиками. После обработки полученных данных информация представляется на мониторе врача в виде детального послойного изображения головного мозга и всех его структур, костей череп, кровеносных сосудов и так далее. Исследовав полученные данные, врач может выявить те или иные нарушения, которые могли бы стать причиной умственной отсталости (например, очаги поражения головного мозга после травмы, уменьшение массы головного мозга, уменьшение размеров определенных долей мозга и так далее ).

    Несмотря на свою безопасность, МРТ имеет ряд противопоказаний. Основным из них является наличие любых металлических предметов в теле пациента (осколков, протезов, зубных коронок и так далее ). Дело в том, что магнитно-резонансный томограф представляет собой сильный электромагнит. Если в него поместить пациента, в теле которого имеются металлические предметы, это может привести к весьма плачевным последствиям (вплоть до повреждения внутренних органов и тканей больного ).

    Дифференциальная диагностика (отличия ) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников )

    Признаки умственной отсталости могут быть схожи с симптомами целого ряда других психических заболеваний. Чтобы правильно выставить диагноз и назначить адекватное лечение, врачу нужно знать, чем данные патологии отличаются друг от друга.

    Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать ):
    • От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки. Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость ), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.
    • От деменции. Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане ) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.
    • От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости ). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно ). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками ), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости ).

    Умственная отсталость у детей с ДЦП

    У 10 – 50% детей с ДЦП (детским церебральным параличом ) могут наблюдаться признаки умственной отсталости, причем частота встречаемости олигофрении зависит от конкретной формы ДЦП.

    Суть ДЦП заключается в нарушении двигательных функций пациента, связанных с повреждением его головного мозга во внутриутробном периоде, во время родов или сразу после рождения. Причин развития ДЦП также может быть множество (травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далее ), однако все они способствуют нарушению развития или повреждению (разрушению ) определенных участков головного мозга.

    Стоит отметить, что такие же причинные факторы могут приводить и к развитию олигофрении. Вот почему выявление признаков умственной отсталости у больных с ДЦП является одной из первостепенных задач врача.

    При сочетании этих двух патологий нарушения мыслительных, познавательных и психоэмоциональных функций у ребенка более выражены, чем при изолированной олигофрении. Чаще всего встречается тяжелая или глубокая умственная отсталость, однако даже при умеренной и легкой степени заболевания пациенты не могут самостоятельно себя обслуживать (из-за нарушения двигательных функций ). Вот почему любой ребенок с ДЦП и умственной отсталостью нуждается в постоянном уходе с момента рождения и на протяжении всей жизни. Такие дети крайне тяжело поддаются обучению, а полученная ими информация быстро забывается. Эмоции у них могут быть выражены слабо, однако при тяжелых формах олигофрении может проявляться необоснованная агрессия по отношению к окружающим.

    Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости )

    Алалия – это патологическое состояние, при котором у ребенка отмечается нарушение речи (произношения звуков, слов, предложений ). Причиной заболевания обычно является поражение (при родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далее ) структуры головного мозга, ответственной за формирование речи.

    В медицинской практике принято выделять две формы алалии - моторную (когда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвести ) и сенсорную (когда человек не понимает услышанную им речь ). Важной особенностью является тот факт, что при алалии у ребенка не поврежден орган слуха (то есть, он нормально слышит речь окружающих ) и отсутствуют какие-либо умственные отклонения (то есть он не является умственно-отсталым ). В то же время, нарушение речи при олигофрении связано с недоразвитием органа слуха (глухотой ) либо с неспособностью ребенка заучивать и воспроизводить услышанные им звуки, слова.

    Отличие умственной отсталости от шизофрении

    Шизофрения – это психическое заболевание, характеризующееся нарушением мышления и выраженными психо-эмоциональными расстройствами. Если заболевание проявляется в детском возрасте, говорят о детской шизофрении.

    Для детской шизофрении характерно тяжелое течение, сопровождающееся бредом (ребенок произносит бессвязные слова или предложения ) и галлюцинациями (ребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроении ). Также у ребенка могут наблюдаться проблемы при общении со сверстниками (дети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающими ), проблемы со сном, с концентрацией внимания и так далее.

    Многие из перечисленных симптомов встречаются и у детей с умственной отсталостью (особенно при атонической форме заболевания ), что значительно затрудняет дифференциальную диагностику. В данном случае на шизофрению могут указывать такие признаки как бред, галлюцинации, извращение или полное отсутствие эмоций.

    Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

    1. Органическое поражение мозга при родах.
    2. Детский церебральный паралич.
    3. Генетические нарушения обмена веществ.
    4. Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
    5. Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
    6. Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
    7. Гидроцефалия.
    8. Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
    9. Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
    10. Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.

    При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия - это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

    Признаки

    Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

    Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

    Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

    Легкая степень умственной отсталости

    Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

    Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

    В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.

    Умеренная умственная отсталость

    Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

    Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

    Тяжелая степень отсталости

    При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

    Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

    Диагностика

    Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

    • синдром Аспергера;
    • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
    • печеночная энцефалопатия.

    Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности ( , краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

    Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

    Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.

    Отстает или по-другому развивается?

    Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.

    Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.
    Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.

    Причины умственного отставания

    Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.

    Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.

    В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери. Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.

    Развитие умственно отсталых детей

    Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения.

    Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.

    В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.

    Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.

    Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.

    Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.

    Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника, витамины группы В.

    Психические проблемы. Умственная отсталость у детей. Приблизительно 3% детей не имеют соответствующих возрасту нормальных когнитивных способностей. Их обычно называют «умственно отсталыми» или «детьми с задержкой развития». Это определение относится ко всем детям, чье развитие в соответствии со стандартным интеллектуальным индексом (IQ) составляет менее 70 (результат от 80 до 130 определяет нормальный интеллект, а 100 – соответствует среднему уровню).

    Умственная отсталость у детей определяется как «выраженное снижение уровня всех психических функций», сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения». Другими словами, умственная отсталость – это неспособность ребенка познавать, проявлять самостоятельность и социальную компетентность в соответствующей возрастной группе.

    Развитие умственно отсталых детей протекает значительнее медленнее, чем у сверстников, во многих областях, особенно в отношении интереса к окружающему миру и способности к реагированию на внешние события. У таких детей позже появляется умение улыбаться, протягивать ручки по направлению к тому, что они видят или слышат, хватать игрушки и играть с ними, с отставанием развиваются все виды реакций в целом.

    Большое число умственно отсталых детей страдают от разнообразных проблем – врожденных заболеваний сердца, эпилептических припадков, нарушений слуха. Продолжительность их жизни редко превышает средний возраст отчасти из-за того, что они не получают медицинского лечения.

    Хотя каждый ребенок развивается различными темпами, он всегда проходит через перечисленные ниже этапы. Если показатели развития ребенка не достигают средних значений данного этапа развития, то это сигнал о наличии трудностей у ребенка.

    0 – 4 месяца

    Выказывает интерес к окружению и особое внимание к лицам, осуществляющим уход и за ним.

    Реагирует на свет и звук, особенно при общении с другими.

    Улыбается, когда к нему обращаются, или реагирует на определенное выражение лица, гулит.

    Получает удовольствие, когда его нежно и ласково успокаивают и поглаживают.

    Следит глазами за движущимся предметом или человеком, поворачивает головку по направлению к источнику звука.

    Может схватывать и удерживать небольшие предметы.

    Может удерживать головку, когда сидит на коленях.

    Спит ночью более 4 часов.

    5 – 8 месяцев

    Начинает обучаться тому, как функционируют некоторые вещи; реагирует на обращение.

    Общается с ухаживающим за ним человеком: улыбается, протягивает ручки.

    Реагирует на простейшие игры, например «ку-ку».

    Протягивает ручки к игрушкам и другим интересующим его предметам.

    Проявляет осторожный интерес при появлении незнакомых людей.

    Способен достаточно длительно концентрировать внимание на игрушках и посторонних людях.

    Начинает исследовать собственное окружение и взаимодействовать с ним.

    Умеет взять в руки и удерживать маленький предмет.

    Умеет пить из чашки или стакана, которые держат в руках взрослые.

    Произносит определенные звуки и повторяет их.

    Умеет сидеть без поддержки и играть в этом положении.

    Умеет ползать или карабкаться.

    Умеет подниматься, держась за решетку кроватки.

    9 – 12 месяцев

    Начинает взаимодействовать с окружающим его миром комплексно: протягивает игрушки родителям, начинает ходить при поддержке, катать мячик, использовать жестов для того, чтобы его поняли.

    Использует определенную модель поведения для того, чтобы приблизиться к родителям и забраться к ним на колени.

    Реагирует на интонацию речи родителей.

    Достаточно длительно концентрирует внимание на игре.

    Умеет подражать простым жестам – махать рукой при прощании, обозначать знак «да» или «нет» кивком.

    Использует зрение и руки для изучения новых объектов.

    Умеет подбрасывать или бросать мяч.

    Рассматривает с посторонней помощью простые картинки в книгах.

    Умеет класть в рот маленький кусочек пищи.

    Умеет ходить, держась за мебель.

    Понимает простые слова и указания.

    Применяет определенные звуки для определенных объектов.

    13 – 18 месяцев

    Проявляет осознанные намерения и способы исследования ситуации во время взаимодействия и игр.

    Объясняет свои желания и чувства с помощью жестов и слов.

    Использует предложения из одного – двух слов и понимает простые фразы.

    Устанавливает равновесие между потребностью в независимости и близости (например, уходит на противоположный конец комнаты, чтобы поиграть, и возвращается назад к одному из близких для того, чтобы приласкаться).

    Предпринимает попытки настоять на своем; умеет выразить недовольство голосом без плача, кусания и битья руками.

    Использует в играх представления и роли («варит в кастрюльке», «ездит в игрушечной машине»); играет самостоятельно.

    Узнает на картинках знакомые объекты, умеет составлять простейшую мозаику, нарисовать круг.

    Умеет бегать, подпрыгивать, стоять на одной ножке.

    19 мес. – до 3 – 3,5 лет

    Играет в сложные игры на воображение, связь мотивов близости, питания или ухода с необходимостью самоутверждения, исследования и агрессии.

    Знает, что реально, а что нет.

    Следует правилам.

    Понимает взаимосвязь между поведением, мыслями, чувствами и их последствиями.

    Взаимодействует со взрослыми и товарищами по играм в социально приемлемой форме.

    Умеет рисовать достаточно сложные рисунки, например, изобразить женщину с определенными чертами лица.

    Умеет взбираться и спускаться по лестнице.

    Умеет целенаправленно бросать большой мяч и ловить его.

    Составляет сложные предложения, содержащие логически связанные друг с другом слова.

    Начинает спрашивать «почему?», хотя это необязательно сопровождается интересом к ответам.

    Классификация умственной отсталости

    Умственная отсталость у детей – это неспецифичное заболевание, которое либо имеется, либо отсутствует у ребенка и представляет многоуровневое психопатологическое состояние, проявляющееся в значительном изменении поведения и способностей. Для определения степени умственной отсталости используется большое число классификационных систем. Такого рода классификация служит необходимым инструментом для подбора специальных учебных и медицинских учреждений. Родители, учителя и врачи должны следить за тем, чтобы ни одна классификационная система не препятствовала наиболее полному развитию остаточного потенциала ребенка.

    В большинстве случаев используются четыре категории умственной отсталости – от легкой до глубокой степени. Около 85% умственно отсталых детей относятся к легкой степени с интеллектуальным индексом (IQ) от 50 до 70. Хотя эти дети и нуждаются в особом обучении, они способны, даже если занятия начинаются в подростковом возрасте, обучиться чтению и счету. При соответствующей поддержке и помощи, в конце концов, они в значительной мере могут добиться независимости и вести самостоятельную жизнь. Дети со средней (умеренной) степенью умственной отсталости (интеллектуальный индекс от 35 до 49) способны научиться обслуживать себя и в определенной мере работать в защищенных и облегченных условиях. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости (IQ от 20 до 34) способны путем тренировки овладеть элементарными навыками гигиены. Однако в моторной и речевой областях они испытываю большие трудности и, как правило, не могут приобрести какие-либо профессиональные навыки. Дети с глубокой умственной отсталостью (IQ ниже 20) не могут выразить словами свое состояние и положение, не могут пользоваться туалетом. В течение всей своей жизни они нуждаются в уходе и обслуживании.

    Другие системы классификации основаны на способности детей достигнуть определенного образовательного уровня. «Способными к обучению» детьми считаются те, чей интеллектуальный индекс обычно составляет от 50 до 75. Их школьные успехи достигают уровня 3-6 классов. Способность к обучению ребенка с IQ от 30 до 50 достигает уровня 2 класса и, как правило, ограничивается этими результатами.

    Распознавание умственной отсталости

    Отставание в развитии в большинстве случаев обнаруживается сразу после рождения или несколько позже. Определенные врожденные формы умственной отсталости, включая так называемый синдром Дауна, устанавливаются при пренатальном обследовании. Дети с синдромом Дауна и некоторыми другими формами умственной отсталости своей внешностью отличаются от нормы и обнаруживают явные врожденные дефекты, что облегчает раннюю диагностику.

    Если даже вполне нормальный ребенок медленно развивается, у многих врачей возникают вопросы, требующие диагностических усилий для исключения легкой степени умственной отсталости. На втором или третьем году жизни и до достижения школьного возраста психическая отсталость устанавливается с помощью психологических и физиологических тестов. Иногда обследование выявляет другие причины замедленного развития, например снижение слуха, вследствие чего затрудняется возможность коммуникаций и обучения.

    Важно упомянуть, что предельный уровень умственной отсталости ниже 70 IQ выбран произвольно. Имеются дети с IQ ниже 70, которые в состоянии вести продуктивную и независимую жизнь. На самом деле некоторые исследования показывают, что дети из бедных слоев населения или другой культурной среды, чьи тестовые данные показывают уровень IQ ниже 70, в действительности после выравнивании или улучшения средовых условий показывают значительно более высокие интеллектуальные показатели. И наоборот, имеются дети, чей интеллектуальный индекс выше 70, однако, их школьные успехи не соответствуют возрастному уровню. Поэтому при диагностике умственной отсталости следует учитывать не только показатели поведения и успеваемости, но также культурную среду и социально-экономические данные.

    Причины заболевания

    Для умственной отсталости определены сотни известных причин и факторов риска. Это могут быть хромосомные аномалии (такие, как синдром Дауна), генетические заболевания, родовые травмы, малый вес при рождении и экстремальная незрелость плода, гормональные расстройства, пренатальная инфекция (например, корь в первой трети беременности), пренатальная недостаточность питания и потребление матерью наркотиков или алкоголя. После родов причиной умственной отсталости может быть психическая и физическая изоляция ребенка, тяжелая недостаточность питания, поражение мозга вследствие несчастного случая (например, падения или почти полного утопления), отравления свинцом и инфекции (менингит). В большинстве случаев истинные причины умственной отсталости остаются неизвестными.

    Синдром Дауна

    Часто встречающейся формой умственной отсталости является синдром Дауна – хромосомное расстройство, которое встречается, примерно, у одного из 700 новорожденных. В большинстве случаев психическое развитие у этих детей протекает нормально до 6 месяцев, а затем прекращается или даже регрессирует. Наряду со снижением психических показателей у большинства детей имеет место выраженная диспластичность лица и тела, что включает в себя слабость мышечного тонуса, маленький плоский череп, широкие щеки, выступающий вперед язык и азиатской формы глаза (что в прошлом давало повод для обозначения данного вида умственной отсталости как монголоидизм). В общей сложности насчитывается около сотни психических недостатков, связанных с синдромом Дауна, некоторые из которых редко встречаются и трудноотличимы от остальных.

    Этапы раннего детского развития

    Вы узнали, что ваш ребенок – умственно отсталый. К чему готовиться?

    Имейте в виду, что ваш ребенок, несмотря на умственную отсталость, личность, со своими надеждами, мечтами, правами и достоинством.

    В случае если ваши друзья стараются избегать встреч или кажутся неуверенными или смущенными, знайте, что большинство людей просто не знает, как реагировать на известие о болезни вашего ребенка и чем вам помочь. Вы должны понять, что некоторым людям трудно выразить свое сочувствие и участливость по отношению к другим.

    Установите контакт с организациями самопомощи и помощи больным. Попытайтесь познакомиться с другими родителями умственно отсталых детей, узнайте о том, как они оценивают ситуацию и обменяйтесь с ними своими переживаниями.

    Признайтесь себе в ваших чувствах вины, гнева, печали и разочарования. Эти чувства естественны. Не испытывайте стыда за себя и своего ребенка, для того, чтобы помочь ему, вы должны осмыслить и переработать свое разочарование.

    Несмотря на то что ваш ребенок имеет отличающиеся от нормы запросы и потребности и требует индивидуального подхода, не игнорируйте жизненных интересов супруга и других членов семьи. Это затруднит их участие в разрешении ваших проблем.

    Вы должны предвидеть, что ваше ближайшее окружение может не только проявлять готовность к пониманию ваших чувств и проблем, но и противостоять им. Преодоление этой жизненной ситуации является трудной проблемой.

    Причины

    Причиной этого заболевания могут быть хромосомные аберрации. Лица с трисомией 21 имеют 47 хромосом в каждой клетке вместо 46 хромосом в норме. Они рождаются с дополнительной 21 хромосомой. Эта форма синдрома Дауна встречается чаще всего (около 95% всех случаев) и не передается генетически. Некоторые дети с этим синдромом хотя и имеют дополнительную 21 хромосому, но она расплавляется другими хромосомами, так что, несмотря на это, остается 46 хромосом. Это определяется как врожденная транслокация при определенной форме синдрома Дауна. Родители некоторых детей с этой формой синдрома могут при специальном исследовании установить, кто из них носитель гена этого заболевания, что может дать информацию о возможных последствиях, если они захотят иметь еще одного ребенка. Дети, чье состояние обусловлено мозаицизмом (около 1% случаев) имеют различные клетки, некоторые из которых нормальные, а некоторые с дополнительной 21 хромосомой. Они обычно имеют менее выраженную патологию и более жизнеспособны. Что касается других генетических причин, то до сих пор не изучено, какую роль они играют в хромосомных отклонениях. Некоторые исследования показывают, что для этого синдрома имеет значение поздний возраст матери (около 2/3 всех детей с синдромом Дауна родились от матерей старше 35 лет), а также то обстоятельство, что она подвергалась повышенному рентгеновскому облучению или проживала в местности, загрязненной токсическими веществами.

    Темп развития

    Как и при других формах умственной отсталости, дети с синдромом Дауна развиваются с большой задержкой по сравнению с возрастной нормой. В первые несколько месяцев своей жизни дети с этим расстройством более спокойны и менее возбудимы, чем их здоровые сверстники. Причиной этого является снижение мышечного тонуса и недоразвитость координации. Большинство детей с синдромом Дауна лишь на втором году жизни начинают реагировать на окружение. Они улыбаются ухаживающим за ними лицам, лепечут и учатся сидеть без поддержки, не умея в то же время ползать и карабкаться. В последующие годы развиваются мышечная координация, речь и другие способности, однако, темпы развития остаются значительно более медленными, чем у других детей. По достижении двух лет многие дети с синдромом Дауна в состоянии сказать лишь одно – два слова. Проблема мышечной координации отражается также и на речевых возможностях: дети с синдромом Дауна часто с большим трудом ворочают языком и координируют движения губ и челюсти, необходимых для речи. В возрасте пяти лет они обычно в состоянии назвать несколько объектов и произнести короткие предложения с множеством артикуляционных и грамматических ошибок. Родители могут способствовать речевому развитию, если они регулярно говорят со своими детьми и активно помогают развитию у них артикуляционных способностей, упражняя их в определенных социальных ситуациях.

    Лечение

    Хотя умственно отсталые дети редко достигают уровня развития их сверстников, необходимо стараться, чтобы они максимально использовали свой потенциал. Чем раньше установлен диагноз, тем раньше родственники и дети могут начать программу стимулирующего развития. При этом родители и воспитатели не должны высказывать негативных чувств. Доброжелательность к ребенку ускорит его развитие.

    Лечение носит преимущественно поощрительный характер и его цель – помощь детям в достижении ими возможной максимальной активности и самостоятельно- ста. В США таких детей объединяют в группы, где они занимаются в окружении близких и привычных для них людей. Такие учреждения объединяют задачи воспитания и образования.

    Врачи должны сделать достаточно трудный прогноз о том, какую степень продвижения может дать тот или иной ребенок. Несмотря на то что умственно отсталые дети при соответствующем воздействии могут повысить свой интеллектуальный индекс, они никогда не могут достичь уровня IQ нормальных детей. И все же они в состоянии делать успехи в учебе, а в некоторых случаях у них отмечается явное улучшение.

    Родителям предлагается много тренировочных и поддерживающих программ для детей. Способы необходимого лечебного вмешательства зависят от квалифицированной экспертной оценки расстройства их развития и потребностей каждого конкретного ребенка. Обучение речи, навыкам опрятности, умению одеваться и самостоятельно принимать пищу необходимо во всех случаях. Обязательно проводится консультирование родителей. Необходима также координация работы врачей, которые занимаются лечением соматических затруднений и расстройств, и психотерапевтов, компетентных в решении психических и поведенческих проблем.

    Этапы раннего детского развития

    Любите меня!

    Элементарным и существенным первым шагом для оказания помощи детям, отстающим в развитии – это необходимость дарить им любовь и внимание. Люди с психическим и соматическим отставанием подвергаются общественной дискриминации, что затрудняет возможности их развития. Их отсталость не защищает их от болезненного понимания того, что они отличаются от других, и тогда они испытывают неприятные чувства. Сознание того, что они любимы и желанны, помогает ускорению развития детей и вызывает у них позитивный внутренний образ самого себя, что необходимо для выполнения трудных требований, которые предъявляет им жизнь.

    Помощь при психических проблемах и трудностях поведения

    Нет ни одной психической и поведенческой проблемы, свойственной исключительно лишь детям с умственной отсталостью. Вместе с тем у каждого ребенка с умственной отсталостью имеются свои личные трудности и проблемы. К примеру, у него возникают поведенческие проблемы, умственно отсталые дети часто становятся беспокойными и неусидчивыми из-за неспособности к продолжительной концентрации внимания, их поведение нарушается, что особенно отражается во время занятий дома или в образовательном учреждении.

    Такие дети обладают низкой устойчивостью по отношению к стрессовым факторам, что часто сочетается с недостаточностью контроля за своими побуждениями и желаниями. Известно, что больному ребенку требуется значительно большего времени для того, чтобы успокоиться после волнения и возбуждения, чем ребенку с нормальными когнитивными способностями.

    Изменения рутинного порядка, замечания в отношении правил приема пищи или обращения с предметами при отсутствии тормозящих моментов в психике могут легко вызвать реакцию раздражения вплоть до разрушительных действий или самоповреждений. Справиться с такого рода поведением даже у нормальных детей достаточно трудно. Общение с умеренно отсталыми особенно затруднительно в связи с тем, что им требуется особенно много усилий для того, чтобы контролировать свое поведение. Во врезке на стр. 338 показаны способы оказания родительской помощи. Психотерапевты пользуются для этого приемами поведенческой психотерапии, с помощью которых дети могут обучиться новым образцам поведения и контролировать свое состояние. Это особенно важно для детей с умственной отсталостью.

    Уже в очень юном возрасте у умственно отсталых детей часто страдает чувство собственного достоинства. Дети с легкими расстройствами развития часто знают, что они отличаются от других. Они узнают об этом, сравнивая себя со своими братьями или сестрами или на основании суждений и комментариев лиц из их окружения – членов семьи, соседских детей, учителей и других авторитетных взрослых. Следствие этого то, что умственно отсталые дети чувствуют себя несчастливыми, страдают от депрессии. Это также может привести к социальному регрессу или агрессивному поведению. Такие расстройства, даже при их сильной выраженности, требуют психотерапевтической помощи с применением игровой техники, которая применяется и при лечении детей с нормальным развитием.

    Семейные проблемы

    Те, кто помогают детям с умственной отсталостью, могут добиться успехов и получить большое удовлетворение, однако это требует большого терпения и сотрудничества всех членов семьи. Родители часто реагируют на то, что их ребенок болен, чувством вины, печалью и гневом. Некоторым из них тяжело чувствовать свою связь с ребенком. Другие братья или сестры могут испытывать чувство стыда, вины, раздражения или досады из-за того, что умственно отсталый ребенок требует особого внимания и отличается от других детей. Семья, в которой есть умственно отсталый ребенок, может получить пользу от совета или поддержки другой семьи, находящейся в том же положении.

    Психотерапия семей с умственно отсталыми детьми содержит ряд разъясняющих компонентов. Родители обучаются тому, как оценивать состояние развития их детей и, опираясь на эти знания, оказать помощь своим детям в развитии и учебе.